Введение 3
1 Теоретические аспекты социологического изучения представления молодёжи
о России как о субъекте международных отношений 3
1.1 Представление молодёжи о России как о субъекте международных
отношении как социологическая проблема 6
1.2 Представление молодёжи о России как о субъекте международных
отношении в результатах социологических исследований 16
2 Эмпирическое исследование представления молодёжи г. Красноярска о
России как о субъекте международных отношений 20
2.1 Методическое обоснование исследования 20
2.2 Анализ результатов 26
Заключение 49
Список используемых источников 50
Приложение А. Анкета социологического исследования 53
Современность отличается очень большой изменчивостью и текучестью. Многие социальные структуры, в особенности политические, становятся крайне подвижными и неустойчивыми. В связи с этим ситуация на международной арене, которая по своей природе и так динамична, становится еще более сложной и непредсказуемой. В такое время для любого государства становится непросто поддерживать своё положение, значимость и статус как в структуре международных отношений, так и внутри страны.
Россия в последнее время находится в эпицентре глобальной политики и является объектом активного санкционного воздействия со стороны стран Запада, целью которого является сдерживание Российской Федерации как сильного и независимого конкурента. Во многих критических и противоречивых ситуациях в международной политике в адрес России звучат провокационные обвинения, порочащие имидж страны. Идёт активное и направленное формирование агрессивного образа России в сознании мировой общественности. В такой ситуации становится возможным подрыв внутренней целостности государства, путем его разобщения и создания идейных конфликтов. По этой причине появляется необходимость контролировать и знать то, как реально отражается Россия как субъект международных отношений в представлениях своих граждан. Такое знание необходимо для того, чтобы вести успешную внутреннюю политику и защищать государство от политического кризиса.
Молодёжь является одной из самых мобильных социальных групп, она стоит на пороге принятия реальных управленческих решений, которые будут определять будущее России. От мнения молодёжи во многом зависит то, как будет развиваться страна, поэтому мнение молодых людей в сложившейся ситуации становится наиболее важным. Социальная группа молодёжи является самой активной среди пользователей интернета. Для молодых людей интернет - основной и самый популярный информационный ресурс. Однако, в то же время, интернет содержит в себе огромное количество недостоверной и ложной информации. Благодаря направленной пропаганде в интернете, независимых СМИ и других свободных ресурсах, которыми чаще всего пользуется молодёжь, у этой социальной группы может сформироваться негативное представление о России как о субъекте международных отношений.
Достоверное знание о представлениях и настроениях молодёжи касательно репутации и образа России в мире может стать ключом к решению проблемы пропаганды негативного образа страны. Использование знания о представлениях молодёжи о России как о субъекте международных отношений является ключом к воспитанию патриотизма в этой социальной группе. Что в свою очередь станет залогом прочного и сильного государства.
Проблемой исследования является недостаток информации о представлении молодёжи о России как о субъекте международных отношений для проведения эффективной внутренней политики, поддерживающей целостность государства, а также для формирования внутреннего позитивного имиджа России как участника международных отношений в восприятии молодёжи.
В качестве объекта исследования выступают жители г. Красноярска в возрасте от 18 до 30 лет.
Предметом исследования является представление жителей г. Красноярска в возрасте от 18 до 30 лет о России как о субъекте международных отношений.
Цель работы - выяснить представление молодёжи г. Красноярска о России как о субъекте международных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты социологического изучения представлений молодёжи о России как о субъекте международных отношений.
2. Изучить основные результаты социологических исследований представления молодёжи о субъекте международных отношении.
3. Составить методическое обоснование исследования.
4. Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования: в представлениях молодёжи Россия сильный и независимый субъект международных отношений....
В теоретической части данной работы были изучены определения понятий «молодёжь», «социальное представление», «государство как субъект международных отношений», «образ государства». Была подчёркнута важность изучения социальных представлений молодёжи, ввиду мобильности, динамичности и независимой направленности этой социальной группы на развитие и преобразование общества.
Эмпирическое исследование представлений молодёжи г. Красноярска о России как о субъекте международных отношений показало, что молодёжь не удовлетворена текущим положением России на международной арене. В представлениях молодых людей Россия не является лидером. Однако, молодёжь не готова видеть роль России пассивной, по её мнению, она должна быть равноправным участником при решении международных проблем.
