ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 8
1.1. Этапы становления практической психологической деятельности в образовании
1.2. Модели реализации психологической службы в образовательных
учреждениях 14
1.3. Структурно-функциональная модель психолого-педагогического сопровождения развития обучающегося в образовательной среде 21
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Паспорт проекта 32
2.2. Содержание проекта 37
2.3. Анализ и оценка результатов проекта 55
Выводы по главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследуемой нами проблемы связана с тем, что на современном этапе развития отечественная система образования находится в состоянии глубоких преобразований, в которых наряду с положительными тенденциями - гуманизацией и демократизацией педагогических отношений, отмечаются и негативные: распространение бездуховности, разрушение привычных устоев и идеалов, дезадаптация молодежи. Психологическая служба развивается в соответствии с ее потребностями и задачами.
Многочисленные исследования, посвященные содержанию деятельности психологической службы, специфика ее содержания в инновационном образовательном учреждении изучены недостаточно. Инновационные образовательные процессы ставят дополнительные задачи перед практическими психологами, касающиеся проектирования, сопровождения, мониторинга образовательной среды. В связи с этим становится очевидной необходимость анализа и обобщения опыта работы психологической службы в инновационном образовательном учреждении, что может служить основанием для определения новых подходов к совместной деятельности психолога и преподавателя. В связи с тем, что модель психологической службы образовательного учреждения, как правило, обладает существенными отличиями, выражающимися в целях, подходах, принципах организации, методах и содержании деятельности, мы можем сформулировать проблему исследования: как должна измениться методологическая и технологическая основа деятельности психологической службы, чтобы содержание этой деятельности способствовало решению психологических проблем, связанных с инновационными процессами в образовательной среде.
Таким образом, объектом исследования является психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
Предмет исследования: содержание и организация психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
Цель исследования: определить содержание и организацию психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
Задачи исследования.
1. Осуществить теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Разработать модель психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования.
3. Опытным путем проверить продуктивность разработанной модели психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный подход, (принцип системности В.Келер, К.Дункер, Л.Секея); деятельностный подход (принцип субъектности); принцип единства сознания и деятельности (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский); технология проектирования и моделирования образовательной среды (В.И. Панов, В.А. Ясвин, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, О.С. Газман, А.Г. Асмолов); психология развития и обучения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн); теоретические и практические исследования в области организации психологической службы (В.В. Рубцов, И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, И.В. Вачков, Ю.М. Забродин и др.); представления о мониторинге в образовании (С.Л. Братченко, В.А. Орлов, В.И Панов, А.С. Белкин и др.); психология развития и обучения (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн); психология отношений (В.Н. Мясищев, В.А. Зобков); теоретические и практические исследования в области организации школьной психологической службы (В.В. Рубцов, И.В. Дубровина, М.Р. Битянова, М.А.Степанова, А.А. Реан, И.В. Бачков, Ю.М. Забродин и др.).
Методы и методики исследования подбирались таким образом, чтобы их психологического сопровождения в условиях инновационной деятельности по формированию образовательной среды. Для решения поставленных задач в процессе мониторинга были использованы теоретический анализ психолого¬педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, изучение нормативных документов, экспертное оценивание, контент-анализ, анкетирование, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, методы самооценки, методы математической статистики. В качестве диагностического инструментария были выбраны: шкала тревожности (Ч.Д. Спилберга и Ю.Л Ханина); методика «Диагностика общей самооценки личности» Г.Н. Казанцевой; методика «Самооценка психологической адаптивности»; опросник «Отношение к учебной деятельности» В.Н. Карандышев; «Опросник уровня притязаний» В.Н. Карандышев .
Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечиваются исходными методологическими положениями, реализацией комплекса теоретических и практических методов, адекватных цели и задачам исследования, использованием статистических методов обработки полученных данных. Научная новизна работы заключается в следующем.
1. Обоснована структурно-функциональная модель психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности.
2. Выделены базовые структурные компоненты модели психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности.
