Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Работа №150091

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы137
Год сдачи2024
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 10
1.1. Проблема межличностных отношений в психологии 10
1.2. Становление межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте 20
1.3. Современное состояние изучения проблемы межличностных отношений
детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 26
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 35
2.1. Организация, методы и методики исследования межличностных отношений
детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушения 35
2.2. Особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного
возраста с речевыми нарушениями 44
Выводы по второй главе 62
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 65
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 65
3.2. Основные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями 71
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 85
Выводы по третьей главе 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 107
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Межличностные отношения являются частью социального мира, и выступают в качестве ведущего вида взаимодействия людей. Вне межличностных отношений становится невозможным прохождение человеком этапов развития. Находясь в социальной среде, человек взаимодействует с другими людьми, организовывая свое поведение. С ранних лет благодаря межличностному общению происходит становление личности ребенка, оно является фундаментом для его дальнейшей социализации в обществе. Многие ученые уделяют большое внимание развитию коммуникативных навыков, для успешного становления межличностных отношений.
Актуальность проблемы межличностных отношений неоспорима. Отечественные и зарубежные ученые внесли большой вклад в её изучение. В работах Б.Ф. Ломов (2004), Л.П. Буева (1978), Я.Л. Коломинский (2007), М.И. Лисина (1986), А.П. Гозова(1983), Е.Г. Дзугкоев (1999), С.Ф. Устименко (1984), Б.Г. Ананьев (1980), Л. С. Выготский (1992) и других ученых, представлены разные взгляды и подходы к изучению межличностных отношений.
Также межличностные отношения выполняют ряд важных функций, необходимых для человека. К ним относятся: контактная, информационная, побудительная, функция понимания и функция установления отношений.
В период старшего дошкольного возраста межличностное общение приобретает особую значимость. Поскольку именно в этом возрасте происходит первый опыт выстраивания межличностных отношений. У детей обнаруживается эмоциональная вовлеченность в переживания и деятельность своих сверстников. Данную проблему изучали: О.В. Гребенникова (2014), Б.С. Волков (2007), Е.О. Смирнова (2013) и другие.
Вопрос формирования гармоничных межличностных отношений у детей дошкольного возраста привлек внимание многих ведущих современных ученых. На необходимость формирования межличностных отношений указывали многие исследователи: Р.С. Буре (1987), Я.Л. Коломинский (1984) говорят о влиянии межличностных отношений старших дошкольников на исход их совместной деятельности; Т.И. Бабаева выявляет особенности межличностных отношений в разновозрастных группах. Выделены подходы к формированию отношений дошкольников в разных видах деятельности: познавательной А.П. Усова (1967), трудовой Р.С. Буре (1987), художественной О.А. Овсянникова (2012), социально-культурной Е.А. Ильинская (2009), двигательной Н.М. Сокольникова (1984).
Важно отметить, что межличностные отношения имеют форму речевого и неречевого воздействия, что позволяет овладеть ими людям с ограниченными возможностями числе детям, имеющим речевые нарушения, для дальнейшего развития. Малоизученность межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, говорит о ее актуальности в современном мире. Л.В. Артемова (1991), Т.И. Бабаева (2011), Т.И. Ерофеева (2018) и другие авторы занималась изучением данной проблемы.
Многими учеными уделялось внимание процессу коррекции в общем, но, проблема коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями до настоящего времени нуждается доработке.
В работах И.Ю. Левченко (2000) и А.О. Дробинской (2012) были описаны основные и дополнительные принципы, для организации коррекционной работы. Организация коррекционного процесса имеет сложную структуру, Н.Ю. Борякова (2016), Т.И. Дубровина (1998) и О.С. Орлова (2004) описывают важность соблюдения последовательности этапов планирования, организации и проведения комплекса мероприятий направленных на психологическую коррекцию.
Актуальность проблемы психологической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями определяется ее недостаточной разработанностью в психологической науке и практике и требует последующего изучения. 
Проблема исследования: заключается в изучении особенностей, разработке и внедрении в практику программы психологической коррекции, межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, однако данные процессы малоизучены и требуют последующей разработки.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями являются: трудности выстраивания межличностных отношений со сверстниками, связанные с низким уровнем развития аффилиативных потребностей, несформированностью
коммуникативных компетенций и отсутствием направленности на межличностное сплочение; конфликтность, вспыльчивость и стремление к уединению. Разработанная нами программа позволит нивелировать имеющиеся трудности в развитии межличностных отношений у изучаемого контингента детского возраста.
