Введение 3
Глава I. Международные организации и их место в системе международных отношений 7
1.1 Международные организации: понятие и признаки 7
1.2 Типы, виды и функции международных организаций 15
1.3 Квазиорганизация как отдельный тип международной организации 23
Глава II. БРИКС как международная организация 29
2.1 Создание и развитие БРИКС 29
2.2 Противоречия, существующие среди членов БРИКС 33
2.3 Экономические показатели эффективности БРИКС 46
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения 63
В XXI веке на мировой политической арене можно заметить укрепление международного взаимодействия в формате различных организаций. Первые организации подобного рода возникли в конце восемнадцатого века, как реакция на потребности мирового развития и необходимости создания новых коллективных межгосударственных органов. Но некий опыт межгосударственного решения возникших проблем уже имелся, ведь первые подобные организации возникли в Древней Греции в шестом веке до н.э. и носили название амфиктионий и симмахии. Амфиктиония - союз поселений, находившихся рядом со святилищем, объединившихся для его защиты и общего жертвоприношения. А симмахии являлись неким прообразом военно-политического блока.
Уже в XIV веке появляется могущественный торгово-экономический союз немецких городов - Ганза. Данный союз осуществлял свою деятельность на территории Балтики и выступал в качестве посредника между странами Европы. Выступая как некий европейский торговый монополист, Ганза оказала колоссальное влияние на германские земли и смогла обеспечить их дальнейшее развитие.
В XIX веке в связи с появлением новых технологий, которые произвели на свет новые стороны взаимодействия между государствами появились такие организации как Всемирный почтовый союз - 1874, Всемирный телеграфный союз - 1865. Если же говорить об организации, которая проявляла свою политическую волю, то безусловно это была Лига Наций. Созданная в 1919 году, как следствие Версальского договора и фактически просуществовала до 1946 года.
На сегодняшний день самой известной международной организацией является Организация Объединенных Наций, учрежденная в 1945 году. На площадке ООН решается множество вопросов современного мироустройства от ввода вооруженных сил миротворцев и до проблемы существования голода в странах Африки.
В данной работе речь пойдет об организации, в коей принимает участие наша страна, а также иные державы. В 2001 году аналитик Джим О’Нил выдвинул термин “BRIC” для группы стран с наиболее интенсивно развивающейся экономикой. Данное название организация носила до 2011 года и изменила его на ‘BRICS” в связи с присоединением Южно-Африканской Республики. И с того момента в составе BRICS пять стран: Бразильская федеративная республика, Российская федерация, Республика Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика. Данные страны имеют в своем распоряжении 25% мировой суши, более 40 % мирового населения и ВВП около 20% от мирового (см. прил.1).
По первоначальным прогнозам, Goldman Sachs, экономики данной пятерки стран должны будут стать одними из самых развитых к 2050 году. Китай и Индия станут доминирующими в области производства промышленных товаров, а Россия и Бразилия займут место поставщиков сырья и как следствие взаимодействие экономик повлечет за собой наличие мощного экономического блока способного конкурировать со странами «большой семерки».
Помощь автору при выполнении данной работы оказали труды по международным отношениям таких авторов как К.А. Бекяшев, И.И. Лукашук, А.И. Камынин, В.М. Шумилов, Н.А. Ломагин.
При исследовании стран-членов БРИКС использовались работы А.Х. Абашидзе, Р.А. Алиевой, Ю.И. Богомоловой, К.А. Писенко, В.Ю Ифраимов.
Также автору в рамках проводимой работы помогло ознакомление с трудами политологов-теоретиков З. Бжезинского, Г.Киссинджера.
Среди иностранных авторов, который были полезны при исследовании следует выделить Рафаэла Мартинса, Адзелу Кристиана Арно, а также Коста Лазота Лукаса Агусто.
Хронологические рамки обусловлены появлением БРИК в 2001 году в аналитической записке Goldman Sachs и заканчиваются последним саммитом стран БРИКС, который прошел в Уфе 8-10 июля 2015.
Целью исследования дипломной работы является - определить тип (вид) этой международной организации и проанализировать критерии эффективности деятельности БРИКС.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
1. Проанализировать существующие понятия «международной организации» и его основные черты.
2. Исследовать основные разновидности международных организаций.
3. Определить признаки квазиорганизаций в международных отношениях.
4. Проанализировать причины и цель создания БРИКС
5. Выявить основные противоречия, возникавшие внутри стран БРИКС
6. Определить основные экономические показатели эффективности деятельности.
Объектом данной работы является организация БРИКС.
