ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН 7
1.1. Колыбельные песни как жанр фольклорного дискурса 7
1.1.1 Определение понятия колыбельная песня и его изучение в
лингвистической науке 7
1.1.2. Жанры фольклорной vs литературной колыбельной песни 14
1.1.3. Тематические и структурные особенности колыбельных песен 21
1.2. Понятие фрейма в современной лингвистике 30
1.2.1. Понятие фрейма и подходы к его изучению 30
1.2.2. Фрейм в ряду смежных понятий когнитивной лингвистики 33
1.3. Модель мира 36
1.3.1. Многообразие подходов к определению понятия модели мира 36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 40
ГЛАВА 2. КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ МИРА РЕБЕНКА В ДИСКУРСЕ
КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН 41
2.1. Область «своего мира» 42
2.1.1. Фрейм родственники как компонент области «своего мира» 42
2.1.1.1. Лексические компоненты фрейма родственники 42
2.1.1.2. Формирование ценностно-релевантных моделей поведения в
рамках фрейма родственники 48
2.1.2 Фрейм ребенок как компонент области «своего мира» 51
2.1.2.1. Лексические компоненты фрейма ребенок 51
2.1.2.2. Формирование ценностно-релевантных моделей поведения в
рамках фрейма ребенок 59
2.1.3. Фрейм смерти и боли как компонент области «своего мира» 61
2.1.3.1. Лексические компоненты фрейма смерти и боли 61
2.1.3.2. Формирование ценностно-релевантных моделей поведения в
рамках фрейма смерти и боли 63
2.1.4. Фрейм сон как компонент области «своего мира» 66
2.1.4.1. Лексические компоненты фрейма сон 66
2.1.4.2. Формирование ценностно-релевантных моделей поведения фрейма сон 67
2.2. Область «чужого мира» 68
2.2.1. Фрейм природа как компонент области «чужого мира» 69
2.2.1.1. Лексические компоненты фрейма природа 69
2.2.1.2. Формирование ценностно-релевантных моделей поведения в
рамках фрейма природа 73
2.2.2. Фрейм посторонние окружение как компонент области «чужого
мира» 75
2.2.2.1 Лексические компоненты фрейма постороннее окружение 75
2.2.2.2. Формирование ценностно-релевантных моделей поведения фрейма
постороннее окружение 77
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области лингвистики, и касается вопроса изучения колыбельной песни как средства формирования социальной модели мира у ребенка на материале французского и русского языков.
Современная лингвистика в рамках антропоцентрической парадигмы выделяет такой феномен как семья, формирующая с одной стороны нового представителя социума, с другой - передающая определенный культурный и языковой код того или иного лингвокультурного сообщества через призму семейного общения. Важной составляющей этого речевого общения, через которую ребенок усваивает язык, нормы и модели поведения, выступают колыбельные песни.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью описания такой важной составляющей процессе формирования личности как колыбельные песни. Колыбельная поэзия является одним из значимых фрагментов картины мира каждой лингвокультуры. Имея определенное место в режиме дня ребенка и воспроизводясь регулярно, колыбельные песни не только формируют коммуникативный опыт ребенка, но и являются инструментом для формирования определенных ценностных ориентиров и моделей поведения в социо-когнитивном опыте ребенка. Изучение данного типа взаимодействия взрослого с ребенком с позиции изучения формирования социальной модели мира позволяет выявить языковые, функциональные, образные особенности колыбельных песен, формирующие социальную модель мира ребенка на материале двух языков.
Цель данной исследовательской работы заключается в определении средств формирования социальной модели мира ребенка через жанр колыбельной песни. Для осуществления поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Обобщить теоретические знания о фольклорном дискурсе и дискурсе колыбельной песни.
2. Определить место дискурса колыбельной песни в лингвистических исследованиях и выявить структурные особенности данного жанра
3. Уточнить понятия «фрейм» и «модель мира».
4. Собрать корпус текстов французских и русских колыбельных песен.
5. Выявить номинативные, функциональные, образные средства формирования языковой картины мира в дискурсе колыбельных песен.
Объект исследования: дискурс французских и русских колыбельных песен.
Предмет исследования: лингвистические средства формирования социальной модели мира во французских и русских колыбельных песнях.
Методы исследования: метод количественного, контекстного и дефиниционного анализа, сравнительно-сопоставительный анализ и описательный анализ.
Теоретической базой работы являются научные труды в области изучения фрейма (Н.Н. Болдырев, А.Н. Баранов, Д.О. Добровольский), моделей мира (М.М. Маковский, А.Я. Гуревич, В.Н. Топоров) изучения колыбельных песен (О.И. Капица, М.Н. Мельников, А.М. Астахова, А.Н. Мартынова), а также семейной коммуникации (Е.С. Бойко, О.Н. Варламова).