Объект исследования: межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: психологическая коррекция межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями; теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы психологической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить современное состояние проблемы межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
2. Выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Теоретической и методологической основной исследования стали:
- исследования по психологии общения и межличностных отношений (А.В. Брушлинский (2011), А.А. Леонтьев (2016), Б.Ф. Ломов (2004), Л.П. Буева (1978), Я.Л. Коломинский (2007), М.И. Лисина (1986), Е.Г. Дзугкоев (1999), С.Ф. Устименко (1984), Б.Г. Ананьев (1980), Л. С. Выготский (1992), С.Л. Рубинштейн (2002) и др.);
- концептуальные основы проблемы формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте (Б.С. Волков (2007), Е.Ю. Кукушкина (2013), Р.Д. Лизунова (2005) , Е.О. Смирнова (2013), .А. Леонтьев (2016), Л. С. Выготский (1992) и др.);
- особенности развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (А.А. Аржанова (1957), В.П. Залогина (1951), Д.В. Менджерицкая (1977), А.П. Усова (1969) и др.);
- научно-методологические подходы к коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (В.И. Лубовский (2008), А.О. Дробинская (2005), Т.В. Розанова (1991), Л.И. Солнцева (2004), Н.Ю. Борякова (2016), Т.И. Дубровина (1998) и О.С. Орлова (2013) и др);
- психологические, дидактические и методические разработки по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (Л.И. Божович (1968), В.В. Давыдов (2010), Е.Е. Кравцова (2000), Я.Л. Коломинский (2001), В.Т. Кудрявцев (2016), В.И. Слободчиков (2018), Г.А. Цукерман (2019) и др.);
Методы исследования: были определены целью, гипотезой и задачами исследования. Теоретический анализ литературных источников и систематизация научных представлений по проблеме исследования, эмпирические методы: изучение психолого-педагогической документации на ребёнка, беседа, наблюдение, анкетирование педагогов; экспериментальные методы - констатирующий эксперимент. В исследование включены методы количественной и качественной обработки данных, интерпретационные методы.
В процессе исследования мы использовали следующие психодиагностические методики: методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (2002) [84, с.76-79]; методика «Как поступить?» Е.О. Смирновой (2005) [33, с.99-101]; методика «Наблюдение за детьми» по критериям Н. Ф. Комаровой (1992) [12, с.112-117].
Также нами была реализована анкета для педагогов по выявлению особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Организация исследования: экспериментальное исследование проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 144 комбинированного вида». В эксперименте приняли участие 40 воспитанников: 20 детей из старшей группы (в возрасте 5-6 лет), 20 детей из подготовительной группы (в возрасте 6-7 лет) с диагнозом F80.9 - «общее недоразвитие речи».
Этапы проведения исследования:
Первый этап (сентябрь 2023 - октябрь 2023). Теоретическое изучение литературы по проблеме исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Определение современного состояния изучения проблемы исследования;
Второй этап (октябрь 2023 - ноябрь 2023 ). Осуществлялось знакомство с дошкольным образовательным учреждением. Изучение анамнестических и катамнестических данных воспитанников, подбор диагностического инструментария. Проведение констатирующего эксперимента с количественным и качественным анализом полученных результатов исследования по изучению особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Третий этап (декабрь 2023 - март 2024). Обоснование и разработка программы психологической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Проведение формирующего эксперимента.
Четвертый этап (апрель 2024 - май 2024). Проведение контрольного эксперимента и последующий анализ его результатов. Оценка эффективности психологической программы коррекции. Формулирование общих выводов и заключения.
