ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. РОЛЬ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 6
1.1. Значимость понятий «время» и «пространство»: антропоморфный аспект 6
1.2. Трактовка пространственно-временных отношений М.М.Бахтиным 8
1.3. Время и пространство как элементы смысловой структуры художественного текста 11
1.4. Хронотоп как художественная категория 15
1.5. Типология хронотопических моделей 21
1.6. Хронотоп в тексте и дискурсе 23
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 26
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ АВТОРСКОГО СТИЛЯ ДЖ. ДЖОЙСА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХРОНОТОПА В РОМАНЕ «УЛИСС» 27
2.1 История создания «Улисса» как образца романа эпохи модернизма 27
2.2. «Улисс» и Одиссей: авторская интерпретация классического сюжета... 29
2.3. Идиостиль Дж. Джойса как создателя нового литературного жанра «потока сознания» 30
2.4. Топография и хронология как ключевые элементы пространственно-временной структуры романа 32
2.5. Новая парадигма хронотопа в тексте романа Дж.Джойса: классические и авторские модели 34
2.6. Роль хронотопа как текстообразующей категории в романе Дж. Джойса «Улисс» 43
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
С именем крупного ирландского писателя Джеймса Джойса связан, по мнению многих исследователей, важный этап в развитии искусства XX века. Его знаменитый роман «Улисс» имеет характеристику «роман века» и, в данном случае, она нисколько не преувеличена. Особенно интересен анализ этого произведения с точки зрения его хронотопа, который выступает в романе как текстообразующая категория.
Актуальность данной работы состоит в том, что она рассматривает одну из самых сложных и недостаточно изученных проблем современной филологии
- содержательные и структурные характеристики художественного текста на пересечении таких направлений, как герменевтика, когнитивная лингвистика, стилистика и структура художественного текста.
Объектом исследования является содержание и структура художественного текста на примере романа Дж. Джойса «Улисс».
Предметом исследования являются пространственно-временные отношения в тексте данного романа.
Цель исследования заключается в выявлении функции хронотопа как текстообразующей категории в произведении Дж. Джойса «Улисс».
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
- изучить теоретический материал, связанный с понятием «хронотоп» и его характеристиками;
- рассмотреть категории пространства и времени в художественном тексте;
- рассмотреть основные характеристики составляющих хронотопа - художественного времени и места;
- сделать обзор точек зрения на виды и структуру хронотопа;
- выявить и описать роль хронотопа в содержании и структуре романа Дж. Джойса «Улисс».
В качестве основных методов исследования в работе использовались общенаучные методы теоретического анализа (дедуктивный, индуктивный), метод когнитивного анализа, контекстуальный и стилистический анализ, а также методика анализа и синтеза полученных результатов.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы как отечественных исследователей (М. Бахтин, С. Хоружий, Е. Гениева, Л. Бабенко и др.), так и зарубежных (J.-M. Rabate, E. Steinberg, P. Smethurst).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были систематизированы и проанализированы особенности использования хронотопа в индивидуальном авторском стиле Дж. Джойса.
Практическая значимость работы определяется тем, что материалы и результаты исследования могут использоваться в преподавании курсов зарубежной литературы, стилистики и интерпретации художественного текста на филологических факультетах.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложения.
Целью нашего исследования было проведение анализа хронотопа романа «Улисс» и выявлении функции хронотопа как текстообразующей категории. Был проведен анализ конкретных эпизодов романа (1, 2, 3, 11,18), а также сделан общий анализ хронотопов произведения, среди которых можно выделить как классические, так и авторские хронотопы.
Для наиболее полного анализа хронотопа романа, нами были рассмотрены разнообразные теоретические аспекты изучаемой проблематики, в таких направлениях, как герменевтика, когнитивная лингвистика, стилистика, структура художественного текста и аналогичные исследования других художественных произведений.
