Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Работа №150019

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2024
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Понятие семьи и психолого-педагогического сопровождения 8
1.2. Психологические особенности родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья 19
1.3. Особенности сопровождения семьи, имеющей ребенка дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 28
Выводы по первой главе 39
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С РЕБЕНКОМ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 41
2.1. Организация и описание методов исследования отношений в семье с
ребенком с общим недоразвитием речи 41
2.2. Особенности отношений в семье с ребенком с общим недоразвитием речи 50
Выводы по второй главе 61
ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 63
3.1. Принципы построения и проведения коррекционно -развивающих
программ 63
3.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на психолого¬
педагогическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с общим недоразвитием речи 70
3.3. Результаты коррекционно -развивающей программы по психолого¬
педагогическому сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 80
Выводы по третьей главе 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
БИБЛИОГРАФИЯ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 107


Актуальность исследования. В развитии ребенка речь занимает одну из самых важных ролей, потому что благодаря речи развивается мышление и все психические процессы. Ребенок дошкольного возраста усваивает всю речевую систему: фонетика, грамматика, лексика, связная речь, фонематика. По мере речевого развития ребенок также усваивает мыслительные процессы, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Ученная Т.Б. Филичева считает, что речь является особой формой общения, при которой возникает коммуникация между людьми, обмен мыслями, воздействие друг на друга. Если у ребенка есть недостатки речи или прослеживаются нарушения в речевом развитии, то данная коммуникативная функция недостаточно будет сформирована, также будут страдать и мыслительные процессы.
Как показывает практика, у многих детей сейчас отмечается нечеткое и смазанное звукопроизношение. Рост количества детей с нарушением речи отмечают исследователи и различные организации. В статье «Задержка речевого развития у детей» В.М. Делягин (2013) действительно указывает на то, что в России в среднем 5-10% детей от всего количества имеют проблемы с речью, а в других странах данный показатель может достигать до 30%. Эти данные подтверждаются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), которая указывает на то, что нарушение речи встречаются у 30% дошкольников. Министерство здравоохранения РФ также подтверждает эту тенденцию, указывая на то, что 30% детей раннего возраста и 20-25% дошкольников имеют проблемы с речью. Получается, что задержка речевого развития и нарушения речи являются довольно распространенными проблемами среди детей-дошкольников, и это требует особого внимания со стороны родителей, педагогов и врачей.
Говоря о том, кто учит и воспитывает ребенка с самый первых дней, то это считается семья. Ребенок приобретает в семье все то, что ему пригодится в жизни. Ведь, семья закладывает основы личности ребенка, потому что уже к семи годам любой ребенок считается уже сформировавшейся личностью.
Исследования Е.М. Мастюковой, И.П. Подласого и В.В. Ткачёвой подчеркивают важность коррекционной работы с детьми при нарушениях речи, особенно при общем недоразвитии речи (ОНР). ОНР характеризуется как комплексное речевое нарушение, при котором страдают все аспекты речи: от звуковой стороны до лексико -грамматической. У данной категории детей слух и интеллект является нормой. Авторы, изучающие детей с ОНР, указывают, что успех коррекционных занятий в учебных заведениях не всегда приводит к успехам или положительному конечному результату. Они сходятся во мнении, что для достижения устойчивых результатов необходимо активное участие родителей в процессе коррекции. Это включает в себя не только изменение отношения к ребенку, но и заинтересованность в преодолении речевых трудностей и всестороннем развитии личности ребенка, а также использование эффективных методов общения.
Если обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), то можно выделить определенные требования к структуре основной общеобразовательной программы. Одним из главных критериев успешности в будущем ребенка школьного возраста является обучение и воспитание детей в семье, дошкольном учреждении. Также это учтено и в адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи (АООП ТНР). Одной из главных задач по реализации АООП ТНР является взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушениями речи. Это обосновывается тем, что семья - первичное место, где социализируется личность человека. Ведь, именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия со своими членами семьи. Соответственно с этим, сотрудничество педагогов образовательного учреждения с семьей приходит к основной цели: формирование у родителей компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Данная цель подразумевает несколько главных задач: выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей, вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс, внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Психолого-педагогическое сопровождение играет ключевую роль в преодолении речевого нарушения у детей. Подход Ю.А. Белополовой к сопровождению, как к единству деятельности всех участников образовательного процесса, направлен на создание благоприятных условий для развития ребенка. Это включает в себя не только академическое обучение, но и социальную адаптацию, эмоциональное благополучие и личностное развитие. Проблемы психолого-педагогического сопровождения, а также его организации и содержания были изучены И.В. Карпенковой, И.А. Ивановой, Д.А. Донцовой, С.В. Валиевой, Т.В. Косенковой и др.