3. Созданы психологические технологии, способствующие актуализации личностно-профессиональных потенциалов образовательной среды.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что проведенный теоретический анализ расширяет современные представления о психологическом сопровождении, как виде деятельности практического психолога в образовании в условиях инновационной деятельности. Обоснование структурно¬функциональной модели психологического сопровождения дает возможность психологу решать спектр новых задач, связанных с развитием профессиональной компетентности педагогов, отношений внутри коллектива, рефлексивного командного стиля управления, достижения партнерства.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы руководителями образовательных учреждений при организации инновационной деятельности. Результаты апробации модели психологического сопровождения являются потенциальным источником для осуществления руководителями образовательных организаций рефлексивного анализа инновационных программ. Диагностический инструментарий и программы тренингов могут быть использованы психологами образовательных учреждений в работе с педагогами и обучающимися. Теоретико-практические результаты могут быть включены в курсы лекций по возрастной, педагогической, социальной психологии.
Экспериментальной базой исследования явилось среднее профессиональное образовательное учреждение г. Красноярска. В работу вошли исследования с 2017 по 2019 учебные годы. За это время в исследованиях приняли участие более 95 обучающихся техникума.
Решение поставленных целей и задач осуществлялось в рамках следующих этапов исследования: на первом этапе исследования (ноябрь 2017 - февраль 2018) проводилось изучение психолого-педагогической и психологической литературы с целью определения основных подходов к проблеме, разрабатывался аппарат исследования. В ходе предпроектного этапа были определены уровни возможностей и ресурсов обучающихся. Наряду с этим корректировался диагностический инструментарий исследования.
На втором этапе исследования (февраль 2018 - май 2019) была разработана и апробирована программа психологического сопровождения. Разработан и апробирован комплекс психологических средств, включающий в себя тренинговую программу для обучающихся, сквозной учебный курс «Психология самопознания».
На третьем этапе исследования (сентябрь 2019 - ноябрь 2019) проводилась оценка продуктивности модели психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
Публикации. По материалам исследования имеются две статьи на темы.
1. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности обучающихся;
2. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 5 приложений. Список литературы содержит 95 наименований. Текст диссертации составляет 80 страниц. В работе представлено 12 таблиц.
Современный уровень развития практической психологии и ее роль в образовании свидетельствует о том, что ее содержание и практические методы имеют собственный мощный инновационный потенциал, который необходимо использовать в образовательной сфере. Кроме этого, именно психологические исследования могут дать реальное представление о степени и качестве влияния инновационной деятельности на личность учащегося.
Анализ содержания существующих моделей психологической службы, дает возможность сделать вывод о том, что до настоящего времени нет единого понимания содержания целей и задач службы, и средств их достижения в рамках исследования для решения задачи формирования образовательной среды, раскрывающей все творческие возможности личности, была выбрана и обоснована структурно-функциональная модель психологического сопровождения, которая предоставляет максимальные возможности для реализации совместного творческого потенциала психолога и педагога.
В соответствии с основными компонентами структурно-функциональной модели психологическое сопровождение наполняется конкретными формами и содержанием работы, появляется возможность выстраивания текущей работы психолога как логически продуманного, осмысленного процесса, охватывающего все направления и всех участников внутриучебного взаимодействия. Деятельность психолога в рамках структурно-функциональной модели психологического сопровождения предполагает: организацию сотрудничества между психологами и педагогами учебного заведения в целях развития профессиональной компетентности, осуществление совместного психолого-педагогического анализа образовательной среды, определение психологических критериев эффективного обучения и развития обучающихся. работе сформулировано определение сопровождения как модели профессиональной деятельности психолога, создающей условия для реализации потенциала в разноплановом развитии и достижения индивидуальных вершин зрелости субъектами образовательной среды. Деятельность по психологическому сопровождению учащихся и педагогов организуется в соответствии с разработанной в психологии теории системы алгоритмов саморазвития и движения к достижению своей цели.
Также модель мониторинга должна соответствовать теоретическому положению И.Я. Лернера о взаимосвязи обучения и воспитания, а не рассматривать эти две составляющие образовательного процесса отдельно друг от друга, что позволит в полной мере судить о качестве влияния инновационных образовательных процессов на развитие ребенка
Критерий развития личности учащегося в условиях инновационной деятельности: динамика развития интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, личностной, духовно-нравственной сфер личности.
