ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие предметно-развивающей среды ДОО в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного
возраста 20
1.3. Возможности предметно-развивающей среды в развитии мелкой
моторики детей дошкольного возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Выявление актуального уровня мелкой моторики детей среднего
дошкольного возраста 32
2.2. Анализ результатов исследования предметно-развивающей среды в
средней группе 38
2.3. Методические рекомендации по организации предметно-
развивающей среды в средней группе 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики.
Содержание исследования формирования мелкой моторики и зрительно - двигательной координации у воспитанников дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина). Изыскателями взаимосвязи развития руки и мозга занимались ученые (физиологи И.И.Павлов, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов), исследователь детской речи - М.М.Кольцова, педагоги М.Монтессори, В.А.Сухомлинский, Ю.А.Соколова.
Трудностями исследования мелкой моторики дошкольников в отечественной науке занимались многие исследователи-ученые (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др).
Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, Н.А. Рокотовой, Е.К. Бережной указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребёнка. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Современная дошкольная образовательная организация (ДОО)— это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательной организации является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОО.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между социальным заказом общества на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием ресурсов предметно-развивающей среды в ДОО.
Цель исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - мелкая моторика детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно - пространственной среде.
Гипотеза - развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста имеют следующие особенности:
- испытывают трудности в работе карандашом
- не умеют завязывать и развязывать шнурки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ сущности предметно-пространственной среды в ДОО
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста
3. Провести анализ предметно-пространственной среды в ДОО по развитию мелкой моторики
4. Разработать методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды.
Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестирования, констатирующий эксперимент.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Среда развития ребенка в структуре ФГОС- комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обеспечивает разные виды его активности.
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Моделирование предметно-пространственной среды по развитию моторики должно быть в соответствии с возрастными возможностями детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей, направленную на развитие мелкой моторики.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. М.: ООО ИКТЦ ЛАДА. 2009. 176 с.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ. 2011. 64 с.
3. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. М.: Цветной мир. 2013. 154 с.
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз. 1999. 256 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 2005. 160 с.
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют. СПб.: Паритет. 2003. 103 с.
7. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. 2005. №9. С. 13-18.
8. Володина И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2015. №11 (91). С. 8-14.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Юрайт. 2002. 336 с.
10. Горев А.С. Формирование в онтогенезе нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции сенсорной деятельности / «Физиология развития человека»: Тезисы II Всесоюзной конф. М., 1981. С. 23.
11. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка - дошкольника в зависимости от условий и мотивов деятельности. М.: Альфа. 1999. 87 с.
12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. 701 с.
13. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. Волгоград: Учитель. 2009. 143 с.
14. Климовская Т.И. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. №1 (4). С. 270-271.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. для студентов сред. учеб. заведений. 8-е изд. М.: Изд. центр Академия. 2008. 273 с.
16. Колос Г.Г. Сенсорная комната в ДОУ: Практические
рекомендации. М: АРКТИ. 2006. 80 с.
17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1993. 213 с.
18. Комарова Л.Д. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие. СПб.: Детство-Пресс. 2007. 16 с.
19. Кроль В. Психофизиология человека. СПб.: Питер. 2003. 178 с.
20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Academia. 2002. 98 с.
21. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки // Начальная школа. 2003. №8. С. 56-63.
22. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное
пособие. СПб.: Питер. 2008. URL:
http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogene. (дата обращения:
23.04.2017 г.).
23. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб.: Детство- Пресс. 2010. 128 с.
24. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. М.: Айресс Пресс. 2007. 119 с.
25. Озерецкий Н.И., Гуревич М.О. Схема обследования уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей. М.: АСТ. 1996. 136 с.
26. Павлов И.П. Физиология больших полушарий головного мозга. М.: Либроком. 2014. 82 с.
27. Першина Л.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Академический проект. 2005. 256 с.
28. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003. 203 с.
29. Подольская О.А. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 4. С. 28-33.
30. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2006. 48 с.
31. Попова Е.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). Краснодар: Новация. 2015. С. 48-49.
32. Полуянова Н.К. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации. Ханты-Мансийск: АУ «Ин-т развития образования». 2015. 78 с.
33. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АСТ. 2014. 352 с.
34. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Издательство ЭКСМО. 2010. 198 с.
35. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: ЭКСМО. 2007. 80 с.
36. ФГОС дошкольного образования // Российская газета. URL: http://www.rg.rU/2013/11/25/doshk-standart-dok(дата обращения: 11.04.2017 г.).
37. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. М.: МГПИИЯ. 2013. С. 36-40.
38. Цаплина О.В. Исследование организации предметно-пространственной среды детского дошкольного учреждения // Актуальные проблемы современной науки. 2013. №2. С. 100, 101.
39. Шишкина М.В., Пащенко Н.М. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Детский сад от А до Я. 2015. №4 (76). С. 125-130.
40. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика- Синтез. 2009. 176 с.
41. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000. 154 с.