Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Работа №150090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы94
Год сдачи2023
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Проблема исследования мышления в психологии 7
1.2 Особенности словесно - логического мышления учащихся младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта 11
1.3 Современное состояние исследования словесно - логического мышления
учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА 24
2.1 Организация и методика проведения исследования 24
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 39
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 39
3.2 Содержание программы психологической коррекции словесно -
логического мышления учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта 43
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 48
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


Актуальность исследования. Без ориентации в окружающем мире, и адекватном его познании, реализация человеком своей сущности в нём совершенно не представляется возможной. Познанием называют сложный и противоречивый процесс диалектики, постепенного воспроизведения образов, процессов, понятий и сущности вещей. В этот список также входит и сам человек и жизнь социума. Знания, обретенные человеком в течение жизни отражают результат познавательной деятельности. Эти знания появляются, совершенствуются в течение всей жизни, используются человеком для решения каких либо задач. В активной деятельности человека, познавательные процессы, как правило, исполняют роль инструментов познания окружающего мира.
Важнейшим условием коррекционного обучения является развитие познавательных процессов детьми с нарушениями интеллектуального развития. Это объясняется социально гуманистическими тенденциями современного общества, как в России, так и во всём мире. Мыслительные способности формируются у детей с умственной отсталостью с серьёзными нарушениями. Именно по этой причине исследователи характеризуют детей с умственной отсталостью как детей с общей недоразвитостью во всех сфера в целом, и в мыслительной деятельности в частности.
Задача общества состоит в помощи ребенку в становлении взрослым человеком, и его вступление в социум без особых сложностей. Для выполнения этой цели необходимо как можно более подробно изучить формирование познавательных процессов, а также найти способ привить детям с умственной отсталостью интерес к учебе.
Несформированность познавательных процессов у обучающихся с умственной отсталостью является основной причиной возникающих у детей с интеллектуальными нарушениями проблем в обучении. Сложности, связанные с недоразвитостью познавательных процессов у детей с умственной отсталостью, ведут к школьной дезадаптации таких детей.
Таким детям требуется помощь в овладении различными способами мышления. Специальное образование может помочь им усваивать информацию, сохранять ее в памяти, воспроизводить, что поможет адаптироваться к школьной деятельности.
Изучением проблемы развития познавательных процессов у умственно отсталых детей в своё время занимались такие отечественные ученые и психологи, как: Л. В. Занков, И. М. Соловьёв и Б. И. Пинский, М. С. Певзнер и многие другие.
Проблема исследования: Психологическая коррекция словесно - логического мышления младших школьников с интеллекктуальными нарушениями имеет особое значение, так как оказывает огромное влияние на на становление личности ребенка в целом, всю его дальнейшую деятельность и возможность социализироваться. Не смотря на развитую теоретическую значимость исследования, технологии коррекции словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями недостаточно изучены, и требуют последующей разработки.
Цель исследования: Выявить особенности словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта и осуществить психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: Словесно - логическое мышление учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Для этого необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
3. Составить и апробировать психокоррекционную программу развития словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта, проверить ее эффективность
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень словесно - логического мышления младших школьников с нарушениями интеллекта снижен, а применение разработанной нами коррекционно-развивающей программы будет способствовать его развитию.
С целью решения таких дефицитов, следует использовать следующие методики: «Исключение лишнего» Л.С. Рубинштейн (2010)[45];
«Классификация предметов» Собчик Л.Н.(2007)[56]; «Бусы» Методика Вегнера А. Л.(2001)[3].
Теоретическая значимость исследования: В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были расширены представления о зонах актуального и ближайшего развития словесно - логического мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Выделены особенности словесно - логического мышления учащихся младшего возраста с нарушениями интеллекта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения диагностических и коррекционных занятий педагогами, психологами и логопедами в целях коррекции словесно - логического мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Этапы исследования: Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2023 года по апрель 2023 года.
Подготовительный этап ( сентябрь 2022 г. - ноябрь 2022г.): На данном этапе осуществляется подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования. Формирование проблемы, гипотезы исследования. Определение теоретических и методологических основ исследования его цели и задач. Осуществление знакомства с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных обучающихся, подбор диагностического инструментария.
Констатирующий этап (ноябрь 2022г.): Реализация констатического эксперимента с качественным и количественным анализом результатов исследования по изучению особенностей словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Формирующий этап (декабрь 2023г. - февраль 2023г.): составление и апробация программы психологической коррекции словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Контрольный этап (март 2023 - май 2023г.) включает в себя обработку результатов формирующего этапа эксперимента, анализ полученных результатов и оценка эффективности программы коррекции словесно - логического мышления у учащихся младшего возраста с интеллектуальными нарушениями. Осуществляется обобщение и сравнение полученных результатов. Оформление текста работы.