Материалом исследования выступают французские и русские колыбельные песни, собранные методом сплошной выборки в количестве восьмидесяти двух единиц.
Практическая значимость исследования обусловливается возможностью использования материала исследования в рамках таких вузовских курсов как лингвокультурология, теория коммуникации, теория межкультурной коммуникации, лингвострановедение, так и в воспитательных (как методический материал)....
Целью настоящей работы было описание способов формирования социальной модели мира посредством французских и русских колыбельных песен. В теоретической части нами были рассмотрены различные определения, классификации колыбельных песен, разнообразие подходов к понятию фреймов и моделей мира.
Представляя собой особый жанр в ряду других, колыбельные песни на французском и русском языках являются воспроизводимыми моделями, реализуемыми в конкретных обстоятельствах - при подготовке ребенка ко сну, исполняются чаще всего взрослым членом семьи и адресованы конкретному получателю - ребенку.
Модель социального мира ребенка конструируется с помощью моделей «свой мир» и «внешний мир».
Модель «свой мир» состоит из следующих фреймов: родственники и ребенок. Во фрейме «родственники» были выделены слоты: мать, отец, дедушка, брат, сестра. Далее, фрейм «ребенок» состоит из слотов: сон и смерть/боль. Методом контекстуального, дефиниционного и описательного анализа нами были выявлены следующие формирующиеся посредством фреймов «родственники» и «ребенок» ценностно-релевантные модели поведения и ценности: 1) эстетическая ценность; 2) семейная ценность; 3) ценность здорового сна; 4) модель домашних обязанностей; 5) модель физического наказания; 6) модель пожелания благополучного будущего; 7) модель негативного пожелания; 8) модель «он спит, спи и ты».
Модель «внешний мир» состоит из фреймов: природа и другие люди. Фрейм «природа был» представлен слотами: домашние животные, дикие животные, время суток, небесные светила. Фрейм «другие люди» состоит из: реальных людей и сказочные персонажи. При изучении данной модели нами также были использованы методы контекстуального, дефиниционного и описательного анализа, поэтому мы смогли определить следующие ценностно-релевантные модели поведения и ценности: 1) модель сна; 2) модель наказание; 3) модель защиты.
Перспектива данного исследования состоит из следующих пунктов: продолжение изучение формирующих моделей мира у ребенка через колыбельные песни, увеличивая количество русских и французских колыбельных и выявление фреймов; 2) продолжение изучения формирующихся моделей мира на основе других языков (английский).
1. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная
лексикография. Избр. тр. Т. 2. М., 1995.
2. Астахова А.М. Импровизация в русском фольклоре. // Русский фольклор, вып.10; М.-Л., 1966. 386 с.
3. Баранов А.Н., Добровольский О.Д. Структуры знаний и их языковая онтологизация в значении идиомы // Исследования по когнитивным аспектам языка: Труды по искусственному интеллекту. Тарту, 1990. Вып. 903. С. 20-36.
4. Бойко Е.С. Материнская речевая деятельность в социуме староверов на Енисее: монография. Вып. 2, 2013. 287 с.
5. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной
лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 18-36.
6. Болдырев Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: /Под ред. И.А. Стернина. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2001. С. 25-36.
7. Варламова О.Н. Речевой портрет женщины в социально-релевантной роли матери (на материале французского и русского языков): дне. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Красноярск, 2018. 180 с.
8. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1988. 520 с.
9. Гучетль Ф.М. Языковые особенности колыбельных песен (на
материале разносистемных языков) // Вестник Адыгейского
государственного университета, 2008. Вып. 2. С. 1-3.
10. Жаботинская С. А. Концептуальный анализ: типы фреймов // В1сник Черкаського ун-та. Сер. Фшолог. науки. Черкаси, 1999. Вип.11. С. 1225.
11. Караулов Ю.Н., Филиппович Ю.Н. Лингвокультурное сознание русской языковой личности: моделирование состояния и функционирования. М., 2009.
12. Красных В.В. Лингвокогнитивные основы воспроизводимости // Вести. ЦМО МГУ. 2009. № 3. Лингвокультурология. С. 54-62.
13. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 141-172.
14. Куприянова С.О. Номинации адресата в колыбельных песнях // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2016. Выл. 3. С. 24-33.
15. Лукашевич Е.В. Когнитивная семантика: эволюционно
прогностический аспект. М. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2002. 234 с.....50