Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 6
1.1 Конфликтное поведение как психолого-педагогическая
проблема 6
1.2 Особенности конфликтного поведения детей младшего школьного
возраста из семей, находящихся в социально опасном положении...9
1.3 Психолого-педагогические условия профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста 15
Выводы по главе 1 19
Глава II. Организация психолого-педагогической профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении 20
2.1 Диагностика особенностей конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста 20
2.2 Опыт организации психолого-педагогической профилактики
конфликтного поведения детей младшего школьного возраста в условиях центра социальной помощи семье и детям 25
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы ....32
Выводы по главе II 38
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложения 44
Актуальность исследования. Межличностные конфликты младших школьников не являются новой проблемой для современного общества. Но с каждым годом данная проблема приобретает особую актуальность, поскольку интенсивно меняется система образования, детей стараются полностью погрузить в образовательный процесс, большую часть внимания учителя и педагоги уделяют именно образованию ребенка, включению его в учебную деятельность. Зачастую, большая часть младших школьников помимо учебы в школе посещает различные кружки. Большая загруженность ребенка может привести к стрессу, и в дальнейшем спровоцировать эмоциональные нарушения и привести к формированию деструктивных форм поведения и взаимодействия с социумом.
Безусловно, стабилизация эмоционального состояния ребенка, его психологическая поддержка, является прерогативой семьи. К сожалению, сегодня выделяется особая категория семей, не готовых оказать необходимую помощь своим детям в силу недостаточной педагогической компетентности родителей. Это так называемые семьи, находящиеся в социально опасном положении. Как показывают результаты современных исследований, конфликтное поведение у таких детей проявляется более часто в сравнении с их сверстниками из благополучных семей.
Таким образом, актуальность обозначенной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования, в соответствии с которой были определены объект, предмет и цель экспериментальной работы.
Объектом исследования является процесс психолого-педагогической профилактики.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста.
Цель работы - определить эффективность организованных психолого-педагогических условий профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
- провести диагностическое исследование склонности к конфликтному поведению у детей из семей, находящихся в социально опасном положении;
- теоретически обосновать и апробировать в практике центра социальной помощи семье и детям психолого-педагогические условия профилактики конфликтного поведения детей младшего школьного возраста ;
- проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Гипотеза исследования: профилактика конфликтов среди детей младшего школьного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении, будет эффективна при создании следующих психолого - педагогических условий:
- организация практических занятий с элементами тренинга, направленных на овладение детьми умениями, способами и стратегиями поведения в конфликте;
- включение в совместную деятельность в рамках подготовки и проведения соревновательных мероприятий, праздников и коллективных игр, направленных на сплочение коллектива и получения детьми опыта групповой работы.
Методы исследования: теоретический анализ, метод констатирующего эксперимента, наблюдение, социометрия, тестирование, метод формирующего эксперимента, методы математической обработки данных экспериментальной работы.
Базой исследования был выбран центр социальной помощи семье и детям города Красноярска. В работе принимали участие 10 детей младшего школьного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении, в возрасте от 8 до 11 лет. Сроки проведения экспериментальной работы с октября 2015 года до марта 2016 года.
Проблема организации психолого-педагогической работы, направленной на снижение риска возникновения конфликтов у детей из семей, находящихся в социально опасном положении, является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, мы раскрыли такие понятия, как конфликт, конфликтное поведение, а также понятие и типы семей, находящихся в социально опасном положении.
Нами были выделены следующие особенности конфликтного поведения детей из семей, находящихся в социально опасном положении, обуславливающие риск возникновения конфликтов в среде младших школьников:
- начинание конфликта первым, без видимых на то причин;
- ярко выраженная агрессия в сторону оппонента;
- выбор физического воздействия;
- нервные срывы в результате конфликта;
- нахождение в состоянии паники и тревожности;
- категорическое непринятие чужой точки зрения;
- демонстрационное поведение, привлечение к себе внимания взрослых и сверстников;
- присвоение себе чужого имущества и совершение правонарушений.
Диагностика склонности к конфликтному поведению среди детей из семей, находящихся в социально опасном положении, организованная на первом этапе эксперимента, позволила подтвердить наличие специфических черт в поведении данной категории испытуемых и определить направления дальнейшей психолого-педагогической работы.
