Методическое обеспечение коррекции темпо-ритмических нарушений речи у старших дошкольников с дизартрией
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темпо-ритмических нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 5
Онтогенез темпо-ритмических компонентов речи старших дошкольников с дизартрией 5
Характеристика темпо-ритмических нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 11
Обзор методик по коррекции ритмических нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 14
1.5. Предпроектное исследование 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Разработка и реализация проекта «Методическое обеспечение коррекции темпо-ритмических нарушений речи у старших дошкольников с
дизартрией» 31
Паспорт и план реализации проекта 31
Содержание проекта 34
Апробация и оценка продукта проекта 41
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованных источников49
Приложения 57
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темпо-ритмических нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 5
Онтогенез темпо-ритмических компонентов речи старших дошкольников с дизартрией 5
Характеристика темпо-ритмических нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 11
Обзор методик по коррекции ритмических нарушений речи у старших
дошкольников с дизартрией 14
1.5. Предпроектное исследование 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2 Разработка и реализация проекта «Методическое обеспечение коррекции темпо-ритмических нарушений речи у старших дошкольников с
дизартрией» 31
Паспорт и план реализации проекта 31
Содержание проекта 34
Апробация и оценка продукта проекта 41
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованных источников49
Приложения 57
Актуальность. В современное время появляется много логопедических работ, в которых подчёркивается важность исправления речевых нарушений, вызванных дизартрией. Многие учёные подчёркивают рост числа детей, имеющих дизартрию, одним из аспектов которой являются нарушения темпо-ритмической стороны речи. Считается, что данный аспект речи выступает в качестве основы для других речевых компонентов, например лексико-грамматического, артикуляторно-дыхательной, и других. Считается, что вопросы возникновения, протекания и коррекции многих нарушений изучены оптимально, однако коррекция дефектов темпо-ритмической стороны речи изучена недостаточно, при этом некоторые авторы, такие как Е.Ф. Архипова, Е.М. Мастюкова, Л.В. Лопатина и другие, изучали нарушения темпо-ритмической стороны речи. При этом все дети с дизартрией должны получать образование, это прописано в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [59].
Таким образом, можно выделить проблему данного исследования, которая заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций по коррекции темпо-ритмической стороны при дизартрии.
Гипотеза проектной работы: предполагается, что проведение комплекса упражнений, основанного на творческих заданиях, способствует более эффективной коррекции темпо-ритмических нарушений у старших дошкольников с дизартрией.
Цель проекта: изучение нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект проекта - темпо-ритмические нарушения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта - методический комплекс для диагностики темпоритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с выдвинутой целью исследования предстояло решить следующие задачи исследования:
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
Подобрать методики для диагностики темпо-ритмических
нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Апробировать диагностические методики, для выявления (констатирующий эксперимент) и провести анализ
Проанализировать и оценить результаты проекта.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
эмпирические методы (педагогический эксперимент, методы
количественного и качественного анализов).
Практическая значимость заключается в применении рассмотренных диагностических упражнений для обследования темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Структура работы включает в себя две главы и четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложение.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения темпо -ритмических нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» ориентирована на изучение мнений ученых в данной области, которые описывали проблему темпо-ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, проводится разработка диагностических методик и выявление темпо-ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе «Выявление темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией» описан процесс проведения логопедического эксперимента и сознания проекта по исправлению дефектов темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Таким образом, можно выделить проблему данного исследования, которая заключается в разработке теоретических и практических рекомендаций по коррекции темпо-ритмической стороны при дизартрии.
Гипотеза проектной работы: предполагается, что проведение комплекса упражнений, основанного на творческих заданиях, способствует более эффективной коррекции темпо-ритмических нарушений у старших дошкольников с дизартрией.
Цель проекта: изучение нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Объект проекта - темпо-ритмические нарушения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта - методический комплекс для диагностики темпоритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
В соответствии с выдвинутой целью исследования предстояло решить следующие задачи исследования:
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме проекта.
Подобрать методики для диагностики темпо-ритмических
нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Апробировать диагностические методики, для выявления (констатирующий эксперимент) и провести анализ
Проанализировать и оценить результаты проекта.
Для решения поставленных задач в выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования.
теоретические методы (анализ теоретических источников, методы абстрагирования и конкретизации, обобщение и интерпретации научных данных);
эмпирические методы (педагогический эксперимент, методы
количественного и качественного анализов).
Практическая значимость заключается в применении рассмотренных диагностических упражнений для обследования темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Структура работы включает в себя две главы и четыре параграфа, заключение, список использованных источников и приложение.
Первая глава «Теоретические аспекты изучения темпо -ритмических нарушений детей старшего дошкольного возраста с дизартрией» ориентирована на изучение мнений ученых в данной области, которые описывали проблему темпо-ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста. Кроме этого, проводится разработка диагностических методик и выявление темпо-ритмических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Во второй главе «Выявление темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией» описан процесс проведения логопедического эксперимента и сознания проекта по исправлению дефектов темпо-ритмической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Во-первых, рассматривался онтогенез темпо-ритмических компонентов у старших дошкольников с дизартрией. Темпо-ритмическая сторона речи используется не только для придания речи экспрессии, но и в качестве способов выражения дополнительных смыслов. При этом ритм речи участвует в организации речи, а темп влияет на её восприятие. Темпоритмическая сторона речи подразумевает взаимодействие темпа и ритма речи, при этом темп речи определяет скорость произношения звуков, слогов, слов, а ритм речи способствует приданию речевым элементам ритмической структуры, основанной на «закономерном чередовании во времени определенных единиц речи в процессе высказывания». При этом онтогенетическое формирование темпа и ритма осуществляется в процессе развития речи в целом, где постепенно совершенствуется восприятие и воспроизведение моторного и речевого ритмов, а также нормализуется темп речи.