Теоретическая значимость исследования: заключалась в разработке модели исследования, параметров и индикаторов межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Полученные в процессе исследования данные позволят обобщить и систематизировать знания по проблеме изучения межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Практическая значимость исследования: состоит в выявлении особенностей межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями и разработке психологической программы по их своевременной коррекции. Предложенные направления, формы, методы психологической коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями могут быть использованы в дальнейшем педагогами, психологами и родителями в образовательном процессе.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (в количестве 97 источников) и 13 приложений. Работа проиллюстрирована 15 таблицами и 7 гистограммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемой межличностных отношений в психологии занимались многие ученые, благодаря теоретическим и методическим работам авторов: Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, Л.С. Выготского, З. Фрейда, в современной науке продолжается изучение проблемы. Современные специалисты продолжают изучать межличностные отношения с самых ранних этапов онтогенеза, и уделяют большое внимание их роли в жизни человека.
Таким образом, проанализировав научную литературу, можно сделать вывод о том, что на протяжении всего дошкольного возраста дети учатся дружелюбно взаимодействовать друг с другом, уважать друг друга. Своего пика межличностные отношения достигают к старшему дошкольному возрасту, когда дети не только осознают выбор объекта своего общения, и активно используют слова «друг», «подруга», но и пытаются объяснить, почему они общаются с тем или иным ребенком. Старшие дошкольники выбирают своих объектов для взаимодействия по их поступкам и проявлению морально-нравственных качеств. В старшем дошкольном возрасте с нарушениями речи дети испытывают процветания в развитии межличностных отношений, они проявляют дружелюбие и готовы к совместной деятельности, проявляют сопереживание и заботу к своим сверстникам.
Одним из эффективных средств развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста выступает игра, которая способствует развитию таких качеств личности, как товарищеская взаимопомощь, сопереживание, отзывчивость, чуткость, дружеское отношение к участникам игр, коллективизм. Данные качества будут определять дружественность во взаимоотношениях старших дошкольников с нарушениями речи.
В процессе исследования были изучены методики, направленные на исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №144 комбинированного вида». В эксперименте приняли участие 40 воспитанников: 20 детей из старшей группы (в возрасте 5-6 лет), 20 детей из подготовительной группы (в возрасте 6-7 лет) с диагнозом F80.9.
Результаты констатирующего этапа показали, что у большинства старших дошкольников с нарушениями речи вывален средний уровень сформированности межличностных отношений. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты особенностей межличностных отношений также находятся на среднем уровне.
На основании методики «Рукавички»(2002) Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, было установлено, что наибольшее количество детей имеют средний уровень 12 (60%) человек старшей группы и 11 (55%) подготовительной (от общей выборки процент равен 63); низкий уровень - в 10% обеих групп (наименьшее количество); среднее значение имеют показатели, указывающие на высокий уровень - 14 человек (33%).
Методика «Как поступить?» (2005) Е.О. Смирновой, целевой направленностью которой явилось изучение эмоционального компонента межличностных отношений, позволила установить, что высокий уровень имеет лишь 7 (17%) детей; большая часть испытуемых показали средний уровень, их число составило 20 (50%) детей; низкий уровень установлен у 13 (33%) детей.
Поведенческий компонент был изучен, при помощи наблюдения за взаимоотношениями детей по критериям методики (1992) Н. Ф. Комаровой, данные наблюдения показали, что наибольшую группу составили дети со средним уровнем сформированности поведенческого компонента - 20 (50%) человек; следующая по численности группа 11 (27%) детей со средним уровнем; наименьшее число детей имеют высокий - 9 (23%) детей.
При обобщении результатов, изучения компонентов межличностных отношений, мы получили следующие результаты: целостная картина развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста показала, что 20% детей имеют высокий уровень, 50% - средний, 30% - низкий.
На основе методических рекомендаций и научной литературы разработан план для коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, предполагающая что процесс формирования межличностных отношений старших дошкольников с нарушениями речи будет проходить успешно, если: 1) создать эмоционально¬положительный климат в группе; 2) познакомить детей с правилами доброжелательного поведения в игре посредством беседы; 3) организовать и провести с детьми серию совместных дидактических игр, сюжетно-ролевые, которые позволят детям проявлять добрые чувства, позитивные установки, отзывчивость, взаимопомощь по отношению к сверстникам.
Далее, учитывая диагностические данные констатирующего этапа, нами была разработана и реализована программа психологической коррекции, с учетом всех индивидуальных и возрастных особенностей.