Предметом, рассматриваемым в рамках данной работы, является взаимодействие стран-участников БРИКС.
Методологической и теоретической основой данной работы выступают политический и экономический анализ процесса изменения стран БРИКС на мировой геополитической карте.
Источниковедческую базу работы составили официальные документы, заявления руководителей, а также дипломатов и политических деятелей пяти государств БРИКС, в том числе и совместные. При рассмотрении политических и экономических аспектов БРИКС использовались декларации, совместные заявления, которые принимаются с 2009 года.
Работа состоит из введения двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
В результате обработки отобранного материала автор пришел к следующим выводам:
1. Международные организации, являются современной площадкой решения общих проблем и достижения интересов среди государств. Международная организация прежде всего представляет собой источник компромисса для участвующих в данной организации стран, а также дает возможность для совместного сотрудничества. Международных организаций сегодня очень много и каждая решает задачи, ради которых она была создана.
2. Возникновение квазиорганизаций явилось процессом закономерным процессом взаимодействия многосторонних отношений на международной арене. В общих чертах они сходны с международными организациями, но отличаются по некоторым параметрам, например, отсутствием учредительного документа, жестким регулированием отношений между участниками. Гибкость формата, а также неформальный характер квазиорганизаций дает ряд преимуществ, что делает данный формат отношений между государствами актуальным в условиях современности, тем более что всевозрастающее влияние таких объединений и их рост свидетельствуют нам о то, что данный тип международных институтов становится одной из важнейших форм дипломатии.
3. БРИКС, преобразованная из БРИК с присоединением ЮАР, вначале появилась лишь как термин, а затем как формат диалога между государствами- членами, обладает естественным характером, который обусловлен ростом роли и значения данных стран на международной политической и экономической аренах, развитием тенденции коллективных подходов и многосторонности к ведению мировых дел. В дaнном фoрмате отражаются происходящие в мире перемены, включая начала полицентричного мироустройства.
Переход от констатации факта существования стран с растущими экономиками к поиску путей сотрудничества между ними связан не только с похожими параметрами развития данных стран и их статусом, но и с близостью их паритетов развития.
Одним из толчков, послуживших углублению совместного сотрудничества безусловно стал финансовый кризис, преодолеть который целесообразно было совместными усилиями.
Между данными странами существуют противоречия и различия, которые нуждаются в разрешении, мониторинге. Есть неблагоприятные и благоприятные сценарии развития, связанные, например, с китайско-индийскими противоречиями.
Проведенный анализ отношений внутри данной группы стран подтверждает схожесть экономических, и не только, интересов. Практически каждая из стран БРИКС высказывает свою заинтересованность в дальнейшем развитии этого формата, а также рассматривает его как инструмент для осуществления экономических собственных интересов и повышения международного авторитета.
БРИКС, не имеет в своей основе учредительного договора, не имеет штаб- квартиры или секретариата, но в тоже время имеет устойчивый состав членов, участие которых постоянно, имея данные факты ввиду следует назвать данную образование квазиорганизацией, стоящей в одном ряду с Арктическим советом или G8.
Но в тоже время влияние данной организации и ее эффективность находится на высоком уровне. Китай, Бразилия, Россия, Индия, ЮАР представляют из себя идеальную группу ведь в ней представлены всевозможные представления о мире, проблемы и пути их решения. Данные государства могут существовать и поодиночке, но среди них есть общее понимание того что поодиночке их действия будут менее эффективны, чем если они будут действовать сообща.
Страны БРИКС пока не собираются ставить перед собой цели создания единого таможенного союза или какой бы то ни было зоны свободной торговли, которые могли бы выступить формой экономической интеграции. На сегодняшний момент главное, что их объединяет заметная роль в мировой экономике и влияние в мировой политике; они не принадлежат к зоне влияния Западных стран и не удовлетворены современным механизмом принятия решений в рамках глобальных структур таких как ООН, G20, Международный валютный фонд и другие.
1. Абашидзе А.Х Право международных организаций: Под ред.., - М.: Российский университет дружбы народов 2014.
2. Агусто Р. Возможное сотрудничество БРИКС - НЕПАД // Актуализация процесса взаимодействия стран БРИКС в экономике, политике, праве. М., 2012
3. Алиев Р.А. Перспективы развития БРИКС. Есть ли у БРИКС будущие, - М, 2012.
4. Бажанова Н.Е. Многополюсный мир. М., 2010.
5. Бекяшев К.А. Международное публичное право: Под ред., - М.: Московская Государственная Юридическая Академия 2009.
6. Вильяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. М., 1992.
