Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика деструктивного поведения старших подростков в образовательном учреждении

Работа №150128

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы78
Год сдачи2024
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6
1.1. Понятие и сущность деструктивного поведения подростков 6
1.2. Факторы, обуславливающие возникновение деструктивного подростков 19
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 27
2.1. Диагностика деструктивного поведения старших подростков 27
2.2. Анализ результатов исследования 29
2.3 Разработка программу по выявлению и профилактики деструктивных форм поведения у старших подростков 34
Выводы по 2 главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследования - глобальные перемены, происходящие в современном обществе, ведут к перестройке психологии человека, его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь значительны, то для других они становятся причиной социальной дезадаптации и, как следствие, склонности к деструктивному поведению.
Как показывают результаты исследований В.Ф. Амбросова, более чем у 40 % старших подростков наблюдается склонность к тем или иным формам деструктивного поведения, характеризующаяся повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, что отрицательно сказывается как на успеваемости подростка, так и на его социализации в целом. Однако следует признать, что целенаправленная работа по профилактике деструктивного поведения младших подростков в школе практически не ведется. Тем не менее, в истории психологии и социальной работы накоплен определенный опыт, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему.
Разработанность проблемы исследования:
- проблеме деструктивное поведения посвящены исследования как зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, Э. Дюркгейми др.), так и отечественных исследователей (Я.И. Гилинский, Е.В. Каган и др.);
- вопросы коррекции отклоняющегося поведения молодежи освещены в исследованиях А.А. Осиповой, И.В. Дубровиной и др.;
- проблему профилактики деструктивного поведения детей и подростков в своих работах рассматривали И.А. Фурманов, Е.В. Змановская и др.
Вместе с тем быстро меняющиеся социальные условия, резкий рост конфликтных, не умеющих владеть собой подростков, демонстрирующих различные виды деструктивного поведения, предопределяют необходимость рассмотрения проблемы профилактики деструктивного поведения с новых позиций.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в социальной работе обусловили выбор темы исследования: «Профилактика деструктивного поведения подростков в образовательном учреждении».
Выявление деструктивных форм поведения у старших подростков.
Объект исследования - деструктивных форм поведения у старших подростков
Предмет исследования - Выявление деструктивных форм поведения у старших подростков
Цель исследования: Выявление деструктивных форм поведения у старших подростков.
Исходя из цели, были определены задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «профилактика деструктивного поведения» применительно к теме исследования;
2. Провести диагностику деструктивного поведения старших подростков;
3. Разработать программу по выявлению и профилактики деструктивных форм поведения у старших подростков.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанная программа по выявлению и профилактики деструктивных форм поведения у старших подростков, позволит снизить уровень данного поведения.
Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение социального опыта, наблюдение, беседа, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует профилактике деструктивного поведения подростков. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке бакалавров различных специальностей в вузе, а также в системе повышения квалификации преподавателей вузов.
База исследования: МАОУ СШ № 18, в исследовании приняли участие младшие подростки в количестве 10 состоят на внутришкольном учете за различные нарушения общешкольного порядка в школе.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Первым методом исследования, относится анализ литературы по проблеме исследования. Вторым методом был: изучение документов на инвалидов их опрос, беседа и помощь в трудоустройстве и подготовка маршрутизации.
Методики исследования: для выявления склонности к различным формам деструктивного поведения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деструктивное поведение - это поведение человека, отклоняющееся от социальной нормы. Отклоняющимся от нормы поведение можно назвать если поведение не соответствует принятым на определенной территории в определенный отрезок времени нормам. Деструктивное поведение тесно связано с психологическими особенностями личности, с ее внутренними конфликтами и переживаниями. Чаще всего такое поведение возникает вследствие отклоняющегося процесса социализации. В процессе социализации у человека должно происходить осознание своей ответственности за преодоление социальных и моральных норм.
При нарушенном процессе социализации нормы, правила и предписания воспринимаются неверно или неточно и, следовательно, не выполняются. Отклоняющееся поведение тесно связано с понятием «норма». Так как понятие нормы трактуется в разных отраслях психологии по-разному, то и понятие деструктивного поведение тоже носит характер относительности. Оно зависит от национальности, временной эпохи, нравов и обычаев общества, в котором человек находится.
Существуют социальные и психологические нормы. И те, и другие прививаются человеку обществом, но, в отличие от социальных, психологические нормы или нормы морали человек определяет для себя сам, точнее он сам решает выполнять их или нет. За невыполнение нормы морали не предусматривается наказание.
Существует множество классификаций отклоняющегося поведения. Е.В. Змановская подразделяет такое поведение на 3 типа: антисоциальное (или делинквентное) поведение, асоциальное (или аморальное) поведение и аутодеструктивное (или саморазрушающее) поведение.
