Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-возрастные проблемы и особенности обучения английскому языку детей младшего школьного возраста

Работа №150072

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности обучения иностранным языкам
на младшем этапе обучения 7
1.2 Психолого-педагогические доминанты развития детей младшего
школьного возраста 14
1.3 Коммуникативная направленность обучения иностранным языкам детей
младшего школьного возраста 21
Глава II. Практические аспекты обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста
2.1 Игровой метод как основа обучения английскому языку 27
2.2 Языковые игры как способ обучения детей младшего школьного
возраста английскому языке 33
Заключение 43
Библиографический список

Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими социальными преобразованиями. Существует потребность в ориентировании учебного процесса на формирование готовности индивидуальности к изменяющимся запросам общества и сотрудничеству с другими людьми. В связи с изменениями, коснувшимися всех сфер жизни общества, в том числе и образования, вышедшего на уровень мировых стандартов, изучение иностранных языков, а в особенности английского, признанного международным языком, играет не маловажную роль в жизни современного человека. Владение английским языком позволяет преодолеть языковой барьер в общении с людьми всего мира и обеспечивает человека международной коммуникацией. Стремление к обществу без границ, желание приобщиться к культурному наследию и духовным ценностям народов мира, погрузиться в иноязычную сферу общения, расширить круг собственных связей в разных областях общественной жизни может быть реализовано только через владение иностранным языком, как мощным инструментом межкультурной коммуникации.
Система образования в современных образовательных учреждениях имеет курс на то, чтобы ученик не только получал знания на уроках, но и приобретал практические навыки, чтобы происходило индивидуальное развитие личности. Перед учителем становится важная задача - создать такие педагогические условия, чтобы осуществлялось практическое обладание языком каждым учеником, выбор таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою индивидуальность, активность, продемонстрировать своё творчество, а также активизировать познавательный интерес ученика в процессе обучения иностранному языку. Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой российской школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На этой ступени происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться.
Изучение иностранных языков в младшем школьном возрасте полезно, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка - памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и др. Изучение оказывает стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка, которое положительно сказывается также и на владении родным языком. Неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранным языкам, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через обучение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности позволяют детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.
Введение иностранного языка в число предметов, изучаемых в начальной школе, имеет безусловные прагматические плюсы, оно расширяет спектры гуманитарных предметов, изучаемых на данной ступени, и делает начальное образование более радостным, притягательным для детей. Знакомство ребенка с английским языком начинается уже в первом классе начальной школы, где в роли источника информации и модели для подражания выступает преподаватель. В свою очередь преподавание английского языка должно преследовать цель не только обучения правилам правописания, морфологическим разбором и использованию грамматических конструкций, но и работу над личностью в целом. Развитие способности преодолевать речевые барьеры способствует формированию коммуникативной компетенции, что подразумевает не просто знание языка, но умение использовать его в реальном общении, т.е. практическое владение языком. Вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы: «Психолого-возрастные проблемы и особенности обучения английскому языку детей младшего школьного возраста».
Объектом данного исследования является учебно-воспитательный процесс в младшей школе.
Предметом исследования являются психолого-возрастные проблемы и особенности обучения иностранному языку детей на младшем этапе обучения в школе.
Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности обучения младших школьников английскому языку.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические источники по проблеме исследования.
2. Определить сущность понятий «коммуникация»,
«коммуникативная компетенция», «коммуникативный навык».
3. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития
учеников младших классов.
4. Рассмотреть игровой метод как основу обучения английскому языку.
5. Представить практические аспекты обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста.
Методологической базой исследования являются труды таких ученых, как: Ю.К. Бабанский, В.А. Мудрик, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, В.М Филатов, А.В. Тищенко, И.Л. Бим.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сбор информации и обобщение; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов и эмпирические методы: беседа.
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В главе I анализируются основные направления исследуемого явления, такие как психолого-педагогические особенности обучения иностранным языкам на младшем этапе обучения; понятие «коммуникация» и ее особенности, психолого-педагогические доминанты развития детей младшего школьного возраста. Глава II посвящена практическим аспектам обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста. В ней рассматривается игровой метод как основа обучения английскому языку и представлены языковые игры как способ обучения детей младшего школьного возраста английскому языку.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования были изучены теоретические и практические аспекты обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста. Анализ литературы позволил выявить психолого-педагогические особенности обучения иностранным языкам на младшем этапе обучения. Одним из важнейших психологических факторов успешности обучения иностранному языку является положительная мотивация. С мотивацией обучения иностранному языку тесно связана познавательная активность. В связи с этим особое значение приобретает планирование учебно-речевой деятельности. Планирование деятельности создает возможность управлять мотивами в ходе всего процесса обучения. При этом очень важно учитывать, что сама по себе речевая деятельность (на начальном этапе обучения) будет не основной, а вспомогательной. Это особенно наглядно можно проследить в игре. Большое значение для успешного овладения иностранным языком имеет характер познавательной деятельности учащихся, определяющийся интеллектуальными, эмоционально-волевыми и личностными особенностями. От степени произвольности и опосредованности высших психических функций зависят особенности восприятия и усвоения учебного материала.
Изучив литературу, посвященную особенностям возрастного развития, мы можем сказать, что наиболее успешно коммуникативные навыки развиваются в младшем возрасте, когда ученик младших классов испытывает потребность в общении со сверстниками и людьми других поколений, что позволяет развивать коммуникативные компетенции на практике. В психологической адаптации младшие школьники могут испытывать определенные проблемы: усвоения нового режима жизни, деятельности; усвоения специфики взаимоотношений с учителем, одноклассниками; изменение отношений ребенка с семьей.
Рассмотрев различные подходы к определению понятия «коммуникация», «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки», мы заключили, что процесс формирования коммуникативных навыков представляет собой целенаправленные и осмысленные изменения личности в процессе изучения английского языка. В работе было изучено понятие «коммуникативный навык», их составляющие и особенности. Говоря о коммуникативных навыках, мы подразумеваем не только базовые знания лексики и грамматики, но и говорим о ситуативной интуиции. Такая интуиция подразумевает, что говорящий выбирает для свей речи соответствующие речевые обороты и языковые средства с опорой на социальный и ситуативный статус собеседника.
Изучение практических аспектов обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста показало, что игровой метод может служить основой обучения английскому языку на младшем этапе. В данной работе представлены языковые игры, направленные на формирование различных языковых навыков.
В целом можно сказать, что обучение английскому языку - занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений.



