Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста 5
1.1 Содержание и сущность понятия интернет-зависимости, интернет
зависимость у детей младшего подросткового возраста 5
1.2 Характеристика процесса профилактики интернет-зависимости 12
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Эмпирическое исследование интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста 18
2.1 Диагностика наличия и уровня интернет-зависимости у детей младшего
подросткового возраста 18
2.2 Разработка и реализация программы, направленная на предъявить
профилактику интернет-зависимости у младших подростков 31
2.3 Практические рекомендации по профилактике интернет-зависимости у
младших ловушка подростков 99
Выводы по артикул главе 2 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
Список использованных источников 105
ПРИЛОЖЕНИЯ 109
Актуальность. В двадцать первом веке появился новый вид связи - компьютерные сети, который является совершенно новым пластом социальной реальности. Наиболее широкое распространение получила сеть под названием Интернет, которая ранее была известна как «Всемирная паутина». Появление Интернета упростило обыденную жизнь человека, теперь нет нужны, ходить в кинотеатры, ходить за покупками в магазины, посещать библиотеки, все необходимые услуги и информацию можно найти в Интернете. Однако, вслед за этим появился новый вид аддиктивного поведения - интернет-зависимость. С момента появления термина интернет- зависимость и даже на сегодняшний день, данный феномен является одной из неоднозначных и спорных тем обсуждения. В некоторых странах интернет-зависимость официально признана заболеванием, однако, по медицинским критериям интернет-зависимость не является психическим расстройством, но зависимость от видеоигр и азартных онлайн-игр включена в список расстройств вследствие аддиктивного поведения.
На сегодняшний день исследования на данную тему являются одними из «молодых», а также данная проблема мало изученна. Так, первое исследование проблемы интернет-зависимости было проведено за рубежом в 1995 году американским психиатром Айвеном Голдбергом. Этим вопросом также занимались Дж. Сулер, К. Янг и др. В России же феноменом интернет- зависимости занимались А. Е. Войскунский, В. Д. Менделевич, Л. Н. Бананин, А. Ю. Егоров и др.
Актуальность исследования определяется постоянным увеличением числа подростков, пользующихся Интернетом. К 2010 году число подростков, пользующихся Интернетом не менее трех часов в день, составляло 21,7% от всех детей. Однако к 2016 году этот показатель увеличился до 56%. Изучению профилактики интернет-зависимости у младших подростков посвящено недостаточное количество работ, что является еще одной причиной актуальности и перспективности исследовательской деятельности в данной области.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и реализовать программу профилактики интернет-зависимости детей младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Описать содержание и сущность понятия «интернет-зависимость»;
2. Выявить условия, способствующие снижению уровня интернет- зависимости у младших подростков;
3. Разработать программу профилактики интернет-зависимости у младших подростков.
Объект исследования: процесс профилактики интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста.
Предмет исследования: условия профилактики интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, опросник, формирующий эксперимент.
Гипотеза исследования: профилактика интернет-зависимости детей младшего подросткового возраста будет успешно осуществляться при следующих условиях:
• Диагностика наличия и уровня интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста;
• Реализация разработанной программы профилактики интернет- зависимости, направленной на формирование адекватной и устойчивой позиции к интернет-зависимости; формирование и развитие навыков, способствующих эффективному контролю и использованию собственного времени, развитию эмоциональной сферы.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать следующие выводы:
Интернет-зависимость определяется, как поведенческая зависимость, для которой характерно безотвязное стремление к использованию Интернета, выраженное пониженным самоконтролем, множеством проблемных поведенческих реакций, нарушения в эмоционально-волевой сфере.
На сегодняшний день существует множество различных точек зрения авторов на феномен интернет-зависимость, которые схожи с собой в каких- то аспектах, однако до сих пор нет единого мнения, касательного этого феномена. Процесс диагностики интернет-зависимости усложняет еще тот факт, что несмотря на всемирную распространенность данного феномена в настоящее время, интернет-зависимость не признана психическим расстройством и не включена в МКБ-19 DSM-5, но несмотря на это в МКБ- 11 включены зависимость от видеоигр и зависимость от азартных онлайн- игр, что являются производными составляющими интернет-зависимости как целого фактора девиантного поведения.
Исходя из актуальности данной проблемы нами была выбрана цель нашего исследования. Это выявление и реализация социально¬педагогических условий, способствующих профилактике интернет- зависимости у младших подростков. Чтобы проверить выдвинутую гипотезу, мы организовали научно-исследовательскую работу, которая включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительном этапе была подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по интернет-зависимости, определены компоненты и уровни интернет-зависимости, а также выбрана методика для диагностики интернет-зависимости у младших подростков.
В основном этапе проводились анализ и интерпретация полученных результатов первичной диагностики, что помогло нам определить социально-педагогические условия, необходимые для успешной профилактики интернет-зависимости у младших подростков. Помимо этого, по результатам констатирующего эксперимента была разработана и апробирована
программа профилактики интернет-зависимости у младших подростков.
По окончании программы была проведена повторная диагностика для отслеживания результативности программы. Исходя из результатов, можно отметить, что процент количества младших подростков со склонностью к интернет-зависимому поведению или уже наличием интернет-зависимости понизился, помимо этого существенно понизились критерии интернет- зависимости. Полученные данные позволяют сделать вывод об эффективности социально-педагогических условий для профилактики интернет-зависимости у младших подростков.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза находит свое подтверждение. Цель исследования достигнута, все поставленные задачи реализованы.
1. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский, О.В Смыслова. - Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.
2. Бухановский А. О. Зависимое поведение: клиника, динамика, систематика, лечение, профилактика. // Ростов-на-Дону, 2002. 60 с
3. Войскунский А.Е. Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2013. — № 4.
4. Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена Интернет - аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по психологии. - Москва: Изд-во Экопсицентр РОСС, 2000. - С. 251 - 253.
5. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
6. Войскунский А.Е. Диагностика зависимости от интернета:
сравнение методических средств // Медицинская психология в России. - 2015. - N 4(33). - C. 11 [Электронный ресурс]
http://mprj.ru/archiv globalZ2015 4 33Znomer12.pdf
7. ГоголеваА.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. -2-е изд.-стер. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. -240 с.
8. Грязнов С. А. Влияние интернет-зависимости на жизненные
приоритеты // Научный журнал // Столыпинский вестник. - 2020.
[Электронный ресурс] https:ZZcvberleninka.ru/articleZn/vlivanie-internet-
zavisimosti-na-zhiznennye-prioritety/viewer
9. Гудси Ф.Б. Проблемы психологической зависимости от Интернета в современный период / Ф.Б. Гудси // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2012. -No.1. -С.100-103.
10. Гриффитс М.Д. Избыточное применение Интернета: онлайновое
аддиктивное поведение.: пер. с англ. // Интернетзависимость:
психологическая природа и динамика развития. М.: Акрополь, 2009. C. 253-256.
11. Егоров А.Ю., Кибитов А.О., Трусова А.В. Интернет-зависимость:
клинические, биологические, генетические и психологические аспекты. // Вопросы наркологии. - 2019г. - №3. [Электронный ресурс]
https://psychiatr.ru/download/4042?view=1&name=022-047.pdf
12. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. -СПб.: Речь, 2007. -190 с.
13. Егоров, А.Ю. Современные представления об интернет- аддикциях и подходах к их коррекции [Электронный ресурс] / А.Ю. Егоров // Медицинско-психологический журнал, - 2015. - № 4. - Режим доступа: http://mprj.ru
14. Завалишина О.В. Интернет-аддикция одна из актуальных
проблем современности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015.
[Электронный ресурс]https://cyberleninka.ru/article/n7internet-addiktsiya-odna-iz-aktualnyh-problem-sovremennosti
15. Жилов В.С. Основные проблемы интернет-зависимого поведения / В.С, Жилов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №54. - С.361-365
16. Коптелова, Н. И. Интернет-зависимость среди подростков как
психолого-педагогическая проблема // Концепт. - 2016. - № 11.
[Электронный ресурс]https://e-koncept.ru/2016/86655.htm
17. Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 970-973.
18. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. -1991. - С. 8-15.
19. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств Текст.: автореф. дис. канд. мед. наук (13.04.2004) / Лоскутова Виталина Александровна; Новосибирская государственная медицинская академия. Новосибирск, 2004. — 20с.
20. Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Дифференцированная
психологическая коррекция интернет-зависимости у подростков // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 3. С. 142—163. [Электронный ресурс] https://cyberpsy.ru/articles/korrekciya-internet-
zavisimosti-u-podrostkov/
21. Мандель, Б. Р. Психология зависимости (аддиктология) / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
22. Мехтиханов, Н. Н. Психология зависимого поведения: учебное пособие / Н. Н. Мехтиханов. - М.: МПСИ, 2008. - 160 с.
23. Николаева, Е. И. Аддиктология. Теоретические и экспериментальные исследования формирования аддикций / Е. И. Николаева, В. Г. Каменская. - М.: Форум, 2011. - 208 с.
24. Ольховая Т.А., Чернова А.А., Парамонов В.Б. Поколение Z:
новые реалии социализации // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. [Электронный ресурс] https://science-
education.ru/ru/article/view?id=29976
25. Пьянкова Н.Г. Влияние глобальной сети интернет на психику
подростков // Концепт. - 2014. [Электронный ресурс]
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-globalnoy-seti-internet-na-psihiku-podrostkov
26. Репина М. А. Проблема интернет-зависимости среди подростков
// Молодой ученый. — 2014 — №20. [Электронный ресурс]
https: //moluch.ru/archive/79/13878/
Т1. Скобликова Т.В., Скриплева Е.В. Интернет-зависимость в молодежной среде как одна из проблем современного общества // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 2. [Электронный ресурс]https://science-education.ru/ru/article/view?id=29163
28. Солдатова Г.У. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказова // Психологический журнал. - 2013. -Т.34. -No4. -С. 105-114.
29. Титова В.В. Интернет-зависимость: Причины и механизмы
формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике / Клиническая психология. - 2014. [Электронный ресурс]
https://cvberleninka.ru/article/n/intemet-zavisimost-prichinv-i-mehanizmv-formirovaniva-diagnostika-podhodv-k-lechenivu-i-profilaktike/viewer
30. Федоров А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет- зависимости у подростков / А.Ф. Федоров, И.А. Власова // Молодой ученый. -2016. -No5. -С. 785-181.
31. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. — Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
32. Янг К. С. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29