Развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно-пространственной среде
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие предметно-развивающей среды ДОО в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного
возраста 20
1.3. Возможности предметно-развивающей среды в развитии мелкой
моторики детей дошкольного возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Выявление актуального уровня мелкой моторики детей среднего
дошкольного возраста 32
2.2. Анализ результатов исследования предметно-развивающей среды в
средней группе 38
2.3. Методические рекомендации по организации предметно-
развивающей среды в средней группе 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Понятие предметно-развивающей среды ДОО в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности развития мелкой моторики детей дошкольного
возраста 20
1.3. Возможности предметно-развивающей среды в развитии мелкой
моторики детей дошкольного возраста 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Выявление актуального уровня мелкой моторики детей среднего
дошкольного возраста 32
2.2. Анализ результатов исследования предметно-развивающей среды в
средней группе 38
2.3. Методические рекомендации по организации предметно-
развивающей среды в средней группе 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики.
Содержание исследования формирования мелкой моторики и зрительно - двигательной координации у воспитанников дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина). Изыскателями взаимосвязи развития руки и мозга занимались ученые (физиологи И.И.Павлов, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов), исследователь детской речи - М.М.Кольцова, педагоги М.Монтессори, В.А.Сухомлинский, Ю.А.Соколова.
Трудностями исследования мелкой моторики дошкольников в отечественной науке занимались многие исследователи-ученые (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др).
Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, Н.А. Рокотовой, Е.К. Бережной указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребёнка. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Современная дошкольная образовательная организация (ДОО)— это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательной организации является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОО.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между социальным заказом общества на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием ресурсов предметно-развивающей среды в ДОО.
Цель исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - мелкая моторика детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно - пространственной среде.
Гипотеза - развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста имеют следующие особенности:
- испытывают трудности в работе карандашом
- не умеют завязывать и развязывать шнурки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ сущности предметно-пространственной среды в ДОО
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста
3. Провести анализ предметно-пространственной среды в ДОО по развитию мелкой моторики
4. Разработать методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды.
Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестирования, констатирующий эксперимент.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики.
Содержание исследования формирования мелкой моторики и зрительно - двигательной координации у воспитанников дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии (Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина). Изыскателями взаимосвязи развития руки и мозга занимались ученые (физиологи И.И.Павлов, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов), исследователь детской речи - М.М.Кольцова, педагоги М.Монтессори, В.А.Сухомлинский, Ю.А.Соколова.
Трудностями исследования мелкой моторики дошкольников в отечественной науке занимались многие исследователи-ученые (Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Л.Ф. Фомина, М.М. Кольцова, Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская и др).
Исследования Н.Н. Новиковой, В.Н. Бехтерева, М.В. Антроповой, Н.А. Рокотовой, Е.К. Бережной указывают на то, что мелкая моторика является одной из сторон двигательной сферы, которая напрямую связана с овладением предметными действиями, развитием творческих видов деятельности, письмом, речью ребёнка. При этом формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Современная дошкольная образовательная организация (ДОО)— это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательной организации является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Современные исследователи (О.В. Артамонова, Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) подчеркивают необходимость создания условий для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДОО.
Анализ научных исследований и педагогической практики позволили нам выявить противоречия между социальным заказом общества на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста и недостаточным использованием ресурсов предметно-развивающей среды в ДОО.
Цель исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования - мелкая моторика детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования - особенности развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста в специально организованной предметно - пространственной среде.
Гипотеза - развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста имеют следующие особенности:
- испытывают трудности в работе карандашом
- не умеют завязывать и развязывать шнурки.
Задачи исследования:
1. Провести анализ сущности предметно-пространственной среды в ДОО
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста
3. Провести анализ предметно-пространственной среды в ДОО по развитию мелкой моторики
4. Разработать методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды.
Методы исследования - теоретический анализ литературы по проблеме исследования, метод тестирования, констатирующий эксперимент.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Среда развития ребенка в структуре ФГОС- комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обеспечивает разные виды его активности.
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Моделирование предметно-пространственной среды по развитию моторики должно быть в соответствии с возрастными возможностями детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей, направленную на развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Среда развития ребенка в структуре ФГОС- комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, социально-бытовых, общественных, эргономических, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Развивающая предметная среда - совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обеспечивает разные виды его активности.
Возможность развития мелкой моторики дошкольников расширяется при условии создания в группе развивающей среды, отвечающей современным требованиям образования, которые позволяют включать в активную познавательную, творческую игровую деятельность всех детей группы.
Моделирование предметно-пространственной среды по развитию моторики должно быть в соответствии с возрастными возможностями детей и обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную, игровую и иную активность детей, направленную на развитие мелкой моторики.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста (Дошкольная педагогика, Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогические условия развития речи детей в двигательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - Сенсомоторное развитие детей 3-4 лет средствами Монтессори-педагогики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Формирование социально-бытовых навыков у детей старшего
дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5030 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021



