Введение 3
Теоретические основы драматизации как средства обучения говорению на уроках иностранного языка в школе 8
Анализ положений Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, регламентирующих процесс обучения иностранным языкам 8
Специфика обучения говорению на иностранном языке как сложному
продуктивному виду речевой деятельности 11
Особенности обучения говорению на иностранном языке в 5-х
классах 14
Выводы по главе 1 17
Практическое применение драматизации в процессе обучения
английскому языку в школе 18
Содержание понятия «драматизация» как средства обучения
иностранному языку в школе 18
Способы использования драматизации на уроках английского языка в
школе в 5-х классах: оффлайн vs. онлайн 24
Пример авторской серии драматизаций для обучающихся 5-х классов
российских школ на базе УМК «Spotlight 5» для использования традиционным образом и с применением онлайн технологий 31
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список использованных источников40
Приложение А 43
Приложение Б 44
Приложение В 49
Приложение Г 52
Приложение Д 54
Приложение Е
Современная школа должна стремиться к достижению эталонных результатов обучения, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее - ФГОС), имея своей целью обучение и воспитание граждан, соответствующих представленному портрету выпускника.
Перед педагогом в 20-х гг. XXI в. встает ряд специфических задач, отличающихся от задач педагогов прошлого; от их выполнения зависит эффективность его педагогической деятельности, а также продуктивность в достижении требуемого результата обучения и воспитания.
Необходимым условием проведения урока в современной школе является использование в педагогическом процессе инновационных средств обучения. Течение в современном мире различных процессов таких, как глобализация, модернизация и др., способствуют непрерывному развитию многих сфер жизнедеятельности, в том числе сферы науки и образования. Бесчисленное множество инноваций в разработках в сфере обучения и воспитания затрудняет процесс нахождения нужных средств. В связи с этим одной из задач учителя выступает правильный, грамотный отбор и использование средств обучения и воспитания с целью обеспечения эффективности педагогического процесса и оказание поддержки обучающимся на всех его этапах.
Согласно ФГОС основного общего образования в качестве главной цели обучения иностранным языкам выделяется «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности» [ФГОС, 2010, с. 6]; учитель иностранного языка должен выстраивать образовательный процесс, ведущий к ее достижению.
По мнению психологов, действия, которые стимулируют эмоциональную сферу и вызывают определенные переживания, подвержены более тщательному осмыслению, а также откладываются в памяти на более долгий срок, чем
полученная нейтральная, эмоционально неокрашенная информация. Эмоции способствуют активации и организации восприятия, устремлений и мышления человека в процессе его жизнедеятельности и взаимодействия с окружающим миром. Следовательно, чтобы повысить эффективность процессов обучения и воспитания педагогу необходимо создать благоприятную, располагающую к деятельности обстановку. Использование нетрадиционных средств обучения способствует включению эмоциональной сферы в процесс формирования языковых компетенций в рамках учебного предмета с целью развития творческих способностей личности. Именно таким средством обучения и выступает
драматизация, в процессе которой стимулируется креативное мышление, активируются творческие способности, что, в свою очередь, позволяет оказать необходимое воздействие на эмоциональную сферу обучающихся.
Актуальность исследования: тема представляется актуальной, поскольку применение драматизации на уроках английского языка в школе способствует реализации цели формирования и развития коммуникативной компетенции. К тому же, драматизация как средство обучения стимулирует раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся, оказывает воздействие на эмоциональную сферу. Описание обозначенной проблемы встречается в работах исследователей А. В. Конышевой, Е. А. Белянко, В. В. Беспаловой и др. Предмет остается недостаточно изученным, требуется более глубокое исследование методического потенциала драматизации на уроках английского языка в школе. Это явилось отправной точкой исследования и выступило причиной выбора темы.
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в 5-х классах.
Предмет исследования: драматизация как средство обучения английскому языку в 5-х классах.
