Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Проблема исследования мышления в психологии 7
1.2 Особенности словесно - логического мышления учащихся младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта 11
1.3 Современное состояние исследования словесно - логического мышления
учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА 24
2.1 Организация и методика проведения исследования 24
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 39
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 39
3.2 Содержание программы психологической коррекции словесно -
логического мышления учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта 43
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 48
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1 Проблема исследования мышления в психологии 7
1.2 Особенности словесно - логического мышления учащихся младшего
школьного возраста с нарушением интеллекта 11
1.3 Современное состояние исследования словесно - логического мышления
учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 17
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА II.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА 24
2.1 Организация и методика проведения исследования 24
2.2 Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента 28
Выводы по второй главе 37
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 39
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 39
3.2 Содержание программы психологической коррекции словесно -
логического мышления учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллекта 43
3.3 Контрольный эксперимент и его анализ 48
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Актуальность исследования. Без ориентации в окружающем мире, и адекватном его познании, реализация человеком своей сущности в нём совершенно не представляется возможной. Познанием называют сложный и противоречивый процесс диалектики, постепенного воспроизведения образов, процессов, понятий и сущности вещей. В этот список также входит и сам человек и жизнь социума. Знания, обретенные человеком в течение жизни отражают результат познавательной деятельности. Эти знания появляются, совершенствуются в течение всей жизни, используются человеком для решения каких либо задач. В активной деятельности человека, познавательные процессы, как правило, исполняют роль инструментов познания окружающего мира.
Важнейшим условием коррекционного обучения является развитие познавательных процессов детьми с нарушениями интеллектуального развития. Это объясняется социально гуманистическими тенденциями современного общества, как в России, так и во всём мире. Мыслительные способности формируются у детей с умственной отсталостью с серьёзными нарушениями. Именно по этой причине исследователи характеризуют детей с умственной отсталостью как детей с общей недоразвитостью во всех сфера в целом, и в мыслительной деятельности в частности.
Задача общества состоит в помощи ребенку в становлении взрослым человеком, и его вступление в социум без особых сложностей. Для выполнения этой цели необходимо как можно более подробно изучить формирование познавательных процессов, а также найти способ привить детям с умственной отсталостью интерес к учебе.
Несформированность познавательных процессов у обучающихся с умственной отсталостью является основной причиной возникающих у детей с интеллектуальными нарушениями проблем в обучении. Сложности, связанные с недоразвитостью познавательных процессов у детей с умственной отсталостью, ведут к школьной дезадаптации таких детей.
Таким детям требуется помощь в овладении различными способами мышления. Специальное образование может помочь им усваивать информацию, сохранять ее в памяти, воспроизводить, что поможет адаптироваться к школьной деятельности.
Изучением проблемы развития познавательных процессов у умственно отсталых детей в своё время занимались такие отечественные ученые и психологи, как: Л. В. Занков, И. М. Соловьёв и Б. И. Пинский, М. С. Певзнер и многие другие.
Проблема исследования: Психологическая коррекция словесно - логического мышления младших школьников с интеллекктуальными нарушениями имеет особое значение, так как оказывает огромное влияние на на становление личности ребенка в целом, всю его дальнейшую деятельность и возможность социализироваться. Не смотря на развитую теоретическую значимость исследования, технологии коррекции словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями недостаточно изучены, и требуют последующей разработки.
Цель исследования: Выявить особенности словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта и осуществить психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: Словесно - логическое мышление учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Для этого необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
3. Составить и апробировать психокоррекционную программу развития словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта, проверить ее эффективность
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень словесно - логического мышления младших школьников с нарушениями интеллекта снижен, а применение разработанной нами коррекционно-развивающей программы будет способствовать его развитию.
С целью решения таких дефицитов, следует использовать следующие методики: «Исключение лишнего» Л.С. Рубинштейн (2010)[45];
«Классификация предметов» Собчик Л.Н.(2007)[56]; «Бусы» Методика Вегнера А. Л.(2001)[3].
Теоретическая значимость исследования: В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были расширены представления о зонах актуального и ближайшего развития словесно - логического мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Выделены особенности словесно - логического мышления учащихся младшего возраста с нарушениями интеллекта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения диагностических и коррекционных занятий педагогами, психологами и логопедами в целях коррекции словесно - логического мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Этапы исследования: Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2023 года по апрель 2023 года.