Критерий развития социального компонента образовательной среды Результаты выполненного исследования позволяют сделать следующие Анализ оценок восприятия образовательной среды педагогами свидетельствует о том, что произошли изменения в характере взаимодействия педагога и ученика в сторону личностно-ориентированной, психодидактической модели. Педагоги в большей степени стали воспринимать образовательную среду как свободную и творческую.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Абульханова - Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Наука, 1991.- 299
3. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образ ования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации.-2003. -№ 3 (14).-С. 71-82.
4. Акмеология: методология, методы и технологии (материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена - корреспондента РАО. Президента МААН Нины Васильевны Кузьминой). - М.: РАГС, 1998.- 279 с.
5. Акинфиев С.И., Макаев В.В. Формирование ценностных ориентаций личности - одно из основных направлений модернизации образования // Педагогика. - 1998. - № 6. - С. 7-15.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды в 2-х т. /Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980.-Т.1.-230 с.
8. Андросенко М. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикладная психология и психоанализ.- 2005.- №3.- С. 3-17.
9. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.- 768 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: Учебник для вузов. - М.: Смысл: Akademia, 2004.-414 с.
11. Асмолов А.Г. Содействие ребенку в развитии личности // Новые ценности образования/Под ред. Н.Б.Крыловой. -1996.- Вып.6. - С. 39-44.
12. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.-208 с.Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб, Пос. - М.: Высшая школа. 2003. - 64
13. Берладина Е.Л. Психологическое сопровождение личностного развития учащихся в условиях профильного обучения: Дис. канд. психол. наук,- Ставрополь, 2003. - 142 с.
14. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность: (Философские размышления о жизненных проблемах). - М.:Знание, 1990 - 62 с.
15. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: 1997.-298 с.
16. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1988.- 187 с.
17. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. - М.: РАУ, 1993.
18. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними // Мир психологии. - 2001.- № 2. - С. 54-58
19. Энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
20. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 209 с.
21 Божович Л.И. Этапы формирования личности онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978.- № 4. - С. 38-47.
22. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 2001.- № 3. - С. 11-15.
23. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М., - 298 с.
24. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. - М.: Ось - 89, 2002. - 224 с.
25. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: Прогресс, 1981. - 136 с.
26. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. / Под ред. О.С. Газмана. - М., 1996.
27. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.З. / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1988. - 367с.
28. Выготский Л.С. Психология развития ребенка: [сборник трудов] Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2005. - 507 с.
29. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. - Л.: ЛГУ, 1984. - 176 с.
30. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Наука, 1989. - 65 с.
31. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Akademia, 2004. - 282 с.
32. Давыдов В. В.Лекции по общей психологии. - М.: Akademia, 2005. - 170 с.
33. Деркач А.А. Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. - М.: РАГС, 2000. - 234 с.
34. Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М.: Смысл, 1997.- С. 200-214.
35. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Теория и практика. - М.: Педагогика, 1991. - 222. с.
36. Дубровина И.В. О преподавании психологии в школе // Вопросы психологии. - 2005. - №6. - С. 46-53.
37. Забродин Ю.М. Попова М.В. Психология в школе. Учебнометодическое пособие для учителя. Экспериментальный учебный курс для подростков // Забродин Ю.М., Попова М.В. - М., 1994. - 264 с.
38. Зайцева Л.В., Землееченко С.В. Управление инновационными образовательными учреждениями в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). - СПб. - М.: Новая школа, 1997. - 124 с.
39. Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии / Отв. ред.Л.И. Анцыферова. - М.: Наука, 1997. - С. 243-267.
40. Зимнякова И.Ю. Психологическое сопровождение развития акмеологических предпосылок в системе деятельности школьной психологической службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Кострома, 2006. - 24 с.
41. Зотова Ф.Р. Исследование влияния инноваций в обучении на здоровье школьников // Школьные технологии. - 2004.- №1.- С. 128-132.
42. Казакова Е.И. Результативность инновационной деятельности в системе образования / Проблемы результативности педагогической деятельности. - СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. - С. 49-54.
43. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной ориентации // Вопросы психологии, 2000. - № 3. - С. 132-136.
44. Клюева Н.В. Свистун М.А. Программы социально-психологического тренинга. - Ярославль, 1992. - 68 с.
