ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы исследования 7
1.1 Основные подходы к трактовке понятий «концепт» и «концептуальная метафора» 7
1.2 Основные подходы к трактовке понятия «политический дискурс» 21
1.3 Основные методики когнитивных исследований 26
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Анализ ключевых концептуальных моделей американского предвыборного дискурса 36
2.1 Концептуальные метафоры в речах Д.Трампа 39
2.2 Концептуальные метафоры в речах Х.Клинтон 53
2.3 Ключевые концептуальные модели американского предвыборного креолизованного текста 61
Выводы по главе 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
Политика как сфера деятельности уходит в глубокую древность, поскольку политическая мысль начинает зарождаться с появлением государства. Изначально политические идеи носили отрывочный характер, однако с течением времени и во многом благодаря существованию многочисленных точек соприкосновения с другими общественными науками отрывочные знания развились и образовали многочисленные политические системы. В данной работе затрагивается связь политики главным образом с лингвистикой и психологией. Сейчас связь между языком и политикой представляется очевидной: «ни один политический режим не может существовать без коммуникации» [Шейгал, 2000: 23]. Высказываются предположения, что уже сама речь является «политически нагруженной», так как выражает солидарность с другими членами языкового коллектива, общающимися на том же языке.
Актуальность работы заключается в возрастающем интересе широкого круга исследователей к пониманию когнитивных оснований политического дискурса в целом, а также политических дискурсов конкретных стран, идиостилей политиков и т.д.
При подходе к исследованию данного феномена с точки зрения когнитивной науки политический дискурс рассматривается как своего рода экспликация когнитивных моделей, а его основной целью является манипулятивная деятельность.
Появление специальных дисциплин, таких как когнитивная психология, психолингвистика, когнитивная лингвистика также говорят об актуальности исследуемой темы.
Объектом исследования в работе являются ключевые концептуальные модели современного американского предвыборного дискурса.
Предмет исследования: языковое наполнение ключевых
концептуальных моделей текстов предвыборной гонки США.
Цель работы: исследование языкового наполнения концептосферы американского предвыборного дискурса.
Для достижения поставленной необходимо решить следующие задачи:
- провести обзор известных подходов к определению понятий «концепт», «концептуальная метафора»;
- выявить современные подходы к трактовке термина «политический дискурс», изучить особенности политического дискурса;
- описать особенности существующих методик когнитивных исследований;
- выявить функции креолизованного текста в политической коммуникации;
- описать и классифицировать концептуальные метафоры в исследуемых материалах.
Материалом исследования послужили контексты, в которых реализуются 300 концептуальных метафор, отобранных из выступлений кандидатов в президенты (20 текстов), найденных на официальных сайтах, а также на сторонних, разместивших политическую карикатуру
Методы исследования включают описательный и сравнительный методы, реализованные через комплекс более частных методик и приемов анализа, таких как дискурсивный анализ, количественные подсчеты для выявления наиболее частотных концептов в американском предвыборном дискурсе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе описаны дискурсивные особенности, а также выделены основные метафорические модели американского политического дискурса выборов 2016 года.
Теоретическая значимость заключается в том, что в рамках данной работы выявляются и анализируются наиболее частотные приемы метафорического моделирования, что может поспособствовать дальнейшей разработке таких теоретических проблем, как взаимодействие языка и мышления, выявление роли языка в формировании картины мира, определении роли метафорических концептов в развитии семантической структуры языка....
Метафоре посвящено множество работ не только лингвистов, но других специалистов гуманитарного профиля. Продолжают разрабатываться новые и расширяться старые теории метафор. Вслед за лингвистами Джорджем Лакоффом и Марком Джонсоном мы придерживаемся точки зрения, что роль метафоры в настоящее время заключается в формировании и объяснении окружающей действительности, моделирование которой происходит с помощью языка. Сама же метафора больше не считается поверхностным языковым феноменом.
Центральный тезис авторов классической концептуальной метафоры состоит в том, что метафоры облегчают процесс мышления, предоставляя нам эмпирические рамки, внутри которых мы формируются концепты - «сгустки культуры».
Чтобы продемонстрировать, как метафорические выражения повседневного языка могут прояснять метафорическую природу понятий, упорядочивающих наши повседневные понятия, в рамках данной дипломной работы были исследованы несколько концептуальных метафор. В результате проведенного анализа были обнаружены ключевые концептуальные метафоры американского предвыборного дискурса на материале предвыборной кампании 2016 года.
Наиболее частотной стала милитарная метафора, что неудивительно, ведь всякая избирательная кампания характеризуется высокой степенью влияния, убеждения, нередко носит агрессивный и критичный характер. В политической коммуникации логика и аргументированность нередко уступают по степени воздействия «конструируемым и провоцируемым». Палитра экспрессивных языковых средств богата — от утонченных авторских метафор до сниженной лексики и нарушений языковой нормы. Последний тезис был наглядно продемонстрирован Д. Трампом. Е.И. Шейгал объясняет фактор «милитаризованности» политического дискурса сущностной агональностью его объекта отражения, т.к. сутью политики является борьба за власть. Именно поэтому авторам данной работы удалось более подробно описать милитарную метафорику, построив фреймово-слотовую модель данной области.
1. Александрова А. Е. Концептуальная область возраста в лингвокультурологическом и лингвометодическом аспектах: науч.ст. - С.П.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - С. 1-3
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово - М.: Academia, 1997, с. 30.
3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Худож. лит., 1957. - 245 с.
4. Арутюнова, Н.Д. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 136
5. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996.-103с.
6. Баранов, А.Н: О типах сочетаемости метафорических моделей / А.Н. Баранов. Вопросы языкознания, 2003. №2. - С. 73-94.
7. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика - Тамбов: Изд-во Тамб. Гос. ун¬та, 2000.-123
8. Болдырев Н. Н., Магировская О. В. Языковая репрезентация основных уровней познания. Вопросы когнитивной лингвистики: учеб.пос. -Тамбов, 2009. №2. - С. 7-16.
9. Болдырев Н. Н. Концептуальная основа языка. Когнитивные исследования языка: колл.монография, вып. IV. - М.: Ин-т языкознания РАН, 2009. - С. 25-77.
10. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст». Вестн. Новг. гос. ун-та: монография. - С.: История. Филология. 2008. - С. 48-51
11. Большиянова, Л.М. Внешняя организация газетного текста поликодового характера. Типы коммуникации и содержательный аспект языка: сб. науч. тр. - М.: Гриф, 1987. - С. 50-56.
12. Будаев, Э.В. Метафорическое моделирование постсоветской действительности в российском и британском политическом дискурсе: дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т.,2006.-220 с.
13. Бутакова Л. О. Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: монография. - Барнаул: изд-во Алт.ун-та, 2001. - 322 с.
14. Вардзелашвили Ж. А. Метафорические номинации в русском языке: монограф. - Тбилиси: ТГПУ им. С.С. Орбелиани, 2001. - С. 100-234
15. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация: уч.пос. - Благовещенск: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000. - 308 с....(66)