Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста 8
1.1. Анализ ключевых понятий исследования 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста 11
1.3. Проблема развития музыкального восприятия в психологии и
педагогике 14
1.4. Последовательность развития музыкального восприятия у младших
школьников 22
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Исследовательская работа по развитию музыкального восприятия у младших школьников 30
2.1. Методы и организация исследования 30
2.2. Результаты экспериментального исследования 33
Выводы по второй главе 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения
Музыкальное воспитание является одной их важнейших задач современного образовательного пространства, а для формирования духовной сферы человека необходимо музыкальное искусство. Музыкальное искусство является одним из самых превосходящих, по силе своего эмоционального воздействия, видов искусства. От близости к музыке, от подготовленности к общению с настоящим искусством, от эмоционального развития зависит глубина этого воздействия. Музыка обращается к душе человека, к его настроениям, переживаниям. Музыка - это язык чувств, модель человеческих эмоций.
Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Важными задачами музыкального педагога становятся:
1) развитие у ребёнка потребности в общении с музыкой;
2) развитие способности чувствовать красоту музыки;
3) обучение детей говорить о своих впечатлениях.
Восприятие музыки - это сложное многоуровневое явление. Детям младшего школьного возраста гораздо труднее воспринимать музыкальные произведения, нежели произведения других видов искусств. Трудности восприятия связаны с возрастными особенностями детей и со сложностью музыкального образа. Только музыкальному педагогу под силу помочь ученикам услышать и понять музыку. На первом (и самом важном) этапе развития музыкального восприятия, музыкальный педагог вводит ребят в мир музыкальных образов.
Проблема восприятия музыки (музыкального восприятия) - одна из наиболее сложных современных проблем, и находится на стадии поиска путей решения. Моё исследование имеет особое значение, так как в наше время данная проблема становится всё более актуальной, из-за того что у современной молодёжи отсутствует интерес к «серьёзной музыке».
Причины весьма разнообразны: недостаточный уровень культурно-нравственного воспитания в семье, в связи с этим музыкальное восприятие развито слабо или вовсе неразвито, и это приводит к тому, что музыкальная культура у молодёжи остаётся несформированной.
Формирование восприятия музыки начинается ещё в детском саду, и на этом этапе происходят серьёзные упущения, которые могут продолжаться в начальной школе. Поэтому к вопросу воспитания музыкальной культуры детей нужно подходить творчески и с большой ответственностью, чтобы избежать недостатков.
Всё выше сказанное позволяет заключить, что проблема развития музыкального восприятия - одна из наиболее сложных. Большой вклад в исследование вопросов развития музыкального восприятия внесли Борис Владимирович Асафьев, Борис Михайлович Теплов, Болеслав Леопольдович Яворский, Валентина Николаевна Шацкая, Дмитрий Борисович Кабалевский, Владимир Дмитриевич Остроменский, Вячеслав Вячеславович Медушевский, Евгений Владимирович Назайкинский, Наталья Алексеевна Ветлугина и другие. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных граней музыкального восприятия, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Объект исследования: процесс развития музыкального восприятия младших школьников.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития
музыкального восприятия у младших школьников в процессе слушания музыки.
Гипотеза: процесс слушания музыки будет способствовать развитию музыкального восприятия у младших школьников.
Для эффективности развития музыкального восприятия детей музыкальному педагогу необходимо:
1. Подбирать музыкальный репертуар в зависимости от возраста детей.
2. Владеть приёмами и методами развития музыкального восприятия младших школьников.
3. Улучшать психолого-педагогические условия формирования музыкального восприятия младших школьников.
Цель исследования: выявление и экспериментальная проверка психолого- педагогических условий развития музыкального восприятия у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
2. Выявить первоначальный уровень музыкальных способностей младших школьников;
3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики.
4. Проверить в экспериментально-исследовательской работе результативность мероприятий, способствующих развитию музыкального восприятия младших школьников в процессе слушания музыки.
В выпускной квалификационной работе применялись методы:
1. Метод размышления о музыке (Д. Б. Кабалевский)
2. Метод забегания вперёд и возвращения к пройденному (Д. Б. Кабалевский)
3. Метод пластического интонирования (Т. Е. Вендрова)
4. Метод активизации творческих проявлений ребёнка (Т. Э. Тютюнникова)
Исследование проведено на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Лицей 103 «Гармония».
Этапы исследовательской работы:
I этап - анализ состояния проблемы исследования в научной психолого-педагогической литературе.
На данном этапе была сформулирована тема исследования, обоснована её актуальность, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза.
