Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Буллинг в школе и возможности его превенции

Работа №150054

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социальная работа

Объем работы82
Год сдачи2024
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1: Теоретико-методологические основы изучения буллинга в школьной среде 6
1.1 Буллинг в школе: понятие, виды и факторы возникновения 6
1.2 Участники буллинга в школе и их роли в развитии травли 11
1.3. Распространенность буллинга в школе и его последствия для участников 16
Глава 2: Специфика превенции буллинга в школьной среде 24
2.1. Российский и зарубежный опыт превенции буллинга в школе 24
2.2. Субъекты превенции буллинга в школе и их функции 31
2.3. Методы привенции буллинга в школьной среде 36
Глава 3: Особенности школьного буллинга и его превенции в представлениях сотрудников школы 43
3.1 Программа исследования 43
3.2 Результаты прикладного исследования 49
3.3 Рекомендации по превенции буллинга в школе 54
Заключение 60
Список литературы 63




В последние годы среди зарубежных и отечественных исследователей наблюдается рост интереса к проблематике буллинга. В 2010 г.по инициативе коллектива Института социального образования РАО было проведено исследование среди учащихся школ Риги и Москвы. Было выявлено, что около 60% опрошенных действительно сталкивались с психическим или физическим буллингом. Кроме того, регулярному давлению подвергаются ученики именно этих учебных заведений. Результаты исследования показывают, что в школах Москвы и Риги, независимо от языка преподавания, девочки чувствуют себя более благополучно в школьном коллективе, чем мальчики. Так, юноши реже девушек отмечают, что им не приходилось сталкиваться с психическим или физическим буллингом (37% и 48% соответственно). Вместе с тем они чаще указывают на эпизодические случаи психического и физического буллинга.
Одно из наиболее масштабных исследований (почти 30 тыс. учащихся) проведено в Московской области в 2016 году. Установлено, что 13% учеников подвергаются травле не реже раза в неделю на протяжении минимум полугода, 18% опрошенных сталкиваются с буллингом несколько раз в месяц и реже. За 2019 год каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе . О буллинге со стороны сверстников рассказывают 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет.
В исследовании школьного буллинга в 2023 году выяснилось, что ситуация с травлей не улучшилась. Согласно проведенному опросу среди 122 респондентов 77 человек (63,1%) хотя бы один раз становились жертвами буллинга, а 50 человек (41%) хотя бы раз проявляли агрессию по отношению к другим.
Благодаря эмпирическим исследованиям доказано, что методы, которые используются в школах, для профилактики неэффективны. В Российской Федерации в декабре 2023 года ввели определение травли (буллинга). Понятие происходящее в школе: размытая формулировка определения и отсутствие индикаторов. Также возникает вопрос: насколько это универсальное и эффективное средство? Как не допустить злоупотребление законом?
Таким образом, актуальность проблемы подтверждается прежде всего на основе статистических данных о жертвах буллинга. А также не предусмотренной на должном законодательном уровне и не повсеместной профилактикой. Буллинг в России существует и эту проблему нужно решать не только на законодательном уровне, но и на уровне школы
Цель: изучить буллинг среди учащихся школы и возможности его превенции
Задачи:
1. Изучить развитие теоретических представлений о буллинге
2. Рассмотреть виды и причины буллинга в школе
3. Определить участников буллинга и их роли в процессе травли
4. Определить негативные последствия и меры по превенции буллинга среди учащихся
5. Проанализировать результаты исследования об особенностях школьного буллинга и на основе этого разработать рекомендации по его превенции
Объект: буллинг среди учащихся школы
Предмет:проблемы и возможности превенции буллинга средствами школы
Методы исследовательской работы:анализ научной литературы;анализ статистических данных,вторичный анализ результатов исследований;интервьюсотрудниками школы;
Выборка исследования:
Сотрудники школы:учителя, завуч по воспитательной работе, психолог, социальной педагог, директор. Женщины и мужчины от 26 лет до 62 лет. Количество респондентов: 13
Эмпирическая базаисследования:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№ 29 с углубленным изучением французского языка и права
Структуры работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав: в первой рассмотрены теоретические основания изучения буллинга среди учащихся школы, во второй главе проанализированы направления профилактики буллинга в России и в других странах, а также изучены фактические направления буллинга и возможности его развития, в третьей главе представлены результаты эмпирического исследования о представлениях специалистов школы о буллинге и его превенции на уровне школы. В заключении сделаны основные выводы и приведены рекомендации по совершенствованию профилактики явления. Объём выпускной квалификационной работы – 70 страниц. Список литературы включает 61наименований (том числе10на английском языке). Выпускная квалификационная работа содержит 1 таблицу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи и получены следующие результаты:
Термин буллинг подразумевает систематическое, регулярное воздействие со стороны одного/группы лиц в отношении другого лица неправомерные действия, характеризующиеся прямым или косвенным воздействием в виде избиения, психологического давления, оскорбления, кражи и т.д. Основоположником концепции буллинга считается Д. Олвеус, который внес значительный вклад в изучение этого явления. Однако, помимо него, также важную роль в исследовании буллинга сыграли А. Пикас и П. Хайнеманн, а также российский социолог и психолог И. С. Кон внесли свой вклад в понимание этого явления.
Среди основных видов буллинга, ученые выделяют физический, социально-психологический, экономический и кибербуллинг. Школьный буллинг - это результат взаимодействия различных участников образовательного процесса. Каждый из субъектов играет свою роль в этих ситуациях. Возникновение школьных противостояний связано с множеством факторов. Семейная обстановка, общение окружающих, атмосфера в школе, недостаточные коммуникативные навыки и психофизиологические особенности – все это влияет на возникновение буллинга среди учащихся.
Отечественные и зарубежные авторы в области изучения буллинга выделяют три основных участника процесса: агрессор (буллер), свидетели и жертва. К характерным чертам агрессора относят: стремление к контролю; жестокость; неадекватная оценка себя. Жертве свойственна уязвимость; психофизиологические особенности; низкая самооценка. К свидетелям чаще относят людей, которые не занимают активную позицию в процессе, предпочитая оставаться в тени и следить за процессом издалека. Однако свидетели – это субъекты, которые могут сыграть важную роль в развитии ситуации буллинга т.к именно они определяют вектор развития конфликта.
Жертвы буллинга сталкиваются с различными негативными последствиями, такими как нарушение социальной адаптации, тревога, депрессия, суицидальные мысли, низкая самооценка, чувство одиночества и изоляции. Кроме того, онимогут испытывать трудности с концентрацией внимания и отказываться от посещения школы, что негативно сказывается на их успеваемости. Однако выделены не все негативные последствия. Научными деятелями также выделяются последствия для агрессоров и свидетелей, например: для первых характерна изолированность, повышенная возбудимость и проблемы взаимодействия с окружающими людьми.
К последствиям для свидетелей, как правило, относят катастрофизацию, моральное отчуждение и когнитивный диссонанс. Эксперты в области изучения буллинга выделяют три основных подхода по превенции: диспозиционный заключается в выявлении внутриличностных предпосылок и особенностей участников буллинга и жертв. Акцент делается на раннем выявлении элементов буллинга, организации психологического сопровождения детей при прохождении возрастных кризисов и в период трудных жизненных ситуаций. Контекстуальный предполагает изменение системы отношений в организации в целом и создание альтернативных методов определения статусов в группе, основанных на ценности уважительных отношений, для предотвращения буллинга. Темпоральный заключается в большом акценте раннему выявлению элементов буллинга, организации психологического сопровождения детей при прохождении возрастных кризисов и в период трудных жизненных ситуаций
Было проведено исследование, анализ результатов которого показал, что сотрудники школы частично осведомлены о проблеме буллинга. Среди учащихся наиболее распространен вербальный и кибербуллинг. большинство опрошенных не знают о таком методе разрешения конфликтов, как медиация; в школе распространены такие методы разрешения конфликтов, как вмешательство классного руководителя или психолога-педагога.
На основании изучения научной литературы и проведенного исследования можно выделить несколько наиболее важных рекомендаций. Для профилактики явления было бы полезно:
1. Внедрение современных методик выявления и предотвращения буллинга, а также разработка индикаторов, отражающих особенности проблемы.
2. Разработка нормативных актов, которые бы устанавливали порядок совместной работы образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания в борьбе с буллингом
3. Внедрение интегрированной программы по превенции буллинга, которая будет охватывать все школы в регионе.
4. Введение обязательной отчетности директорами школы о деятельности по предотвращению буллинга с целью анализа распространенности буллинга в школах, фиксации проведенной работы и выявления основных причин еговозникновения.
5. Реализация специальных программ по превенции буллинга, а также организация групповых мероприятий, дискуссий и совместных проектов для улучшения климата в школе и предотвращения проявления агрессии и насилия среди учащихся.
6. Для эффективного функционирования образовательных учреждений необходимо выработать универсальную измерительную систему, способную различать ситуации "конфликта" и "буллинга".
7. Для борьбы с буллингом в школах необходимо активно вовлекать учителей в процесс обучения и осведомления.
8. Для поддержки учащихся в школе в борьбе с буллингом, важно активизировать работу школьного психолога, служб медиации и социального педагога.
9. Создание специальных информационных буклетов, направленных на обучение безопасным практикам взаимодействия и реакции на буллинг для родителей и детей.



