ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие школьной дезадаптации и причины ее возникновения 6
1.1.1. Понятие школьной дезадаптации в психологии 6
1.1.2. Классификация школьной дезадаптации 8
1.1.3. Факторы и причины возникновения школьной дезадаптации 10
1.2. Психофизиологические особенности современных младших школьников и
их адаптации к учебному процессу 14
1.3. Способы профилактики дезадаптации в учебном процессе начальной
школы 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 30
2.1. Критерии и методики оценки уровня дезадаптации современных младших
школьников в учебном процессе 30
2.2. Актуальный уровень дезадаптации современных младших школьников к
учебному процессу 36
Выводы по главе 2 65
2.3. Разработка программы профилактики школьной дезадаптации
младших школьников в учебном процессе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Приложение
Глава 1. ДЕЗАДАПТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие школьной дезадаптации и причины ее возникновения 6
1.1.1. Понятие школьной дезадаптации в психологии 6
1.1.2. Классификация школьной дезадаптации 8
1.1.3. Факторы и причины возникновения школьной дезадаптации 10
1.2. Психофизиологические особенности современных младших школьников и
их адаптации к учебному процессу 14
1.3. Способы профилактики дезадаптации в учебном процессе начальной
школы 22
Выводы по главе 1 28
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ
ДЕЗАДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 30
2.1. Критерии и методики оценки уровня дезадаптации современных младших
школьников в учебном процессе 30
2.2. Актуальный уровень дезадаптации современных младших школьников к
учебному процессу 36
Выводы по главе 2 65
2.3. Разработка программы профилактики школьной дезадаптации
младших школьников в учебном процессе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
Приложение
В настоящее время, в условиях реформирования и модернизации образования, проблема школьной дезадаптации, является одной из самой актуальных, по данным официальной статистики, носит прогрессирующий характер и осложняется тем, что зачастую протекает латентно.
В силу существенного изменения социальной ситуации развития детей вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, появления нового «цифрового поколения» школьников, введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ускорения темпа жизни, введения различных образовательных инноваций приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия, то есть к школьной дезадаптации первоклассников.
В последнее время растет число перинатальных повреждений центральной нервной (ППНС) системы, которые, по мнению большинства авторов, может в дальнейшем явиться причиной дезадаптации ребенка. Наиболее стрессовым для организма ребенка является начало школьного обучения. Переход к атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его способностям. Отсроченная манифестация перенесенных на первом году жизни поражений нервной системы зачастую стартует как синдром школьной дезадаптации (ШД).
Школьная дезадаптация проявляется в виде снижения успеваемости и учебной мотивации, негативного отношения к школьным требованиям, происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников, искажается соотношение «самооценка - уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.
Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы многих исследователей (Т. А. Дорофеев; Л. С. Иванова; В. В. Гурьева; Л.В.Замулина).
При всей безусловной важности упомянутых исследований, до настоящего времени не имеется ясных представлений о ранних проявлениях школьной дезадаптации у детей 6-7 лет, для этого важна профилактика школьной дезадаптации с комплексом различных мероприятий, направленных на предупреждение неадекватных механизмов приспособления ребенка к начальной школе.
Зачастую начальные фазы адаптации к условиям школьного обучения не переходят в устойчивое состояние, а напротив, вступают в действие механизмы дезадаптации, приводящие к конфликту ребёнка со средой, усугубляющегося со временем (Г.Ф. Кумарина, М.М. Семаго и др.).
Объект исследования - школьная дезадаптация.
Предмет исследования - актуальное состояние школьной дезадаптации.
Целью исследования является разработка программы профилактики школьной дезадаптации учащихся 1 класса МБОУ «Новоозерновская ОШ».
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что дезадаптация современных младших школьников в учебном процессе характеризуется наличием: низкой школьной мотивации, сниженной работоспособности, негативным отношением к обучению в школе, наличием повышенной тревожности в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие школьной дезадаптации в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Провести теоретический обзор способов профилактики дезадаптации в учебном процессе начальной школы.
4. Выделить критерии актуального состояния дезадаптации младших школьников.
5. Подобрать методики по выявлению дезадаптации младших школьников в учебном процессе.
6. Провести констатирующий эксперимент актуального состояния дезадаптации младших школьников в учебном процессе и проанализировать его результаты.