7. Володин А.Г. Россия-Индия-Китай в свободной геометрии мировой политики. // Апология РАН, 2010
8. Волохова А.А. Основы китайской дипломатии. М., 2007
9. Давыдов В. М. Восходящие страны-гиганты на современной мировой арене //Латинская Америка, .2009
10. Димитров О. Страны БРИК и экономика. // Российская бизнес-газета. 24.04.2013. № 15.
11. Кириленко А.А. Россия и БРИКС. М., 2013
12. Климовец О.В. Экономические интересы России. Ставрополь 2007
13. Козловский Е.А. Союз государств БРИКС. М., 2012
14. Ломагин Н.А. и Введение в теорию международных отношений и анализ внешней политики / др. - СПб.: Сентябрь, 2001.
15. Лузянин С.Г. Восточная политика Владимира Путина. М., 2007
16. Лукашук И.И. Международное право. М.: Академический правовой университет 2005.
17. Лукина А.В. Российско-Китайское сотрудничество. М., 2007
18. Льюис К. БРИКС в системе международных отношений. Спб., 2013
19. Мантусов В.Б. Место и роль БРИКС в современном мире. М., 2013
20. Международные организации и учреждения: К. Кольяр., пер.: З.И. Луковникова, - М.:
21. Моравецкий В. Функции международной организации. М., 1976.
22. Олейников А.В. Фондовые рынки развивающихся стран // Инвестиционный банкинг. 26.03.2014
23. Портяков В. Российско-китайские отношения в 2008 году. Проблемы Дальнего Востока. М., 2009.
24. Пядышев Б.Д. Пекин выбирает «ось удобства» // Международная жизнь 2009. №9
25. Собелев С.С. Взаимодействие стран БРИКС. М., 2013
26. Тихвинский С.Л. Восприятие в Китае образа России. М., 2008
27. Торкунов А.В. Современные международные отношения. М., 2013.
28. Торкунова А.В. Современные международные отношения: М..
29. Чечурина М.Н. Международная интеграция и международные организации.
- Мурманск: МГТУ 2012.
30. Шумилов В.М. Словарь внешнеторговых терминов / Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №3.
31. Ягодкина В.М. Институты и институализация мировой экономики: под ред.., - Иркутск: БГУЭП, 2006.
32. Ярыгина Е.А. Экономика стран БРИКС. М., 2015
33. Bastos S. Los relations des pays del BRICS. Brasilia, 2014 P. 16
34. Fu X. China and Russia, Beijing, 2014
35. Ivanov O. Russia-India arms deal not aimed at China. // Global Times. 2013 №7
36. Robertson J. India and BRICS. Delhi, 2013.
37. Shaofeng H. China in BRICS, Beijing 2015
II Интернет-ресурсы
1. Совместное заявление лидеров стран БРИК URL: http://brics2015.ru/load/17022
2. Совместное заявление глав государств и правительств стран - участниц Второго Саммита БРИК URL: http://brics2015.ru/load/17064
3. Декларация и план действий, принятые по итогам Саммита БРИКС в г. Санья URL: http://brics2015.ru/load/17106
4. Делийская декларация URL: http://brics2015.ru/load/17148
5. Этеквинская декларация URL: http://brics2015.ru/load/17191
6. Форталезская декларация URL: http://brics2015.ru/load/17233
7. Уфимская декларация URL: http://brics2015.ru/load/382553
8. Стратегия экономического партнерства БРИКС URL:
www.brics.mid.ru/bdomp/brics.nsf/Ufa_partnershipstrategy_rus.pdf+&cd=1&hl=ru&ct =clnk&gl=ru
9. Уфимский план действий URL: http://brics2015.ru/load/381896
10. Меморандум о взаимопонимании URL:
http://tpprf.ru/ru/about/agreement/?id_12=1019
11. Facing challenges, building confidence URL:
www.arquivos.portaldaindustria.com.br/app/conteudo_18/2015/07/09/9148/BRICSRela trioAnual.pdf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru
12. What is China’s role in the BRICS? URL:
https://www.weforum.org/agenda/2015/07/what-is-chinas-role-in-the-brics/
13. Why is South Africa a BRIC(S) URL:
http://www.fairobserver.com/region/africa/why-south-africa-brics/
14. The Ongoing Saga of the China-India Border Talks URL: http://thediplomat.com/2016/05/the-ongoing-saga-of-the-china-india-border-talks/
15. Russia and the BRICS: Priorities of the Presidency URL:
http://www.cfr.org/councilofcouncils/global memos/p36758