1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Ануфриева Е.В., Набойченко Е.С., Ковтун О.П. Буллинг и кибербуллинг: проблема современного подростка // ПФ2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-i-kiberbulling-problema-sovremennogo-podrostka (дата обращения: 20.05.2024).
5. Башмакова Е. А., Дегтярев Е. А.Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-i-sotsialnye-prichiny-bullinga-i-kiberbullinga-v-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 23.05.2024).
6. Бобровникова, Н.С. Психологическая безопасность как важное условие профилактики буллинга в подростковой среде / Н.С. Бобровникова // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2021. — № 4(56). С.759-761.
7. Бочавер А. А.Последствия школьной травли для ее участников // Психология. Журнал ВШЭ. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledstviya-shkolnoy-travli-dlya-ee-uchastnikov (дата обращения: 23.05.2024).
8. Бочавер А. А., Кузнецова В. Б., Бианки Е. М., Дмитриевский П. В., Завалишина М. А., Капорская Н. А., Хломова К. Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. – 2015. – №5. – С. 146-157.
9. Буллинг в образовательной среде и его профилактика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. 122 с.
10. Быковская, Е.Ф. Педагогическое насилие: теория и практика / Е.Ф. Быковская // Философия образования. — 2006. — № 1. — С. 221–229.
11. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 138-161.
12. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №105. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-uchastnikov-bullinga (дата обращения: 23.05.2024).
13. Дегтярев Е.А. Стратегия профилактики буллинга и кибербуллинга образовательной организации в подростковой среде // Мир науки, культуры, образования. 2021. №4 (89). С. 121-123
14. Журлова, И. В., Козлова И.В Работа социального педагога с агрессивными детьми. СПб, Вестник 2009. № 105. С. 159-165.
15. Заочинский М.С. Актуальность проблемы буллинга в современной школе //Скиф.: Вопросы студенческой науки, 2021. №2. С. 14-17.
...
61 источник


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