Введение
ГЛАВА I. Проблемы адаптации у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Основные понятия исследования
1.2. Факторы и условия влияющие на адаптацию детей младшего дошкольного возраста в детском саду.
1.3. Основные направления профилактики дезадаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Выводы по Главе I.
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике дезадаптации у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
2.1. Методы и организация исследования адаптации детей
2.2. Социально-педагогические условия профилактики дезадаптации
Выводы по Главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной нами темы исследования объясняется, тем, что в последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольные учреждения в раннем возрасте. Всем известно , что для многих родителей проблема адаптации малыша к дошкольному учреждению стоит достаточно остро, многие малютки приходят в детский сад из дома, из ограниченного семейного пространства в новый для них мир социальных связей и контактов.
В предыдущих работах нами было выявлено, что проблемы адаптации детей, к условиям детского сада берут свои корни в неготовности ребенка к поступлению в дошкольное образовательное учреждение в психическом, эмоциональном плане и физиологическом. От того как пройдет привыкание ребенка к новому режиму в дошкольном образовательном учреждении, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие и здоровье, а также дальнейшее благополучие, развитие в дошкольном учреждении и семье.
В раннем возрасте у детей происходит интенсивное развитие на физиологическом уровне, дополнительно активно развиваются все психические процессы. Когда эти процессы находится на этапе становления, они более подвержены колебаниям и даже срывам. Когда меняется привычная среда для ребенка, ему необходимо дополнительно находить силы для того, чтобы под нее подстроиться, это вызывает ряд психологических и педагогических проблем, как для самого малыша, так и для взрослых которые его в этот момент его окружают, воспитатели, педагоги, родители, близкие люди. Вовремя начатые действия по преодолению проблем адаптации, процессы воспитания, детей раннего развития являются важным условием для дальнейшего полноценного благополучного развития.
С целью недопущения проблем дезадаптации ребенка в детском образовательном дошкольном учреждении, необходимо оценить состояние поступившего впервые в ясли малыша, провести диагностику, выявит его состояние на момент поступления по всем известным параметрам. При необходимости предпринять ряд шагов по предотвращению дезадаптациии к условиям дошкольного образовательного учреждения, если имеются предпосылки к таковой.
Насколько будет успешен ребенок, что очень важно в обучении, в школе и даже в будущем, зависит именно от первого этапа в его жизни, насколько хорошо и быстро он будет адаптирован к дошкольному учреждению, как скоро пройдет его адаптация. Поэтому проблемы дезадаптации к дошкольному учреждению, не теряет своей актуальности по сей день и должна быть под пристальным вниманием специалистов, которые имеют к этому отношение.
Проблемами дезадаптации детей к дошкольному образовательному учреждению занимались и занимаются ученые, педагоги, психологи, медики. Среди них такие как: О. Е. Смирнова « Первые шаги» программа воспитания и развития детей раннего возраста, У. У. Антипова « Введение в теорию адаптации», М. А. Васильева « Программа воспитания и обучения в детском саду», Н. Д. Ватунина «Ребенок поступает в детский сад».
Для решения поставленных задач нами использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, методической, справочно¬энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения ); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, беседы, наблюдение, анкетирование); количественный и качественный анализ результатов исследования. Метод диагностики анкетирования и наблюдения Макшанцевой Л. В.
Мы изучили и рассмотрели несколько методик для исследования проблем дезадаптации детей в дошкольном образовательном учреждении. В результате, были отобраны наиболее эффективные по нашему мнению методы диагностики проблем адаптации, Автор Макшанцева Л. В.
которые позволяют выявить явные и скрытые нарушения у детей во время привыкания к детскому саду. (Карты наблюдения для педагогов, анкеты для родителей). Данные методы, как система психодиагностических инструментов и психологических средств они выявляют тревогоформирующие факторы, оказывающие влияние на детей в период привыкания их к новым условиям.
Объект исследования: процесс адаптации в условиях детского сада. Предмет исследования: профилактика дезадаптации.
Цель исследования: изучить адаптированность детей к условиям детского сада разработать и реализовать программу профилактики.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, адаптация детей к условиям ДОУ;
2. Выявить факторы, влияющие на процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ;
3. Исследовать уровни адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ;
4. Проанализировать и описать результаты исследования;
В ходе нашего исследования были использованы следующие методы работы: теоретические - сбор и анализ литературы по теме выпускной работы; эмпирические - наблюдение за детьми и родителями, устный опрос и беседы с воспитателями и родителями, анкетирование родителей, заполнение карт наблюдения; методы качественной и количественной обработки информации.
В ходе нашего исследования были использованы следующие методы работы: теоретические - сбор и анализ литературы по теме выпускной работы; эмпирические - наблюдение за детьми и родителями, устный опрос и беседы с воспитателями и родителями, анкетирование родителей, заполнение карт наблюдения; методы качественной и количественной обработки информации.
Целью исследования было: изучить адаптированность детей разработать и реализовать программу профилактических мероприятий для детей дошкольного возраста к условиям детского сада.
В процессе работы нами изучены труды, посвященные проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада, таких ученых как, О. Е. Смирновой,, М.А. Васильевой, Г.Н. Коджаспирова, В Е Кагана, У.У.Антиповой. выявлены факторы влияющие на успешную адаптацию. Выявлены и исследованы уровни адаптации.
Так же исследована, изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме дезадаптации детей к условиям детского сада. В ходе работы мы выяснили, что понятие «адаптация» - означает приспособление, прилаживание, приспособление организма его функций, органов и клеток к условиям среды в которой оказался. «Дезадаптация» это - нарушение приспособления ребенка к новым условиям (детского сада, режиму, сверстникам, развивающей среде) проявляется тревожными признаками, протестами, непослушанием, психическими и невротическими расстройствами.
Эффективность процесса адаптации можно определять по таким показателям как: эмоциональная стабильность, желание ребенка посещать детский сад, вступать в социальные связи, устойчивая нервная система, успешность продуктивной деятельности, активность на занятиях.
Адаптация очень сложный период в жизни маленького ребенка, который нуждается в помощи, ему приходится сталкиваться с новыми людьми, контактировать, привыкать к новому режиму дня, испытывать отсутствие родителей рядом, в течении нескольких часов подряд, чувствовать новые требования к поведению от взрослых неизвестных еще ребенку людей, чувствовать страх перед неизвестными вещами.
Ребенок, приходя в детский сад должен быть зрелым в психоэмоциональном плане и в физическом, это увеличивает процент успешной адаптации ребенка в детском саду.
Изучая литературу по данной теме исследования, и проходя практику в дошкольном учреждении, опыт работы показал, что процесс адаптации у детей младшего дошкольного возраста занимает довольно длительный период от двух недель до полугода. Такой разрыв во времени зависит от здоровья малыша в психологическом и физиологическом плане. Для изучения параметров готовности ребенка посещать детское дошкольное образовательное учреждение были применены методики позволяющие понять насколько ребенок подвержен стрессам в период привыкания к новым условиям. Результатами стали количественные показатели. После посещения детьми дошкольного учреждения была проведена повторная диагностика, результатами стали изменения в сторону положительной динамики в адаптации. С детьми которые труднее привыкали к дошкольному учреждению были проведены профилактические мероприятия направленные на устранение дезадаптации к условиям детского сада.
Цель нашего исследования успешно достигнута, дети которые были дезадаптированы получили помощь и успешно адаптировались к детскому саду, перейдя рубеж сложного этапа в их жизни.