Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Работа №150115

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
44
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие школьной дезадаптации и причины ее возникновения 6
1.1.1. Понятие школьной дезадаптации в психологии 6
1.1.2. Классификация школьной дезадаптации 8
1.1.3. Факторы и причины возникновения школьной дезадаптации 10
1.2. Психофизиологические особенности современных младших школьников и
их адаптации к учебному процессу 14
1.3. Способы профилактики дезадаптации в учебном процессе начальной
школы 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 30
2.1. Критерии и методики оценки уровня дезадаптации современных младших
школьников в учебном процессе 30
2.2. Актуальный уровень дезадаптации современных младших школьников к
учебному процессу 36
Выводы по главе 2 65
2.3. Разработка программы профилактики школьной дезадаптации
младших школьников в учебном процессе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Приложение


В настоящее время, в условиях реформирования и модернизации образования, проблема школьной дезадаптации, является одной из самой актуальных, по данным официальной статистики, носит прогрессирующий характер и осложняется тем, что зачастую протекает латентно.
В силу существенного изменения социальной ситуации развития детей вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, появления нового «цифрового поколения» школьников, введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ускорения темпа жизни, введения различных образовательных инноваций приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия, то есть к школьной дезадаптации первоклассников.
В последнее время растет число перинатальных повреждений центральной нервной (ППНС) системы, которые, по мнению большинства авторов, может в дальнейшем явиться причиной дезадаптации ребенка. Наиболее стрессовым для организма ребенка является начало школьного обучения. Переход к атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его способностям. Отсроченная манифестация перенесенных на первом году жизни поражений нервной системы зачастую стартует как синдром школьной дезадаптации (ШД).
Школьная дезадаптация проявляется в виде снижения успеваемости и учебной мотивации, негативного отношения к школьным требованиям, происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников, искажается соотношение «самооценка - уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.
Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы многих исследователей (Т. А. Дорофеев; Л. С. Иванова; В. В. Гурьева; Л.В.Замулина).
При всей безусловной важности упомянутых исследований, до настоящего времени не имеется ясных представлений о ранних проявлениях школьной дезадаптации у детей 6-7 лет, для этого важна профилактика школьной дезадаптации с комплексом различных мероприятий, направленных на предупреждение неадекватных механизмов приспособления ребенка к начальной школе.
Зачастую начальные фазы адаптации к условиям школьного обучения не переходят в устойчивое состояние, а напротив, вступают в действие механизмы дезадаптации, приводящие к конфликту ребёнка со средой, усугубляющегося со временем (Г.Ф. Кумарина, М.М. Семаго и др.).
Объект исследования - школьная дезадаптация.
Предмет исследования - актуальное состояние школьной дезадаптации.
Целью исследования является разработка программы профилактики школьной дезадаптации учащихся 1 класса МБОУ «Новоозерновская ОШ».
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что дезадаптация современных младших школьников в учебном процессе характеризуется наличием: низкой школьной мотивации, сниженной работоспособности, негативным отношением к обучению в школе, наличием повышенной тревожности в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие школьной дезадаптации в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Провести теоретический обзор способов профилактики дезадаптации в учебном процессе начальной школы.
4. Выделить критерии актуального состояния дезадаптации младших школьников.
5. Подобрать методики по выявлению дезадаптации младших школьников в учебном процессе.
6. Провести констатирующий эксперимент актуального состояния дезадаптации младших школьников в учебном процессе и проанализировать его результаты.
7. Разработать программу профилактики школьной дезадаптации младших школьников в учебном процессе.
Методы исследования: теоретический - анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: анкетирование, метод опроса, тестирование, моделирование.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выполнения настоящей выпускной квалификационной работы являлась разработка программы профилактики школьной дезадаптации у учащихся 1 класса МБОУ «Новоозерновская ОШ».
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования позволил установить, что школьная дезадаптация представляет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также является расстройством общей способности к психологической адаптации в связи с определенными патологическими факторами.
Школьная дезадаптация - это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
Трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.
Обобщение факторов возникновения школьной адаптации позволяет выделить несколько групп, способствующих её появлению: биологические, психологические и социальные. Анализ теоретических положений (Ю.А. Александровский, Р. Берне. Г.М. Бреслав, М.И. Буянов, Р.В. Овчарова) позволил выделить основные проявления школьной дезадаптации в учебном процессе: ребенок отрицательно или индеффектно относится к школе, проявление отрицательных эмоциональных эмоций; резкое отсутствие у первоклассников мотивации учения, их направленность на другие, нешкольные, виды деятельности. У детей нарушается самочувствие, здоровье, это более выражено в различных учебных ситуациях. Наличие повышенного уровня тревожности, связанных со школой.
Опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблематике предполагала проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня дезадаптации первоклассников в учебном процессе.
По результатам диагностики все участники исследования были распределены на три групп:
- 1 группа - младшие школьники с высоким уровнем дезадаптации, выраженная дезадаптация в учебном процессе адаптацией к школьному обучению (16% детей).
- 2 группа - младшие школьники, имеющие средний уровень дезадаптации, при котором проявляются некоторые ее признаки (42% детей):
- 3 группа - младшие школьники с низким уровнем дезадаптации, т.е. отсутствием каких-либо ее признаков (42% детей).
Самыми часто встречающимися нарушениями адаптационного процесса оказались несформированность учебной мотивации и широкая распространённость ненормативных показателей тревожности.
На основании полученных данных была разработана программа тематических классных часов, направленных на профилактику школьной дезадаптации младщих школьников в учебном процессе.
Помимо серии классных часов для младших школьников, предложено проведение тематического родительского собрания, в ходе которого родители смогут ознакомиться с признаками успешной и нарушенной адаптации ребёнка к школе, правилами оказания ребёнку помощи и поддержки в адаптационный период, а также ознакомиться с рекомендациями по профилактики школьной дезадаптации.



1. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Т.Ю. Андрущенко. - Вопросы психологии. - 2007. - № 4. - С. 56-63.
2. Безменов П.В. Роль психопатологических расстройств в комплексе причин школьной неуспеваемости учеников младших классов // Российский психиатрический журнал, 2001, №4. - с.8-13.
3. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. - Екатеринбург: "ЛИТУР", 2013. - 320 с.
4. Безруких М.М. Почему учиться трудно.- М.,1995.
5. Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению [Текст] : автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 /; Ом. гос. пед. ун-т. - Томск, 1999. - 23 с.
6. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2010. - 628 с.
7. Войнов В.Б. Функциональное созревание центральной нервной системы, начальная школа, дезадаптация.// Успехи физиологических наук. 2014. Т. 45. № 3. С. 66-78.
8. Волков Б.С. Психология младшего школьника. Учеб. пособие. - М., 2000.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2011. - 538 с.
10. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткин - М.: Образование, 1996. - 184 с.
11. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2012. - 240 с.
12. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М.Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000.
13. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / Марютина Т.М., Мешкова Т.А.. - СПб.: Речь. — 180 с.
14. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 2013.
15. Иовчук Н.М. Детские депрессии и школьная дезадаптация.- Ташкент, 1994.- С. 212-213.
16. Иовчук Н.М. Психопатологические механизмы школьной дезадаптации. /Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-27 октября, 1995г.) - М., 1995.
17. Карбанович О.В. Психолого-педагогические условия преодоления школьной дезадаптации / О.В. Карбанович // Вестник Брянского государственного университета. - 2012. - №1 (1). - С.125-128.
18. Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы школьной дезадаптации и некоторые пути профилактики.- М.,1988.- С. 172 - 176.
19. Корнев А.Н. Школьная дезадаптация у детей с недоразвитием речи и ее предупреждение / А.Н. Корнев // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. - 2012. - №19 (278). - С.68-76.
20. Кумарина Г.Ф. Педагогические условия предупреждения школьной дезадаптации. /Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 25-27 октября, 1995г.) - М., 1995.
21. Кучма В.Р. Рекомендации п организации обучения первоклассников в адаптационный период.// Начальная школа. 2001. № 8.
22. Маслоу А.Х. Новые рубежи человеческой природы: [пер. с англ.] / А.Х. Маслоу. - М.: Смысл, 2010. - 423с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2000. - 361с.
24. Новикова Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987.
25. Овчарова Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте- М., 1996. №1,2.
26. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников (Методические рекомендации для учителей начальных классов) / Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области» / Автор-сост. Н.П.Бадьина. - Курган, 2009. - 59 с.
27. Рябухина Д.А. Психологические особенности младших школьников с трудностями школьной адаптации.// Символ науки. 2016. № 11-4 (23). С. 183-185.
28. Соснина Е. В. Возрастные и индивидуальные особенности развития
личности младшего школьника.// IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2012 года. [Электронный ресурс]:
http://www.rae.ru/forum2012/264/1216
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 319 с.
30. Якутина А.И. Почему учиться трудно, или школьная дезадаптация.// Ямальский вестник. 2016. № 2 (7). С. 66-68.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