ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АРГУМЕНТАТИВНЫХ УМЕНИЙ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1 Требования Федерального государственного стандарта в предметной
области «Иностранный язык. Второй иностранный язык» 7
1.2 Аргументативное умение: структурные и содержательные
характеристики 10
1.2.1 Определение аргументативного умения в современной методике 10
1.2.2 Структура аргументативного высказывания 12
1.2.3 Лексико-грамматическое оформление аргументативного высказывания 15
1.3 Развитие аргументативных умений: принципы и подходы 17
1.4 Психологические особенности обучающихся в основной школе 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УПРАЖНЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ АРГУМЕНТАТИВНЫЕ УМЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 26
2.1 Анализ «УМК «Английский в фокусе» ("Spotlight7")» под редакцией
Ю.Е.Ваулина, Д.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс 26
2.2 Упражнения для развития умения обучающихся конструировать
аргументативное высказывание 32
2.3 Результаты оценивания обучающего потенциала упражнений,
нацеленных на развитие аргументативных умений 43
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельности.
В современной методике обучения иностранному языку существует проблема формирования речевых навыков, в частности навыков конструирования аргументированного высказывания.
Обучение аргументированному умению включает в себя развитие умения решать поставленные коммуникативные задачи. Следует отметить, что обучение аргументированию на иностранном языке является сложным процессом, который помимо усвоения лексического и грамматического материала требует развития ситуативного и творческого мышления, умения высказывать свою точку зрения четко и понятно для окружающих.
Аргументативное умение предполагает развитие у школьников способности сообщать о каких-либо фактах и явлениях объективной действительности, что характеризует аргументацию как активный вид речевой деятельности, главной задачей которого является стать объектом восприятия и внимания кого-либо.
Характеристики аргументации отражают различные аспекты языковой личности, в том числе аспекты конкретного стиля мышления, который характерен для данной конкретной личности.
Аргументация традиционно рассматривалась как составная часть логики, представляющая собой способ рационального убеждения людей в ходе дискуссии, полемики или диспута, т.е. способ, в котором опора делается на разум, а тем самым на рационально-логические методы, правила убеждения и принципы [Ревенко, с. 57].
Каждый из нас независимо от того, осознает он это или нет, вовлечен в аргументационную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, философствуя или решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем.
Основными целями обучения иностранному языку являются обучение общению через общение, потому что иностранный язык является одновременно и целью, и средством обучения. Это положение является основным отличием иностранного языка от других школьных предметов. Язык также определяется как средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.
Чтобы сформулировать аргументированное высказывание обучающимся нужно приложить много усилий. Причинами этого могут стать ограниченные временные возможности обучения, личностные особенности обучающихся, их лингвистический опыт, недостаточная сформированность у школьников умений осуществлять речевую деятельность, отсутствие интереса. Нейтрализовать эти причины можно за счет активизации обучения иностранному языку. Как отмечает Р.П. Мильруд, аргументированное высказывание является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания [Мильруд Р.П., с.101].
Актуальность проблемы заключается в том, что сейчас на первое место ставится не только формирование у учащихся знаний, умений и навыков по изучаемому предмету (иностранному языку), но и формирование у них таких качеств, которые позволили бы им жить в изменяющемся мире. Им необходимо умение общаться с разными людьми, что предполагает умение говорить, правильно оформлять свое высказывание в устной речи, умение находить компромиссы, уважать чужое мнение. Имеется в виду не просто обучение устной речи, а именно аргументированной устной речи, а также постоянная модернизация по мере изменения требований образовательного процесса.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.
Предметом исследования являются приёмы развития аргументативных умений на уроках английского языка в основной школе.
Цель исследования - изучение теоретического содержания аргументации и разработка комплекса упражнений для развития аргументативных умений на уроках английского языка на уровне основного общего образования.
Задачи исследования:
- изучить теоретические и методические аспекты проблемы обучения аргументированной речи на иностранном (английском) языке.
- рассмотреть содержание понятия «аргументативное умение».
- разработать комплекс упражнений, направленных на развитие аргументативных умений обучающихся основной школы.
- эмпирически проверить эффективность применения упражнений, разработанных с целью развития умения обучающихся основной школы конструировать аргументативное высказывание.
- обобщить результаты теоретической рефлексии и опытно-экспериментальной работы по развитию аргументативных умений обучающихся в основной школе.
Теоретическую основу составили теоретические исследования в области развития коммуникативной компетенции (Е.В. Сидоренко, Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова), теории аргументации (А.А. Ивин, В.П. Конецкая, К.А. Филиппов, О.А. Ревенко, О.С. Иссерс), методики обучения иностранным языкам (Н.Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. А. Зимняя, И. Л. Бим, А.В. Конышева), психологические особенности подростков (Л. Стейнберг).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, методической литературы в аспекте изучаемой проблемы; изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение за педагогическим процессом; беседы с учащимися и педагогами, обработка данных опытно-экспериментального исследования.
