1. ВВЕДЕНИЕ 2
1.1 Актуальность 2
1.2 объект исследования. 4
1.3 Цели и задачи 4
1.4 Материалы 5
1.5 Теоретическая значимость и научная новизна 6
Глава 1. Исторический и культурный контекст для возникновения театра абсурда в произведениях Самюэля Беккета и Вацлава Гавела . 7
1.1. Общие сведения о драме абсурда 8
1 .2 общественные и философские настроения после второй мировой войны во франции. 10
1 .3 общественные настроения в Чехословакии в конце 60-х 11
Глава 2. Анализ произведений. 12
2.1. отличительные черты Вацлава Гавела как драматурга. 12
2.2 пьеса “ангел хранитель” 12
2.3 пьеса “протест” 12
2.4 Отличительные особенности Самюэля Беккета как драматурга 12
2.5 пьеса “Конец игры” 12
2.6 Сравнительный анализ авторов. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12
Драма как род литературы характеризуется тем, что разделена на действия и имеет диалоговую структуру, с авторскими ремарками. Также драма обладает длинной и разнообразной историей, за точку отсчета которой принято брать древнегреческие трагедии, комедии и сатиру. Сюжеты театральных выступлений того времени часто были посвящены религиозным и мифологическим сюжетам. Именно они заложили такие основы как единство места, единство времени и единство действия. Впоследствии эти единства станут стандартом для драматургов по всему миру, на протяжении многих веков. Для разных временных периодов были более характерны свои отличительные литературные течения, которые оказывали влияние на подход к написанию драматических произведений. В средние века популярном темой для постановок стали библейские сюжеты. В XIX веке, напротив, большое распространение получила реалистическая драма, сконцентрированная на правдоподобных событиях, близких для обычного зрителя.
Данное исследование направлено на изучение самого молодого и нетипичного поджанра: драмы абсурда. Первые произведения, которые можно было бы причислить к театру абсурда, стали появляться в XX веке “Театр абсурда в западно-европейской драматургии возник в 1950-е гг. Во Франции и связан с именами С. Беккета и Э. Ионеско”. Несмотря на относительную молодость поджанра у него можно выделить черты и приемы, четко выделяющие драму абсурда на фоне других поджанров в целом и на контрасте с реализмом характерным для XIX века, в частности. В первую очередь важно отметить нетипичное построение сюжета: драма абсурда часто прибегает к многократным повторам крайне схожих или одинаковых событий, нарушение принципов причинности. Еще один прием, который активно используют авторы драмы абсурда это лишение героев активности, возможности как-либо повлиять на сюжет “Абсурдисты превратили своего героя в марионетку ... ибо абсурдный герой это всегда объект и никогда не носитель воли”.
Вацлав Гавел и Самюэль Беккет оба признаны классиками драмы абсурда. Их пьесы регулярно ставятся во множестве театров по всему миру, и неизменно получают признание публики. Однако, их подход к написанию своих произведений и использованию отличительных черт абсурдной прозы в корне отличны. Основной чертой писательского стиля Вацлава Гавела является отражение в пьесах социальной и политической повестки, ирония над происходящими событиями через гиперболизацию и внедрение в повествование абсурдных элементов. Об этом же говорит С. А. Шарлаимова в своей работе “Драматургия Вацлава Гавела” 3. В то же время, произведения Самюэля Беккета гораздо более открыты для интерпретации и спекуляций по поводу их значения и авторского замысла. Элементы абсурда ирландский писатель использует для побуждения читателя к философскимразмышлениям. Исследованию каждого из авторов по отдельности посвящено множество работ. Тот факт, что многие авторы такие как С. А. Шерлаимова и Т. Н. Николаенко уже поднимали эти темы делает работу актуальной. Однако сопоставительный анализ двух этих драматургов предоставляет возможность для нового и уникального исследования.
Помимо вклада в сравнительное литературоведение работа также может оказаться полезной для изучения драмы абсурда в целом.
...
В ходе исследования были проанализированы работы обоих драматургов, а также сопутствующая литература. Благодаря этому были выполнены поставленные цели и задачи. В ходе выполнения задач была доказана, выдвинутая во введении, гипотеза.
На основании проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
- И Гавел и Беккет обладают своим уникальным взглядом на театр абсурда.
- Оба драматурга преследуют свои собственные цели, хотя используют приемы общие для всего литературного течения.
- И Гавел и Беккет обладают своим уникальным взглядом на театр абсурда.
- Оба драматурга зависят от окружающего их культурного контекста.