Молодёжь считает, что Россия должна принимать и принимает активное участие в мировых события, однако, среди молодёжи есть запрос на дистанцирование России от участия в мировых событиях.
По мнению молодых людей, Россия в меньшей степени реализует собственный независимый путь развития, чем ориентируется на поиск согласия с другими странами и строит поведение на основании учёта их мнения.
Для женской части молодёжи Россия на международной арене оказалась более сильной, значимой, активной и конформной, чем для мужской половины. В целом, женщины воспринимают образ России более позитивно.
Сточки зрения молодёжи, использование Россией военной силы на международной арене является, в целом, оправданным, о том, что Россия не должна применять военную силу говорят всего 5% опрошенных. В то же время, для использования военной силы должны быть вполне конкретные основания, такие как: четкие свидетельства того, что другое государство имеет оружие массового уничтожения, которое может быть использовано против России в определённый момент в будущем, а также в случае, если Россия имеет четкие свидетельства того, что она находится под угрозой вероятной атаки со стороны другого государства. В представлениях молодых людей Россию нельзя охарактеризовать как абсолютного агрессора и инициатора конфликтов на международной арене.
Представление молодежи об отношении России к нормам международного права носит фрагментарный характер и не является однозначным. Значительная часть молодёжи считает, что Россия является девиантом по отношению к международному праву, что характеризует её образ как субъекта международных отношений в негативном ключе.
Молодёжь обеспокоена проблемами взаимоотношения России с другими странами, главным образом, урегулированием конфликта с Украиной и нестабильными отношениями с США. Враждебная политика других стран, санкции по отношению к России, также вызывает беспокойство. Молодёжь недовольна изоляцией России на международной арене. Опасения рождают проблемы вооруженных конфликтов в Сирии и на Ближнем Востоке.
По мнению молодёжи, ценность, лежащая в основе международной политики России - ориентация России на сотрудничество и взаимное уважение между государствами.
Больше всего на имидж России за рубежом, по мнению молодёжи, влияет проведение в России крупных международных форумов, культурных и спортивных мероприятий, а также действия российских политиков и дипломатов. Но тем не менее, молодёжь отметила, что у иностранцев Россия вызывает не только интерес, но и страх и недоверие.
Молодёжь считает, что в глазах остального мира Россию делают сильной её армия и вооружение, а также российский народ, культура и традиции.
Выдвинутая гипотеза о том, что в представлениях молодёжи Россия сильный и независимый субъект международных отношений не подтвердилась. Это может быть связано с тем, что молодёжь недовольна положением России на международной арене. В большинстве исследованных аспектах реальный и желаемый образ России в глазах молодёжи не совпадает.....
1. Баженов А.М. Социология международных отношений: учебное пособие / А.М. Баженов. М., 2013.
2. Бовина И.Б. Теория социальных представлений: история и современное развитие // Социологический журнал, 2010. № 38. С. 5-20.
3. Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. М.: Известия, 2003. 446 с.
4. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятие и направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Сер. «Философия. Социология. Политология». 2012. № 3 (19). C.29-45.
5. Громов И.А., Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Молодежь в обществе // Человек и общество: социальные проблемы молодежи: учен. записки ЛГУ. Л.,1969. Вып. 6. С. 8.
6. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
7. Киселев И.Ю., Смирнова А.Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений // Полис. Политические исследования. 2004. № 4. С.116-125.
8. Кон И. С. Молодежь// Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.16. С.478.
9. Максимова С.Г., Кайзер Н.Ю. Россия между востоком и западом: востоком и западом: образ страны в представлениях современной молодежи // Известия Алт. гос. ун-та. — 2008. — №2.
10. Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодёжи: учебное пособие. СПб.: Петрополис, 2008. - 316 с.
11. Молодёжь - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/sections/issues-depth/youth-0/index.html
12. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд// Психологический журнал. - 1995. Т. 16, № 1; Т. 16, № 2.
13. Новые медиа: социальная теория и методология исследований: словарь-справочник /отв.ред. О. В. Сергеева, О. В. Терещенко. — СПб.: Алетейя, 2015. — 264 с.
14. Россия и мир - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.levada.ru/2017/01/30/rossiya-i-mir-2/
15. Опрос социологический // Социология. Словарь / Сост. Т. Е. Зерчанинова. — Екатеринбург: УрАГС, 2006. — 64 с....27