База исследования - обучающиеся 7 класса МАОУ СШ № 24 Советского района г. Красноярска. Количество обучающихся - 11 человек.
Изучение вопросов, связанных с темой исследования, последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, проведение экспериментальной работы, разработку методического обеспечения урока с использованием упражнений, развивающих аргументативные умения, оформление результатов исследования.
Практическая ценность исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы на уроках английского языка для развития аргументативных навыков на уровне основного общего образования. Также результаты исследования могут быть использованы при обучении комплексному аргументативному высказыванию.
На основе анализа теоретического и методического содержания обучения аргументации на иностранном языке можно сделать следующие выводы.
В рамках выявления и обоснования обучающего потенциала комплекса учебных упражнений, направленных на развитие аргументативных умений, был разработан алгоритм, включающий следующие этапы:
- констатирующий (проведение наблюдения с целью установления уровня сформированности аргументативных умений учащихся, а также их знаний о способах выражения точки зрения и подготовка обобщающих материалов);
- продуктивно-деятельностный (проведение экспериментального обучения аргументации посредством разработанного комплекса упражнений на уроках английского языка);
- контрольный (проведение исследования с целью установления итогового уровня сформированности аргументативных умений).
По результатам констатирующего этапа с помощью разработанных критериев выяснилось, что 45% учащихся владели базовым уровнем владения аргументацией. Средний уровень имели 55% учащихся, высоким же уровнем в группе никто не владел. Подавляющее большинство учеников не имело широкого представления об успешной аргументации, принципов выбора аргументов, дополнительных лексических средств оформления аргументативного высказывания.
На контрольном этапе эксперимента после выполнения обучающимися упражнений, направленных на развитие аргументативных умений, была выявлена положительная динамика. Так, базовый уровень был зарегистрирован уже только у 19% учащихся, средний уровень был выявлен у 54% , а овладеть высоким уровнем удалось 27% учащихся.
Тем самым, подтверждается целесообразность включения упражнений, обучающих навыку владения аргументации на уроках английского языка на уровне основного общего образования.
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.» 2010. 41 с.
2. Алексеев А. П. Аргументация. Познание. Общение. М., Изд-во МГУ, 1991. 150 с.
3. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Издательство Московского университета, 1984. — 104 с. [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/ALp-1984/ALp-104.htm(дата обращения: 15.12.2020).
4. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., Русский язык, 1977. 288 с.
5. Волков Б.С. Психология подросткового возраста : учебник — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2016. 266 с.
6. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М., Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
7. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник. М., Высш. школа, 1982. 373 с.
8. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., Просвещение, 1991. 222 с.
9. Ивин А.А. Аргументация в процессах коммуникации: изд. Директ - Медиа. Москва, 2015. 555 с.
10. Ивин А. А. Основы теории аргументации: Учебник.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,; Москва, 1997. 235 с.
11. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е. М., Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
12. Качалов Н.А. Методическая организация комплекса упражнений по развитию умений говорения и письменной речи. Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). 143-146 с.
13. Конецкая В.П. Социология коммуникации: учебн. М.: Изд-во МУБиУ, 1997. 304 с.
14. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект /Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)
15. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Учебник, Минск: ТетраСистемс, 2003. 175 с.
16. Мигунов А.И. (ред.) Важнейшие концепции теории аргументации. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 296 с.
17. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ // Иностранные языки в школе, № 4, 2000.
18. Оглуздина Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам. Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). 91-94 с.
19. Панфилова А.П. Теория и практика общения: Учеб, пособие для студ. сред, учеб, заведений. М., Издательский центр Академия, 2009. 288 с.
20. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., Рус. яз., 1989, 276 с.
21. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. Методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М., Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.
22. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста/ Вопросы психологии : Издается с января 1995 года / ред. Е.В. Щедрина. - 1996. -№1 январь-февраль 1996 года. с. 20-33.
23. Ревенко О.А. Диалог-спор в лингвистической теории аргументации (на материале совр. англ. языка): дис. канд. филол. наук. Красноярск: Красноярск. гос. ун-т, 1999.
24. Риторика. 11 класс: Учебное пособие для / под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Издательство «Ювента»; Издательство «Баласс», 2004. 224 с.
25. Рузавин Г.И. Основы логики и аргументации: Учебн. пособие для вузов. Москва: Культура и спорт, ЮНИТИ- ДАНА, 2012. 320 с.
26. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб.: Речь, 2008. 208 с.
27. Стейнберг Л. Переходный возраст. Не упустите момент. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017.
28. Филиппов К.А. Лингвистика текста: Курс лекций. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2003. 336 с.
29. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М., Икар, 2011.454 с.
30. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPr-1997/EPR-0661.htm#(дата обращения: 14.12.2020).