Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция восприятия детско-родительских отношений в период ранней взрослости

Работа №150095

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы130
Год сдачи2020
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы коррекции восприятия 8
детско-родительских отношений в период ранней взрослости как средства повышения жизнестойкости
1.1 Психологические аспекты детско-родительских отношений 8
1.2 Психологические особенности периода ранней взрослости
1.3 Проблема жизнестойкости в психологических исследованиях 2
4 Вывод по 1 главе 3
5 Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы коррекции восприятия 3
детско-родительских отношений в период ранней взрослости как 8 средства повышения жизнестойкости
2.1 Организация эмпирического исследования 3
2.2 Результаты эмпирического исследования 3
9 Выводы к главе 2 5
1 Глава 3 Разработка и апробация программы онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения
3.1 Подходы к коррекции детско-родительских отношений в 5
практике психологической помощи 3
3.2 Программа онлайн консультирования по оптимизации 6
жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения
3.3 Результаты программы 7
1 Выводы по 3 главе 7
5 Заключение 7
8 Список использованной литературы 8
0 Приложения 8


Отношения «отцы и дети» занимают особое место в жизни каждого человека и являются значимой характеристикой исторических эпох и обществ. Настоящее время можно назвать периодом особой сензитивности общества к проблеме межпоколенческих взаимоотношений. Вопросы, связанные с детско-родительскими отношениями, являются объектом пристального внимания специалистов разного профиля, а психологические изыскания занимают в этом проблемном поле центральное место. Роль родительской семьи рассматривалась по большей части в исследованиях детских возрастов и отрочества (Г.В. Бурменская, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, Е.В. Голубева, О.Н. Истратова, О.А. Карабанова, О.В. Трофимова, Р.В. Овчарова, Й. Лангмейер, З. Матейчик, М. Раттер, и др.). Некоторые авторы при этом указывают на то, что родительская семья продолжает оказывать влияние на становление личности человека и в более поздних возрастах, являясь своего рода интерсубъектным ментальным ресурсом (А.С. Кашапов). Эффекты такого влияния определяются не только собственно взаимодействием с родителями и их отношением, но во многом характером интроецированного образа этих отношений.
В психологии детско-родительские отношения рассматривались как предиктор формирования различных личностных особенностей. Однако актуальным остаётся вопрос, каково их влияние на формирование качеств, отвечающих требованиям жизнедеятельности в современном обществе. Во многом эти требования определяются высокой стрессогенностью и необходимостью преодолевать трудности, сохраняя продуктивность деятельности и обогащая ресурсы личностного потенциала. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует интегральная личностная характеристика, в англоязычной литературе обозначенная как «hardiness», а в русскоязычной психологии как «жизнестойкость».
В настоящее время в психологической науке и практике сложились противоречия: между высокой значимостью детско-родительских отношений на протяжении всей жизни человека и слабой исследованностью влияния отношений с родителями на личность и жизнедеятельность взрослого человека; большим количеством исследований жизнестойкости, доказывающих её высокую значимость для адаптивности и продуктивности личности, и дефицитом исследований факторов, влияющих на её формирование; актуализацией запроса на эргономичные психологические технологии повышения жизнестойкости молодых людей в период ранней взрослости и их неразработанностью.
Вышеописанное определяет актуальность темы исследования “Психологическая коррекция восприятия детско-родительских отношений в период ранней взрослости”.
Объект исследования: детско-родительские отношения в период ранней взрослости.
Предмет исследования: коррекция восприятия отношения с родительской семьей как средство повышения жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: жизнестойкость личности в период ранней взрослости связана с характером субъективного восприятия отношения родителей, и программа коррекции образа родительской семьи, основанная на выявленных в исследовании закономерностях этой связи, будет способствовать оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Цель исследования: разработать и апробировать программу работы с субъективным восприятием отношений с родительской семьей, способствующую оптимизации жизнестойкости в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Провести теоретическое изучение проблем восприятия отношений с родительской семьей и жизнестойкости в период ранней взрослости.
2. Сформировать диагностическую программу для исследования связи жизнестойкости с особенностями восприятия отношений с родительской семьей.
3. Провести эмпирическое исследование связи жизнестойкости с особенностями восприятия отношений с родительской семьей.
4. Опираясь на результаты проведенного исследования и анализ практик психологической работы с проблемами детско-родительских отношений, разработать программу коррекции восприятия детско- родительских отношений молодых людей, способствующую оптимизации их жизнестойкости.
5. Проверить эффективность созданной нами программы.
