Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация гендерных стереотипов в российском кинематографе: социологический анализ

Работа №150010

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы105
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению гендерных стереотипов в кино……………...……………………………………….………..8
1.1 Концепции гендерных стереотипов в социологии……………………….…8
1.2 Исследования гендерных стереотипов в кино Л. Малви………...………..22
1.3 «Обретение голоса» в концепции бирмингемской школы культурных исследований……………………………………………………………………..28
Вывод по 1 главе……………………………………………………………...….35
Глава 2. Социальный контекст создания фильмов «С любимыми не расставайтесь» и «Ещё один год»………………………………………………37
2.1 Особенности кинематографа 1970-х и 2010-х годов, ключевые события и социальные изменения, повлиявшие на создание фильмов…………………..37
2.2 Анализ гендерных стереотипов на основе рецензий и отзывов на изучаемые фильмы……………………………………………………………………...……51
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………61
Глава 3. Трансформация гендерных стереотипов в кинематографе: от советского периода к современному российскому……………………………64
3.1 Результаты контент-анализа фильма «С любимыми не расставайтесь»…………………………………………………………………...64
3.2 Результаты контент-анализа фильма «Ещё один год»……………….....….69
3.3Социологический анализ трансформации гендерных стереотипов в изучаемых фильмах…………………………………………...…………………71
Вывод по 3 главе…………………………………………………………………75
Заключение……………………………………………………………………….78
Список используемой литературы……………………………………………...84
Приложение 1. Программа эмпирического исследования…….………………90
Приложение 2. Результаты контент-анализа………………………..........…….94


В современном обществе проблема гендерных стереотипов является актуальной и обсуждаемой. Они оказывают влияние на формирование представлений о роли мужчины и женщины в обществе, их возможностях и обязанностях. В кинематографе гендерные стереотипы также являются одной из важных тем, которая отражает их актуальность и влияние на общество.
Тема гендерных стереотипов в кинематографе изучается достаточно подробно как в России, так и за рубежом. Существует множество исследований, посвященных анализу представления о мужчинах и женщинах в кино, их ролях, характерах, поведении и отношениях друг с другом. Также изучается влияние кино на формирование гендерных представлений в обществе.
Как писала Макарова А. И. в одной из своих статей: «Вопрос взаимоотношений мужчины и женщины всегда актуален, так как установка на поведенческие и моральные образцы, соответствующие лицам конкретного пола, присутствует как в пространственном социокультурном контексте, так и в реализации бытовых ситуаций»[26, с.5].
В рамках российского кинематографа проводятся исследования, анализирующие изменения в представлении гендерных ролей в фильмах различных периодов. Особое внимание уделяется сравнению классических советских фильмов с современными произведениями, чтобы выявить трансформацию гендерных стереотипов на протяжении времени.
Исследователи также анализируют влияние кинематографа на общество и его отношение к гендерным ролям. Это позволяет лучше понять, какие стереотипы укоренены в обществе, а какие начинают меняться под воздействием киноиндустрии.
Важным аспектом изучения данной темы является также анализ представления о гендерных ролях в контексте различных жанров кино. Например, исследования могут сравнивать представление о мужчинах и женщинах в драмах, комедиях, боевиках и т.д., чтобы выявить особенности и изменения в гендерных стереотипах в различных жанрах.
Тема гендерных стереотипов в кинематографе включает в себя различные аспекты, такие как изменения в представлении о гендерных ролях на протяжении времени, влияние кино на общество и его отношение к гендерным стереотипам, анализ представления о гендерных ролях в различных жанрах кино.
Только с 1990-х годов в России начинают осваиваться и публично обсуждаться гендерные темы. Такие вопросы медленно рассматриваются обществом, так как этому предшествовали годы молчания и табу, которые накладывались на подобные тематики. В конце концов это привело к тому, что разумный язык публичного обсуждения практически полностью отсутствует.