В научной литературе недостаточно исследований, посвященных вопросам психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих дошкольников с нарушениями речи. В связи с этим возникает потребность в создании коррекционной программы для психолого-педагогического сопровождения таких семей.
Проблема исследования заключается в разработке психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать программу психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - формы и методы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что семьи детей дошкольного возраста с ОНР нуждаются в комплексном психолого-педагогическом сопровождении, в соответствие с этим, разработка коррекционно -развивающей программы и последующей ее реализации повысит педагогическую компетентность родителей и эмоциональное принятие ребенка с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого -педагогическую литературу по проблеме исследования и определить её современное состояние.
2. Выявить особенности отношений в семье с ребенком дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать программу психолого -педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической, медицинской и специальной литературы по проблеме исследования, ко вторым - наблюдение, беседа, опрос, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты, методы обработки и интерпретации результатов исследования.
Методики исследования:
• Опросник родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин);
• Проективная методика «Мой ребенок - мой цветок» (И. Шевцова);
• Проективная методика «Рисуем семью» (В.К. Лосева);
• Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о формах и методах психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования заключается в разработке процедуры изучения и создании психолого -педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Материалы данного экспериментального исследования могут быть использованы психологами, логопедами, воспитателями и другим специалистами, работающими с данной категорией дошкольников.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение «Центр психолого -педагогической, медицинской и социальной помощи №7 «Способный ребенок» (МБУ ЦППМиСП №7 «Способный ребенок») г. Красноярск.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Из анализа психолого-педагогической литературы и полученных данных следует, что разработка программы психолого -педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с общим недоразвитием речи, является актуальной и необходимой.
На основе теоретического анализа и определения понятий, а также проблем психолого -педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с ОНР, мы сделали вывод о том, что необходимо внимательно и целенаправленно разработать сопровождение с семьями.
Семья - это система отношений между супругами, объединенных общим бытом и территорией, имеющих правовую, моральную ответственность.
Организация психолого-педагогического сопровождения семьи, в которой воспитывается ребенок с ОВЗ, способствует успешному обучению в школе, подготовке к самостоятельной жизни, укреплению взаимоотношений в семье. С самого начала появления ребенка с ОВЗ требует психоэмоциональной подготовки родителей.
Разработка программы психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОНР, представляет собой актуальной проблемой, особенно учитывая ограниченность существующих методик и моделей в этой области. Задачами данного сопровождения являются: укрепление взаимоотношений в семье, исправление ошибок в воспитании детей, повышение родителей психолого-педагогической компетентности. Программа психолого -педагогического сопровождения должна быть комплексной и ориентированной на индивидуальные потребности каждой семьи. Ее эффективность может быть оценена через мониторинг и оценку изменений взаимоотношений внутри семьи и развития ребенка.
При психолого-педагогическом сопровождении специалистами применяется множество форм, методов и приемов работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОНР. По этой причине будет создаваться совместное участие и активность в проведении развивающей и коррекционной работе семей, а также педагогов.
Исследование особенностей отношений в семье с ребенком дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходило в несколько этапов: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный,
контрольно-обобщающий. Диагностика была проведена по следующим методикам:
• Опросник родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин);
• Проективная методика «Мой ребенок - мой цветок» (И. Шевцова);
• Проективная методика «Рисуем семью» (В.К. Лосева);
• Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда.