Теоретической основой исследования послужили концепции как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященные детско- родительским отношениям (В.В. Столин; А.А. Бодалев; С. Броди; А. Болдуин; Л. Беньямин; П. Бронсон; Э. Мерримен); особенностям возрастного развития (С. Холл; Эрик Эриксон; Р. Хэвигхерст); теории жизнестойкости (Сальваторе Мадди; Сьюзен Кобейса; Д.А. Леонтьев); психотерапии, основанной на работе с восприятием семьи (М. Руффлер; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Е.В. Сидоренко); принципам краткосрочного психотерапевтического консультирования (С. Д. Шейзера, И.К.Берг, Б. Фурман и Т. Ахола, А.М. Ялов).
Нами использовались следующие методы: библиографический анализ, теоретический анализ данных, полученных в результате изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование, опрос, качественный и статистический анализ данных экспериментального исследования.
База исследования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева». Выборку составили 112 респондентов (студенты первого, второго и третьего курсов). Из них 76 девушек и 36 юношей.
Этапы исследования:
Первый этап (октябрь 2018 - сентябрь 2019): изучалось состояние проблемы в научной литературе; осмыслялись теоретические основы исследования; формулировались актуальность, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза исследования; определялась база исследования; подбирался пакет диагностических методик.
Второй этап (сентябрь 2019 - март 2020): проводилось эмпирическое исследование жизнестойкости, образа семьи раннего детства и актуальных особенностей родительского отношения в восприятии молодых людей в период ранней взрослости; статистическое исследование и анализ их взаимосвязи.
Третий этап (февраль 2020 - март 2020): разрабатывалась программа оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия родительского отношения.
Четвёртый этап (март 2020-май 2020): проводилась апробация экспресс-программы онлайн консультирования оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия родительского отношения, анализировались полученные в ходе программы результаты.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении особенности связи жизнестойкости и характера субъективного восприятия отношения родителей у молодых людей в период ранней взрослости и возможностей оптимизации жизнестойкости посредством коррекционной работы с субъективным восприятием отношений с родительской семьей.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации экспресс-программы онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения.
Магистерская диссертация общим объемом 124 страниц состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В первой главе проведен теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и жизнестойкости. Во второй главе описаны этапы и методы исследования родительского отношения в детский и актуальный период, и жизнестойкости, представлены результаты эмпирического исследования. В третьей главе представлена разработанная программа онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Процессы, протекающие в современном обществе, характеризуются высокой стрессогенностью и предъявляют высокие требования к способности вступающих во взрослую жизнь молодых людей справляться с неопределённостью и ситуациями затруднений. То, как реагирует человек на трудные обстоятельства, в решающей степени определяется его субъективными установками, убеждениями, особенностями восприятия. Эта совокупность внутренних условий формируется во многом под влиянием родительской семьи, причём влияние не ограничивается детскими возрастами. Формирование важнейших аспектов субъектности в период ранней взрослости происходит в условиях включённости в отношения родительской семьи и одновременно стремления к независимости от неё.
Личностным образованием, аккумулирующим в себе потенциал преодоления трудностей, является жизнестойкость. Она представляет собой интегральную диспозицию, включающую систему убеждений о себе, мире и отношениях с ним. Жизнестойкость позволяет противостоять деструктивному влиянию стресса, обращая опыт преодоления трудных ситуаций в наращивание своего общего личностного потенциала.
Анализ научно-методической литературы по проблемам детско- родительских отношений и жизнестойкости в период ранней взрослости позволил выдвинуть гипотезу об их связи и возможности оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия отношений с родительской семьёй.
В соответствии с этим было проведено исследование связи жизнестойкости с особенностями образа семьи раннего детства и актуального родительского отношения в восприятии молодых людей в период ранней взрослости. Исследование показало, что жизнестойкость молодых людей тесным образом связана с характером образа семьи детства: чем он положительней, тем выше жизнестойкость. С характером актуального отношения родителей (в восприятии молодых людей) жизнестойкость также связана, но эта связь имеет гендерную специфику, отличную от распространённых стереотипных представлений об идеалах отцовского и материнского отношения. Выявлено, что родительская заботливость по отношению к молодым людям препятствует проявлениям их жизнестойкости. Способствуют проявлениям жизнестойкости гибкая принимающая позиция отца и независимая, с аутентичным проявлением негативных эмоций позиция матери. Особенности отношения отца, способствующие жизнестойкости, характеризуются у девушек большей контактностью, а у юношей - большим предоставлением самостоятельности.
Данные особенности использовались в составленной нами экспресс- программе on-line консультирования, направленного на оптимизацию жизнестойкости личности посредством коррекции субъективного образа отношения родителей в детстве и в настоящее время. Апробирование программы показало, что коррекция восприятия родительской семьи, направленность которой определяется выявленными связями его особенностей с жизнестойкостью, способствует оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что жизнестойкость личности в период ранней взрослости связана с характером субъективного восприятия отношения родителей, и программа коррекции восприятия родительского отношения, основанная на выявленных в исследовании закономерностях этой связи, будет способствовать оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости, подтвердилась.