II этап - изучение современного состояния проблемы развития музыкального восприятия младших школьников, осуществление эксперимента в образовательном учреждении.
III этап - осуществление количественной и качественной обработки полученных результатов эксперимента, обобщение и формулирование основных выводов по работе, оформление результатов эксперимента, написание текста выпускной квалификационной работы, его корректировка.
Практическая значимость - материал может быть использован в работе учителей музыки и педагогов дополнительного образования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, двух выводов, заключения, списка использованных источников, трёх приложений. Общий объём работы составляет 47 страниц.
Проанализировав методическую литературу и научные работы учёных, педагогов, психологов, и получив результат моей экспериментальной работы, я хочу сказать следующее: музыкальное восприятие - это комплексная психическая деятельность, которая требует учёта и обязательно развития всех своих компонентов. В состав этого комплекса входят: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, мышление образное, мышление логическое, и, конечно же, способность к сотворчеству.
Для того чтобы уровень музыкального восприятия гармонично развивался и повышался, необходимо поддерживать все механизмы музыкальных переживаний. Они бывают функциональные (которые связаны непосредственно с ощущением звука, с восприятием мелодии) и мотивационно-операционные (которые связаны с восприятием фраз).
Дети очень любят темы и образы сказочных персонажей, животных, природные зарисовки, и т.д. - это было хорошо видно в процессе моего исследования. Детская музыка, также как и взрослая, включает в себя классические произведения (высокозначимое искусство предыдущих столетий). Однако не обойтись тут без нотки современности. В детскую программу современного музыкального искусства входят "говорящие" на современном языке со слушателем произведения. Безусловно, шедевры прошлого были, есть, и будут образцами и гордостью для всех, но музыкальное искусство, как и прочие виды искусств, всегда обновляется, потому что является отражением действительности. И детская музыка тоже меняется, и так же идёт в ногу со временем.
В подтверждении гипотезы, что при активном музыкальном слушании у младших школьников наблюдается развитие музыкального восприятия, я проводила экспериментальное исследование восприятия музыки младшими школьниками.
Моё исследование состояло из двух этапов: констатирующего (направленного на диагностику особенностей музыкального восприятия детей младшего школьного возраста) и формирующего (направленного на проверку результатов разработанной методики развития музыкального восприятия).
В заключение проведённого мною исследования хочу отметить, что все поставленные задачи решены, выдвинутая цель достигнута, и самое главное - гипотеза полностью подтверждена.
1. Абдуллин Э. Б. Музыка в начальных классах. М., 1985
2. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в школе. «Просвещение» 1983
3. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. «Просвещение» 1983
4. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. «Академия» 2002
5. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. «Институт психологии РАН» 1997
6. Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой. 1991
7. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1965
8. Гришанович Н. Н. Музыка в школе: методическое пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ.сред. образования, с 12-летним сроком обучения / Н.Н. Гришанович. - Минск: Юнипресс, 2006
9. Дмитриева Л. Г. Методика музыкально воспитания в школе : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Академия, 1997
10. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального
воспитания в школе». 1998
11.Затямина Т. А. Подготовка педагога-музыканта в системе постдипломного образования. «Перемена» 2008
12.Затямина Т. А. Конструирование современного урока музыки «ГЛОБУС» 2007
13. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке Москва, Просвещение, 1989
14. Кабалевский Д. Б. Про трёх китов и про многое другое. «Просвещение» 1985
15. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. : М, 1976
16. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. / Е.В. Назайкинский // Восприятия музыки.: М., 2002
17. Назайкинский Е. В. О психологии восприятия музыки. 1972
18. Орлов Г.А. Психологические механизмы музыкального восприятия.вып.2. - М., 1998
19. Осеннева М. С. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб.пособие для студ. нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л. А. Безбородова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
20. Петрушин В. Н. Музыкальная психология. «ВЛАДОС» 1994
21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. : М.,
2003
22. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студ. нач. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений / Г.П Сергеева. - 2-е изд.. испр. - М.: Академия, 2000
23. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л.А. Баренбойма.: М., 1979
24. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. : М, 1988
25. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. : М, 1947
26. Усачёва В. О., Школяр Л. В. Музыкального искусство. «Вентана-Граф» 2000
27. Шацкая, В.Н. Музыка в школе / В.Н. Шацкая/ : М., 1963
28. Школяр И. В. Музыкальное образование детей. М.: 2001
29. Шульверк, Итоги и задачи / Шульверк // Из истории музыкального воспитания.: М., 1990
30. Яценко И. А. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: практикум/ И. А. Яценко. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012