ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ ПЕРСОНАЖЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ 6
1.1. Литературоведческий и лингвистический подходы к описанию персонажей 6
1.2. Об английском женском романе XIX века 10
1.3. Методика речевого портретирования 13
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОМАНА ДЖЕЙН ОСТИН «PRIDE AND PREJUDICE» 27
2.1 Речевой портрет мистера Дарси с точки зрения мистера Бингли 29
2.2. Речевой портрет мистера Дарси с точки зрения автора 31
2.3. Речевой портрет мистера Дарси с точки зрения Элизабет 39
2.4. Речевой портрет мистера Дарси с точки зрения миссис Гардинер 49
2.6. Речевой портрет мистера Дарси с точки зрения мистера Уикхема 55
2.7. Речевой портрет мистера Дарси с точки зрения людей из Хардфордшира 61
2.8. Речевой портрет мистера Дарси с точки зрения самого мистера Дарси 64
Выводы по 2 главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
ГЛОССАРИЙ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 80
На сегодняшний день речевые партии литературных персонажей являются предметом многочисленных исследований. Портретирование получило мощный импульс в развитии в связи со сменой научно-исследовательских парадигм и процветанием идеологии антропоцентризма. Начало исследований в области лингвистического портрета приходится на последнюю четверть XX в., в связи с этим «многие теоретические, теоретико-методологические и практические вопросы, касающиеся названного направления, остаются спорными и нерешенными» [Загоровская 2013: 174].
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки проблем, связанных с анализом литературно-художественного образа, а также связана с нерешенностью некоторых вопросов в области речевого портретирования.
Теоретической базой исследования служат труды Е. А. Ярмаховой, А. Ю. Коровиной, И. С. Шильниковой, Т. В. Старцевой, С. В. Поповой, М. В. Панова и др.
Целью данной дипломной работы является выявление наиболее демонстративных выразительных средств создания речевой партии персонажа (Мистера Дарси).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть различные подходы к описанию персонажа;
• изучить материал об английском женском романе;
• изучить литературу по проблеме речевого портретирования;
• дать определение понятию «речевой портрет»;
• изучить текст романа «Гордость и предубеждение» в оригинале;
• выделить репрезентативный материал;
• провести дефиниционный анализ репрезентативных лексических единиц и контекстов.
Объектом исследования в данной работе является речевой портрет Мистера Дарси на материале романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение».
В свою очередь, предметом исследования являются лексические средства, используемые для создания речевого портрета в английском языке.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы сравнительный и описательный методы, реализованные через комплекс более частных методик и исследовательских приемов таких, как определение типа речевого поведения и описание особенностей его проявления в художественном тексте. Материалом послужил роман Джейн Остин «Г ордость и Предубеждение» и составил 62 контекста.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем представлен ряд частных наблюдений и выводов, сделанных в результате анализа конкретного материала, а именно художественного текста женского викторианского романа, проанализированного с позиции методики речевого портретирования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может являться материалом для дальнейших исследований в области изучения ИЯ (иностранного языка); в разработке речевого портрета мистера Дарси, который может быть использован в литературоведении.
Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в том, что данное исследование дает материал для дальнейших теоретических обобщений, способствует разработке таких теоретических проблем, как переход к комплексному изучению текста, определение речевого портрета в современной лингвистике.
Апробация материала о ключевых аспектах исследования была проведена на XV-й Международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» 13 апреля 2017 года на базе РГППУ, в качестве статьи, опубликованной в сборнике научных трудов по материалам данной конференции, а также на IX международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» 12 апреля 2017 года на базе УрГПУ...
Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни. Зачастую услышав речь незнакомого нам человека, мы формируем о нем некое представление, перед нашими глазами сразу появляется определенный портрет его характера. Иными словами, любая речь несет в себе характеристики, по которым можно узнать о производящем ее человеке.
Итак, в ходе данного исследования мы выяснили, что изучению речевых партий литературных персонажей посвящено значительное число исследований (О. Н. Паршина, К. Ф. Седов, О. Г. Алюнина, Е. И. Иванцева), так как они являются одним из основных средств для создания их образов. Во главе исследований становятся личностные характеристики человека, что обусловлено бурным развитием антропоцентрического подхода к трактовке языковой личности, который вобрал в себя данные большого количества смежных наук (социолингвистика, психолингвистика, прагмалингвистика, этнолингвистика и др.). По результатам теоретического исследования мы можем заключить, что речевой портрет есть систематическое описание особенностей коммуникативного поведения, через которое человек проявляется в языке. Изучение особенностей речевой характеристики персонажа помогает исследователю более глубоко проникнуть в сущность конкретного образа.
В практической части нашего исследования мы для достижения цели настоящей работы выявили наиболее демонстративные выразительные средства создания речевого портрета мистера Дарси путем сплошной и репрезентативной выборки из романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение», а именно 62 контекста и 70 характеристик. Также нами был проведен дефиниционный анализ 46 ЛЕ. Основными ЛЕ, используемыми для характеристики Дарси, являются прилагательные. Результатом данного исследования является обобщенный портрет мистера Дарси, представленный в выводе к главе 2.
Мы считаем, что проведенный нами анализ может послужить материалом для дальнейших исследований в области литературоведения при анализе романа «Гордость и предубеждение», написанного Джейн Остин.
1. Алышева Ю. С. Речевой портрет современного политического лидера: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2012. - 231 с.
2. Асташова О. И. Речевой портрет политика как динамический феномен: дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2013. - 245 с.
3. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - 2-е изд., стер. - М. : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
4. Бабенко Л. Г., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста: практикум. - М. : Флинта: Наука, 2004. - 489 с.
5. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. - М. : Флинта: Наука, 2003. - 496 с.
6. Блохинская А. В. Речевой портрет потомка русских и украинцев на амурской земле (на материале речи Марии Васильевны Остапенко, село Песчаноозерка Октябрьского района) // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. - Вып. № 10. - 2013. - С. 76-82.
7. Бойко Л. Б. Основы теории социально-групповых диалектов: дис. ... док. филол. наук. - Москва, 2009. - 379 с.
8. Борисова Е. Б. Художественный образ в британской литературе ХХ века: типология, лингвопоэтика, перевод. дисс. ... докт. филол. наук. - Самара, 2010. - 383 с.
9. Варламова О. Н. Речевой портрет матери в лингвокультуре: к реализации научного проекта // Вестник Кемеровского государственного университета. № 4 (64) Т.3 - 2015. - С. 184-188.
10. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М. : АН СССР, 1963. - 255 с.
11. Гаврилова М. В. Некоторые черты речевого портрета первого президента России Б. Н. Ельцина // Политическая лингвистика. - 2012. - Вып. № 4(42) - С. 17-22.
12. Гаспарян С. К. Диалектическое единство лингвостилистического и лингвопоэтического изучения художественной литературы // Диалектика единичного, особенного и всеобщего в науке и языке. - М. : Изд-во МГУ, 1980. - С. 149-160.
13. Гафарова А. С. Речевой портрет: социолингвистические характеристики: дис. ... канд. филол. наук. - Тверь, 2006. - 19 с.
14. Гончарова, Н. Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» / Н. Ю. Гончарова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение. - Киров: Изд- во ВятГГУ. - выпуск № 3 (2). - 2012. - С. 33-37.
15. Гуляева Е. В. Лингвокультурный типаж «американский адвокат»: дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2009. - 176 с....(66)