Подготовительный этап ( сентябрь 2022 г. - ноябрь 2022г.): На данном этапе осуществляется подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования. Формирование проблемы, гипотезы исследования. Определение теоретических и методологических основ исследования его цели и задач. Осуществление знакомства с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных обучающихся, подбор диагностического инструментария.
Констатирующий этап (ноябрь 2022г.): Реализация констатического эксперимента с качественным и количественным анализом результатов исследования по изучению особенностей словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Формирующий этап (декабрь 2023г. - февраль 2023г.): составление и апробация программы психологической коррекции словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Контрольный этап (март 2023 - май 2023г.) включает в себя обработку результатов формирующего этапа эксперимента, анализ полученных результатов и оценка эффективности программы коррекции словесно - логического мышления у учащихся младшего возраста с интеллектуальными нарушениями. Осуществляется обобщение и сравнение полученных результатов. Оформление текста работы.
Структура выпускной квалифицированной работы: Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, состоящей из 70 источников и трёх приложений. Общий объем работы составляет 94 страниц.
Важнейшим условием коррекционного обучения является развитие познавательных процессов детьми с нарушениями интеллектуального развития. Это объясняется социально гуманистическими тенденциями современного общества, как в России, так и во всём мире. Мыслительные способности формируются у детей с умственной отсталостью с серьёзными нарушениями. Именно по этой причине исследователи характеризуют детей с умственной отсталостью как детей с общей недоразвитостью во всех сфера в целом, и в мыслительной деятельности в частности.
Задача общества состоит в помощи ребенку в становлении взрослым человеком, и его вступление в социум без особых сложностей. Для выполнения этой цели необходимо как можно более подробно изучить формирование познавательных процессов, а также найти способ привить детям с умственной отсталостью интерес к учебе.
Несформированность познавательных процессов у обучающихся с умственной отсталостью является основной причиной возникающих у детей с интеллектуальными нарушениями проблем в обучении. Сложности, связанные с недоразвитостью познавательных процессов у детей с умственной отсталостью, ведут к школьной дезадаптации таких детей.
Таким детям требуется помощь в овладении различными способами мышления. Специальное образование может помочь им усваивать информацию, сохранять ее в памяти, воспроизводить, что поможет адаптироваться к школьной деятельности.
Изучением проблемы развития познавательных процессов у умственно отсталых детей в своё время занимались такие отечественные ученые и психологи, как: Л. В. Занков, И. М. Соловьёв и Б. И. Пинский, М. С. Певзнер и многие другие.
Проблема исследования: Психологическая коррекция словесно - логического мышления младших школьников с интеллекктуальными нарушениями имеет особое значение, так как оказывает огромное влияние на на становление личности ребенка в целом, всю его дальнейшую деятельность и возможность социализироваться. Не смотря на развитую теоретическую значимость исследования, технологии коррекции словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями недостаточно изучены, и требуют последующей разработки.
Цель исследования: Выявить особенности словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта и осуществить психокоррекционную работу, направленную на его развитие.
Объект исследования: Словесно - логическое мышление учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: Психологическая коррекция словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Для этого необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
2. Выявить особенности словесно-логического мышления учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;
3. Составить и апробировать психокоррекционную программу развития словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта, проверить ее эффективность
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что уровень словесно - логического мышления младших школьников с нарушениями интеллекта снижен, а применение разработанной нами коррекционно-развивающей программы будет способствовать его развитию.
С целью решения таких дефицитов, следует использовать следующие методики: «Исключение лишнего» Л.С. Рубинштейн (2010)[45];
«Классификация предметов» Собчик Л.Н.(2007)[56]; «Бусы» Методика Вегнера А. Л.(2001)[3].
Теоретическая значимость исследования: В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были расширены представления о зонах актуального и ближайшего развития словесно - логического мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Выделены особенности словесно - логического мышления учащихся младшего возраста с нарушениями интеллекта.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения диагностических и коррекционных занятий педагогами, психологами и логопедами в целях коррекции словесно - логического мышления младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Этапы исследования: Исследование проводилось в четыре этапа с сентября 2023 года по апрель 2023 года.
