Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ПРАРОДИТЕЛЯХ

Работа №150005

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы106
Год сдачи2015
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические особенности представления о прародителях у младших школьников 6
1.1. Понятие социального представления в психологической науке 6
1.2. Факторы формирования представления о прародителях у младших школьников 18
1.3. Способы формирования у младших школьников социальных
представлений о прародителях 32
Выводы по Главе 1 38
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению социального представления младших школьников о прародителях 40
2.1. Методическая организация исследования 40
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 45
2.3. Методические рекомендации по формированию социальных
представлений о прародителях в группе младших школьников 57
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список используемых источников 72
Приложение 1 78
Приложение 2 86
Приложение 3

У каждого человека есть свои представления: о мире, о жизни, о людях - обо всем, что нас окружает.
Представления - это «наглядный образ предмета или явления (события)», формирующийся на основе «прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении» [40].
Представления есть «образы предметов или явлений, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются» [24].
В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского представления определяются как «образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, которые могут носить обобщенный характер» [41].
Получается, что в рамках общей психологии «представления определяются как некоторый образ, существующий в сознании человека, основанный на прошлом опыте» и, который воспроизводится по мере необходимости. Другими словами, «представление есть некоторая ступень при переходе от восприятия к мышлению» [41].
Понятие социального представления представлено у следующих авторов: Г.М. Андреева, С. Московичи, К. Герген, Т.П. Емельянова, П.Н. Шихирев, Г.В. Бобрышева, А.И. Донцов, О.В. Курышева, А.А. Леонтьев, Д.А. Медведев, О.В. Митина, А.Ф. Никитин, В.Н. Павлов.
Тема «Особенности социального представления младших школьников о прародителях» актуальна в современном мире, но мало изучена. На сегодняшний день необходимо формировать у младших школьников положительное представление о своих бабушках и дедушках для создания нравственного общества.
Цель исследования: изучить социальные представления младших школьников о прародителях и дать рекомендации по их развитию как позитивных и дифференцированных.
Объект исследования: социальные представления младших школьников.
Предмет исследования: особенности социальных представлений младших школьников о прародителях.
В соответствии с целью и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения социальных представлений младших школьников о прародителях.
3. Проанализировать и описать особенности социальных представлений младших школьников о прародителях, в том числе, в гендерном аспекте.
4. Составить методические рекомендации по формированию позитивных и дифференцированных социальных представлений младших школьников о прародителях.
Гипотеза: социальные представления младших школьников о прародителях:
1) характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к прародителям, складывающимися когнитивными схемами;
2) основываются на представлениях, установленных стереотипами общества;
3) имеют гендерные особенности (представления девочек шире и разнообразней, чем представления мальчиков).
Методы исследования:
1. Групповой ассоциативный эксперимент.
2. Метод проективного сочинения.
3. Тестирование.
4. Контент-анализ.
5. Количественный и качественный анализ данных.
Эксперимент проводился на базе средней школы №98, г. Красноярска в 2014 году. В качестве экспериментальной группы выступили учащиеся 3 «Г» класса, в количестве 25 человек, из них 17 девочек, 8 мальчиков в возрасте 9-10 лет, в качестве контрольной группы выступили учащиеся 3 «Б» класса, в количестве 25 человек, из них 13 девочек и 12 мальчиков.
Результаты исследования апробированы на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XV Всероссийского (с международным участием) научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука ХХ1 века».
По теме исследования имеются 2 публикации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема социального представления всегда волновала человечество, занимая умы психологов, социологов и писателей. Она изучается давно и на сегодняшний день существует различные подходы к этой проблеме.
Традиция изучений представлений человека в психологии и социологии была заложена уже относительно давно, однако активное развитие этой проблемы началось лишь после того, как на нее обратила внимание французская школа социальных представлений С. Московичи.
В последнее время этой проблеме стало уделяться больше внимания, стали исследовать суть социального представления, способы его возникновения, то, как оно выражается и сказывается на разные возрастные и социальные категории людей в разные периоды жизни.
Социальное представление возникает в процессе коммуникации между людьми.
Образ социального мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особенное значение имеют в этом процессе ранние стадии социализации индивида, которые чаще всего осуществляются именно в семье. А все результаты первичного воспитания в семье проявляют себя в социальной группе. Также на социальное представление влияет СМИ и различные литературные произведения.
Проблема социального представления младших школьников о прародителях актуальна, но мало изучена.
В ходе анализа научной литературы по данной проблеме мы выбрали концепцию социального представления С. Московичи в качестве основы для экспериментального исследования.
В соответствии с изученной литературой была составлена диагностическая программа исследования. В своей работе мы использовали следующие методы: групповой ассоциативный эксперимент, метод проективного сочинения, тестирование, контент-анализ, количественный и качественный анализ данных.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод о том, что представления младших школьников прародителях характеризуются слабой дифференцированностью, обобщенностью, формированием установок по отношению к прародителям, складывающимися когнитивными схемами. Для изменения социальных представлений младших школьников нами предложена программа по формированию ценностного отношения к прародителям в группе младших школьников, которая будет способствовать развитию позитивного дифференцированного социального представления о прародителях.
Результаты, полученные в ходе исследования и, составленная нами программа развития - все это может быть полезно при преподавании педагогики и психологии, в практической работе учителей и психологов, а также студентам, интересующимся данной проблемой.