Во-вторых, рассматривалась характеристика темпо-ритмических нарушений при дизартрии. Считается, что дизартрия (dis - частичное расстройство + греч. arthroo - членораздельно произносить) - нарушение организации функционирования артикуляционных мышц, способствующее возникновению артикуляционного, голосового и дыхательного синдромов, ухудшающих многие речевые компоненты, например звукопроизношение, речевое дыхание, нарушения просодики, невозможность реализации голосовых характеристик, а также снижение двигательного потенциала общей и мелкой моторики]. Такое нарушение возникает в
результате повреждения двигательных внутримозговых структур, это приводит к рассогласованному функционированию мышечного и нейромышечных аппаратов, при этом нарушается правильная координация мышц речевых органов: губ; языка; мягкого нёба; некоторых дыхательных мышц; мимических мышц и др..
В-третьих, в рамках проведения проекта было организовано логопедическое обследование темпо-ритмической стороны речи. Оно проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Приисковая СОШ. Обследование проводилось в индивидуальной форме. В нём участвовали 19 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Для исследования темпо-ритмической стороны речи использовались диагностические задания из методики Е.Э. Артемовой и Е.Ф. Архиповой.
В-четвёртых, проводился анализ результатов. После проведения обследования было выявлено, что 12 (63%) детей имеются средне -низкий уровень, у них имеются умеренные нарушения темпо-ритмической стороны речи, при выполнении заданий отмечаются значительные ошибки. 7 (37%) детей имеют средний уровень, характеризующий частичную сформированность темпо-ритмической стороны речи. Отмечается, что у всех испытуемых с дизартрией имеются нарушения темпо-ритмической стороны речи разной степени тяжести.
В-пятых, для исправления нарушений темпо-ритмической стороны речи при дизартрии был составлен комплекс упражнений, сочетающих игровые и творческие задания, способствующие не только исправлению дефектов, но и поддержанию оптимального уровня мотивации детей к логопедическому процессу. Наиболее эффективными следует считать творческие упражнения, основанные на пении, игре на музыкальных инструментах, прослушивании музыки, они позволяют сформировать и закрепить правильное применение темпа и ритма, как просодических компонентов речи. Всего в данном комплексе имеется 20 упражнений.
В-шестых, для подтверждения эффективности созданного комплекса упражнений проводилось повторное обследование детей, составляющих выборку. Наблюдая и анализируя процесс выполнения коррекционных упражнений, был сделал вывод, что у детей отмечаются улучшения в функционировании темпа и ритма речи. Аналогичные результаты получены после анализа результатов повторного обследования, они улучшились, а следовательно, созданный комплекс коррекционных упражнений, сочетающий игровые и творческие задания, считается эффективным для коррекции темпо-ритмической стороны речи.
Во-вторых, рассматривалась характеристика темпо-ритмических нарушений при дизартрии. Считается, что дизартрия (dis - частичное расстройство + греч. arthroo - членораздельно произносить) - нарушение организации функционирования артикуляционных мышц, способствующее возникновению артикуляционного, голосового и дыхательного синдромов, ухудшающих многие речевые компоненты, например звукопроизношение, речевое дыхание, нарушения просодики, невозможность реализации голосовых характеристик, а также снижение двигательного потенциала общей и мелкой моторики]. Такое нарушение возникает в
результате повреждения двигательных внутримозговых структур, это приводит к рассогласованному функционированию мышечного и нейромышечных аппаратов, при этом нарушается правильная координация мышц речевых органов: губ; языка; мягкого нёба; некоторых дыхательных мышц; мимических мышц и др..
В-третьих, в рамках проведения проекта было организовано логопедическое обследование темпо-ритмической стороны речи. Оно проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Приисковая СОШ. Обследование проводилось в индивидуальной форме. В нём участвовали 19 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Для исследования темпо-ритмической стороны речи использовались диагностические задания из методики Е.Э. Артемовой и Е.Ф. Архиповой.
В-четвёртых, проводился анализ результатов. После проведения обследования было выявлено, что 12 (63%) детей имеются средне -низкий уровень, у них имеются умеренные нарушения темпо-ритмической стороны речи, при выполнении заданий отмечаются значительные ошибки. 7 (37%) детей имеют средний уровень, характеризующий частичную сформированность темпо-ритмической стороны речи. Отмечается, что у всех испытуемых с дизартрией имеются нарушения темпо-ритмической стороны речи разной степени тяжести.
В-пятых, для исправления нарушений темпо-ритмической стороны речи при дизартрии был составлен комплекс упражнений, сочетающих игровые и творческие задания, способствующие не только исправлению дефектов, но и поддержанию оптимального уровня мотивации детей к логопедическому процессу. Наиболее эффективными следует считать творческие упражнения, основанные на пении, игре на музыкальных инструментах, прослушивании музыки, они позволяют сформировать и закрепить правильное применение темпа и ритма, как просодических компонентов речи. Всего в данном комплексе имеется 20 упражнений.
В-шестых, для подтверждения эффективности созданного комплекса упражнений проводилось повторное обследование детей, составляющих выборку. Наблюдая и анализируя процесс выполнения коррекционных упражнений, был сделал вывод, что у детей отмечаются улучшения в функционировании темпа и ритма речи. Аналогичные результаты получены после анализа результатов повторного обследования, они улучшились, а следовательно, созданный комплекс коррекционных упражнений, сочетающий игровые и творческие задания, считается эффективным для коррекции темпо-ритмической стороны речи.
Подобные работы
- Формирование просодических компонентов речи у старших дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Формирование просодических компонентов речи у старших
дошкольников с дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция просодической стороны речи у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием с использованием комплекса логоритмических упражнений
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - Коррекция выразительных средств устной речи у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ УСТНОЙ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020