Подготовительный этап ( сентябрь 2022 г. - ноябрь 2022г.): На данном этапе осуществляется подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определение современного состояния изучения проблемы исследования. Формирование проблемы, гипотезы исследования. Определение теоретических и методологических основ исследования его цели и задач. Осуществление знакомства с деятельностью образовательного учреждения, изучение анамнестических и катамнестических данных обучающихся, подбор диагностического инструментария.
Констатирующий этап (ноябрь 2022г.): Реализация констатического эксперимента с качественным и количественным анализом результатов исследования по изучению особенностей словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Формирующий этап (декабрь 2023г. - февраль 2023г.): составление и апробация программы психологической коррекции словесно - логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта.
Контрольный этап (март 2023 - май 2023г.) включает в себя обработку результатов формирующего этапа эксперимента, анализ полученных результатов и оценка эффективности программы коррекции словесно - логического мышления у учащихся младшего возраста с интеллектуальными нарушениями. Осуществляется обобщение и сравнение полученных результатов. Оформление текста работы.
Структура выпускной квалифицированной работы: Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии, состоящей из 70 источников и трёх приложений. Общий объем работы составляет 94 страниц.
Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать вывод, что проблема изучения особенностей словесно - логического мышления учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью изучена недостаточно.
Для исследования словесно - логического мышления младших школьников с нарушениями интеллекта мы использовали следующие методики: «Классификация предметов» (Собчик Л.Н. 2007), «Исключение лишнего» (Рубинштейн С.Я. 2010) «Бусы» (Венгер А. Л. 2001).
В ходе исследования было выявлено, что у исследуемых присутствуют сложности в классификации объектов по определенным признакам. Учащиеся не видят сходств между объектами одной категории, не понимают их назначения, или не знают названия. Вследствие этого учащиеся не могут исключать лишний предмет. Также исследуемые испытывали сложности в определении геометрической фигуры, или ее цвета при выполнении методики «Бусы» (Венгер А.Л.
Согласно результатам данных диагностик мы можем сделать следующий вывод: наглядно - образное мышление младших школьников с нарушениями интеллекта развито лучше, чем словесно - логическое мышление. При выполнении заданий младшие школьники с умственной отсталостью могут выполнять задания, опираясь на наглядную инструкцию, однако испытывают затруднения при выполнении заданий, при которых необходимо опираться на вербальные инструкции. Также учащиеся испытывают сложности при выделении отдельных признаков различных объектов, классификации объектов по определенным признакам. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями зачастую не знают названия различным объектов и живых существ, или не понимают назначение неодушевленных предметов, основные особенности живых существ.
Проведенное нами исследование показало, что у большинства испытуемых отмечаются проблемы в способностях классификации предметов по одному или более признаков, познаниях о назначении тех или иных объектов, различиях между различными группами живых существ.
Низкий и средний уровни мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью требуют своевременной коррекции, так как они негативно влияют на нервно - психические процессы, вследствие, могут вызвать сложности в социализации, контроле эмоционально - волевой сферы и др.
Следующим этапом был организован и проведен формирующий этап эксперимента, в рамках которого мы разработали и реализовали на практике программу коррекционных занятий. Она состоит из 15 занятий, в которых используются различные упражнения, непосредственно направленные на развитие словесно- логического мышления. Программа достаточно проста, не требует больших затрат в реализации и может проводиться не только психологом, но и педагогами. Занятия составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся первых классов: принимаются во внимание особенности развития психической и личностной сфер детей, актуальная и ближайшая зоны развития. После реализации программы проводилось повторное диагностика словесно-логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта, проведена интерпретация полученных данных.
В результате контрольного этапа эксперимента было установлено практически полное отсутствие динамики в контрольной группе испытуемых. Учащиеся этой группы демонстрировали в основном низкие и средние показатели развития словесно - логического мышления. Они имели сложности обобщения, классификации предметов, проблемы в установлении причинно-следственных связей и др.
Во время повторного тестирования экспериментальной группы после проведения занятий в соответствии с нашей психокоррекционной программой, нами было выявлено, что уровень словесно - логического мышления младших школьников этой группы имеет положительную динамику.