Главной причиной отклоняющегося поведения подростков является социальная и физическая незрелость. К основным причинам проявления девиаций в старшем подростковом возрасте также можно отнести: конфликты во внутрисемейных отношениях и других социальных контактах, неуверенность подростка в себе, заниженная самооценка, стремление к независимости и возрастные особенности (кризис подросткового возраста и т.д.).
По результатам проведенных методик исследования самооценки подростков можно выделить следующие положения: у подростков наблюдается преобладание низкого уровня самооценки или склонность к занижению своих достоинств, в частности, по актуальным для них позициям - внешности, авторитету у сверстников, характеру, где наблюдаются более низкие показатели. Проблемными зонами оптимизации самооценки подростков являются самоуважение, самопринятие и самоинтерес.
У подростков с неадекватной самооценкой наблюдаются такие особенности поведения, как враждебность, подозрительность, обидчивость, замкнутость, уступчивость, т.е. социально нежелательные характеристики. У подростков с адекватной самооценкой в качестве особенностей выступают: ответственность, сострадание, доброжелательность, активность, отзывчивость и бескорыстность, т.е. социально одобряемые качества.
Профилактика деструктивного поведения подростков становится не только социально значимой, но и психологически необходимой. Профилактика рассматривается как совокупность мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих социальные отклонения в поведении подростков.
Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих направлениях:
1) выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий, которые обуславливают возникновение агрессивного поведения, и своевременное устранение этих неблагоприятных воздействий;
2) современная диагностика агрессивных проявлений в поведении подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивного поведения у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако большое значение отводится педагогам и психологам.
Методами профилактики деструктивного поведения подростков могут быть игровые упражнения, интерактивные игры, дискуссии, метод арт- терапии.
Необходимым условием профилактической работы с подростками, проявляющими деструктивное поведение, является привлечение специалистов: классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних.
Использованная психокоррекционная программа профилактики позволяет в условиях школы воздействовать на психологические особенности подростков и проводить эффективную коррекцию.
Благодаря применению программы были снижены показатели негативных психических состояний подростков в экспериментальной группе.
Таким образом, можно утверждать, что программа доказала свою эффективность, но для дальнейшего улучшения результатов необходима работа с окружением деструктивных подростков.



1. Артамонова, А. А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений / А. А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». - 2009. - №1. - С. 53-58.
2. Бахирева, Г. В. Причинный комплекс агрессивного поведения несовершеннолетних / Г. В. Бахирева // Современные проблемы науки и образования. - 2008. - №3. - С. 185-188.
3. Бисалиев, Р. В. К вопросу об актуальности изучения проблемы агрессивного поведения у детей и подростков / Р. В. Бисалиев, Т. Н. Зубкова, В. С. Кальней, А. А. Миронова // Фундаментальные исследования. - 2007. - №1. - С. 76-77.
4. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 816 с.
5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
6. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. - М.:
Педагогика, 1991. - 142 с.
7. Волкова, Л.А. Причины криминально-агрессивного поведения подростков / Л. А. Волкова // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №8. - С. 70-72.
8. Воробьева, К. А. Влияние внутрисемейных особенностей на формирование агрессивных установок личности у подростков из полных и неполных семей / К. А. Воробьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2010. - №2. - С. 117-123.
9. Воробьева, К. А. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания / К. А. Воробьева // Воспитание школьников. - 2008. - №7. - С. 48.
10. Воробьева, К.А. Профилактика агрессивности в подростковой среде / К.А. Воробьева // Воспитание школьников. - №6. - С. 55 - 61.
11. Глебов, В.В. Профилактика агрессивного поведения подростков / В.В. Глебов, М.В. Рязанцева // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - №5. - С. 16 - 17.
12. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: учеб.- методич. Комплекс / Е.В. Гребенкин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 160 с. - ISBN 5-222-09783-8.
13. Гриневич, Н.В. Возможности использования метода Арт-терапии в психологической практике с детьми «группы риска» / Н.В. Гриневич //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - №5. - С. 303 - 306.
14. Гуляева, К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и её коррекция / К.Ю. Гуляева // Омский научный вестник. - 2007. - №3. - С. 107¬110.
15. Дубинин, С.Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / С.Н. Дубинин // Среднее профессиональное образование. - 2009. - №4. - С. 41-44.
16. Еникополов, С.Н. Дети и психология агрессии / С.Н. Еникополов // Школа здоровья. - 1995. - №3. - С. 31 - 39.
17. Ишимова, А. Е. Факторы деструктивно-агрессивного поведения современного подростка и их тенденции / А. Е. Ишимова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/158/8307/(дата обращения: 12.05.2024).