В современном обществе всё больше внимания и дискуссий вызывают вопросы гендерных различий и особенностей психики мужчин и женщин.
В то время как биологический пол является биологической категорией, определяемой набором хромосом, гормональным фоном и физиологическими характеристиками человека, гендер представляет собой социально сконструированную концепцию, которая определяет ожидаемое поведение и ролевую модель для женщины и мужчины в конкретном обществе. Гендер конструируется в процессе взаимодействия индивида с социумом, также на его формирование влияют воспитание, традиции и культурные нормы. В отличие от пола, гендер не предопределён от рождения. В наши дни гендерные роли женщины и мужчины существенно меняются. Такая переоценка гендерных ценностей привлекает внимание социальных психологов, которые стремятся к тому, чтобы осмыслить данный процесс.
Объект исследования: российский кинематограф на примере фильмов «С любимыми не расставайтесь» (1979) Павла Арсенова и «Ещё один год» (2016) Оксаны Бычковой.
Предмет исследования: гендерные стереотипы в советском и российском кинематографе.
Выбор именно этих двух фильмов для анализа обусловлен тем, что они оба основаны на пьесе Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Поскольку литературная основа одна, но постановки учитывают изменения во времени и осмысление гендерных ролей в обществе, то именно эти фильмы показательны для исследования преобразования гендерных стереотипов советского общества к современному российскому. Сравнение кинолент даёт возможность изучить, как поменялись категории мужественности и женственности, а также роли и ожидания, связанные с ними.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Гендерные стереотипы — это устоявшиеся представления о том, как должны себя вести, выглядеть и мыслить мужчины и женщины, какие роли они должны играть в обществе и какие характеристики иметь. В социологии они исследуются как составная часть социальной конструкции гендера, определяющей ожидания и нормы поведения для каждого пола в обществе. В психологии гендерные стереотипы рассматриваются как часть процесса социализации, когда дети учатся соответствовать стандартам поведения, соответствующим их полу. В сфере медиа и коммуникаций гендерные стереотипы изучаются с точки зрения их представления в различных средствах массовой информации и их влияния на формирование представлений о гендере в обществе. Эти представления могут различаться в различных культурах и исторических периодах, однако чаще всего в обществе прослеживается преобладание мужской власти, в то время как женщины занимают второстепенное положение.
В своем исследовании о гендерных стереотипах в кино Л. Малви рассматривает ключевые концепции и методы работы с такими стереотипами. Малви исследует, как кино формирует образы мужчин и женщин, и как эти образы влияют на зрителей. Ее исследования затрагивают гендерные стереотипы, презентуемые в кино, и их влияние на общепринятые представления о мужских и женских ролях.В ее работах часто встречаются стереотипные образы мужчин как сильных, агрессивных и успешных, а женщины представлены как заботливые, эмоциональные и зависимые.Она также обращает внимание на то, какие сюжетные линии отводятся различным полам в фильмах и какие стереотипы это поддерживает. Исследования Л. Малви демонстрируют, что гендерные стереотипы в кино могут оказывать негативное воздействие на зрителей, формируя определенные представления о поведении и ролях мужчин и женщин в обществе. Это способствует укреплению стереотипов, налагает давление соответствовать этим стандартам и ограничивает возможности для самовыражения и личностного развития.
В теории Бирмингемской Школы Культурных Исследований, концепция «достижения голоса» представляет собой центральную идею, описывающую процесс, при котором маргинализированные группы получают возможность выражать свою культуру, опыт и влиять на формирование общественных ценностей и институтов. Этот подход включает активное участие исследователя в культуре, что способствует более глубокому пониманию ее характеристик. Важная точка критики данной концепции связана с вопросами предвзятости и объективности исследователя, его способности сохранить нейтральность и избежать влияния исследуемой среды. Влияние концепции «достижения голоса» на современные культурные исследования значительно, поскольку она способствует диалогу между различными культурами, углубляет взаимопонимание между ними и способствует созданию более справедливого и инклюзивного общества.
