Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №150060

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В ПСИХОЛОГИИ 7
1.1. Проблема социально- психологической адаптации личности в психологии 7
1.2. Возрастные особенности адаптации пятиклассников к новым условиям обучения в средней школе 13
1.3. Сущность психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся к
условиям обучения средней школы 18
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 32
2.1. Организация и методики исследования 32
2.2. Анализ результатов исследования психологической адаптации обучающихся к
обучению в средней школе на констатирующем этапе исследования 35
2.3. Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период
адаптации к обучению в средней школе 39
2.4. Анализ результатов исследования психологической адаптации обучающихся к
обучению в средней школе на контрольном этапе исследования 47
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением.
Пристальное внимание к проблеме школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Изучая особенности младшего подростка, можно отметить, что в этот самый короткий период проходит значимый путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он приобретает чувство взрослости.
Одним из переломных моментов является переход ребенка из начальной школы в среднюю. Именно в пятом классе к школьнику впервые предъявляется множество различных требований, и если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Изменение окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышение требований к самостоятельности и ответственности, интенсивные умственные нагрузки вызывают хроническую эмоциональную напряженность, тревожное состояние, провоцируя снижение социально-психологической адаптации, что в свою очередь отрицательно влияет на наиболее полное личностное развитие и психическое здоровье и может привести к дезадаптации.
Каждый пятиклассник эмоционально переживает переход к непривычным условиям обучения: к множеству учебных предметов, к новым учителям, к появлению кабинетной системы, к новым требованиям. В это время у большинства пятиклассников повышается тревожность, снижается успеваемость, появляются проблемы в поведении.
Вопросом адаптации пятиклассников к обучению в средней школе занимались Н.Н. Баранова, М.В. Григорьева, Д.А. Журавлев, Л.П. Пономаренко и многие другие отечественные психологи.
Актуальность изучения проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации обучающихся к обучению в средней школе продиктована необходимостью организации сопровождения обучающихся в процессе освоения ими новых социальных ролей, принятия нового социального статуса, установления системы межличностных отношений в коллективе и учебной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Теория сопровождения сегодня наиболее подробно разработана в педагогике и психологии такими учеными, как М.Р. Битяновой, Е.И. Казаковой, Н.А. Мозжеровой, О.В. Токарь, Т.Т. Зимаревой, Н.Е. Липай, И.Г. Каблуковой и др. исследователями.
В школе проблема адаптации, как справедливо замечает М.Н. Дудина, чаще ассоциируется с обучением первоклассника, реже - в связи с переходом в среднее звено, также обеспечению успешной адаптации посвящено недостаточно исследований, чем и обусловлена актуальность исследования.
Цель исследования - выявить условия психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации к обучению в средней школе.
Объект исследования: психологическая адаптация личности.
Предмет исследования: условия психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации к обучению в средней школе.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает эффективность адаптации обучающихся к обучению в средней школе, направленный на обеспечение эмоционального комфорта и усвоения норм, требований средней школы.
На достижение поставленной цели направлено решение следующих задач.
1. Провести теоретический анализ понятия социально¬психологической адаптации личности в психологии, ее особенности у обучающихся в период адаптации к обучению в средней школе.
2. Провести эмпирическое исследование психологической адаптации обучающихся к условиям обучения в средней школе.
3. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения обучающихся в период адаптации к обучению в средней школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных психологов:
- субъектно-деятельностный подход к изучению социально-психологических явлений (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Б.Ф. Ломов и др.);
- системный подход к исследованию социально-психологической адаптации (А.В. Карпов, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков);
- существующий подход к пониманию трудностей периода школьного обучения при переходе на вторую ступень образования Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, А.Е. Олыпанникова, А.К. Маркова, К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, обобщение и синтез литературных
источников по проблеме исследования;
- эмпирические: метод опроса, тестирование;
- методы математической количественной и качественной обработки данных.
Методика диагностики:
- методика диагностики мотивации учения Ч.Д. Спилбергера, направленном на изучение уровней познавательной активности, в адаптации А.Д. Андреевой;
- методика Н.Е. Щурковой «Круги».
- экспресс-методика О.Н. Хмельницкой «Выявление тревожности у пятиклассников в период адаптации».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашей работе адаптация к образовательному учреждению понимается как процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новым условиям жизни.
Школьная адаптация - это, по сути, тоже своего рода процесс, который подразумевает приспособление ребенка к условиям и требованиям обучения. Итог школьной адаптации может быть как положительным, так и отрицательным. Положительный итог - непосредственно адаптированность, которая обеспечивает успешность последующей учебной деятельности, а отрицательный итог - дезадаптированность, то есть, неадекватный процесс адаптации ребенка к школе. Сюда можно отнести следующее: нарушение поведения, конфликтные отношения, искажения в личностном развитии, повышенная тревожность и др.
В рамках психолого-педагогического сопровождения пятиклассников осуществляются следующие направления: психологическая диагностика, психологическое групповое и индивидуальное консультирование, коррекционно-развивающая работа.
В результате экспериментального исследования на констатирующем этапе исследования были получены данные о сниженных показателях адаптации обучающихся к условиям средней школы.
Исследование учебной мотивации обучающихся показало, что половина исследуемых обучающихся имеют средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
Исследование тревожности обучающихся показало, что на констатирующем этапе исследования у обучающихся преобладают повышенный и высокий уровни тревожности, связанной с переходом в 5 класс.
Полученные результаты актуализируют проблему психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5-х классов адаптации к условиям обучения в средней школе.
В содержании программы занятий выделяются три блока, которые обеспечивают решение поставленных задач.