1. Александер Дж. Смыслы социальной жизни: Культурсоциология .- М.: Праксис, 2013.- 640 с.
2. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня : сборник научных трудов / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.
3. Аликин И.А., Лукьянченко Н.В. Особенности родительского отношения отцов и матерей к детям разных возрастов // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) «Возможности и риски цифровой среды». Сборник материалов конференции (тезисов).- М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.- Том 2.- С.233-237
4. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема //
Психологические исследования .- 2009 .- № 1 .- 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/54-
belinskaya3 (дата обращения 07.05.2019).
5. Богомаз С. А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека /С. А. Богомаз, Д. Ю. Баланев // Сибирский психологический журнал. - 2009. - Вып. 32. - С. 23-28.
6. Бронсон, П. Мифы воспитания. Наука против интуиции/ По Бронсон, Эшли Мерримен ; пер. с англ. Алексея Андреева .- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.- 240 с.
7. Воробьева Л.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подросткового возраста в онтогенезе // Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987, с.6-36,
8. Глэдлинг С. Психологическое консультирование.- СПб.: Питер, 2002.- 736 с.
9. Голубева Е.В., Истратова О.Н. Опыт отношений в родительской семье как предиктор психологического благополучия молодых людей // Азимут научных исследований: педагогика и психология .- 2018. Т. 7. № 2(23) .- С. 358-362.
10. Гусельцева М.С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей // Психологические исследования .- 2017.- Т. 10, № 54.- С. 5. URL: http://psystudy.ru(дата обращения: 20.03.2019).
11.Змановская Е.М. Психология семьи. Основы супружеского консультирования и семейной психотерапии: учебное пособие .¬М. :Инфра-М, 2019.- 378 с.
12. Иванова Татьяна Юрьевна. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия: диссертация ... кандидата Психологических наук: 19.00.01 / Иванова Татьяна Юрьевна;[Место защиты: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова].- Москва, 2016.- 206 с.
13. Кадыков А.С. Сосудистые заболевания головного мозга: справочник. /Кадыков А.С., Шахпаронова Н.В .- М.: Миклош ,2010 .- 200 c.
14. Кашапов А.С. Связь интернальности в семейных отношениях с типами поведения в конфликте у представителей разных профессий // Семья и современный социум, серия: семья и дети в современном мире. Коллективная монография / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В.Л. Ситникова, кандидатов психологических наук С.А. Бурковой, Э.Б. Дунаевской .- СПб.: «Социальногуманитарное знание», 2017.- С. 224--230.
15. Кочеткова, Т. Н. Смысложизненные ориентации лиц с разным самоотношением / Т. Н. Кочеткова // Вестник ТГПУ.- 2010. - № 2.- С. 118 - 123.
16. Кошаб Д., Мадди, С. Предпосылки жизнестойкости // Журнал практической психологии, 1999.- Т 51, № 2 ю- С. 106-117.
17. Кривцова и др. Подросток на перекрёстке эпох .- М. Генезис, 1997 .- 288 с.
18. Кривых, С. В. Социально - психологические особенности современных студентов как условие формирования будущего специалиста / С. В Кривых, Т. М. Федорова // Евразийский научный журнал. - 2016. - № 11. - С. 16 - 21.
19. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью :дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / М. Ю. Кузьмин .-Иркутск, 2012 .- 191 с.
20. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости .- М.: Смысл, 2006 .-63 с.
21. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Жизнестойкость как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика.- М.: Смысл, 2011.- 680 с.
22. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика.- М., 2004. Изд-во МосГУ.
23. Лосева В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребёнка .- М.: А.П.О., 1995.- 52 с.
24. Лукьянченко Н.В. Взаимосвязь профессионально значимых качеств личности и рабочей мотивации руководителей с их психологическим благополучием // Сибирский психологический журнал .- № 62.- С. 153-169/ DOI 10.17223/17267080/62/12.
25. Лукьянченко Н.В. Родительский фактор психологического неблагополучия подростков [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа,- 2015, №1. URL. https://psyjournal.ru/articles/rodrtelskiy- faktor-psihologicheskogo-neblagopoluchiya-podrostkov(дата обращения 20.02.2020)
26. Лукьянченко Н.В., Аликин И.А. Системная семейная психотерапия М. Боуена: Учебно-методической пособие.- Красноярск: РИО СибУП, 2005.¬95 с.
27. Лукьянченко Н.В., Аликин И.А., Аликин М.И. Взаимосвязь
эмоционального выгорания с эмоциональным интеллектом и диспозиционным оптимизмом у мужчин и женщин // Ананьевские чтения - 2016: Психология: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции, 25-29 октября 2016 г., в 2-х томах. Том 2. / отв. ред. А.В. Шаболас, Н.В. Гришина, С.В. Медников, Д.Н. Волков .- СПб.: Айсинг, 2016 .- С.239.