Нами была разработана программа профилактической работы с детьми младшего школьного возраста из семей, находящихся в социально опасном положении, направленная на снижение риска возникновения конфликтов. Реализуя данную программу, мы создавали такие психолого-педагогические условия, как проигрывание с детьми конфликтных ситуаций, способов поведения и разрешения данных ситуаций, организация совместной деятельности детей, путем проведения тренингов на сплочение коллектива, соревновательных мероприятий, праздников и коллективных игр, включение детей в совместную подготовку для проведения праздников и коллективных мероприятий, путем организации творческой деятельности, которые также способствовали снижению конфликтного поведения у детей. Позитивные изменения в поведении детей происходили за счет правильно подобранных психолого-педагогических условий.
Проведя профилактическую работу, мы получили следующие результаты. Дети экспериментальной группы стали более открытые, менее стеснительные, случаи конфликтов среди них уменьшились, так как при проведении последнего профилактического мероприятия, конфликтных ситуаций среди детей почти не возникало. Результаты, полученные в ходе формирующего эксперимента, позволяют нам утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, статус конфликтности группы изменился с высокого до среднего.
Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему снижения риска возникновения конфликтов среди детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении, и представляет собой частную попытку разработки и реализации психолого-педагогических условий профилактики данного социального явления.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч. пособие для вузов./ Г.С. Абрамова - М.: Аспект Пресс. Деловая книга. 2000. - 823 с.
2. Анцупов А.Я. Введение в конфликтологию./ А.Я. Анцупов А.Я., А.А. Малышев - М.: МАУП. 2006 - 551 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология [Текст] : учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М. : Юнити, 2011. - 551 с.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г. С.13
5. Белкин, А.С. Педагогическая конфликтология [Текст] : учеб. пособие / А.С. Белкин, В.Д. Жаворонков, И.С. Зимина. - Екатеринбург : «ГЛАГОЛЪ», 1995.- 96 с.
6. Березин С.В. Психологическая коррекция в условиях межличностного конфликта // Вопросы психологии. - 2001 - № 2. - С.2-5.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 398 с.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Под ред. Л.В. Благонадежной - М.: 2002 - 372 с.
9. Божович, Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности [Текст]: учеб. пособие / Л.И. Божович, под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : АСТ, 2010. - 322 с.
10. Большая советская энциклопедия [Текст] / под ред. А.М. Прохоров. - М. : «Сов.энциклопедия», 1969-78. - 214 с.
11. Бородкин, Ф.М. Внимание: конфликт! [Текст] : учеб. пособие / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк. - Новосибирск : Наука. Сиб. отд- ние, - 189 с.
12. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога [Текст]: учеб. пособие / Ю.В. Василькова. - М.: Академия , 2011. - 160 с.
13. Гончарова Т Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2002.- № 6- С.98.
14. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта./ Н.В. Гришина - М.: СПб. ПИТЕР.2000 - 456 с.
15. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения //
Вопросы психологии №2 - 2001 - С.99-106
16. Донцов А.И. Проблема групповой сплоченности. / А.И. Донцов - М.: 2001 - 215 с.
17. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. / С.М. Емельянов - М.: СПб.: ПИТЕР. 2000. - 360 с.
18. Загвязинский, В.И. Основы социальной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. педагогических вузов и колледжей / В.И. Загвязинский, М. П. Зайцев, Г.Н. Кудашов, О.А. Селиванова, Ю.В. Строков; под редакцией П. И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России. 2002.-160 с.
19. Леонтьев А.А.. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 351 с.
20. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками:
общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. - М.:
Воронеж.2005 - 156 с.
21. Лозоцева В.Н. Роль педагога в преодолении конфликтов // Вопросы психологии №1 2001 - с. 79-87
22. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности. / Л.В. Мургулец - М.: 2002. - 251 с.
23. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. - М.:
ВЛАДОС.1990. - 192 с.
24. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А. Осипов - М: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004.
25. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина - М.: 2001 - 196 с.
26. Рубинштейн СЛ. / Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика. 1989. - Т. 1. - 488 с.
27. Рождественский Ю.В. Словарь терминов
(Общеобразовательный тезаурус): Мораль. Нравственность. Этика. М.: Наука, 2002.
28. Рыбакова М. М. Межличностные конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. / М.М. Рыбакова - М.: Просвещение, 2001. - С. 128.
29. Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 275 с.
30. Теория игр и экономическое поведение. Дж. фон Нейман, О. Моргенштейн. Пер. с англ. с доб. Н.Н. Воробьева. - М.: "Наука", 1970. - 108с.
31. Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».