Анализе отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал следующие результаты:
Многие родители чрезмерно следят за своим ребенком. Такой интерес проявляется из-за неуверенности и отсутствии веры в своего дошколенка. У ребенка возникают такие качества: беспомощность, неуверенность, боязнь ошибок. Тотальный контроль подавляет инициативу и формирования самостоятельности. Также у родителей есть особенность игнорирования и незаинтересованности в увлечениях, желаниях, чувств своего ребенка, т.к. они считают это все несерьезным.
Чаще всего родители скрывают свои проблемы и никому не рассказывают. В рисунках все равно было отмечено состояние родителей - недовольство и непринятие ситуации в семье.
Нарисованная семья ребенка и растение взрослого противоречили друг другу. Дети рисовали то, что их волнует и беспокоит на данный момент.
Данное несоответствие говорит о том, что с такими семьями требуется дальнейшая комплексная работа со специалистами.
Результаты проективной методики семьи и тест ЦТО для детей показали схожие проблемы в эмоциональных отношениях с родителями, это указывает на важность дальнейшего изучения и решения этих проблем.
Анализ результатов констатирующего эксперимента, показал необходимость разработки коррекционно -развивающей программы по психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОНР, для решения данной проблемы.
Коррекционно-развивающая работа планировалась с учетом возрастных особенностей и индивидуальных нарушений в онтогенезе ребенка, а также содержала в себе эффективные инновационные технологии и актуальные современные методики воздействия на ребенка.
Участники процесса психолого -педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОНР: логопед, психолог, дефектолог.
Нами был проведен формирующий эксперимент, после которого был проведен анализ первичной и вторичной диагностики. На контрольно¬обобщающем этапе мы можем сделать вывод, что разработанная программа комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, является эффективной, так как в результатах повторного эксперимента прослеживается положительная динамика в изменении отношений родителей к детям с нарушением речи. Важно отметить, что программа оказала положительное влияние на эмоциональное состояние детей.
Таким образом, нам удалось достигнуть цели данной работы, выполнить задачи и подтвердить гипотезу.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. - Академический Проект, 2001.
2. Азлецкая, Е. Н., Герасименко, Т. В., Терещенко, А. И. Модель психолого-педагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи //Историческая и социально¬образовательная мысль. - 2016. - Т. 8. - №. 5-3. - С. 17-20.
3. Александровская, Э.М., Кокуркина, Н.И., Куренкова,
Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. -208с.
4. Антонов, А. И. Социология семьи / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во Междунар. ун-та бизнеса и управления, 1996.
5. Арбатская, К. И., Устинова, Н. А. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями //Педагогическое образование в России. - 2017. - №. 8. - С. 85-89.
6. Бажин, Е. Ф., Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений (ЦТО) //Методические рекомендации. Л. - 1985. - Т. 195.
7. Баль Н. Н., Дроздова Н. В. Развитие познавательной деятельности детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования,
реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования //Минск: Народная асвета. - 2015. - С. 110.
8. Басова, В. М. и др. Социально-педагогическое сопровождение детей разных категорий //М.: Аспект Пресс. - 2011. - С. 45-49.
9. Белополова, Ю.А. Основные направления психолого -педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами. Молодой ученый. 2016; № 2: 296 - 299.
10. Белоусова, Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений //Педагогическое образование в России. - 2013. - №. 5. - С. 103-107.
11. Беляева, Ю. В. Коррекционно-развивающая работа: теоретические аспекты //Наука и современность. - 2014. - №. 32-1. - С. 83-87.
12. Бирюкова А. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня //Наука, техника и образование. - 2016. - №. 6 (24). - С. 112-113.
13. Блохина, Л.В., Калинина, С.В. Морозова, Н.И. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / Национальный фонд завщиты детей от жестокого обращения. - 2007.
14. Болтакова Н. И. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ //ББК 74.3 И66. - 2013.
15. Бородина В. А., Васильева К. С. Особенности коррекционно¬педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2018. - №. 7. - С. 9-22.
16. Вакуленко, Л. С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие //М.: ФОРУМ. - 2013.
17. Вартапетова, Г. М., Литошенко Н. Н. Дифференцированный подход как принцип работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи // Теория и практика современной науки. - 2015. - № 5. - С. 197-201.
18. Василевич, Л.П. Дневник самопознания. - Минск, 2002.