28. Мещеряков В.А. Использование теста жизнестойкости для изучения
готовности к выбору студентов университета // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.; URL:
http://www.science-education.ru/ru/article/view7idM4672(дата обращения: 20.03.2019).
29. Моздор, Н. В. Развитие смысложизненных ориентаций у студентов в процессе образования [Текст] / Н. В. Моздор. - СПБ. : Питер, 2007. - 121 с.
30. Лазарус А. Мысленным взором: Образы как средство психотерапии / Арнольд Лазарус. - М. : Независимая фирма "Класс", 2000. - 141, [2] с. - (Библиотека психологии и психотерапии ; Вып. 84)
31. Наливайко Т. В. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности :дис. ... канд. психол. наук / Т. В. Наливайко. — Челябинск, 2006.- 175 с.
32.Операционализированная психодинамическая диагностика (ОПД)-2. Руководство по диагностике и планированию терапии [Текст]. - М., 2011 .-454 с.
33. Павлоцкая Я. И. Соотношение психологического благополучия и социально-психологических характеристик личности. Дисс.канд. психол. наук по спец. 19.00.05 - социальная психология (психологические науки) Волгоград .- 2015.- 183 с.
34. Помощь родителям в воспитании детей: Пер. с англ./Общ. Ред. И предисл. Пилипковского В.Я. .- М.: Прогресс, 1992.- 256 с.
35. Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости [Электронный ресурс] // Современные проблемы психологии личности: теория и практика. Современные проблемы психологии личности: теория и практика. - М.: Психологический институт РАО,2008. URL. https://psyjournals.ru/bozhovich/issue/30161. shtml (дата обращения 10.02.2020)
36. Бережковская Е.Л. Психология раннего студенческого возраста : монография / под ред. Е. Л. Бережковской . - Москва : Проспект, 2014 .¬192 с.
37. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста .- СПб.: Питер, 2000.- 624 с.
38. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. Ridero.ru.- 2015.- 229 с.
39. Руффлер М. Игры внутри нас. Психодинамические структуры личности.- М.: Институт психотерапии, 1998.- 208 с.
40. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру.- М.: Речь, 2002 .-348 с.
41. Соболева Е.В., Шумакова О.А. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - Т. 5.
42. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика, 1989.- 208 с.
43. Студенческий научный форум 2019 [Электронный ресурс] /
Психологические особенности современного студенчества.- Режим доступа: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016645(дата обращения 23.11.2019)
44. Терехова Татьяна Александровна, Трофимова Елена Леонидовна Связь жизнестойкости с профессиональным поведением студентов русской и бурятской национальностей // Психология в экономике и управлении .¬2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-zhiznestoykosti-s- professionalnym-povedeniem-studentov-russkoy-i-buryatskoy-natsionalnostey(дата обращения: 23.02.2019).
45. Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. Монография. - М.: МПГУ, 2012. - 152с.
46.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи .- СПб.: Питер, 2008 .- 672 с.
47.Этнопсихология: Учебник для вузов / Т. Г. Стефаненко .- 3-е изд., испр. и доп.- М.: Аспект Пресс, 2004.- 368 с.
48. Ялов А.М. Краткосрочная позитивная психотерапия. Методическое пособие. СПб, “ИМАТОН”, 1997, -63 с.
49. Khoshaba D., Maddi S. Hardiness and Mental Health//Journal of Personality Assessment. 1994.- Vol. 63. № 2 .- P. 265-274.
50. Madanes С. Sex, Love, and Violence: Strategic for transformation.- W.W. Norton Company, N.Y. 1990.- 256 p.
51. Maddi S., Harvey R., Khoshaba D., Lu J., Persico M., Brow M. The Personality Construct of Hardiness III: Relationships with Repression, Innovativeness, Authoritarianism and Performance // Journal of Personality.- 2006.- Vol. 74, №
32. - P. 575-598.
52. Maddi S.R., Khoshaba D.M. Resilience at work: How to succeed no matter what life throws at you.- New York: AMACOM, 1984.- 240 p.)
53. Maddi S.R. Dispositional hardiness in health and effectiveness // Encyclopedia of mental health / H.S.Friedman (Ed.). San Diego (CA): Academic Press, 1998. P. 323-335.
54. Maddi S. R. Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context //Military Psychology. - 2007. - № 19 (1). - P. 61-70.
55. Maddi S. The Hardiness Enhancing Lifestyle Program (HELP) for Improving Physical, Mental and Social Wellness. (Wellness Lecture Series). Oakland (CA): University of California/Health Net., 1994
56. Maddi S., Hightower M. Hardiness and Optimism as Expressed in Coping Patterns / / Consulting Psychology Journal: Practice and Research.- 1999.- Vol. 51, № 2.- P. 95-105.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