В современном обществе тема гендерных стереотипов остается чрезвычайно актуальной и активно обсуждается. Это связано с возрастающим вниманием к вопросам гендерного равенства и роли гендера в формировании индивидуальной и социальной идентичности. В кинематографе, как в зеркале, отражающем общественные настроения, гендерные стереотипы занимают важное место, иллюстрируя их влияние на общество и поднимая вопросы для дискуссии. Поэтому для нашего исследования были взяты два фильма: «С любимыми не расставайтесь» (1979) Павла Арсенова и «Ещё один год» (2016) Оксаны Бычковой, которые имеют одну литературную основу – пьесу Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», но при этом отражают реалии совершенно разного времени.
Изучая социальный контекст создания этих фильмов, мы можем сделать выводы о том, что в 1970-е годы советская киноиндустрия продолжала выпускать фильмы, пропагандирующие идеи «развитого социализма» и достижения Коммунистической партии. Однако наряду с этим развивалось и альтернативное направление в кинематографе, которое бросало вызов официальной идеологии и затрагивало более глубокие и личные темы. В условиях усиливающегося напряжения и ускорения темпа жизни кинематографисты стали уделять больше внимания внутреннему миру своих персонажей. Вопрос о смысле жизни, который ранее волновал в основном «высоких» героев, теперь стал актуальным и для обычных людей. Авторы фильмов анализировали сложные переживания и эмоции своих героев, исследуя их личные истории и взгляды на мир. Говоря о 2010-х годах, в начале десятилетия российская киноиндустрия получила существенный импульс благодаря увеличению финансирования культурных проектов и поддержке Фонда кино и Министерства культуры.
...


1. Абрамян Л.А. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча // Этнические стереотипы мужского и женского поведения.
2. Аникиев Р. А. Контент-анализ кинорецензий //Достижения науки и образования. – 2018. – №. 9 (31). – С. 15-21.
3. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры -Воронеж, 2010. - 321С.
4. Басистая Е. В. Гендерные стереотипы традиционной культуры // Гуманитарные и социальные науки. 2009.
5. Бодрова А. А., Коробова Н. В. Лексические оппозиции как способ актуализации гендерных стереотипов в кинотексте // Вестник ЧелГУ. 2010. №34.
6. Ворожко К. Д. Стереотип как социокультурный феномен в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Интерактивная наука. 2016. №6.
7. Герасименко И. Е. "Мужской взгляд" и теория феминистского кино // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2017. №4.
8. Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс – М: УРСС. – 2005. – 632 с
9. Гимадрисламова Р. М. Контент-анализ как метод социологического исследования в современной практике / Р. М. Гимадрисламова, Э. Р. Хазиев // XVI Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана (90-летие со дня рождения) «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования», 21-22 марта 2013 г. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. — С. 114-125.
10. Драгунова Т. А., Родионова Е. Ю. Популяризация отечественного кинематографа как способ формирования русской культуры //Colloquium-journal. – Голопристанськийміськрайонний центр зайнятості, 2019. – №. 14 (38). – С. 55-57.
11. Дьякова Е. Г. «Семантическая герилья» в Рунете как способ политической борьбы // ПОЛИТЭКС. 2006. №2.
12. Елисеева Е. А. Решение художественного пространства в отечественных игровых фильмах 70-80-х годов ХХ века: традиции и новаторство// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, №2, 2011, - С. 211-216
13. Железницких А.К. Методы социологических исследований: особенности применения // Экономика и социум. 2014. №2-2 (11).
14. Жеребкина И. Введение в гендерные исследования. СПб.: Алатея, 2001. - 393 с.
15. Журчева О. В. Последний экзистенциалист: концепция героя в драматургии А. Володина // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. – 2016. – № 1. – С. 168–174.
...
56 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