Процесс развития реакции вратарей подростков в хоккее (Московский городской открытый колледж)
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития быстроты реакции вратарей подростков в хоккее. 4
1.1.Современная модель вратаря в хоккее 4
1.2.Анатомо-физиологические особенности подростков 7
1.3.Понятие быстроты двигательных реакций у подростков 9
ГЛАВА 2 Практические аспекты развития быстроты реакции вратарей подростков в хоккее 16
2.1. Совершенствование реакции вратарей подростков в хоккее 16
2.2.Динамика реакции вратарей подростков в хоккее 29
ВЫВОДЫ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития быстроты реакции вратарей подростков в хоккее. 4
1.1.Современная модель вратаря в хоккее 4
1.2.Анатомо-физиологические особенности подростков 7
1.3.Понятие быстроты двигательных реакций у подростков 9
ГЛАВА 2 Практические аспекты развития быстроты реакции вратарей подростков в хоккее 16
2.1. Совершенствование реакции вратарей подростков в хоккее 16
2.2.Динамика реакции вратарей подростков в хоккее 29
ВЫВОДЫ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Актуальность. В современном хоккее вратарь является одной из важнейших фигур в команде. Верная игра вратаря на последнем рубеже может противостоять более сильной технико-тактической команде и наоборот, ошибка вратаря может стоить медалей. В истории хоккея вратарь очень часто становить больше чем полкоманды. Правильный подход к процессу подготовки может обеспечить команду в будущем надежной опорой в обороне. Волков В.С., Кореньков К.В., Зубков В.С. предлагают придерживаться Скандинавской модели подготовки вратарей, так как вратари из Швеции и Финляндии в буквальном смысле завоевывают мировой вратарский рынок [6, 7]. Кто-то придерживается Чешской модели, но в России есть своя школа подготовки хоккейных вратарей. Дело в том, что в Швеции существует единая система подготовки вратарей. При переходе от тренера к тренеру не происходит переучивания, никто не спорит, как правильно держать клюшку, выполнять то или иное техническое действие. В подготовке вратарей это особенно важно, т. к. переучивание вратаря сказывается на психологии и результатах. Главное в подготовке - это, прежде всего, школа техники движений, а уже потом физическая и тактическая подготовки [16]. В России даже перед детьми ставят задачи выигрывать все и вся, от чего страдает процесс обучения. На начальном этапе обучения детям вдалбливают информацию на уровне команд мастеров, пытаются обучить всему сразу. Кроме того, сегодня вратари играют совершенно по-другому в отличие от того, что было 10 лет назад. Раньше каждый вратарь имел свой неповторимый стиль, который вписывался в ряд стандартных движений: голкиперы иногда падали на колени, могли лежать на боку и ловить шайбу как в футболе, например, голкипер Доминик Гашек. Подготовка вратаря - это сложный многолетний процесс, в котором участвует огромное количество человек и различных ресурсов. Роль тренера в нем крайне важна, он должен быть снабжен современными знаниями и методиками, чтобы не проработать несколько лет впустую. Поэтому современные технологии обучения или воспитания двигательных способностей должна строится с учетом техники движений вратаря, учитывая возрастные особенности ребенка. С учетом тех действий, которыми может и должен овладеть ребенок. Надо учитывать, что шайба летит быстрее, чем реакция вратаря, поэтому надо уметь читать игру, чтобы читать игру нужно широкое поле зрение и умения поддерживать высокую концентрацию, а это работа зрительного, двигательного анализаторов, работа центрально нервной системы [6, 21]. Вратарю необходимо быстро перемещаться во всех направлениях и желательно по кратчайшей траектории, нужно не только быстро переместиться, но и скоординировать работу всего тела для принятий стойки и поймать или отбить шайбу и т.д. Арсенал технических действий вратаря велик. Поэтому технологии воспитания двигательных способностей в хоккее на этапе начальной спортивной подготовки вратаря должны осуществлять физкультурно-оздоровительную направленность, разностороннюю физическую подготовку и овладение основам техники и тактики хоккея [1, 6]. С этой целью используют широкий круг средств общей физической и специальной подготовок с акцентом на развитие быстроты, ловкости и гибкости, так как этап начальной подготовки 7-10 лет является сенситивным периодом для развития указанных выше двигательных способностей. [1, 4, 22, 27]. Но при этом не стоит забывать про быстроту реакции веди именно от нее зависит результат игры. В нашей выпускной квалификационной работе мы раскрываем особенности быстроты реакции юных хоккеистов и предлагаем методику последовательности применения специальных упражнений. Также мы предлагаем направления, по которым следует работать тренеру при воспитании двигательных способностей.
