Развитие волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой
|
Введение 3
1. Теоретическое обоснование исследования волевых качеств у
слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой 6
1.1. Развитие волевых качеств как научная проблема современной
психологии 6
1.2. Подросток как субъект учебной деятельности 17
1.3. Особенности физического и функционального развития глухих и
слабослышащих детей 23
1.4. Развитие волевых качеств у слабослышащих детей подросткового
возраста на занятиях физической культурой 30
2. Экспериментальное исследование волевых качеств у слабослышащих
детей подросткового возраста на занятиях физической культурой 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Программа по развитию волевых качеств у слабослышащих детей
подросткового возраста на занятиях физической культурой 43
3. Анализ результатов исследования 47
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложение
1. Теоретическое обоснование исследования волевых качеств у
слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой 6
1.1. Развитие волевых качеств как научная проблема современной
психологии 6
1.2. Подросток как субъект учебной деятельности 17
1.3. Особенности физического и функционального развития глухих и
слабослышащих детей 23
1.4. Развитие волевых качеств у слабослышащих детей подросткового
возраста на занятиях физической культурой 30
2. Экспериментальное исследование волевых качеств у слабослышащих
детей подросткового возраста на занятиях физической культурой 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Программа по развитию волевых качеств у слабослышащих детей
подросткового возраста на занятиях физической культурой 43
3. Анализ результатов исследования 47
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложение
В современной практике школьного физического воспитания основное внимание уделяется вопросам развития физических качеств и овладения соответствующими двигательными умениями и навыками. Не умаляя достоинств данного направления, хотелось бы отметить, что процесс физического воспитания школьников, особенно средних и старших классов, должен параллельно с этим решать и проблемы развития комплекса волевых качеств. Однако большинство авторов считает при этом, что учебный процесс по предмету «физическая культура» в средних и старших классах, исходя из требований существующей программы (1993), автоматически снимает вопрос о разносторонней, в том числе и волевой подготовке детей.
За последние годы решение проблемы волевой подготовки в психологии спорта, в теории, методике физического воспитания заметно продвинулось вперед. Однако нельзя считать, что методика волевой подготовки учащихся в достаточной степени разработана. Есть еще ряд не до конца выясненных, прежде всего, теоретических, вопросов, решение которых имеет непосредственное отношение к совершенствованию практики волевой подготовки школьников.
Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач[1, с. 15].
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей. Здесь же нельзя не отметить важность игровой деятельности, эволюция которой выражает сдвиги не только в умственном и эмоционально-динамическом развитии ребенка, но и в образовании и преобразовании воли ребенка [8, с. 59].
Заинтересовавшись данной проблемой, мы решили провести исследование развития волевых качеств на уроках физической культурой для слабослышащих детей подросткового возраста. Мы остановили свой выбор на детях подросткового возраста, потому что подростку труднее всего, т.к. ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили как взрослого, как личность, а в этом им нужно быть настойчивыми, решительными, упорными в достижении цели.
Объектом исследования является процесс обучения слабослышащих детей подросткового возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования - развитие волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культуры.
Целью дипломной работы является изучение развития волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния развития волевых качеств в зарубежной и отечественной психологии, показать её современное состояние в теории и практике образования.
2. Определить уровень развития волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой.
3. Разработать программу по развитию волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогических и психологических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анализ документации, психологический тест О.И. Полянцевой направленные на определение силы воли.
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных, с использованием методов математической статистики.
Гипотезу мы сформулировали следующим образом: если на уроках физической культуры использовать комплекс упражнений, направленный на развитие волевых качеств учащихся, то уровень успеваемости учащихся на занятиях физической культуры будет выше, чем у школьников, не использующих на занятиях данный комплекс упражнений.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволило расширить, уточнить и обосновать знания о волевых качествах школьников подросткового возраста и подобрать специальные упражнения рекомендуемые к применению в процессе обучения учителям с целью развития волевых качеств у учащихся.
За последние годы решение проблемы волевой подготовки в психологии спорта, в теории, методике физического воспитания заметно продвинулось вперед. Однако нельзя считать, что методика волевой подготовки учащихся в достаточной степени разработана. Есть еще ряд не до конца выясненных, прежде всего, теоретических, вопросов, решение которых имеет непосредственное отношение к совершенствованию практики волевой подготовки школьников.
Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач[1, с. 15].
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей. Здесь же нельзя не отметить важность игровой деятельности, эволюция которой выражает сдвиги не только в умственном и эмоционально-динамическом развитии ребенка, но и в образовании и преобразовании воли ребенка [8, с. 59].