Для проверки ее эффективности был организован контрольный эксперимент, в хоте которого был использован ранее приведенный диагностический инструментарий. В ходе повторной диагностики была прослежена положительная динамика в выстраивании межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Результаты, полученные при помощи методики «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной (2002) Указывают на положительные изменения в динамике формирования восприятие и понимание друг друга детьми старшего дошкольного возраста речевыми нарушениями. Воспитанники подготовительной группы, вошедшие в состав экспериментальной группы в составе 7 (70%) человек показали высокий уровень, 3 (30%) детей имеют — средний, низких показателей на момент контрольной диагностики выявлено не было. Испытуемые старший группы, входящие в состав экспериментальной группы, также показали высокие результаты, низкий уровень выявлен не был, наименьшее количество 1 (10%) человек продемонстрировал средний уровень, оставшиеся 9 (90%) — высокий. исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что блог занятий коррекционно-развивающей программы, направленный на повышение уровня взаимодействие со сверстниками и взаимопонимание с ними был эффективен.
Исследование уровня умения детей проявлять положительные чувства при межличностном взаимодействии с другими людьми, при помощи методики «Как поступить?» Е.О. Смирновой (2005), при анализе полученных результатов, показало, что дети подготовительной группы, составе экспериментальной группы по-прежнему имеют более высокие результаты чем ранее. Лишь 1 (10%) человек имеет низкий результат, 2 (20%) — средний, основную долю составляют испытуемые, показавшие высокий уровень умения проявлять положительные чувства — 7 (70%) человек. Результаты полученные при контрольной диагностике старшей группе идентичной с результатами диагностики в подготовительной.
Изучая и оценивая, в процессе наблюдения по критериям Н.Ф. Комаровой (1992) Умение детей проявлять дружелюбие, отзывчивость, взаимопомощи совместной деятельности у детей старшего дошкольного возраста речевыми нарушениями подготовительной группе можно отметить, что показатели экспериментальной группы выше на 20% чем в контрольной. Высокий уровень менее проявлять и такие качества как отзывчивость, взаимопомощь и др. Был выявлен у 7 (70%) детей, оставшиеся 3 (30%) человека имеет средний. В старшей группе дошкольников наблюдается более прогрессивная динамика, лишь 2 (20%) человек в незначительной степени отмечается проблема, данные испытуемые имеют средний уровень. 8 (80%) детей после проведённой коррекционной работы научились в полной мере проявлению вышеперечисленных качеств.
Таким образом, проведённая нами психологическая программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста речевыми нарушениями дала положительную динамику в их развитии. Выдвинутую на гипотезу подтверждают экспериментальные исследования, и дают основание считать цель достигнутой, задачи реализованным.



1. Альрахаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с ЗПР младшего школьного возраста: автореф. канд. психол. наук: 08.01.91 / Д.И. Альрахаль; М., 1992. - 35 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 550 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов/ Е.Ф. Архипова. //- М.: АСТ: «Астрель», 2007. - 224 с.
4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М., 2017
5. Бодалев, A. A. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Изд-во Институт практической психологии, 1996. - 256 с.
6. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М. : Просвещение, 2001. - 200 с.
7. Бодалева, А. А. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. / А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 304 с.
8. Бороздина Г.В. Психология делового общения / Г.В. Бороздина. - М.: Инфра-М, 2005. - 293 с.
9. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С. Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 80 с.
10. Власова, Т.А., Певзнер М. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова // Библиотека директора школы. М.: Просвещение 1973. -175 с.
11. Воробьева В.К. Методика развития описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2019.
12. Выготский Л.С. Вопросы психологии / Л.С. Выготский. - СПб: Союз. - 2007. - 224 с.
13. Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина / Собр. соч. Т. 4. - М., 2019
14. Глухов В.П. Формирования описательной связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием . М., 2019.
15. Гозова, А.П. Изучение психического развития аномальных детей /А.П. Гозова // Дефектология. - 1983. - №6. - С. 24-29.
16. Гординенко, Е.А. Некоторые психолого-педагогические аспекты взаимоотношений умственно отсталых учащихся в коллективе / Е.А. Гордиенко // Дефектология. - 1981. - №5. - С. 15-18.
17. Данюшевский, И.И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специальных школах: Статьи и доклады / И.И. Данюшевский. - М.: АПН РСФСР, 1954. - 160 с.
18. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
19. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24.
20. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам//Научное мнение. 2012. № 8. С. 89-103.
21. Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - М.: Знание, 2019. -204с.
22. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М., 2017.
23. Жукова Н.С. Мастюкова ЕМ., Филичева Т.Б. — Преодоление и речевого развития у дошкольников. — М., 2013).
24. Захарова, Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной
25. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) учреждений: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М., 2020 г. - 200с.
26. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М., Воронеж, 2019.
27. Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения /Смысловое восприятие речевого сообщения. — М., 2020. — С. 57—64.
28. Игра в тренинге. Возможность игрового взаимопонимания / Под. ред. Е.А. Левановой. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
29. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А.Кан-Калик, Н.Д. Никандров. - М: Педагогика, 1990. - 144 с.
30. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Задания для учащихся 4 класса по русскому языку. — М., 2017.
31. Китина, О.Т. Значение совместной деятельности умственно отсталых школьников для формирования межличностных отношений в классном коллективе / Т.А Процко, О.Т. Китина / Дефектология. - 1991. - №1. - С. 41-48.
32. Коломенский Я. Л. Социальная психология школьного класса. / Минск: ФУА информ — М., 2003.
33. Коломенский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я.Л. Коломенский. - М.: Просвещение, 1969. - 175 с.
34. Коломинский, Н.Л. Осознание умственно отсталыми подростками своего положения в коллективе сверстников / Н.Л. Коломинский / Дефектология. - 1971. - №6. - С. 45-50.
35. компетентности дошкольников [Текст] / Т. Н. Захарова // Ярославский
36. Корицкая ЕГ. и Шимкович ТА. Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития
37. Крутецкий А. В. Психология / М.: Просвещение, 1986 .
38. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. — 3-е изд. — М.: Омега-Л, 2006. — 352 с.
39. Кузьмайте, Л.И. Некоторые особенности личных взаимоотношений умственно отсталых детей младших классов / Л.И. Кузьмайте / Дефектология. - 1970. - №3 - С. 30-35.
40. Ладыженская Т.А. Характеристика описательной связной речи детей. - М.: Педагогика, 2017. -210с.
41. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии.- М., 2019 г.
42. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старшихшкольников с ДЦП. Монография / И.Ю.Левченко.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-232с.
43. Леонтьев АА. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 2017.
44. Леонтьев АА. Функции и формы речи / Основы теории речевой деятельности. - М., 2019. - С. 241-254.
45. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина, Г. И. Капчеля. Кишинев, 2007. - 112 с.
46. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
47. Лурия А.Р. Речь и мышление. — М., 2020.
48. ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 2019.
49. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2003. - 752 с. 71
50. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слов у детей с нарушениями речи: Автореф. канд. дис. М., 2018. Н) i ИСБН
51. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М., 2019. 225 с. ИСБН.
52. Маслоу, А. Самоактуализация // Психология личности : тексты / А. Маслоу. - М., 1982. - 108 -117с.
53. Мастюкова ЕМ. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями / Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 2012. — Т. 31 (71). — Вып. 10.-С. 1512¬1517.
54. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой (2009), А. И. Донцова. - М. : МГУ, 1981. - 292 с.
55. Методика развития описательной связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2020 — 158[2] с. — (Высшая школа).
56. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной, - 2-е изд., доп. — М., 2019.
57. Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и ее роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина. 2017. - 201- 204 с.
58. Мокина, Я. А. Особенности межличностных отношений младших школьников / Я.А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. 2016. - 118-122 с.
59. Мурадагаева, З. Дидактическая игра как средство развития ребенка : сборник статей международной научно-практической конференции / Н. Абдиева, З. Мурадагаева. - 2016. -71-173 с.
60. Мухина, В. С. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возрастная и педагогическая психология / В. С. Мухина ; под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение. - 1973. - 400 с.
61. Мухина, В. С. Психологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Возрастная и педагогическая психология / В. С. Мухина ; под ред. А. В. Петровского. - М. : Просвещение. - 1973. - 400 с.
62. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. - Л. : ЛГУ, 1979. - 236 с.
63. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / учебное пособие для высшей школы - М. 1997.