45. Козлов В.В., Новиков В.В. Социальная психология XXI столетия
// ЧФ: Социальный психолог. Журнал для психологов. - 2004. - Выпуск №2 (8).
- С. 93-101.
46. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. - СПб.: Речь, 2000. - 232 с.
47. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Педагогический поиск, 2003.
48. Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. - Новосибирск, 1993.
49. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Воспитание: наука хороших привычек.
- М.: Глобус, 1996. - 367 с.
50 Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Как организовать индивидуальное образование в школе? (теория и практика). - М.: Сентябрь, 2005.-206 с.6
51.Левин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред // Психологический журнал. - 2000. - № 4. - С. 79-84.
52 . Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия
// Избр. психол. труды. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-448 с.
53. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.-304 с.
54. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе // Новые исследования, - 1986. - №2. - С. 14-18.
55. Лидере А.Г. Планомерное формирование как метод исследования в психологии / Труды Ярославского методологического семинара. Том 3: Метод психологии. / Под ред. В.В. Новикова, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова. - Ярославль: МАПН, 2005. - с. 223-248.
56. Лисина М.М. Общение, личность и психика ребенка // Избр. психол. труды. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
57. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
58. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 1999. - 187 с.
59. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. - М.: Интерпракс, 1994. - 160 с.
60. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблема практической диагностики. - М.: Школа-пресс, 1993. - 127 с.
61. Махмутова Р.К. Психологическое сопровождение адаптации подростков к инновационным условиям обучения: Дис. канд. психол. наук. - Ижевск, 2005. - 175 с.
62. Нравственность в современном мире. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2003. - 128 с.
63. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М., 2001.- 448 с.
64. Панов В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего обучения // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 3-4. - С. 34 - 39.
65. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии / В.И. Панов. - М.: Наука, 2004. - С. 54-79.
66. Пахальян В.Э. Каким должен быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии. - 2002. - №6. - С. 103-112.
67. Пахальян В.Э. Психопрофилактика в образовании // Вопросы психологии. - 2002. - № 1. - С. 38-44.
68. Петровский В. А. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости // Психические условия и механизмы воспитания подростков. - М., 1983.-С. 42-67
69. Плаксина И.В. Работа психолога в школе: Учебно-методическое пособие. - Владимир: ВГПУ, 2004. - 182 с.
70. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / В.Д. Шадриков, Н.П. Анисимова, Е.Н. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990. - 142 с.
71. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов / Под общей ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995. - 123 с.
72. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы; Руководство практ. психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Academia, 1997. - 146 с.
73. Психологические особенности неуспеваемости школьников / Под ред. И.А. Менчинской. - М.: Педагогика, 1971. - 272 с.
74. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с.
75. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999.- 627 с.
76. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. - СПб.: Речь, 2002.- 175 с.
77. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т 1. А - М,- 608 с.
78. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. - 1986. - № 4. - С. 101-108.
79. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973.-423 с.
80. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.- 528 с.
81. Сартан Г.Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. - М.: Международная педагогическая академия, 1993. - 48 с.
82 .Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. - Ярославль: НПЦ «Диагностика», 2001. - 31 с.
83. Сидоренко Е.В. Методы математической статистики в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.
84. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: Акмеологический контекст. // Педагогика. - 2002. - № 2. - С. 4-14.
85. Степанова М.А. Психология в образовании: психолого-педагогическое взаимодействие // Вопросы психологии. - 2003. - №4. - С. 76-83.
86. Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы. // Вопросы психологии. - 2004.- №4. - С. 91 -101.
87. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М.: Пед. поиск, 1995. - 201 с.
88. Турчин А.С. Моделирование и обучение / А.С. Турчин. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. - 260 с.
89. Фетискин Н.П., Миронова Т.И. Психологические основы
образовательной депривации: учебно-метод. пособие. - М.; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 148 с.
90. Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 97-106.
91 Фридман Л.М. Психопедагогика высшего образования. Пособие для студентов и учителей. - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. - 288 с.
92. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М: Педагогика, 2005. - 258 с.
93. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 606 с.
94. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. 2-е изд., испр. - М: Генезис, 2003 .- 67 с.
95. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование. - М.: Моек, психолого-соц. ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 297 с.
96. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.