Заинтересовавшись данной проблемой, мы решили провести исследование развития волевых качеств на уроках физической культурой для слабослышащих детей подросткового возраста. Мы остановили свой выбор на детях подросткового возраста, потому что подростку труднее всего, т.к. ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили как взрослого, как личность, а в этом им нужно быть настойчивыми, решительными, упорными в достижении цели.
Объектом исследования является процесс обучения слабослышащих детей подросткового возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования - развитие волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культуры.
Целью дипломной работы является изучение развития волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния развития волевых качеств в зарубежной и отечественной психологии, показать её современное состояние в теории и практике образования.
2. Определить уровень развития волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой.
3. Разработать программу по развитию волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогических и психологических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анализ документации, психологический тест О.И. Полянцевой направленные на определение силы воли.
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных, с использованием методов математической статистики.
Гипотезу мы сформулировали следующим образом: если на уроках физической культуры использовать комплекс упражнений, направленный на развитие волевых качеств учащихся, то уровень успеваемости учащихся на занятиях физической культуры будет выше, чем у школьников, не использующих на занятиях данный комплекс упражнений.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволило расширить, уточнить и обосновать знания о волевых качествах школьников подросткового возраста и подобрать специальные упражнения рекомендуемые к применению в процессе обучения учителям с целью развития волевых качеств у учащихся.
В результате анализа и обобщения литературных данных, изучения передового опыта учителей физической культуры, собственных педагогических наблюдений нами установлено, что вопросам развития волевых качеств у подростков с нарушением слуха средствами физического воспитания уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что они (средства) имеют неограниченные возможности в этом отношении.
Большинство учителей фактически самоустраняются от решения этой важной и актуальной проблемы, слабо владеют методическими основами развития воли на уроках физической культуры.
На основе анализа литературы был сделан вывод о необходимости разработки комплекса специальных физических упражнений, четко ориентированного на целенаправленное развитие волевых качеств на уроках по предмету «физическая культура» с юношами 9 классов и его практической проверки в педагогическом эксперименте (перечень упражнений представлен в тексте).
Расширение средств развития волевых качеств на уроках по физической культуре в экспериментальной группе имело своим следствием активное развитие волевой сферы испытуемых, повышение уровня дисциплинированности и ответственности на уроках, повышение уровня их физической подготовленности, функционального состояния организма, психофизиологических функций.
Как показал педагогический эксперимент, для целенаправленного развития на уроках волевой сферы личности юношей не требуется специального инвентаря и оборудования. Для этих целей используется простейший инвентарь, не требующий специального изготовления и имеющийся в любой школе.
Эффективность применения специальных физических упражнений для развития волевых качеств подтверждена сравнительным анализом экспериментальных данных, полученных нами в начале и в конце эксперимента. По абсолютному большинству позиций учащиеся экспериментальной группы на конец эксперимента показали результаты, превосходящие аналогичные данные в контрольной группе. Так показатели развития силы воли к концу исследования у большинства учащихся экспериментальной группы достигли высокого уровня (70%) по сравнению с низким уровнем в начале исследования (60%). В контрольном классе эти показатели достигли лишь среднего уровня развития (40%), по сравнению с низким уровнем на начало исследования (60%), при таком же количестве проводимых уроков в неделю, как в экспериментальном классе. Прирост показателей развития волевых качеств у учащихся экспериментальной группы составил 70%, а контрольной - 30%.
Показатели успеваемости у большинства учащихся контрольной группы на начало и конец исследования остались на среднем уровне (60%). В экспериментальной группе учащиеся, имеющие средний (50%) и низкий (50%) уровни успеваемости, смогли улучшить свои оценочные показатели до высокого уровня (80%). Занятия с использованием специальных упражнений по развитию волевых качеств положительно влияют на рост успеваемости по физической культуре, способствуют развитию и целостному формированию физических качеств.
Результаты исследования позволяют нам практически убедиться в эффективности предложенной методики физических упражнений на развитие волевых качеств юношей с нарушением слуха и на их успеваемость по физической культуре в целом. При этом наблюдается прямо пропорциональная зависимость роста показателей развития волевых качеств и успеваемости по физической культуре у слабослышащих юношей подросткового возраста. При увеличении показателей волевых качеств к концу эксперимента произошел рост успеваемости: снижение неудовлетворительных и удовлетворительных оценок и повышение оценочных показателей хорошо и отлично.