64. Особенности взаимоотношений детей с ЗПР: материалы IV Всесоюзн. конф. педагог. чтений Н.Н. Афанасьева, Санкт-Петербург, 23-25 июня 1976 г. / С. - Петерб. гос. ун-т; под ред. Н.Н. Афанасьевой: Т.2. - М., 1976. - С. 44 - 48.
65. Педагогический вестник. - 2011. - №2. - Том II. - С. 113 - 117.
66. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский. М.Г. Ярошевский. - М., 1998. - 526с.
67. Понятие межличностных отношений в трудах исследователей [Электронный ресурс]. - Точка доступа : https : //clck.ru/32Zq6d. - Дата доступа : 04.11.2022
68. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Сост. Т.В. Азарова, О.И. Барчук, Т.В. Беглова: Под.ред. М.Р. Битяновой. - СПб.: Питер. 2006. - 304 с.
69. Процко, Т. А. Психолого-педагогическое обследование младших классов вспомогательной школы : учебно-методическое пособие / Т. А. Процко. - Мн. : БГПУ им. М. Танка, 2000. - 111 с.
70. Прудникова, М. Э. Поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений обучения : дисс ... канд. пед. наук : 13.00.08 / М. Э Прудникова. - Сочи, 2002. - 182 с.
71. Речевое общение: цели, мотивы, средства. / Под ред. Сорокина Ю.А., Тарасова Е.Ф. - М., 2020.)
72. Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. — М., 2020. — Т. 1.
73. Самоукина, Н. В. Проблема психологических функций рефлексии в игровом обучении // Игровое моделирование : Методология и практика / Галкина Н. В., Н.В. Самоукина. - Новосибирск : Наука, 1987. - 244 с.
74. Семаго М. М., Семаго Н. Я. // Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога - М.: АРКТИ, 2000. - 208 с.
75. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка (дошкольный и младший школьный возраст) - Изд. «Речь» - М., 2005 - 348 . - С. 18-20
76. Сенека Луций Анней. Нравственные письма к Луцилию. / Издательство: «Азбука» - «Аттикус», пер. С. Ошеров, 2015. - 352 с.
77. Сикорский, И. А. Душа ребенка : этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления / И. А. Сикорский М. : АСТ Астрель; Владимир : ВКТ, 2009. 153 с.
78. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками : учеб. Пособие / Е. О. Смирнова. - М. : Академия, 2012. - 160 с.
79. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и
сверстниками / Е.О. Смирнова М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 219 с.
80. Смиронова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция : Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 160 с.
81. Сохин Ф. А. Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка: Автореф. канд. дис. М., 2020. 27 с. ИСБН.
82. Сохин Ф. А. Основные задачи развития речи.— В кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2019, с. 4—16. ИСБН.
83. Урунтаева, Г. А. Детская психология / Г. А. Урунтаева. - Москва : Академия, 2012. - 368 с.
84. Урунтаева, Г.А. Практикум по психологии дошкольника /Г.А.
85. Урунтаева. - М.: Academia, 2012. - 368 с. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2020. - 40 с.
86. Устименко, С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков / С.Ф. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С.330 - 336.
87. Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Дергача. - 2-е изд., испр. - М. : AcademiA, 2002. - 600 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-1016-1
88. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.:ВЛАДОС, 2019
89. Федоренко Л.Л. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // РЯШ. — 2019. — № 3. — С. 47-52.
90. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. — М., 2019.
91. Формирование психологической безопасности общения в
подростковом и юношеском возрас-тах//материалы Всероссийской студенческой олимпиады по направлению "Педагогика и психология", (28-29 марта 2008 г.) / Федеральное агентство по образованию РФ, Гос.
образовательное учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т"; [сост.: Долгова В.И., Долгов П.Т., Крыжановская Н.В.]. - Челябинск, 2008.
92. Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / О. Н. Чумовская / Молодой ученый. - 2016. - № 10. - С. 1317-1341
93. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте // Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 2019.
94. Эльконин, Д. Б. Детская психология : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Под. ред. Д. Б. Эльконин. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 230 с.
95. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.
96. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.
97. Якубинский Л. Л. О диалогической речи / Русская речь / Под ред. Л.В. Щербы / Издание фонетического института практического изучения языков. - Т. 1. Пг. - 2019. - С. 96-195


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