Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение коррекции темпо-ритмических нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией

Работа №150025

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темпо-ритмических нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 5
Онтогенез темпо-ритмических компонентов речи старших дошкольников с дизартрией 5
Характеристика темпо-ритмических нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 11
Обзор методик по коррекции ритмических нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 14
1.5. Предпроектное исследование 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Разработка и реализация проекта «Методическое обеспечение коррекции темпо-ритмических нарушений речи у старших дошкольников с
дизартрией» 31
Паспорт и план реализации проекта 31
Содержание проекта 34
Апробация и оценка продукта проекта 41
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованных источников49
Приложения 57

Актуальность. В современное время появляется много логопедических работ, в которых подчёркивается важность исправления речевых нарушений, вызванных дизартрией. Многие учёные подчёркивают рост числа детей, имеющих дизартрию, одним из аспектов которой являются нарушения темпо-ритмической стороны речи. Считается, что данный аспект речи выступает в качестве основы для других речевых компонентов, например лексико-грамматического, артикуляторно-дыхательной, и других. Считается, что вопросы возникновения, протекания и коррекции многих нарушений изучены оптимально, однако коррекция дефектов темпо-ритмической стороны речи изучена недостаточно, при этом некоторые авторы, такие как Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина и другие, изучали нарушения темпо-ритмической стороны речи. При этом все дети с дизартрией должны получать образование, это прописано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [59].
Таким образом, можно выделить проблему данного исследования, которая заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций по коррекции темпо-ритмической стороны при дизартрии.
Гипотеза проектной работы: предполагается, что проведение комплекса упражнений, основанного на творческих заданиях, способствует более эффективной коррекции темпо-ритмических нарушений у старших дошкольников с дизартрией.
Цель проекта: изучение нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект проекта - темпо-ритмические нарушения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта - методический комплекс для диагностики темпоритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с выдвинутой целью исследования предстояло решить следующие задачи исследования:
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
Подобрать методики для диагностики темпо-ритмических
нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Апробировать диагностические методики, для выявления (констатирующий эксперимент) и провести анализ
Проанализировать и оценить результаты проекта.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
эмпирические методы (педагогический эксперимент, методы
количественного и качественного анализов).
Практическая значимость заключается в применении рассмотренных диагностических упражнений для обследования темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Структура работы включает в себя две главы и четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложение.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения темпо -ритмических нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» ориентирована на изучение мнений ученых в данной области, которые описывали проблему темпо-ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, проводится разработка диагностических методик и выявление темпо-ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе «Выявление темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией» описан процесс проведения логопедического эксперимента и сознания проекта по исправлению дефектов темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во-первых, рассматривался онтогенез темпо-ритмических компонентов у старших дошкольников с дизартрией. Темпо-ритмическая сторона речи используется не только для придания речи экспрессии, но и в качестве способов выражения дополнительных смыслов. При этом ритм речи участвует в организации речи, а темп влияет на её восприятие. Темпоритмическая сторона речи подразумевает взаимодействие темпа и ритма речи, при этом темп речи определяет скорость произношения звуков, слогов, слов, а ритм речи способствует приданию речевым элементам ритмической структуры, основанной на «закономерном чередовании во времени определенных единиц речи в процессе высказывания». При этом онтогенетическое формирование темпа и ритма осуществляется в процессе развития речи в целом, где постепенно совершенствуется восприятие и воспроизведение моторного и речевого ритмов, а также нормализуется темп речи.
Во-вторых, рассматривалась характеристика темпо-ритмических нарушений при дизартрии. Считается, что дизартрия (dis - частичное расстройство + греч. arthroo - членораздельно произносить) - нарушение организации функционирования артикуляционных мышц, способствующее возникновению артикуляционного, голосового и дыхательного синдромов, ухудшающих многие речевые компоненты, например звукопроизношение, речевое дыхание, нарушения просодики, невозможность реализации голосовых характеристик, а также снижение двигательного потенциала общей и мелкой моторики]. Такое нарушение возникает в
результате повреждения двигательных внутримозговых структур, это приводит к рассогласованному функционированию мышечного и нейромышечных аппаратов, при этом нарушается правильная координация мышц речевых органов: губ; языка; мягкого нёба; некоторых дыхательных мышц; мимических мышц и др..
В-третьих, в рамках проведения проекта было организовано логопедическое обследование темпо-ритмической стороны речи. Оно проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Приисковая СОШ. Обследование проводилось в индивидуальной форме. В нём участвовали 19 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Для исследования темпо-ритмической стороны речи использовались диагностические задания из методики Е.Э. Артемовой и Е.Ф. Архиповой.
В-четвёртых, проводился анализ результатов. После проведения обследования было выявлено, что 12 (63%) детей имеются средне -низкий уровень, у них имеются умеренные нарушения темпо-ритмической стороны речи, при выполнении заданий отмечаются значительные ошибки. 7 (37%) детей имеют средний уровень, характеризующий частичную сформированность темпо-ритмической стороны речи. Отмечается, что у всех испытуемых с дизартрией имеются нарушения темпо-ритмической стороны речи разной степени тяжести.
В-пятых, для исправления нарушений темпо-ритмической стороны речи при дизартрии был составлен комплекс упражнений, сочетающих игровые и творческие задания, способствующие не только исправлению дефектов, но и поддержанию оптимального уровня мотивации детей к логопедическому процессу. Наиболее эффективными следует считать творческие упражнения, основанные на пении, игре на музыкальных инструментах, прослушивании музыки, они позволяют сформировать и закрепить правильное применение темпа и ритма, как просодических компонентов речи. Всего в данном комплексе имеется 20 упражнений.
В-шестых, для подтверждения эффективности созданного комплекса упражнений проводилось повторное обследование детей, составляющих выборку. Наблюдая и анализируя процесс выполнения коррекционных упражнений, был сделал вывод, что у детей отмечаются улучшения в функционировании темпа и ритма речи. Аналогичные результаты получены после анализа результатов повторного обследования, они улучшились, а следовательно, созданный комплекс коррекционных упражнений, сочетающий игровые и творческие задания, считается эффективным для коррекции темпо-ритмической стороны речи.



Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2010. - 496 с.
Аникина, А.Е. Характеристика темпо-ритмической стороны речи у заикающихся дошкольников / А.Е. Аникина // В сборнике: L итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета. материалы всероссийской конференции. Ижевск, 2022. С. 450 - 452.
Артемьева, В.Е. К вопросу о диагностике темпо-ритмической стороны
речи у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / В.Е. Артемьева, Е.А. Ларина // В сборнике: Голос и коммуникации в современном мире. материалы научно-образовательной конференции, посвященной
Международному дню голоса. 2018. С. 11-20.
Архипова, Е.Ф. Исследование просодической стороны речи/ Е.Ф. Архипова - Архипова Е.Ф., 2006
Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб. пособие для студентоввузов / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. с. 331
Ахмерова Д.Ф. Диагностика и характеристика уровней сформированности темпо-ритмической стороны речи детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией / Ахмерова Д.Ф., Арзамасцева М.Н., Прокопьева С.В. // В сборнике: Научный форум: Педагогика и психология. Сборник статей по материалам XVIII международной научно - практической конференции. 2018. С. 23-32.
Большакова, С.И. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / С.И. Большакова. - М., ТЦ: Сфера, 2005. - 125 с.
Борисова, Н.А. Логопедическая работа в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения. / Н.А. Борисова, Г.М. Галактионова, Т.В. Гудина, О.А. Денисова, В.В. Заболтина, Т.В. Захарова, В.Л. Казанская, О.Л. Леханова, В.Н. Поникарова - Учебное пособие. Под редакцией Т.В. Захаровой.Череповец, 2017. С. 75-78.
Брюховских, Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и доп. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 180 с.
Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика / Г. А. Волкова. - М., ВЛАДОС, 2002. - 158 с.
Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп.
— М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.: ил. —
(Коррекционная педагогика).
Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М., ВЛАДОС, 1998. - 680 с. 9.
Волкова, Л.С. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил 4.
Годовикова, Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание / Д.Б. Годовикова. - 2011. - №1. - С.28 - 32.
Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е. Грибова. — М. : Айрис-пресс, 2008. - 96с.
... всего 65 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