19. Векилова, С. А. Психология семьи: Учебник и практикум / С.А. Векилова. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 308 с.
20. Велиева С. В. Формы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в системе комплексного сопровождения //Детский сад от А до Я. - 2009. - №. 3. - С. 50-58.
21. Вильшанская, А.Д., Прилуцкая, М.И., Протченко, Е.М. Психолого-
медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие
специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.
22. Волковская, Т. Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями развития // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2. - С. 62-70.
23. Выготский, Л. С. и др. Педагогическая психология. - 1991. - С. 480.
24. Вятлева Ю. Е., Покровская Ю. А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ В
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ С РОДИТЕЛЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ //Семья особого ребенка. Часть I/Сборник материалов II научно -практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка»(19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост. ГЮ Одинокова, СА Пономарева.—М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.—721 с. - 2020. - С. 333.
25. Газман, О.С. Педагогика свободы и педагогика необходимости. - М., 1999.
26. Ганичева, И. А. Основные направления психолого -педагогического
сопровождения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ комбинированного вида / И. А. Ганичева, Е. М. Сахарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — С. 460¬464. — URL: https://moluch.ru/archive/340/76017/(дата обращения:
24.02.2023).
27. Герасименко, Ю. А., Ноздрина, С. А. ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ //Психологические проблемы современной семьи. - 2018. - С. 640-645.
28. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967
29. Делягин, В.М. Задержка речевого развития у детей. Русский
медицинский журнал 2013; 24: 1174. [Delyagin V.M. Delayed speech
development in children. Russkij medicinskij zhurnal 2013; 24: 1174. (in Russ)]
30. Домнина А. Ш. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ //С30 Семья особого ребенка. Часть I/Сборник материалов II научно -практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка»(19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост. ГЮ Одинокова, СА Пономарева.—М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.—721 с. - 2020. - С. 156.
31. Дорошенко, П. В. Теоретические аспекты изучения детско - родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников с нарушениями речи //Новая наука и формирование культуры знаний современного человека. - 2018. - С. 113-116.
32. Дубровина, Н. А., Набойченко, Е. С. Анализ методологических подходов в организации психолого-педагогического сопровождения семьи //Педагогическое образование в России. - 2016. - №. 11. - С. 211¬215.
33. Егорова, О. А. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи //Специальное образование. - 2017. - Т. 2. - С. 36-40.
34. Зинковская О. А. Организационные аспекты взаимодействия учителя - логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми в условиях дошкольной образовательной организации. - 2019.
35.Золова Л. К., Глазырина Е. В. СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Системная интеграция в здравоохранении. - 2014. - №. 1. - С. 39-45.
36. Зяблицева, А. В., Васильева, В. С. КОМПЛЕКСНОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //ББК 68 Н34 Председатель
редколлегии: Дмитриева Наталья Витальевна-д-р психол. наук, канд. мед. наук, проф., академик Международной академии наук педагогического образования, врач. - 2022. - С. 9.
37. Илларионова И. В. К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ //Семья особого ребенка. Часть I/Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка»(19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост. ГЮ Одинокова, СА Пономарева.—М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.—721 с. - 2020. - С. 169.
38. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике. - СПб, 1998
39. Калягин, В. А., Овчинникова, Т. С. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений //М.: Академия. - 2006. - Т. 320.
40. Каплина В. Н. ПАРТНЁРСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ-ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА С ОВЗ //Семья особого ребенка. Часть I/Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост. ГЮ Одинокова, СА Пономарева.—М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.—721 с. - 2020. - С. 361.
41. Карпенкова И. В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? //Социальный конфликт. - 2001. - №. 1. - С. 82-86.
42. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста. - 2006.
43. Королева, О. Л., Мазеина О. В. Включение семьи в процесс коррекции нарушений речи дошкольников с общим недоразвитием речи //Научно - методический электронный журнал Концепт. - 2016. - №. T8. - С. 69-73.
44. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: учебное пособие / Сост. Н.В. Новоторцева. - 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: КАРО, 2006. - 144 с.
45. Краузе, М.П. дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям. -М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 208 с.