Структура выпускной квалифицированной работы: Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, состоящей из 70 источников и трёх приложений. Общий объем работы составляет 94 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать вывод, что проблема изучения особенностей словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью изучена недостаточно.
Для исследования словесно - логического мышления младших школьников с нарушениями интеллекта мы использовали следующие методики: «Классификация предметов» (Собчик Л.Н. 2007), «Исключение лишнего» (Рубинштейн С.Я. 2010) «Бусы» (Венгер А. Л. 2001).
В ходе исследования было выявлено, что у исследуемых присутствуют сложности в классификации объектов по определенным признакам. Учащиеся не видят сходств между объектами одной категории, не понимают их назначения, или не знают названия. Вследствие этого учащиеся не могут исключать лишний предмет. Также исследуемые испытывали сложности в определении геометрической фигуры, или ее цвета при выполнении методики «Бусы» (Венгер А.Л.
Согласно результатам данных диагностик мы можем сделать следующий вывод: наглядно - образное мышление младших школьников с нарушениями интеллекта развито лучше, чем словесно - логическое мышление. При выполнении заданий младшие школьники с умственной отсталостью могут выполнять задания, опираясь на наглядную инструкцию, однако испытывают затруднения при выполнении заданий, при которых необходимо опираться на вербальные инструкции. Также учащиеся испытывают сложности при выделении отдельных признаков различных объектов, классификации объектов по определенным признакам. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями зачастую не знают названия различным объектов и живых существ, или не понимают назначение неодушевленных предметов, основные особенности живых существ.
Проведенное нами исследование показало, что у большинства испытуемых отмечаются проблемы в способностях классификации предметов по одному или более признаков, познаниях о назначении тех или иных объектов, различиях между различными группами живых существ.
Низкий и средний уровни мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью требуют своевременной коррекции, так как они негативно влияют на нервно - психические процессы, вследствие, могут вызвать сложности в социализации, контроле эмоционально - волевой сферы и др.
Следующим этапом был организован и проведен формирующий этап эксперимента, в рамках которого мы разработали и реализовали на практике программу коррекционных занятий. Она состоит из 15 занятий, в которых используются различные упражнения, непосредственно направленные на развитие словесно- логического мышления. Программа достаточно проста, не требует больших затрат в реализации и может проводиться не только психологом, но и педагогами. Занятия составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся первых классов: принимаются во внимание особенности развития психической и личностной сфер детей, актуальная и ближайшая зоны развития. После реализации программы проводилось повторное диагностика словесно-логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта, проведена интерпретация полученных данных.
В результате контрольного этапа эксперимента было установлено практически полное отсутствие динамики в контрольной группе испытуемых. Учащиеся этой группы демонстрировали в основном низкие и средние показатели развития словесно - логического мышления. Они имели сложности обобщения, классификации предметов, проблемы в установлении причинно-следственных связей и др.
Во время повторного тестирования экспериментальной группы после проведения занятий в соответствии с нашей психокоррекционной программой, нами было выявлено, что уровень словесно - логического мышления младших школьников этой группы имеет положительную динамику.
Учащиеся приобрели навыки выделения главных признаков объектов и классификации в определенные категории в соответствии с этими признаками. Также обучающиеся продемонстрировали способность исключить из определенной категории лишние предметы, которые по определенным признакам в данную категорию не подходили. Дети стали устанавливать причинно-следственные связи. Кроме этого, был увеличен словарный запас обучающихся. Так, больше незнание названий определенного объекта или категории объектов не является причиной затруднения учащихся при выполнении заданий. Был выявлен навык выполнения заданий с опорой на визуальные инструкции.
В результате проведенных мероприятий нами была подтверждена выдвинутая гипотеза, доказана эффективность разработанной программы.


1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. М., 2002.
2. Венгер А. А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
3. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика М., 2001.
4. Власова Т.А. Отбор детей во вспомогательные школы./ Под ред. С. Д. Забрамной. - М., 1971.
5. Выготский Л.С. Умственно отсталый ребенок - РГБ, 1935.
6. Градновская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997.
7. Грибоедов А.С. Принципы отбора детей во вспомогательные школы./
Под ред. Г. М. Дульнева и А. Р. Лурия. - М., 1973.
Саймой Б. Английская школа и интеллектуальные тесты. - М., 1958. Шалимова В. Ф. Катамнестическое изучение олигофренов. Дефектология. - 1970.
8. Григорьева Л.П., Фильчикова Л.И., Алиева З.С. Дети с проблемами в развитии (комплексная диагностика и коррекция) / Под редакцией Л.П.
9. Дульнев Г.М. Проблемы воспитания умственно отсталых детей. М., АПН РСФСР, 1960.
10. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. - Киев, 1985.
11.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.
12.Замский Х.С. Умственно отсталые дети. - НПО, Образование, 1995.
