Психологическая коррекция восприятия детско-родительских отношений в период ранней взрослости
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы коррекции восприятия 8
детско-родительских отношений в период ранней взрослости как средства повышения жизнестойкости
1.1 Психологические аспекты детско-родительских отношений 8
1.2 Психологические особенности периода ранней взрослости
1.3 Проблема жизнестойкости в психологических исследованиях 2
4 Вывод по 1 главе 3
5 Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы коррекции восприятия 3
детско-родительских отношений в период ранней взрослости как 8 средства повышения жизнестойкости
2.1 Организация эмпирического исследования 3
2.2 Результаты эмпирического исследования 3
9 Выводы к главе 2 5
1 Глава 3 Разработка и апробация программы онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения
3.1 Подходы к коррекции детско-родительских отношений в 5
практике психологической помощи 3
3.2 Программа онлайн консультирования по оптимизации 6
жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения
3.3 Результаты программы 7
1 Выводы по 3 главе 7
5 Заключение 7
8 Список использованной литературы 8
0 Приложения 8
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы коррекции восприятия 8
детско-родительских отношений в период ранней взрослости как средства повышения жизнестойкости
1.1 Психологические аспекты детско-родительских отношений 8
1.2 Психологические особенности периода ранней взрослости
1.3 Проблема жизнестойкости в психологических исследованиях 2
4 Вывод по 1 главе 3
5 Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы коррекции восприятия 3
детско-родительских отношений в период ранней взрослости как 8 средства повышения жизнестойкости
2.1 Организация эмпирического исследования 3
2.2 Результаты эмпирического исследования 3
9 Выводы к главе 2 5
1 Глава 3 Разработка и апробация программы онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения
3.1 Подходы к коррекции детско-родительских отношений в 5
практике психологической помощи 3
3.2 Программа онлайн консультирования по оптимизации 6
жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения
3.3 Результаты программы 7
1 Выводы по 3 главе 7
5 Заключение 7
8 Список использованной литературы 8
0 Приложения 8
Отношения «отцы и дети» занимают особое место в жизни каждого человека и являются значимой характеристикой исторических эпох и обществ. Настоящее время можно назвать периодом особой сензитивности общества к проблеме межпоколенческих взаимоотношений. Вопросы, связанные с детско-родительскими отношениями, являются объектом пристального внимания специалистов разного профиля, а психологические изыскания занимают в этом проблемном поле центральное место. Роль родительской семьи рассматривалась по большей части в исследованиях детских возрастов и отрочества (Г.В. Бурменская, А.Я. Варга, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Е.О. Смирнова, А.С. Спиваковская, Е.В. Голубева, О.Н. Истратова, О.А. Карабанова, О.В. Трофимова, Р.В. Овчарова, Й. Лангмейер, З. Матейчик, М. Раттер, и др.). Некоторые авторы при этом указывают на то, что родительская семья продолжает оказывать влияние на становление личности человека и в более поздних возрастах, являясь своего рода интерсубъектным ментальным ресурсом (А.С. Кашапов). Эффекты такого влияния определяются не только собственно взаимодействием с родителями и их отношением, но во многом характером интроецированного образа этих отношений.
В психологии детско-родительские отношения рассматривались как предиктор формирования различных личностных особенностей. Однако актуальным остаётся вопрос, каково их влияние на формирование качеств, отвечающих требованиям жизнедеятельности в современном обществе. Во многом эти требования определяются высокой стрессогенностью и необходимостью преодолевать трудности, сохраняя продуктивность деятельности и обогащая ресурсы личностного потенциала. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует интегральная личностная характеристика, в англоязычной литературе обозначенная как «hardiness», а в русскоязычной психологии как «жизнестойкость».
В настоящее время в психологической науке и практике сложились противоречия: между высокой значимостью детско-родительских отношений на протяжении всей жизни человека и слабой исследованностью влияния отношений с родителями на личность и жизнедеятельность взрослого человека; большим количеством исследований жизнестойкости, доказывающих её высокую значимость для адаптивности и продуктивности личности, и дефицитом исследований факторов, влияющих на её формирование; актуализацией запроса на эргономичные психологические технологии повышения жизнестойкости молодых людей в период ранней взрослости и их неразработанностью.
Вышеописанное определяет актуальность темы исследования “Психологическая коррекция восприятия детско-родительских отношений в период ранней взрослости”.
Объект исследования: детско-родительские отношения в период ранней взрослости.