46. Крымова Ю. В. Условия эффективного взаимодействия педагогического коллектива с семьями, воспитывающими детей с общим недоразвитием речи //Психолого-педагогическое образование родителей: история, современность, перспективы. - 2017. - С. 176-180.
47. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. - 2004.
48. Лебедева, А. А. Профилактика нарушений речи у детей 4-5 лет в
условиях кружковой работы / А. А. Лебедева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 786¬788. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26910/ (дата обращения:
06.11.2022).
49. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей //Специальная школа. - 1967. - Т. 2. - №. 122. - С. 121-30.
50. Ледовских А. С. РОЛЬ СЕМЬИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С
ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ //Семья особого ребенка. Часть I/Сборник материалов II научно -практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка»(19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост. ГЮ Одинокова, СА Пономарева.—М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.—721 с. - 2020. - С. 381.
51. Любичева, В. Д. Мотивационная готовность ребенка дошкольного возраста с ОВЗ как главный фактор обучения в школе / В. Д. Любичева // Этика меняющегося мира: теория, практика, технологии : Материалы XI Всероссийской научно -практической конференции, Красноярск, 30 ноября 2023 года. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2023. - С. 74-76.
52. Любичева, В. Д. ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ //Этика меняющегося мира: теория, практика, технологии. - 2022. - С. 113-115.
53. Мазурова, Н. В., Подольская, Т. А. Психолого -педагогическая помощь родителям детей с тяжелыми нарушениями здоровья: основные направления и возможности //Национальный психологический журнал. - 2016. - №. 1 (21). - С. 70-77.
54. Майорова О. В. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И
ИНВАЛИДНОСТЬЮ, В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ //Вестник ГОУ ДПО ТО" ИПК и НПРО ТО". Тульское образовательное пространство. - 2018. - №. 4-2. - С. 100-103.
55. Маматова, A. Ф. Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ / A. Ф. Маматова, А. Р. Ибрагимова // Аллея науки. - 2020. - Т. 1. - № 6(45). - С. 849-852
56. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. ВИ Селиверстова //М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. - 2003. - Т. 408.
57. Мелентьева Л. Н. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ,
ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ //Семья особого ребенка. Часть ЕСборник материалов II научно - практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка»(19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост. Г.Ю. Одинокова,
С.А. Пономарева. —М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.—721 с. - 2020. - С. 196.
58. Мирошниченко, Е.В., Корженевская, Е.А., Шипунова, Н.А. Использование активных методов при организации психолого¬педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья //Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - Т. 1. - С. 118-121.
59. Михайлова Ю.Е., Крупнова С.Б. Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми с общим недоразвитием речи с применением квест-технологии // Вестник дошкольного образования. -
2021. - №. 98 С. 173.
60. Молоканова Н. В., Билялова Н. А. Психолого -педагогическая поддержка семей и повышение педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста //Учебный год. - 2017. - №. 1. - С. 28-32.
61. Насибуллина, А. Д., Польшина, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе //Казанский педагогический журнал. - 2017. - №. 2 (121). - С. 130-135.
62. Овчарова, Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 - 496с.
63. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 1999. - С. 297.
64. Петухова, А. В. Повышение уровня компетентности семей, имеющих детей с речевыми нарушениями через интеграцию работы учителя - логопеда и педагога-психолога //Сборник научных трудов SWorld. -
2012. - Т. 17. - №. 3. - С. 3-5.
65. Посысоев, Н.Н. и др. Основы психологии семьи и семейного консультирования. - 2017.
66. Поташова, И. И. Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Психолого -педагогические исследования. - 2011. - Т. 3. - №. 3.
67. Потылицина, В. Ю. Особенности отношений в семье с ребенком дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /
В.Ю. Потылицина, В. Д. Любичева // Научные исследования и разработки. Социально -гуманитарные исследования и технологии. - 2023. - Т. 12, № 4. - С. 77-84.
68. Правдина, О. В. Логопедия./Учеб. пособие для студентов дефектолог. фактов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб //М.:" Просвещение. - 1973. - С. 272.
