Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно-пространственной среде

Работа №149954

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие предметно-развивающей среды ДОО в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного
возраста 20
1.3. Возможности предметно-развивающей среды в развитии мелкой
моторики детей дошкольного возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Выявление актуального уровня мелкой моторики детей среднего
дошкольного возраста 32
2.2. Анализ результатов исследования предметно-развивающей среды в
средней группе 38
2.3. Методические рекомендации по организации предметно-
развивающей среды в средней группе 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60


В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики.
Содержание исследования формирования мелкой моторики и зрительно - двигательной координации у воспитанников дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина). Изыскателями взаимосвязи развития руки и мозга занимались ученые (физиологи И.И.Павлов, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов), исследователь детской речи - М.М.Кольцова, педагоги М.Монтессори, В.А.Сухомлинский, Ю.А.Соколова.
Трудностями исследования мелкой моторики дошкольников в отечественной науке занимались многие исследователи-ученые (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др).
Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, Н.А. Рокотовой, Е.К. Бережной указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребёнка. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Современная дошкольная образовательная организация (ДОО)— это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательной организации является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОО.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между социальным заказом общества на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием ресурсов предметно-развивающей среды в ДОО.
Цель исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - мелкая моторика детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно - пространственной среде.
Гипотеза - развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста имеют следующие особенности:
- испытывают трудности в работе карандашом
- не умеют завязывать и развязывать шнурки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ сущности предметно-пространственной среды в ДОО
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста
3. Провести анализ предметно-пространственной среды в ДОО по развитию мелкой моторики
4. Разработать методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды.
Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестирования, констатирующий эксперимент.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Среда развития ребенка в структуре ФГОС- комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обеспечивает разные виды его активности.
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Моделирование предметно-пространственной среды по развитию моторики должно быть в соответствии с возрастными возможностями детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей, направленную на развитие мелкой моторики.



1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей. М.: ООО ИКТЦ ЛАДА. 2009. 176 с.
2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ. 2011. 64 с.
3. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. М.: Цветной мир. 2013. 154 с.
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз. 1999. 256 с.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение. 2005. 160 с.
6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют. СПб.: Паритет. 2003. 103 с.
7. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. 2005. №9. С. 13-18.
8. Володина И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2015. №11 (91). С. 8-14.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Юрайт. 2002. 336 с.
10. Горев А.С. Формирование в онтогенезе нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции сенсорной деятельности / «Физиология развития человека»: Тезисы II Всесоюзной конф. М., 1981. С. 23.
11. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка - дошкольника в зависимости от условий и мотивов деятельности. М.: Альфа. 1999. 87 с.
12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. 701 с.
13. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. Волгоград: Учитель. 2009. 143 с.
14. Климовская Т.И. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС ДО // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. №1 (4). С. 270-271.
15. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. для студентов сред. учеб. заведений. 8-е изд. М.: Изд. центр Академия. 2008. 273 с.
16. Колос Г.Г. Сенсорная комната в ДОУ: Практические
рекомендации. М: АРКТИ. 2006. 80 с.
17. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1993. 213 с.
18. Комарова Л.Д. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие. СПб.: Детство-Пресс. 2007. 16 с.
19. Кроль В. Психофизиология человека. СПб.: Питер. 2003. 178 с.
20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Academia. 2002. 98 с.
21. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки // Начальная школа. 2003. №8. С. 56-63.
22. Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное
пособие. СПб.: Питер. 2008. URL:
http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogene. (дата обращения:
23.04.2017 г.).
23. Нишеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб.: Детство- Пресс. 2010. 128 с.
24. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. М.: Айресс Пресс. 2007. 119 с.
25. Озерецкий Н.И., Гуревич М.О. Схема обследования уровня сформированное™ моторных и сенсорных процессов у детей. М.: АСТ. 1996. 136 с.
26. Павлов И.П. Физиология больших полушарий головного мозга. М.: Либроком. 2014. 82 с.
27. Першина Л.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Академический проект. 2005. 256 с.
28. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003. 203 с.
29. Подольская О.А. Организация предметно-развивающей среды в ДОУ // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 4. С. 28-33.
30. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2006. 48 с.
31. Попова Е.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников / Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). Краснодар: Новация. 2015. С. 48-49.
32. Полуянова Н.К. Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации: методические рекомендации. Ханты-Мансийск: АУ «Ин-т развития образования». 2015. 78 с.
33. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: АСТ. 2014. 352 с.
34. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Издательство ЭКСМО. 2010. 198 с.
35. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М.: ЭКСМО. 2007. 80 с.
36. ФГОС дошкольного образования // Российская газета. URL: http://www.rg.rU/2013/11/25/doshk-standart-dok(дата обращения: 11.04.2017 г.).
37. Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка // Проблемы речи и психолингвистики. М.: МГПИИЯ. 2013. С. 36-40.
38. Цаплина О.В. Исследование организации предметно-пространственной среды детского дошкольного учреждения // Актуальные проблемы современной науки. 2013. №2. С. 100, 101.
39. Шишкина М.В., Пащенко Н.М. Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Детский сад от А до Я. 2015. №4 (76). С. 125-130.
40. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика- Синтез. 2009. 176 с.
41. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000. 154 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