Составляющие понятия «хронотоп» - время и пространство, являются определяющими категориями, играющими главнейшие роли в человеческом мышлении и бытие. Их первостепенность в литературе была выявлена М. М. Бахтиным, и проанализирована им на примере романов. В «Улиссе» мы также встречаем ряд устойчивых хронотопов, выделенных ученым (дорога, встреча и т.д.).
Исследуя вопрос хронотопа, мы рассмотрели различные типологии хронотопических моделей, и выбрали в качестве наиболее цельной, на наш взгляд, типологию А. И. Николаева.
Одним из значимых вопросов исследовании хронотопа является множество пространственно-временных систем, что дает возможность многопланового исследования. Можно утверждать, что взаимодействие хронотопа текста и хронотопа дискурса является необходимым условием существования текста как коммуникативного события. В связи с этим, нами была изучена история создания «Улисса», проанализирован идиостиль Дж. Джойса, который требует от читателя высокий уровень подготовленности к восприятию информации, представляемой в тексте.
Нами было отмечено, что роман «Улисс» крайне неоднороден по своей структуре и способу изложения, это является отличительной чертой письма автора, как стремление к демонстрации независимой от действительности жизни языкового сознания. В связи с этим, хронотоп выступает тексообразующей категорией, и неким ориентиром для читателя или исследователя; уровень связности сохраняется благодаря хронотопичным связям и за счет лексических и грамматических средств.
Таким образом, в ходе исследования задачи решены в достаточном объеме, а поставленная цель была достигнута - на основе анализа романа была продемонстрирована функция хронотопа как текстообразующей категории в произведении Дж. Джойса «Улисс».
В заключение, хотелось отметить бездонность проблемы хронотопа романа «Улисс» благодаря широте понятия и плотной насыщенности самого романа, в связи с чем тема желательна для дальнейшей разработки. Результаты и материалы проведенного исследования могут быть использованы в курсах стилистики, зарубежной литературы, интерпретации художественного текста.
1. Ахундов M. Д. Концепции пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. - М.: Наука, 1982. - 223 с.
2. Антонова Е. Я. Пространство и время в ранней прозе Джеймса Джойса («Дублинцы» и «Портрет художника в юности»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - СПб., 1999. - 20 с.
3. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: учебник. Практикум / Л.Г Бабенко., Ю.В. Казарина. - Изд. 2-е. - М.: Флинта, Наука, 2004. 496 с., с. 110.
4. Бахмутский В. О пространстве и времени во французском реалистическом романе XIX века (Бальзак и Флобер)// Проблемы времени в искусстве и кинематограф. / Всесоюзный институт кинематографии. Труды ВГИК. - М.: , 1972. - Вып. 4, с.43-66.
5. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет - М.: Худож.лит., 1975. 504 с., с. 234.
6. Беккет С. Осколки. - М.: Текст, 2009. 192 с.
7. Блох М. И. Единство пространства и времени в литературно-художественном произведении // Пространство и время в языке: тезисы и материалы международной научной конференции - Самара, 2001. - с. 12-15.
8. Вайль П. Гений места. - М: Издательство Независимая Газета, 2001. - 270 с.
9. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2008. - 144 с., с. 53-65.
10. Гарин И. И. Век Джойса. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2002. - 848 с., с. 317
11. Гачев Г. Д. Европейские образы пространства и времени // Культура, человек и картина мира. - М.: Наука, 1987. - 350 с.
12. Гениева Е. Ю. Книга, которую нельзя прочитать.. .и без которой невозможно представить литературу XX века / Вестник Европы - М., 2011. - Вып. 30.
13. Гениева Е. Ю. Художественная проза Джеймса Джойса: автореф. дис. канд. филол. наук. - М., 1972. - 19 с.
14. Гуревич А. Я. Средневековый хронотоп / Категории средневековой культуры. — М.: Искусство, 1984. - 318 с.
15. Дейк ван Т. А. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: УРСС: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2015. -352 с...(53)