Предмет исследования: коррекция восприятия отношения с родительской семьей как средство повышения жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: жизнестойкость личности в период ранней взрослости связана с характером субъективного восприятия отношения родителей, и программа коррекции образа родительской семьи, основанная на выявленных в исследовании закономерностях этой связи, будет способствовать оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Цель исследования: разработать и апробировать программу работы с субъективным восприятием отношений с родительской семьей, способствующую оптимизации жизнестойкости в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Провести теоретическое изучение проблем восприятия отношений с родительской семьей и жизнестойкости в период ранней взрослости.
2. Сформировать диагностическую программу для исследования связи жизнестойкости с особенностями восприятия отношений с родительской семьей.
3. Провести эмпирическое исследование связи жизнестойкости с особенностями восприятия отношений с родительской семьей.
4. Опираясь на результаты проведенного исследования и анализ практик психологической работы с проблемами детско-родительских отношений, разработать программу коррекции восприятия детско- родительских отношений молодых людей, способствующую оптимизации их жизнестойкости.
5. Проверить эффективность созданной нами программы.
Теоретической основой исследования послужили концепции как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященные детско- родительским отношениям (В.В. Столин; А.А. Бодалев; С. Броди; А. Болдуин; Л. Беньямин; П. Бронсон; Э. Мерримен); особенностям возрастного развития (С. Холл; Эрик Эриксон; Р. Хэвигхерст); теории жизнестойкости (Сальваторе Мадди; Сьюзен Кобейса; Д.А. Леонтьев); психотерапии, основанной на работе с восприятием семьи (М. Руффлер; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Е.В. Сидоренко); принципам краткосрочного психотерапевтического консультирования (С. Д. Шейзера, И.К.Берг, Б. Фурман и Т. Ахола, А.М. Ялов).
Нами использовались следующие методы: библиографический анализ, теоретический анализ данных, полученных в результате изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование, опрос, качественный и статистический анализ данных экспериментального исследования.
База исследования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева». Выборку составили 112 респондентов (студенты первого, второго и третьего курсов). Из них 76 девушек и 36 юношей.
Этапы исследования:
Первый этап (октябрь 2018 - сентябрь 2019): изучалось состояние проблемы в научной литературе; осмыслялись теоретические основы исследования; формулировались актуальность, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза исследования; определялась база исследования; подбирался пакет диагностических методик.
Второй этап (сентябрь 2019 - март 2020): проводилось эмпирическое исследование жизнестойкости, образа семьи раннего детства и актуальных особенностей родительского отношения в восприятии молодых людей в период ранней взрослости; статистическое исследование и анализ их взаимосвязи.
Третий этап (февраль 2020 - март 2020): разрабатывалась программа оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия родительского отношения.
Четвёртый этап (март 2020-май 2020): проводилась апробация экспресс-программы онлайн консультирования оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия родительского отношения, анализировались полученные в ходе программы результаты.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении особенности связи жизнестойкости и характера субъективного восприятия отношения родителей у молодых людей в период ранней взрослости и возможностей оптимизации жизнестойкости посредством коррекционной работы с субъективным восприятием отношений с родительской семьей.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации экспресс-программы онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения.
Магистерская диссертация общим объемом 124 страниц состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В первой главе проведен теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и жизнестойкости. Во второй главе описаны этапы и методы исследования родительского отношения в детский и актуальный период, и жизнестойкости, представлены результаты эмпирического исследования. В третьей главе представлена разработанная программа онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения.
В психологии детско-родительские отношения рассматривались как предиктор формирования различных личностных особенностей. Однако актуальным остаётся вопрос, каково их влияние на формирование качеств, отвечающих требованиям жизнедеятельности в современном обществе. Во многом эти требования определяются высокой стрессогенностью и необходимостью преодолевать трудности, сохраняя продуктивность деятельности и обогащая ресурсы личностного потенциала. Этим требованиям в наибольшей степени соответствует интегральная личностная характеристика, в англоязычной литературе обозначенная как «hardiness», а в русскоязычной психологии как «жизнестойкость».
В настоящее время в психологической науке и практике сложились противоречия: между высокой значимостью детско-родительских отношений на протяжении всей жизни человека и слабой исследованностью влияния отношений с родителями на личность и жизнедеятельность взрослого человека; большим количеством исследований жизнестойкости, доказывающих её высокую значимость для адаптивности и продуктивности личности, и дефицитом исследований факторов, влияющих на её формирование; актуализацией запроса на эргономичные психологические технологии повышения жизнестойкости молодых людей в период ранней взрослости и их неразработанностью.
Вышеописанное определяет актуальность темы исследования “Психологическая коррекция восприятия детско-родительских отношений в период ранней взрослости”.
Объект исследования: детско-родительские отношения в период ранней взрослости.