1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж Изд-во НПО «МОДЭК», 1999 - 224с.
2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других// Психологический журнал. Т. 22, №5, 2001.
3. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя М.:
Просвещение, 1986. -176 с.
4. Александрова Т.А. Кое-что о дедушках (Искусство быть дедом). М.: Знание, 1990.-191 с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2007.
6. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Электронный
ресурс] / Г.М. Андреева. - Режим доступа:
http://biblioteka.kau.com.ua/index.php?Itemid=55&download=335%3A201 1-10-25-13-14-01&id=1%3A2011-05-28-12-12- 23&option=com_phocadownload&start=100&view=category#9. -
23.04.2015.
7. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: Изд-во МГУ, 1980.
8. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: знание, 1978. 64 с.
9. Бабунова Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейной традиционной культуре. Дисс. . канд. пед наук. М., 1996.-160 с.
10. Бабушки и дедушки и их роль в социальном развитии ребенка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:ZZwww.bibliofond.ru/. - 15.04.2015
11. Баженова Л. Бабушка обиделась. //Очаг. 1991. - № 2. - С. 20-22.
12. Байкова И.А. Особенности общения со сверстниками и взрослыми у дошкольников с разным опытом жизни и воспитания //Новые исследования в психологии. -1982. № 2. - С. 38-42.
13. Бакиева Д.Д. Воспитание уважения к старшим в условиях семьи и детского сада: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1976. - 24 с.
14. Белов В. Мир семьи / Избранные произведения, т. 3. М., 1984. - С. 99137.
15. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992.
16. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых проблемах молодежи. М.: Политиздат, 1984. - 207 с.
17. Богданович Л. А. Молодость в старости: «Секреты» деятельного долголетия. М.: Московский рабочий, 1984. - 126 с.
18. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание детей в семье. М.: Учпедгиз, 1955.-62 с.
19. Варга А., Спиваковская А. Бабушки и внуки: Проблема отношений в семье // Семья и школа. 1983. - № 1. - С. 23-25.
20. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21-29.
21. Герген К. Движение социального конструкционизма в современной психологии//Социальная психология : саморефлексия маргинальности : Хрестоматия. М., 1995.
22. Горький М. Детство. Ставропольское книжное издательство. 1954.
23. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представлений коллективные// Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М., 1995. - С. 23-58.
24. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь- справочник Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2006 - 576с.
25. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 6. С. 39-47.
26. Знанецкий Ф., Томас У. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994.
27. Исследование социальных представлений Allbest.ru[Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00124531_0.html. - 9.06.2015.
28. Калашникова Ю. А. Проблемы имплицитных теорий личности (к
истории формирования подходов принципов структурно¬
содержательных объяснений и определения перспектив изучения//Мир психологии. 1999. № 3.
29. Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. — Самара: Издательство СИОКПП, 2001. — 122 с.
30. Классный час (9 класс) на тему: Тематический классный час ко Дню пожилого человека «Не обижайте старость !»Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe- rukovodstvo/library/2012/09/21/tematicheskiy-klassnyy-chas-ko-dnyu- pozhilogo. - 10.06.2015.
31. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
32. Кон И.С. Социализация детей в изменяющемся мире // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. № 1(2). C. 18—24
33. Краснова О.В. Роль бабушки: Сравнительный анализ // Психология зрелости и старения. — 2000. — № 3.
34. Международный конкурс «Союз поколений» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bebetter.su/.
35. Нравственность в образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nravstvennost.info/.
36. Общее представление о восприятии. Двойственная природа перцептивного образа. Виды и свойства восприятия Учебно-методическая литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document4822?view=29. - 12.05.2015.
37. Разноцветный мир [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://miroslava-folk.ru/%D1 %81 oncert_for_grandparents.
38. Процесс формирования нравственных представлений и поступков у
младших школьников в процессе внеклассного чтения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2bd68a4c53b88421316d 26_1.html. - 12.06.2015.
39. Психологический журнал С. Московичи «Социальное представление: исторический взгляд» - том 16, №1, 1995.
40. Психологический словарь/под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерикова - М.: Педагогика-Пресс, 1999 - 440с.
41. Психология. Словарь/Под ред.А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - М.:Политиздат 1990 - 449с.
42. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Дар, 2002. - 361 с.
43. Психология семейных отношений с основами семейного
консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И.Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В.Зырянова и др.; Под ред. Е. Г. Силяевой. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 192 с.
44. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. С. 374, 290, 46 - 47.
45. Роль семьи в развитии личности подростка [Электронный ресурс]. -
доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625b3ac78b4d43a88421216 d37_0.html. - 12.06.2015.
46. Сафонова М.В. Особенности социальных представлений об одиночестве: возрастной и гендерный аспект // «The value system of modern society»: materials digest of the XVII International Scientific and Practical Conference and the I stage of Research Analytics Championships (London, January,19 - January, 23, 2012). Pedagogical, psychological and sociological sciences/ All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhytnigor (Chairman), S. Godvint, L. Kupreichyk, A. Tim, D. Georgio, T. Morgan, S. Serdechny, L. Steiker - Odessa: InPress, 2012 - p. 107-109.
47. Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. — Вильнюс, 1977.
48. Социально-психологические представления об успешности
личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://coolreferat.com/. - 5.06.2015.
49. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986.
50. Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. // Семья и формирование личности. — М., 1981.
51. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования [Электронный ресурс] / М.А. Холодная. - Режим доступа: http://www.e- reading.org.ua/download.php?book=110654. - 11.06.2015.
52. Шихирев П. Н. Современная социальная психология - М.: ИПРАН; КСП+; Академический Проект, 1999г. - 448с.
53. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — М., 2000
54. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство "Питер", 1999. С. 301 - 304.
55.Safonova M.V. Social representations of modern Russians about the lonely person //Problems of Psychology in the 21th Centery. - Vol. 4, 2012. - Scientia Socialis, Lithuania. - Vol. 4, 2012 p. 74 - 84.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