Учащиеся приобрели навыки выделения главных признаков объектов и классификации в определенные категории в соответствии с этими признаками. Также обучающиеся продемонстрировали способность исключить из определенной категории лишние предметы, которые по определенным признакам в данную категорию не подходили. Дети стали устанавливать причинно-следственные связи. Кроме этого, был увеличен словарный запас обучающихся. Так, больше незнание названий определенного объекта или категории объектов не является причиной затруднения учащихся при выполнении заданий. Был выявлен навык выполнения заданий с опорой на визуальные инструкции.
В результате проведенных мероприятий нами была подтверждена выдвинутая гипотеза, доказана эффективность разработанной программы.
Для исследования словесно - логического мышления младших школьников с нарушениями интеллекта мы использовали следующие методики: «Классификация предметов» (Собчик Л.Н. 2007), «Исключение лишнего» (Рубинштейн С.Я. 2010) «Бусы» (Венгер А. Л. 2001).
В ходе исследования было выявлено, что у исследуемых присутствуют сложности в классификации объектов по определенным признакам. Учащиеся не видят сходств между объектами одной категории, не понимают их назначения, или не знают названия. Вследствие этого учащиеся не могут исключать лишний предмет. Также исследуемые испытывали сложности в определении геометрической фигуры, или ее цвета при выполнении методики «Бусы» (Венгер А.Л.
Согласно результатам данных диагностик мы можем сделать следующий вывод: наглядно - образное мышление младших школьников с нарушениями интеллекта развито лучше, чем словесно - логическое мышление. При выполнении заданий младшие школьники с умственной отсталостью могут выполнять задания, опираясь на наглядную инструкцию, однако испытывают затруднения при выполнении заданий, при которых необходимо опираться на вербальные инструкции. Также учащиеся испытывают сложности при выделении отдельных признаков различных объектов, классификации объектов по определенным признакам. Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями зачастую не знают названия различным объектов и живых существ, или не понимают назначение неодушевленных предметов, основные особенности живых существ.
Проведенное нами исследование показало, что у большинства испытуемых отмечаются проблемы в способностях классификации предметов по одному или более признаков, познаниях о назначении тех или иных объектов, различиях между различными группами живых существ.
Низкий и средний уровни мышления детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью требуют своевременной коррекции, так как они негативно влияют на нервно - психические процессы, вследствие, могут вызвать сложности в социализации, контроле эмоционально - волевой сферы и др.
Следующим этапом был организован и проведен формирующий этап эксперимента, в рамках которого мы разработали и реализовали на практике программу коррекционных занятий. Она состоит из 15 занятий, в которых используются различные упражнения, непосредственно направленные на развитие словесно- логического мышления. Программа достаточно проста, не требует больших затрат в реализации и может проводиться не только психологом, но и педагогами. Занятия составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся первых классов: принимаются во внимание особенности развития психической и личностной сфер детей, актуальная и ближайшая зоны развития. После реализации программы проводилось повторное диагностика словесно-логического мышления младших школьников с нарушением интеллекта, проведена интерпретация полученных данных.
В результате контрольного этапа эксперимента было установлено практически полное отсутствие динамики в контрольной группе испытуемых. Учащиеся этой группы демонстрировали в основном низкие и средние показатели развития словесно - логического мышления. Они имели сложности обобщения, классификации предметов, проблемы в установлении причинно-следственных связей и др.
Во время повторного тестирования экспериментальной группы после проведения занятий в соответствии с нашей психокоррекционной программой, нами было выявлено, что уровень словесно - логического мышления младших школьников этой группы имеет положительную динамику.
Учащиеся приобрели навыки выделения главных признаков объектов и классификации в определенные категории в соответствии с этими признаками. Также обучающиеся продемонстрировали способность исключить из определенной категории лишние предметы, которые по определенным признакам в данную категорию не подходили. Дети стали устанавливать причинно-следственные связи. Кроме этого, был увеличен словарный запас обучающихся. Так, больше незнание названий определенного объекта или категории объектов не является причиной затруднения учащихся при выполнении заданий. Был выявлен навык выполнения заданий с опорой на визуальные инструкции.
В результате проведенных мероприятий нами была подтверждена выдвинутая гипотеза, доказана эффективность разработанной программы.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО - ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2023 - Психологическая коррекция мышления учащихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2024 - Словесно-логическое мышление детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - Особенности психического развития детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция восприятия учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллектуального развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023