Предмет исследования: коррекция восприятия отношения с родительской семьей как средство повышения жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Гипотеза исследования: жизнестойкость личности в период ранней взрослости связана с характером субъективного восприятия отношения родителей, и программа коррекции образа родительской семьи, основанная на выявленных в исследовании закономерностях этой связи, будет способствовать оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Цель исследования: разработать и апробировать программу работы с субъективным восприятием отношений с родительской семьей, способствующую оптимизации жизнестойкости в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Провести теоретическое изучение проблем восприятия отношений с родительской семьей и жизнестойкости в период ранней взрослости.
2. Сформировать диагностическую программу для исследования связи жизнестойкости с особенностями восприятия отношений с родительской семьей.
3. Провести эмпирическое исследование связи жизнестойкости с особенностями восприятия отношений с родительской семьей.
4. Опираясь на результаты проведенного исследования и анализ практик психологической работы с проблемами детско-родительских отношений, разработать программу коррекции восприятия детско- родительских отношений молодых людей, способствующую оптимизации их жизнестойкости.
5. Проверить эффективность созданной нами программы.
Теоретической основой исследования послужили концепции как зарубежных, так и отечественных ученых, посвященные детско- родительским отношениям (В.В. Столин; А.А. Бодалев; С. Броди; А. Болдуин; Л. Беньямин; П. Бронсон; Э. Мерримен); особенностям возрастного развития (С. Холл; Эрик Эриксон; Р. Хэвигхерст); теории жизнестойкости (Сальваторе Мадди; Сьюзен Кобейса; Д.А. Леонтьев); психотерапии, основанной на работе с восприятием семьи (М. Руффлер; Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Е.В. Сидоренко); принципам краткосрочного психотерапевтического консультирования (С. Д. Шейзера, И.К.Берг, Б. Фурман и Т. Ахола, А.М. Ялов).
Нами использовались следующие методы: библиографический анализ, теоретический анализ данных, полученных в результате изучения психолого-педагогической литературы, анкетирование, опрос, качественный и статистический анализ данных экспериментального исследования.
База исследования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева». Выборку составили 112 респондентов (студенты первого, второго и третьего курсов). Из них 76 девушек и 36 юношей.
Этапы исследования:
Первый этап (октябрь 2018 - сентябрь 2019): изучалось состояние проблемы в научной литературе; осмыслялись теоретические основы исследования; формулировались актуальность, объект и предмет, цель и задачи, гипотеза исследования; определялась база исследования; подбирался пакет диагностических методик.
Второй этап (сентябрь 2019 - март 2020): проводилось эмпирическое исследование жизнестойкости, образа семьи раннего детства и актуальных особенностей родительского отношения в восприятии молодых людей в период ранней взрослости; статистическое исследование и анализ их взаимосвязи.
Третий этап (февраль 2020 - март 2020): разрабатывалась программа оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия родительского отношения.
Четвёртый этап (март 2020-май 2020): проводилась апробация экспресс-программы онлайн консультирования оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия родительского отношения, анализировались полученные в ходе программы результаты.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении особенности связи жизнестойкости и характера субъективного восприятия отношения родителей у молодых людей в период ранней взрослости и возможностей оптимизации жизнестойкости посредством коррекционной работы с субъективным восприятием отношений с родительской семьей.
Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации экспресс-программы онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения.
Магистерская диссертация общим объемом 124 страниц состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и приложений. В первой главе проведен теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и жизнестойкости. Во второй главе описаны этапы и методы исследования родительского отношения в детский и актуальный период, и жизнестойкости, представлены результаты эмпирического исследования. В третьей главе представлена разработанная программа онлайн консультирования по оптимизации жизнестойкости личности средствами коррекции образа родительского отношения.
Процессы, протекающие в современном обществе, характеризуются высокой стрессогенностью и предъявляют высокие требования к способности вступающих во взрослую жизнь молодых людей справляться с неопределённостью и ситуациями затруднений. То, как реагирует человек на трудные обстоятельства, в решающей степени определяется его субъективными установками, убеждениями, особенностями восприятия. Эта совокупность внутренних условий формируется во многом под влиянием родительской семьи, причём влияние не ограничивается детскими возрастами. Формирование важнейших аспектов субъектности в период ранней взрослости происходит в условиях включённости в отношения родительской семьи и одновременно стремления к независимости от неё.
Личностным образованием, аккумулирующим в себе потенциал преодоления трудностей, является жизнестойкость. Она представляет собой интегральную диспозицию, включающую систему убеждений о себе, мире и отношениях с ним. Жизнестойкость позволяет противостоять деструктивному влиянию стресса, обращая опыт преодоления трудных ситуаций в наращивание своего общего личностного потенциала.