Цель исследования – Усовершенствовать быстроту реакции вратарей подростков в хоккее.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс подростков вратарей в хоккее.
Предмет исследования – методика тренировочных занятий хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ литературы по теме научного исследования.
2. Усовершенствовать методику, направленную на улучшение быстроты реакции вратарей в хоккее.
3. Оценить эффективность методики и разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования: предполагалось, что усовершенствованная методика тренировок, направленная на улучшение быстроты реакции сможет повысить соревновательный результат команды.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут использоваться тренерами по хоккею, педагогами, специалистами по физической культуре, которые работают с подростками.
Цель исследования – Усовершенствовать быстроту реакции вратарей подростков в хоккее.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс подростков вратарей в хоккее.
Предмет исследования – методика тренировочных занятий хоккеистов.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ литературы по теме научного исследования.
2. Усовершенствовать методику, направленную на улучшение быстроты реакции вратарей в хоккее.
3. Оценить эффективность методики и разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования: предполагалось, что усовершенствованная методика тренировок, направленная на улучшение быстроты реакции сможет повысить соревновательный результат команды.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут использоваться тренерами по хоккею, педагогами, специалистами по физической культуре, которые работают с подростками.
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы основ структуры и содержания занятий юных хоккеистов показал, что разработка и внедрение новых методик в тренировочный процесс является необходимостью. Современные соревновательные нагрузки в хоккее требуют своевременного поиска новых идей и разработок в тренировочной деятельности.
2) Разработанная нами усовершенствованная методика для экспериментальной группы юных хоккеистов включала комплексы тренировочных занятий, которые, в отличие от общепринятого планирования, содержали большую направленность на быстроту реакции и включали специальные упражнения. В отличии от контрольной группы, которая занималась по общепринятой методике ДЮСШ. В программе подготовки вратарей нами быть сделан дополнительный акцент на воспитании следующих качеств:
1. быстроты реакций на движущийся объект;
2. быстроты одиночного движения;
3. стартовой скорости на отрезках 2–3 м при стартах из различных исходных положений;
4. скорости перемещения в стойке вратаря, при перемещениях прыжками в полуприседе и в глубоком приседе вперед-назад, вправо-влево;
5. скорости и скоростной выносливости в специфических движениях вратаря;
3) Использование в ходе тренировок хоккейных вратарей усовершенствованной методики поспособствовало развитию у них быстроты реакции. Исследование динамики показателей результатов быстроты реакции показало, что более высокий прирост результатов показала экспериментальная группа, благодаря включению в подготовительный период тренировочного процесса специальные упражнения для развития быстроты реакции. В связи с чем можно сделать вывод о достоверности выдвинутой нами гипотезы
1. Анализ научно-методической литературы основ структуры и содержания занятий юных хоккеистов показал, что разработка и внедрение новых методик в тренировочный процесс является необходимостью. Современные соревновательные нагрузки в хоккее требуют своевременного поиска новых идей и разработок в тренировочной деятельности.
2) Разработанная нами усовершенствованная методика для экспериментальной группы юных хоккеистов включала комплексы тренировочных занятий, которые, в отличие от общепринятого планирования, содержали большую направленность на быстроту реакции и включали специальные упражнения. В отличии от контрольной группы, которая занималась по общепринятой методике ДЮСШ. В программе подготовки вратарей нами быть сделан дополнительный акцент на воспитании следующих качеств:
1. быстроты реакций на движущийся объект;
2. быстроты одиночного движения;
3. стартовой скорости на отрезках 2–3 м при стартах из различных исходных положений;
4. скорости перемещения в стойке вратаря, при перемещениях прыжками в полуприседе и в глубоком приседе вперед-назад, вправо-влево;
5. скорости и скоростной выносливости в специфических движениях вратаря;
3) Использование в ходе тренировок хоккейных вратарей усовершенствованной методики поспособствовало развитию у них быстроты реакции. Исследование динамики показателей результатов быстроты реакции показало, что более высокий прирост результатов показала экспериментальная группа, благодаря включению в подготовительный период тренировочного процесса специальные упражнения для развития быстроты реакции. В связи с чем можно сделать вывод о достоверности выдвинутой нами гипотезы