Цель исследования: описание теоретических основ драматизации как средства обучения говорению на уроках иностранного языка в школе и разработка серии драматизаций для практического применения в процессе обучения английскому языку обучающихся 5-х классов на материале УМК по английскому языку «Spotlight 5» (авторы - Ю. Е. Ваулина, Дж. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс)
...
В процессе исследования нами был проведен анализ положений Федерального государственного стандарта основного общего образования, относящихся к результатам процесса обучения иностранному языку. В контексте формирования коммуникативной компетенции была выявлена необходимость уделять особое внимание такому виду речевой деятельности, как говорение. Драматизация как средство обучения позволяет создать условия для инициирования говорения обучающихся.
Говорение на иностранном языке - это сложный продуктивный процесс, выделяющийся среди остальных видов речевой деятельности, представляющий наибольший исследовательский интерес в рамках данной выпускной квалификационной работы. Рассмотрение особенностей обучения говорению позволило сделать важные выводы об использовании драматизации как средства обучения говорению на иностранном языке.
Учет возрастных особенностей представляет собой необходимое условие ведения педагогической деятельности. Была рассмотрена специфика обучения говорению обучающихся 5-х классов. Подростковый возраст отличается от детского возраста более высоким уровнем независимости и самостоятельности. Человек в возрасте 11-12 лет ассоциирует себя не с ребенком, а со взрослым. Игра в чистом виде больше не является основным видом деятельности человека. Драматизация, имея тесную связь с игрой, но ей не являясь, представляется средством, необходимым для использования в процессе обучения английскому языку в 5-х классах.
Изучение содержание понятия «драматизация» как средства обучения иностранному языку в школе позволило более детально исследовать данный вид деятельности.
Были описаны способы использования драматизации на уроках английского языка в 5-х классах. В качестве практического результата исследования была разработана авторская серия драматизаций для использования на уроках английского языка в 5-х классах на базе УМК «Spotlight 5», основой для которой стали трансформированные в драму тексты известных английских и американских произведений, адаптированные под средний уровень владения языком обучающимися 5-х классов.
Автором выпускной квалификационной работы было предложено выделение новой разновидности драматизации, пригодной для использования в онлайн среде - онлайн драматизации; была организована экспериментальная онлайн драматизация, процесс презентации которой был записан на видео.
Были описаны примеры включения авторской серии драматизаций в процесс обучения традиционным способом и с применением онлайн технологий.
По материалам выпускной квалификационной работы была написана и опубликована научная статья «Методический потенциал драматизации на уроках английского языка в школе» (Приложение Е).
Baum L. The Wizard of Oz. - Oxford University Press, 2008. - 64 p.
Charu B. Short Summary of “A Christmas Carol” by Charles Dickens [эл.
ресурс]. - URL: https://www.shareyouressays.com/essays/short-summary-of-a-
christmas-carol-by-charles-dickens/103789 ( дата обращения: 04.05.2020 г.).
Grimm W., Grimm J. Cinderella and Other Tales by the Brothers Grimm. Book and Charm. - HarperFestival, 2005. - 224 p.
Thornbury S. How to Teach Speaking. - Pearson Education, 2008. - 156 p.
Ваулина Ю. Е., Дули Дж., Подоляко О. Е., Эванс В. Английский язык.
5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений. - 4-е изд. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. - 164 с.
Вартанова В. В. Формирование автономности студентов в контексте театральной деятельности при обучении иностранному языку // Альманах современной науки и образования. - Тамбов: Грамота, 2008. - № 10 (17). - ч. 1. - С. 38-39.
Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
Гез Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого, А. А. Миролюбова и др. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
Елухина Н. В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации // Иностранные языки в школе. - 1993.
Кононович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. - М.: Высшая школа, 1990. - 208 с.
Краевский В. В., Лернер И. Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. - М.:
Просвещение, 1969. - 211 с.
Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981. - С. 3-23.
Макаренко А. С. О воспитании молодежи: Сборник избр. пед. произведений. - 2-е изд. - М.: Трудрезервиздат, 1951. - 396 с.
... всего 26 источников