Анализ научно-методической литературы по проблемам детско- родительских отношений и жизнестойкости в период ранней взрослости позволил выдвинуть гипотезу об их связи и возможности оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия отношений с родительской семьёй.
В соответствии с этим было проведено исследование связи жизнестойкости с особенностями образа семьи раннего детства и актуального родительского отношения в восприятии молодых людей в период ранней взрослости. Исследование показало, что жизнестойкость молодых людей тесным образом связана с характером образа семьи детства: чем он положительней, тем выше жизнестойкость. С характером актуального отношения родителей (в восприятии молодых людей) жизнестойкость также связана, но эта связь имеет гендерную специфику, отличную от распространённых стереотипных представлений об идеалах отцовского и материнского отношения. Выявлено, что родительская заботливость по отношению к молодым людям препятствует проявлениям их жизнестойкости. Способствуют проявлениям жизнестойкости гибкая принимающая позиция отца и независимая, с аутентичным проявлением негативных эмоций позиция матери. Особенности отношения отца, способствующие жизнестойкости, характеризуются у девушек большей контактностью, а у юношей - большим предоставлением самостоятельности.
Данные особенности использовались в составленной нами экспресс- программе on-line консультирования, направленного на оптимизацию жизнестойкости личности посредством коррекции субъективного образа отношения родителей в детстве и в настоящее время. Апробирование программы показало, что коррекция восприятия родительской семьи, направленность которой определяется выявленными связями его особенностей с жизнестойкостью, способствует оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что жизнестойкость личности в период ранней взрослости связана с характером субъективного восприятия отношения родителей, и программа коррекции восприятия родительского отношения, основанная на выявленных в исследовании закономерностях этой связи, будет способствовать оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости, подтвердилась.
Личностным образованием, аккумулирующим в себе потенциал преодоления трудностей, является жизнестойкость. Она представляет собой интегральную диспозицию, включающую систему убеждений о себе, мире и отношениях с ним. Жизнестойкость позволяет противостоять деструктивному влиянию стресса, обращая опыт преодоления трудных ситуаций в наращивание своего общего личностного потенциала.
Анализ научно-методической литературы по проблемам детско- родительских отношений и жизнестойкости в период ранней взрослости позволил выдвинуть гипотезу об их связи и возможности оптимизации жизнестойкости посредством коррекции восприятия отношений с родительской семьёй.
В соответствии с этим было проведено исследование связи жизнестойкости с особенностями образа семьи раннего детства и актуального родительского отношения в восприятии молодых людей в период ранней взрослости. Исследование показало, что жизнестойкость молодых людей тесным образом связана с характером образа семьи детства: чем он положительней, тем выше жизнестойкость. С характером актуального отношения родителей (в восприятии молодых людей) жизнестойкость также связана, но эта связь имеет гендерную специфику, отличную от распространённых стереотипных представлений об идеалах отцовского и материнского отношения. Выявлено, что родительская заботливость по отношению к молодым людям препятствует проявлениям их жизнестойкости. Способствуют проявлениям жизнестойкости гибкая принимающая позиция отца и независимая, с аутентичным проявлением негативных эмоций позиция матери. Особенности отношения отца, способствующие жизнестойкости, характеризуются у девушек большей контактностью, а у юношей - большим предоставлением самостоятельности.
Данные особенности использовались в составленной нами экспресс- программе on-line консультирования, направленного на оптимизацию жизнестойкости личности посредством коррекции субъективного образа отношения родителей в детстве и в настоящее время. Апробирование программы показало, что коррекция восприятия родительской семьи, направленность которой определяется выявленными связями его особенностей с жизнестойкостью, способствует оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что жизнестойкость личности в период ранней взрослости связана с характером субъективного восприятия отношения родителей, и программа коррекции восприятия родительского отношения, основанная на выявленных в исследовании закономерностях этой связи, будет способствовать оптимизации жизнестойкости личности в период ранней взрослости, подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности Я-концепции у подростков с разным субъективным восприятием детско-родительских отношений (Московский государственный психолого-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2024 - «Связь детско-родительских отношений с проявлением агрессивности у подростков»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОТНОШЕНИЯ К ОТЦУ У НЕЗАМУЖНИХ ЖЕНЩИН
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОПРОФИЛАКТИКА СКЛОННОСТИ К УПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Социальная тревожность в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье (Удмуртский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Особенности межличностных отношений у сельских и городских подростков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СООТНОШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕПТА СТРЕСС И СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ГРУПП
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