Упражнения «волевой направленности» внесли разнообразие в учебный процесс по физическому воспитанию в экспериментальном классе, повысили заинтересованность юношей, снизили пропуски уроков.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается. Действительно, целенаправленное и систематическое применение в учебном процессе по физическому воспитанию слабослышащих детей подросткового возраста системы специальных физических упражнений (перечень упражнений представлен в тексте), позволит эффективно повысить уровень развития их волевых качеств.
Поэтому упражнения для развития волевых качеств в сочетании с соответствующими педагогическими воздействиями учителя могут и, как показал эксперимент, должны найти свое достойное место в практике школьного физического воспитания.
И, наконец, дипломную работу хотелось бы закончить словами В.И. Флери: «Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования...»
Большинство учителей фактически самоустраняются от решения этой важной и актуальной проблемы, слабо владеют методическими основами развития воли на уроках физической культуры.
На основе анализа литературы был сделан вывод о необходимости разработки комплекса специальных физических упражнений, четко ориентированного на целенаправленное развитие волевых качеств на уроках по предмету «физическая культура» с юношами 9 классов и его практической проверки в педагогическом эксперименте (перечень упражнений представлен в тексте).
Расширение средств развития волевых качеств на уроках по физической культуре в экспериментальной группе имело своим следствием активное развитие волевой сферы испытуемых, повышение уровня дисциплинированности и ответственности на уроках, повышение уровня их физической подготовленности, функционального состояния организма, психофизиологических функций.
Как показал педагогический эксперимент, для целенаправленного развития на уроках волевой сферы личности юношей не требуется специального инвентаря и оборудования. Для этих целей используется простейший инвентарь, не требующий специального изготовления и имеющийся в любой школе.
Эффективность применения специальных физических упражнений для развития волевых качеств подтверждена сравнительным анализом экспериментальных данных, полученных нами в начале и в конце эксперимента. По абсолютному большинству позиций учащиеся экспериментальной группы на конец эксперимента показали результаты, превосходящие аналогичные данные в контрольной группе. Так показатели развития силы воли к концу исследования у большинства учащихся экспериментальной группы достигли высокого уровня (70%) по сравнению с низким уровнем в начале исследования (60%). В контрольном классе эти показатели достигли лишь среднего уровня развития (40%), по сравнению с низким уровнем на начало исследования (60%), при таком же количестве проводимых уроков в неделю, как в экспериментальном классе. Прирост показателей развития волевых качеств у учащихся экспериментальной группы составил 70%, а контрольной - 30%.
Показатели успеваемости у большинства учащихся контрольной группы на начало и конец исследования остались на среднем уровне (60%). В экспериментальной группе учащиеся, имеющие средний (50%) и низкий (50%) уровни успеваемости, смогли улучшить свои оценочные показатели до высокого уровня (80%). Занятия с использованием специальных упражнений по развитию волевых качеств положительно влияют на рост успеваемости по физической культуре, способствуют развитию и целостному формированию физических качеств.
Результаты исследования позволяют нам практически убедиться в эффективности предложенной методики физических упражнений на развитие волевых качеств юношей с нарушением слуха и на их успеваемость по физической культуре в целом. При этом наблюдается прямо пропорциональная зависимость роста показателей развития волевых качеств и успеваемости по физической культуре у слабослышащих юношей подросткового возраста. При увеличении показателей волевых качеств к концу эксперимента произошел рост успеваемости: снижение неудовлетворительных и удовлетворительных оценок и повышение оценочных показателей хорошо и отлично.
Упражнения «волевой направленности» внесли разнообразие в учебный процесс по физическому воспитанию в экспериментальном классе, повысили заинтересованность юношей, снизили пропуски уроков.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается. Действительно, целенаправленное и систематическое применение в учебном процессе по физическому воспитанию слабослышащих детей подросткового возраста системы специальных физических упражнений (перечень упражнений представлен в тексте), позволит эффективно повысить уровень развития их волевых качеств.
Поэтому упражнения для развития волевых качеств в сочетании с соответствующими педагогическими воздействиями учителя могут и, как показал эксперимент, должны найти свое достойное место в практике школьного физического воспитания.
И, наконец, дипломную работу хотелось бы закончить словами В.И. Флери: «Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования...»
Подобные работы
- Развитие двигательных способностей у слабослышащих мальчиков 12-13 лет в секции баскетбола
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2019 - Физическая реабилитация глухих и слабослышащих детей посредством
плавания
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2016 - Развитие координационных способностей у мальчиков 12-13 лет с нарушением слуха средствами хоккея
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019



