Введение 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 5
1.1 Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
юношей 12-13 лет 5
1.2 Средства и методы для развития быстроты юношей 12-13 лет 12
1.3 Особенности развития быстроты в соответствии с игровым амплуа в
футболе 19
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Организация исследования 32
2.3. Этапы исследования 32
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.1 Экспериментальный комплекс по развитию быстроты юношей-
футболистов 12-13 лет в соответствии с амплуа во внеурочной деятельности 34
3.2 Результаты исследования и их анализ 39
Выводы 41
Список используемых источников 42
Приложения
Актуальность исследования. Крупнейшие футбольные турниры последних лет показали, что эволюция игры идёт в направлении дальнейшего повышения интенсификации игровой деятельности футболистов, быстроты выполнения технических приёмов в условиях жесткого единоборства. Во время игры в различной последовательности и соотношении с разными интервалами чередуются упражнения, различные по характеру, интенсивности и продолжительности. С повышением скорости игры, изменились тактические схемы и расстановки игроков, которые предполагают многократные подключения защитников к атакующим действиям.
Следовательно, одним из наиболее значимых физических качеств, для современного футбола является быстрота, которая в значительной мере влияет на качество игровой деятельности. В настоящее время достижение соревновательного успеха в футболе без качества быстроты невозможно, а решение проблемы совершенствования этого качества у юных футболистов с помощью поиска новых эффективных средств, методов является весьма актуальной.
Акцентированное внимание к развитию скоростных качеств футболистов с использованием различных по специализированности упражнений является одним из эффективных путей формирования устойчивой техники выполнения действий с мячом и быстроты в целом. Это объясняется тем, что создание в ходе работы по развитию скоростных способностей футболистов двигательного потенциала обеспечивает базу для проявления ими своего технического мастерства в любых по сложности условиях игры.
Быстроту необходимо развивать с юношества, а возраст 12-13 лет считается сенситивным периодом. Однако, развитию быстроты юношей- футболистов в соответствии с их игровым амплуа уделяется недостаточное количество времени в учебно-тренировочном процессе. Как правило, на секционных занятиях тренеры развивают общую быстроту у занимающихся, но не уделяют внимания составляющим быстроты, от которых, в свою очередь, зависит успех футболиста в его роли в игре [3, 8, 10]. Поэтому тема нашего исследования является весьма актуальной.
Цель исследования: научно обосновать экспериментальную методику развития быстроты у юношей-футболистов 12-13 лет в соответствии с амплуа во внеурочной деятельности.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс
Предмет исследований: методика развития быстроты у юношей- футболистов 12-13 лет в соответствии с амплуа во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: мы предположили, что разработанная нами методика позволит существенно улучшить показатели развития быстроты у юношей - футболистов 12-13 в соответствии с их игровым амплуа.
В соответствии с целью и гипотезой нами были определены задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу, а также другие информационные источники по проблеме исследования.
2. Разработать экспериментальную методику для развития быстроты у юношей-футболистов 12-13 во внеурочной деятельности в соответствии с игровым амплуа.
3. Экспериментально проверить эффективность предложенной нами методики для развития быстроты у юношей-футболистов 12-13 во внеурочной деятельности в соответствии с игровым амплуа.
1) На основе анализа научно-методической литературы по проблеме исследования мы выявили, что тренеры развивают общую быстроту у футболистов, но уделяют недостаточное количество времени составляющим быстроты, таких как: быстрота реакции, стартовая скорость, дистанционная скорость, быстрота принятия решения. Перечисленные составляющие быстроты играют решающую роль в определении успеха того или иного амплуа футболиста.
2) Разработана экспериментальная методика для развития быстроты у юношей-футболистов 12-13 лет с учетом амплуа на внеурочных занятиях. В методику входили: различные легкоатлетические, специальные упражнения, игры, круговой и повторный методы.
Упражнения распределялись в соответствии со скоростными составляющими быстроты:
- защитники - стартовая скорость + дистанционная скорость;
- нападающие - стартовая скорость;
- полузащитники - быстрота реакции + быстрота принятия решения;
- вратари - скоростно-силовые способности + быстрота реакции.
3) Проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность применения методики для развития быстроты у юношей-футболистов 12-13 во внеурочной деятельности в соответствии с игровым амплуа. Об этом свидетельствуют достоверные (Р<0,05) результаты экспериментальной группы в тестах «бег на 15» и «30 метров с хода» .
На основе результатов педагогического эксперимента можем рекомендовать экспериментальную методику для внедрения в учебно-тренировочный процесс.