7. Разработать программу профилактики школьной дезадаптации младших школьников в учебном процессе.
Методы исследования: теоретический - анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: анкетирование, метод опроса, тестирование, моделирование.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения.
В силу существенного изменения социальной ситуации развития детей вследствие глобальных социально-экономических, демографических и информационно-технологических изменений, происходящих в обществе, появления нового «цифрового поколения» школьников, введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), ускорения темпа жизни, введения различных образовательных инноваций приводит к росту напряженности, тревожности, нарушениям поведения и межличностного взаимодействия, то есть к школьной дезадаптации первоклассников.
В последнее время растет число перинатальных повреждений центральной нервной (ППНС) системы, которые, по мнению большинства авторов, может в дальнейшем явиться причиной дезадаптации ребенка. Наиболее стрессовым для организма ребенка является начало школьного обучения. Переход к атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его способностям. Отсроченная манифестация перенесенных на первом году жизни поражений нервной системы зачастую стартует как синдром школьной дезадаптации (ШД).
Школьная дезадаптация проявляется в виде снижения успеваемости и учебной мотивации, негативного отношения к школьным требованиям, происходит снижение статуса ребенка в группе сверстников, искажается соотношение «самооценка - уровень притязаний», наблюдается возрастание школьной тревожности.
Исследованию условий предупреждения и коррекции школьной дезадаптации посвящены работы многих исследователей (Т. А. Дорофеев; Л. С. Иванова; В. В. Гурьева; Л.В.Замулина).
При всей безусловной важности упомянутых исследований, до настоящего времени не имеется ясных представлений о ранних проявлениях школьной дезадаптации у детей 6-7 лет, для этого важна профилактика школьной дезадаптации с комплексом различных мероприятий, направленных на предупреждение неадекватных механизмов приспособления ребенка к начальной школе.
Зачастую начальные фазы адаптации к условиям школьного обучения не переходят в устойчивое состояние, а напротив, вступают в действие механизмы дезадаптации, приводящие к конфликту ребёнка со средой, усугубляющегося со временем (Г.Ф. Кумарина, М.М. Семаго и др.).
Объект исследования - школьная дезадаптация.
Предмет исследования - актуальное состояние школьной дезадаптации.
Целью исследования является разработка программы профилактики школьной дезадаптации учащихся 1 класса МБОУ «Новоозерновская ОШ».
Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что дезадаптация современных младших школьников в учебном процессе характеризуется наличием: низкой школьной мотивации, сниженной работоспособности, негативным отношением к обучению в школе, наличием повышенной тревожности в учебном процессе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие школьной дезадаптации в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
3. Провести теоретический обзор способов профилактики дезадаптации в учебном процессе начальной школы.
4. Выделить критерии актуального состояния дезадаптации младших школьников.
5. Подобрать методики по выявлению дезадаптации младших школьников в учебном процессе.
6. Провести констатирующий эксперимент актуального состояния дезадаптации младших школьников в учебном процессе и проанализировать его результаты.
7. Разработать программу профилактики школьной дезадаптации младших школьников в учебном процессе.
Методы исследования: теоретический - анализ литературы по проблеме исследования, эмпирические методы: анкетирование, метод опроса, тестирование, моделирование.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложения.
Целью выполнения настоящей выпускной квалификационной работы являлась разработка программы профилактики школьной дезадаптации у учащихся 1 класса МБОУ «Новоозерновская ОШ».
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования позволил установить, что школьная дезадаптация представляет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также является расстройством общей способности к психологической адаптации в связи с определенными патологическими факторами.
Школьная дезадаптация - это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
Трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.
Обобщение факторов возникновения школьной адаптации позволяет выделить несколько групп, способствующих её появлению: биологические, психологические и социальные. Анализ теоретических положений (Ю.А. Александровский, Р. Берне. Г.М. Бреслав, М.И. Буянов, Р.В. Овчарова) позволил выделить основные проявления школьной дезадаптации в учебном процессе: ребенок отрицательно или индеффектно относится к школе, проявление отрицательных эмоциональных эмоций; резкое отсутствие у первоклассников мотивации учения, их направленность на другие, нешкольные, виды деятельности. У детей нарушается самочувствие, здоровье, это более выражено в различных учебных ситуациях. Наличие повышенного уровня тревожности, связанных со школой.
Опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблематике предполагала проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня дезадаптации первоклассников в учебном процессе.
По результатам диагностики все участники исследования были распределены на три групп:
- 1 группа - младшие школьники с высоким уровнем дезадаптации, выраженная дезадаптация в учебном процессе адаптацией к школьному обучению (16% детей).
- 2 группа - младшие школьники, имеющие средний уровень дезадаптации, при котором проявляются некоторые ее признаки (42% детей):
- 3 группа - младшие школьники с низким уровнем дезадаптации, т.е. отсутствием каких-либо ее признаков (42% детей).
Самыми часто встречающимися нарушениями адаптационного процесса оказались несформированность учебной мотивации и широкая распространённость ненормативных показателей тревожности.
На основании полученных данных была разработана программа тематических классных часов, направленных на профилактику школьной дезадаптации младщих школьников в учебном процессе.
Помимо серии классных часов для младших школьников, предложено проведение тематического родительского собрания, в ходе которого родители смогут ознакомиться с признаками успешной и нарушенной адаптации ребёнка к школе, правилами оказания ребёнку помощи и поддержки в адаптационный период, а также ознакомиться с рекомендациями по профилактики школьной дезадаптации.
Теоретический анализ литературных источников по теме исследования позволил установить, что школьная дезадаптация представляет собой нарушение приспособления ученика к внешним требованиям, что также является расстройством общей способности к психологической адаптации в связи с определенными патологическими факторами.
Школьная дезадаптация - это расстройство адаптации ребенка школьного возраста к условиям учебного учреждения, при котором снижаются способности к обучению, ухудшаются взаимоотношения с учителями и одноклассниками.
Трудности, которые могут возникать у ребёнка в период обучения, особенно начального, связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.
Обобщение факторов возникновения школьной адаптации позволяет выделить несколько групп, способствующих её появлению: биологические, психологические и социальные. Анализ теоретических положений (Ю.А. Александровский, Р. Берне. Г.М. Бреслав, М.И. Буянов, Р.В. Овчарова) позволил выделить основные проявления школьной дезадаптации в учебном процессе: ребенок отрицательно или индеффектно относится к школе, проявление отрицательных эмоциональных эмоций; резкое отсутствие у первоклассников мотивации учения, их направленность на другие, нешкольные, виды деятельности. У детей нарушается самочувствие, здоровье, это более выражено в различных учебных ситуациях. Наличие повышенного уровня тревожности, связанных со школой.
Опытно-экспериментальная работа по исследуемой проблематике предполагала проведение констатирующего эксперимента, направленного на выявление актуального уровня дезадаптации первоклассников в учебном процессе.
По результатам диагностики все участники исследования были распределены на три групп:
- 1 группа - младшие школьники с высоким уровнем дезадаптации, выраженная дезадаптация в учебном процессе адаптацией к школьному обучению (16% детей).
- 2 группа - младшие школьники, имеющие средний уровень дезадаптации, при котором проявляются некоторые ее признаки (42% детей):
- 3 группа - младшие школьники с низким уровнем дезадаптации, т.е. отсутствием каких-либо ее признаков (42% детей).
Самыми часто встречающимися нарушениями адаптационного процесса оказались несформированность учебной мотивации и широкая распространённость ненормативных показателей тревожности.
На основании полученных данных была разработана программа тематических классных часов, направленных на профилактику школьной дезадаптации младщих школьников в учебном процессе.
Помимо серии классных часов для младших школьников, предложено проведение тематического родительского собрания, в ходе которого родители смогут ознакомиться с признаками успешной и нарушенной адаптации ребёнка к школе, правилами оказания ребёнку помощи и поддержки в адаптационный период, а также ознакомиться с рекомендациями по профилактики школьной дезадаптации.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШИХ КЛАССОВ К ОБУЧЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Учебная мотивация младших школьников в связи с
успеваемостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ
У ПЯТИКЛАССНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5670 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическая коррекция школьной тревожности младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая профилактика школьной
дезадаптации первоклассников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика отклоняющегося поведения младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2023 - Профилактика стресса младших школьников при помощи медитативных сказок (Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет (Старооскольский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности учебной мотивации к школьному обучению младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020