13. Занков Л.В. Очерки психологии умственно-отсталого ребенка / Эксперимент. дефектологич. ин-т им. М. С. Эпштейна. - Москва : Гос. учеб.-педагог. изд-во, 1935/
14. Занков Л.В. Психология умственно-отсталых школьников: НКП РСФСР в качестве учеб. пособия для пед. ин-тов / - Москва : Учпедгиз, 1939.
15. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М., 1986.
16.Зейгарник Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. - М., 1980.
17.Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) - Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. -М.: Издательский центр "Академия", 2004.
18. Инденбаум Е.Л. Дети с задержкой психического развития: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Е. Л. Инденбаум, И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина. - Москва: Просвещение, 2019.
19. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста : Учеб. для вузов : Учеб.
для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031500 -
тифлопедагогика,2002.
20. Исаев Д.Н., Колосова Т.А. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков: учебное пособие для студентов медицинских и педагогических вузов, Санкт-Петербург: КАРО, 2012.
21. Как учить и развивать умственно отсталых детей. Сост. К.Грюневальд. - СПб., 1994.
22. Колесникова, Г.Н. Основы специальной психологии и специальной педагогики. Психокоррекция нарушений развития: монография/ Г.Н.Колесникова. - 3-е изд. - М.: ЮРАЙТ, 2020.
23. Коркунов В. В.. Индивидуальный подход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида, М., 2005.
24. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издат. центр «Академия»,
1998.
25. Л.С. Выготский Педагогическая психология М., 1991.
26. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания. Одесса: Типогр. Штаба Одесск. воен. окр., 1983.
27. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры / Избранные психологические произведения в 2-х т. М.: Педагогика, 1983 - 320 с. T.I.
28. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидерс - М.: Академия, 2004.
29. Лубовский В.И. Специальная психология. - Москва, 1831.
30. Медникова Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии: диссертация / кандидата педагогических наук : 13.00.03. - Москва, 1995.
31. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М., 2005.
32. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: Учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2006.
33. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В. В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
34.Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.
35.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. Пособие для студ. психол. фак. Университетов — М.: Издательский центр «Академия»,2003.
36.Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. М.Сфера,2002.
37. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. М, 1965, с. 217-299, гл. 6.
38. Пантина Н.С. Исследование строения детской деятельности //
Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы
Симпозиума/Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966.
39. Певзнер М. С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1973.
40. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталого школьника: Олигофренопсихология: Учеб. пособие /Ун-т Рос. акад. образования, Фак. психологии, антропологии и педагогики. - Москва: Изд-во РОУ, 1996.
41. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников, М., 1962
42. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.
43. Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под редакцией Ж.И.Шиф - М.: Педагогика, 1972.
44. Рибо Т. Психология внимания. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1980.
45. Рубинштейн С. Л О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
46. Рубинштейн С. Я., Психология умственно отсталого школьника, М., 1979.
47. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. - 1986
48. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клиники М. 2010.
49. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. (Практическое руководство), 2010.
50. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. - 2000. - №1 - с. 66-75.
51. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2019.
52. Семаго, М.М., Семаго, Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. М. АРКТИ, 2015
53. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. М.,2009.-474с.
54. Симановский, А.Э. Развитие мыслительной деятельности у детей //
Роль учителя в совершенствовании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: материалы конференции «Чтения
Ушинского». Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2023 с.3 - 7.
55. Синев В. Н, Билевич Е А. О развитии мышления учащихся вспомогательной школы на уроках ручного труда. - В кн.: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М, 1976.
56. Собчик Л.Н. Методика классификация предметов. М., 2007.
57. Соловьев И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. Москва, 2022.
58. Специальная психология.том 1 7-е изд. переработанное под редакцией академика РАО В.И. Лубовского М: Юрайт, 2020, 428с 62 25.
59. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. М., 1981, с. 5—6.
60. Толстикова, О. Н. Особенности преодоления трудностей при решении
мыслительных и практических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью / О. Н. Толстикова //
Дефектология. - 2023. - № 2. - С. 36-42.
61. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей // [Петроград]: Школа- лечебница д-ра мед. Г. Я. Трошина, 1915.
62. Усанова О.Н. Методы изучения аномальных детей. /Под ред. А. И. Дьячкова. - М., 1965.
63. Усанова О.Н. Специальная психология. СПб: Питер, 2006.
64. Фатихова, Л. Ф. Дифференциальная диагностика наглядных форм мышления дошкольников с интеллектуальными нарушениями / Л. Ф. Фатихова // Специальное образование. - 2022. - № 4. - С. 72-80.
65. Фотель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т- М.:Генезис, 1998.
66. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э.М. Телятникова — М.: АСТ, 2014.
67. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения. М.,2004.
68. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы/ Акад. пед. наук РСФСР ; Под ред. Ж. И. Шиф. - Москва : Просвещение, 1965.
69. Школы для умственно отсталых детей за рубежом. / Под ред. Т. А. Власовой и Ж. И. Шиф. - М., 1966.
70.Эльконин Д.Б. Психология игры - М, 1978.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