69. Примерная адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL:
https ://fgosreestr. ru/poop/primemaya-adaptiro vannaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-pro gramma-doshkolno go -obrazovaniya-detej-s-tyazhyolymi-narusheniyami-rechi(дата обращения: 20.12.22)
70. Приходько, О. Г. и др. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. - 2014.
71. Профилактика жестокого обращения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья: Психолого -педагогическое сопровождение семьи детей с ограниченными возможностями здоровья / Составитель: А. В. Зайцева. - Ставрополь, ООО ИД ТЭСЭРА, 2016. - 120 с.
72. Пюра, Д. С. Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ / Д.С. Пюра, М. В. Долгова. — Текст : непосредственный // Молодой
ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 247-250. — URL:
https://moluch.ru/archive/253/58061/(дата обращения: 07.06.2023).
73. Разводова С. В. Организация сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в рамках социального партнёрства //Организация инклюзивного образования в краснодарском крае (из опыта работы). - 2017. - С. 174-178.
74. Речкина, Т. Н., Шейнова, Н. Н. Формирование понимания и принятия родителями особенностей ребёнка-инвалида «Я и мой ребёнок». // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды, 2017, № 1, С. 161-165.
75. Романовская, Т. Ф., Истомина, И. А. Современные проблемы семьи и ребенка с нарушением речи //Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. - 2016. - С. 190-192.
76. Рощина Г. О., Усанина Н. С. Сопровождение семьи особого ребенка в
дошкольной образовательной организации: из опыта работы
//Современное дошкольное образование: Ребенок, семья, педагог. -
2022. - С. 307-313.
77. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. - 2005.
78. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога //М.: АРКТИ. - 2000. - Т. 208. - С. 7.
79. Смолякова, О. А. Особенности кризисных периодов в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями /
О.А. Смолякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца,
2013. — С. 110-112.
80. Соколова, Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалии личности // В кн.: Семья и формирование личности / Под ред.
А.А. Бодалева - M.: Академия, 2011. - С. 15-21.
81. Сорокина Ю. А. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СЕМЬЕ //С30 Семья особого ребенка. Часть I/Сборник материалов II научно -практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка»(19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост. ГЮ Одинокова, СА Пономарева.—М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.—721 с. - 2020. - С. 254.
82. Социально-педагогическое сопровождение детей разных категорий: учебно-методическое пособие. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 111с.
83. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с.
84. Тарарина, Е. Арт-кухня. Волшебные рецепты. - Litres, 2022.
85. Тихонова, Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Е.С. Тихонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. — №9. - С. 28-32.
86. Ткачева, В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование //М.: Национальный книжный центр. - 2014. - Т. 160.
87. Ткачёва, В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачёва. - М.: АСТ, 2007. - 138 с.
88. Уварова Т. Б. СЕМЬЯ РЕБЁНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ //Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно -практических конференций. - Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области Академия социального управления, 2015. - №. 4. - С. 563-568.
89. Фахретдинова Г. Ф. Поддержка специалистами семей, воспитывающих особых детей //С30 Семья особого ребенка. Часть I/Сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка»(19 ноября 2020 г., г. Москва)/Сост.
Г.Ю. Одинокова, СА Пономарева.—М.: ФГБНУ «ИКП РАО», 2020.— 721 с. - 2020. - С. 299.
90. Федеральная государственная информационная система. Федеральный
реестр инвалидов [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/(дата
обращения: 16.11.2022).
91. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 14.11.2022).
92. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. [Электронный ресурс] // Реестр примерных основных общеобразовательных программ. URL:
https://fgosreestr.ru/educational standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-doshkolno go -obrazovaniia(дата обращения: 20.12.22)
93. Филичева, Т. Б. Четвертый уровень недоразвития речи //Филичева Т .Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - 1999.
- С. 87-98.
94. Ханина М. А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Научен вектор на Балканите.
- 2019. - Т. 3. - №. 1 (3). - С. 28-31.
95. Харавинина, Л.Н. Технология педагогического сопровождения личностно-профессионального развития молодого преподавателя //Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - №. 4. - С. 214¬219.
96. Харчев, А.Г., Мацковский, М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978
97. Чебанов, В.Ю. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ //
Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2. ; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view7idM3298 (дата обращения:
06.11.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