18. Кадыржанова, Ж.Е. Условия и факторы возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте / Ж.Е. Кадыржанова // Вестник ВЭГУ. - 2010. - №1. - С. 99-103.
19. Кларин, М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. - М.: пед. центр Эксперимент, 1998. - 180 с. - ISBN 5-87474-011-2.
20. Коваленко, И.Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И.Л. Коваленко // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2006. - №2. - С. 51-52.
21. Козловская, Н.В. Проблема психологической адаптации агрессивных подростков в группе сверстников / Н.В. Козловская // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2008. - №59. - С. 104 - 112.
22. Креч, Д. Элементы психологии / Д. Креч, Р. Кратчфилд // Вопросы психологии. - 1992. - №1. - С. 84-98.
23. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с. - ISBN: 978-5-9268-0828-6.
24. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. - М.: Академкнига, 2003. - 332 с. - ISBN: 5-946280-43-0.
25. Мардахаев, Л.В.Словарь по социальной педагогике. Учеб. пособие для студ. ВУЗов / Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с. - ISBN: 5¬7695-0882-5.
26. Мизина, Н.Н. Семья как фактор формирования агрессивного поведения подростков / Н.Н. Мизина, Е.А. Назаренко //Материалы XII региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Северо-Кавказскому региону». Т. 2. Общественные науки. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2008. - 194 с.
27. Мироненко, Т.И. Агрессия как естественный фактор социальной адаптации подростков / Т.И. Мироненко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - №6. - С. 260-266.
28. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. Изд. 2-е стереотип. / Ю.Б. Можгинский. - М.: «Когито-Центр», 2008. - 181 с. - ISBN:978-5-89353-246-3.
29. Нотова, С.В.Проблемы эмоционального стресса и агрессивности: теории возникновения и методики их изучения / С.В. Нотова, Е.С. Петросиенко // Вестник Оренбургского гос. университета. - 2009. - №1. - С. 87¬90.
30. Нурмухаметова, И.Ф. Понимание агрессивности и возрастная динамика её проявлений / И.Ф. Нурмухаметова, С.И. Галяутдинова //Вестник Башкирского университета. - 2010. - №4. - С. 26-29.
31. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 2005. - 480 с. - ISBN 5-89144-177-2.
32. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим- Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с. - ISBN:978-5-358- 04284-1.
33. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие / Ю.П. Платонов. - СПб.: Речь, 2003. - 464 с. - ISBN 5-9268-0244-1.
35. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 128 с. - ISBN 5-88687-081-4.
36. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с. - ISBN 5-250-00364-8.
37. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах - М, 2011. - 672 с. - ISBN 5-89570-005-5.
38. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2010. - 816 с. - ISBN: 978-5-49807-290-6
39. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. - М.: Изд-во Михайлова В.А - 1999. - 288 с. - ISBN: 5-8016-0044-2
40. Романко, О.А. Особенности формирования агрессивности в подростковом возрасте / О.А. Романко // Психология обучения. - 2007. - №9. - С. 53-63.
41. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 81-87.
42. Самусенко, И.Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И.Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2010. - №9. - С. 73 - 79.
43. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 93 с. - ISBN:5-89502- 041-0.
44. Смирнов, И.П. Психология взросления / И.П. Смирнов // Профессиональное образование. Столица. 2009. - №10. - С. 44-47.
45. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 416 с. - ISBN 5-691-00372-0.
46. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2000. - 481 с. - ISBN 978-5-89123-162-7.
47. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 541 с. - ISBN: 978-5-222-15576-9.
48. Сторожук, С.И. Основы психолого-педагогической коррекции агрессивных подростков / С.И. Сторожук // Преподаватель XXI век. - 2010. - №1. - С. 173 - 177.
49. Субботина, Н.Д. Естественные и социальные предпосылки человеческой агрессии / Н.Д. Субботина // Гуманитарный вектор. - 2008. - №2. - С. 14-24.
50. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности // Д.И. Фельдштейн. Избранные труды: В 2 т. / Д.И. Фельдштейн. - Т. 1. - М.: МПСИ, 2009. - 656 с. - ISBN 978-5-9770-0425-1.
51. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Часть 3 / К. Фопель. - М.: Генезис, 2006. - 160 с. - ISBN 5-85297-060-3.
52. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с. - ISBN:985- 636-502-3
53. Хухлаева, О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья / О.В. Хухлаева, Т.Ю. Кирилина. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 224 с. - ISBN 5-04006-109-9.
54. Чижова, И.Н. Рефлексивность и агрессивное поведение просоциальных и делинквентных подростков / И.Н. Чижова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2010. - №2. - С. 139-145.
55. Шабалин, О.М. Агрессивность как фактор риска правонарушающего поведения подростков / О.М. Шабалина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2008. - №1. - С. 41-42.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