1 блок - Работа с обучающимися 5-х классов,, 2 блок - работа с педагогами (классный руководитель, учителя-предметники), 3 блок - работа с родителями.
Работа с обучающимися представлена поэтапной программой.
На первом этапе основное внимание уделяется прояснению актуального состояния обучающихся подросткового возраста (их отношения к самому факту пребывания в школе, к новой обстановке и требованиям), формированию умения ориентироваться в пространстве школы, осознанно подходить к выполнению школьных требований, находить позитивные моменты в сложившейся ситуации.
На втором этапе проводится работа по формированию навыков конструктивного общения с взрослыми и сверстниками, выработка и принятие тех норм, по которым будет жить классный коллектив.
На третьем этапе главной задачей является раскрытие положительного потенциала каждого участника, осознание его роли в жизни класса, формирование классной общности, осмысление личных целей и целей класса на год.
Обобщение результатов эмоционального отношения к учебной ситуации, учителям и сверстникам позволило выявить динамику эмоционального опыта обучающихся, связанного с новыми условиями обучения в средней школе.
На 20,0% увеличилось число подростков с устойчивым положительным эмоциональным опытом, отрицательный эмоциональный опыт снизился на 16,7%.
Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют, что в исследуемом образовательном пространстве преобладают положительные эмоции у подростков.
Подростки, выше на 23,3% стали воспринимать эмоциональный образ учителя, чем в контрольной группе, образ собственной учебы положительно стал восприниматься на 30,0% чаще, чем в контрольной группе, образ одноклассника положительно стал восприниматься на 36,7% чаще, чем в контрольной группе. После реализации программы психолого - педагогического сопровождении на 20% произошло снижение низкой мотивации
Большинство обучающихся имеют средний и высокий уровни учебной мотивации. 46,4% обучающихся имеют продуктивную мотивацию, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу.
Исследование тревожности обучающихся показало, что на контрольном этапе исследования произошло снижение школьной тревожности обучающиеся. Показатель высокой тревожности снизился на 23,3% и высоко тревожными остались 6,7% обучающихся. Произошло снижение повышенного уровня на 16,7% и на контрольном этапе исследовании имеют повышенный уровень тревожности 16,7% обучающихся. На контрольном этапе исследования у 40% обучающихся отсутствует тревожность, связанная с условиями обучении в средней школе.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило эффективность психолого-педагогического сопровождения.



1. Агафонов А.Ю. Исследование Я-концепции учащихся подросткового возраста как средства качественной оценки образовательных систем: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 2000. 18 с.
2. Александровская Э.М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника // Журнал социологии. 1995. № 6. С.40-48.
3. Андреева Д.А. Социальная психология. М.: Наука,1997. 456 с.
4. Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: ВЛАДОС,2000. 452 с.
5. Анохин П.К. Принципиальные вопросы теории функциональных систем // Принципы системной организации функции. М.: 1995. С. 5-61.
6. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. 158 с.
7. Анохина С.А. Особенности и тенденции развития стрессоустойчивости в подростковом возрасте // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2008. № 1. С. 215-221.
8. Араканцева Т.А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений. М.: МГТСИ, 2016. 161 с.
9. Березин В.Г. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Спб.: Наука, 2008. 270 с.
10. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 2017. 299 с.
11. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая Психодиагностика. М.: МГУ, 1987. 300 с.
12. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2020. 58 с.
13. Данилина Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М.: ГИТИС, 2004. 166 с.
14. Дубровина И.В. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: АПН СССР, 1986. 120 с.
15. Зотов А.Ф. Современный объективный идеализм. М.: ГИТИС, 1993. 250 с.
16. Иовчук Н.М. Детско-подростковые психические расстройства. М.: Изд-во НЦ ЭНАс, 2014. 80 с.
17. Казакова Е.П. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. СПб.: Питер, 2008. 190 с.
18. Казначеев В.П. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Арт-студио, 2016. 139 с.
19. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. / Под ред. Л.М. Щипицыной, Е.И. Казаковой. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2018. 108 с.
20. Кондаков И.М. Энциклопедия педагогических ситуаций. М.: Педагогика, 2011. 160 с.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: учебное пособие. М.: РОУ, 1996. 260 с.
22. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания / Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сборник научных трудов. - Волгоград, Перемена, 2004. С. 280-287.
23. Луговская А.В., Кравцова М.Л., Шевнина О.В. Ребенок без проблем. М.: Эксмо, 2008. 352 с.
24. Лютоева Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001. 300 с.
25. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М.: РГСУ, 2013 . 160 с.
26. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1988. 233 с.
27. Остроухова А.В. Успешная адаптация. М.: Обруч, 2017. 118 с.
28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Толковый психолого-психиатрический словарь: 80 000 слов и выражений. М.: Высшая школа, 2020. 160 с.
29. Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога // Психологическая наука и образование. 1997. №2. С.69-73.
30. Сафонова О.А. Экспресс-анализ и оценка детской деятельности. М.: ГИТИС, 2006. 500 с.
31. Смирнова Е.О. Ребёнок - взрослый - сверстник: методические рекомендации. М.: МГ1П1У, 2004. 315 с.
32. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. 230 с.
33. Фуряева Т.В., Каблукова И.Г. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграция. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2007. 304 с.
34. Царегородский Г.И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1992. 217 с.
35. Шаграева О.А. Детская психология. М.: Международная
педагогическая академия, 2017. 375 с.
36. Шапарь В.Б. Практическая психология: Психодиагностика
отношений между родителями и детьми. M.: Ростов-на-Дону, Феникс, 2016. 430 с.
37. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Издательство: «Речь», 2014. 340 с.
38. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. СПб.: Феникс, 2005. 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