1. Абдуллина О. А., Загвязникова Н.Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие. М., 1989.
2. Абраменкова В. В мире детских игр // Воспитание школьников. -2000. № 7.
3. Агаджанян Н.А., Баевский P.M., Берсенева А.П. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь, 2000.
4. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе.// Начальная школа. №3. - 2004 .
5. Агафонова И.А. Учимся думать.-СПб., 1996.
6. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам./ Под редакцией А.Г.Хрипковой. М., 1982.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / под. ред.
8. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т.1. 230 е.; т. 2. 288 с.
9. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. Спб.: Питер, 2001.272 с.
10. Бутко Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе // ИЯШ. - 1987. - №4. - С.63 - 65.
11. Выготский, Л.С. Детская психология. М., 1982. - 432 с.32.
12. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах // ИЯШ. - 1988. - №4. - С.54-55.
13. Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения // ИЯШ - 1990. - №6. - С.48-52.
14. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // ИЯШ - 1984. - №4. - С.82.
15. Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа - 2007. - №10. - С.27-31.
16. Комков И.Ф. Методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие: В.9. - Минск: “Вышэйшая школа”, 1979. - С.91.
17. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамма тике английского языка на начальном этапе // ИЯШ - 2006. - №3. - С.64-66.
18. Лобачева Н.П. Игры и сказки // ИЯШ - 2007. - №1. - С.36.
19. Леонтьев А.А. Преподавание иностранного языка в школе: мнение о путях перестройки // Иностранные языки в школе.-1988,- № 4. С. 19-23.
20. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки
раннего овладения иностранными языками // Иностранные языки в школе.-1985,- № 5. С.24-30.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975
22. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 г.г. / Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис.-М.,1981 .-С.35-44.
23. Магин Н.С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка//Проблемы способностей,- М., 1962.-С.276-289.
24. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М.: Просвещение, 1974
25. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников М.: Педагогика, 1984.-144 с.
26. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Советская педагогика.- 1989.- № 11. - с.70
27. Литвиненко, Ф.М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Ф.М. Литвиненко. - Белорус. гос. ун-т, Мн.: 2012. - 102 с.
28. Логинова М.В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс
личности. Вестник Московского Университета МВД России, № 6 М., 2009. - с. 1922.
29. Лучик, Т.С. Образовательная технология «Дебаты» учебном процессе / Т.С. Лучик // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 2.
30. Перкас, С.В. Учебный диалог на уроках английского языка / С.В.
31. Перкас // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5.
32. Сальникова, О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция? О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и после. - 2012. - № 7.
33. Стрелова, В.В. Эволюция становления терминов коммуникативная компетенция и коммуникативная компетентность, Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст.
34. В.В. Стрелова. - Мн.: 2011. - 102 с. Термины и понятия лингвистики:
Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник. —
Назрань: ООО «Пилигрим». -2011.
35. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя.-М., 1981.
36. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 с.
37. Тамбовкина Т.Ю. Активизация речемыслительной деятельности учащихся на начальном этапе обучения // Иностранные языки в школе,- 1988,-№ 2. С.35-40.
38. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Под ред. И.И.Ильясова,
B. Я.Ляудис // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 г.г,- М., 1981.-С.31-35.
39. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции / М.К.Кабардов, Е.ВАрцишевская// Вопросы психологии.-1996.-№ 1,-
C. 34-50.
40. Черноголовая Н.Н. Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5-6 классов интереса к изучению английского языка // ИЯШ - 2006. - №5. - С.28.
41. Чхартишвили Ш.Л. Потребность, движущая развитием, и социальная среда,- В кн. Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. Тбилиси, 1974
42. Шадриков В.Д. Развитие и воспитание//Хрестоматия по педагогике/Сост.Морозова О.П.-Б., 1997.-С.49-51.
43. Школа 2000.Концепции. Программы. Технологии. Вып.2//Под ред. А.А. Леонтьева. М.: Балас.,1998 - 122 с.
44. Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в начальной школе.1. С.42
45. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность,- Л., 1947.1. С.362
46. Экспериментальное раннее обучение иностранному языку в
Чувашской ССР / В.Н.Иванова, Л.В.Сидорова // Иностранные языки в школе.-1991,-№ 2. С.56-63.
47. Юдакова Г.П. Обучение шестилеток // Иностранные языки в школе,- 1991,- №3,- С.50-55.
48. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения / В.М.Букатов, А.П.Ершова М.: Издательство «Первое сентября», 2000. - 224 с.
49. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96с.
50. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. - 175с.
51. Якиманская И.Я. Развивающее обучение.- М., 1979.-С. 123-139.
52. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969,- 317 с.
53. Ярмоленко А.В. Способность к многоязычию // Проблемы способностей. M.J962.-C.261-276.
Электронные ресурсы:
54. Английский язык в начальной школе. [Электронный ресурс] URL:http://otherreferats.allbest.ru/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