Введение 3
1. Теоретическое обоснование исследования волевых качеств у
слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой 6
1.1. Развитие волевых качеств как научная проблема современной
психологии 6
1.2. Подросток как субъект учебной деятельности 17
1.3. Особенности физического и функционального развития глухих и
слабослышащих детей 23
1.4. Развитие волевых качеств у слабослышащих детей подросткового
возраста на занятиях физической культурой 30
2. Экспериментальное исследование волевых качеств у слабослышащих
детей подросткового возраста на занятиях физической культурой 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Программа по развитию волевых качеств у слабослышащих детей
подросткового возраста на занятиях физической культурой 43
3. Анализ результатов исследования 47
Заключение 56
Список используемых источников 59
Приложение
В современной практике школьного физического воспитания основное внимание уделяется вопросам развития физических качеств и овладения соответствующими двигательными умениями и навыками. Не умаляя достоинств данного направления, хотелось бы отметить, что процесс физического воспитания школьников, особенно средних и старших классов, должен параллельно с этим решать и проблемы развития комплекса волевых качеств. Однако большинство авторов считает при этом, что учебный процесс по предмету «физическая культура» в средних и старших классах, исходя из требований существующей программы (1993), автоматически снимает вопрос о разносторонней, в том числе и волевой подготовке детей.
За последние годы решение проблемы волевой подготовки в психологии спорта, в теории, методике физического воспитания заметно продвинулось вперед. Однако нельзя считать, что методика волевой подготовки учащихся в достаточной степени разработана. Есть еще ряд не до конца выясненных, прежде всего, теоретических, вопросов, решение которых имеет непосредственное отношение к совершенствованию практики волевой подготовки школьников.
Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни. Каждый момент жизнедеятельности ребенка может быть использован для закалки воли, состоящей в преодолении сиюминутных желаний, мешающих достижению стоящих перед ним задач[1, с. 15].
Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой - физические упражнения, соревнование с другими позволяют выработать навыки преодоления трудностей. Здесь же нельзя не отметить важность игровой деятельности, эволюция которой выражает сдвиги не только в умственном и эмоционально-динамическом развитии ребенка, но и в образовании и преобразовании воли ребенка [8, с. 59].
Заинтересовавшись данной проблемой, мы решили провести исследование развития волевых качеств на уроках физической культурой для слабослышащих детей подросткового возраста. Мы остановили свой выбор на детях подросткового возраста, потому что подростку труднее всего, т.к. ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и добиться, чтобы другие приняли и оценили как взрослого, как личность, а в этом им нужно быть настойчивыми, решительными, упорными в достижении цели.
Объектом исследования является процесс обучения слабослышащих детей подросткового возраста на уроках физической культуры.
Предмет исследования - развитие волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культуры.
Целью дипломной работы является изучение развития волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния развития волевых качеств в зарубежной и отечественной психологии, показать её современное состояние в теории и практике образования.
2. Определить уровень развития волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой.
3. Разработать программу по развитию волевых качеств у слабослышащих детей подросткового возраста на занятиях физической культурой и проверить ее эффективность в педагогическом эксперименте.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ педагогических и психологических источников по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анализ документации, психологический тест О.И. Полянцевой направленные на определение силы воли.
3. Интерпретационные: количественный и качественный анализ эмпирических данных, с использованием методов математической статистики.
Гипотезу мы сформулировали следующим образом: если на уроках физической культуры использовать комплекс упражнений, направленный на развитие волевых качеств учащихся, то уровень успеваемости учащихся на занятиях физической культуры будет выше, чем у школьников, не использующих на занятиях данный комплекс упражнений.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что оно позволило расширить, уточнить и обосновать знания о волевых качествах школьников подросткового возраста и подобрать специальные упражнения рекомендуемые к применению в процессе обучения учителям с целью развития волевых качеств у учащихся.
В результате анализа и обобщения литературных данных, изучения передового опыта учителей физической культуры, собственных педагогических наблюдений нами установлено, что вопросам развития волевых качеств у подростков с нарушением слуха средствами физического воспитания уделяется недостаточное внимание, несмотря на то, что они (средства) имеют неограниченные возможности в этом отношении.
Большинство учителей фактически самоустраняются от решения этой важной и актуальной проблемы, слабо владеют методическими основами развития воли на уроках физической культуры.
На основе анализа литературы был сделан вывод о необходимости разработки комплекса специальных физических упражнений, четко ориентированного на целенаправленное развитие волевых качеств на уроках по предмету «физическая культура» с юношами 9 классов и его практической проверки в педагогическом эксперименте (перечень упражнений представлен в тексте).
Расширение средств развития волевых качеств на уроках по физической культуре в экспериментальной группе имело своим следствием активное развитие волевой сферы испытуемых, повышение уровня дисциплинированности и ответственности на уроках, повышение уровня их физической подготовленности, функционального состояния организма, психофизиологических функций.
Как показал педагогический эксперимент, для целенаправленного развития на уроках волевой сферы личности юношей не требуется специального инвентаря и оборудования. Для этих целей используется простейший инвентарь, не требующий специального изготовления и имеющийся в любой школе.
Эффективность применения специальных физических упражнений для развития волевых качеств подтверждена сравнительным анализом экспериментальных данных, полученных нами в начале и в конце эксперимента. По абсолютному большинству позиций учащиеся экспериментальной группы на конец эксперимента показали результаты, превосходящие аналогичные данные в контрольной группе. Так показатели развития силы воли к концу исследования у большинства учащихся экспериментальной группы достигли высокого уровня (70%) по сравнению с низким уровнем в начале исследования (60%). В контрольном классе эти показатели достигли лишь среднего уровня развития (40%), по сравнению с низким уровнем на начало исследования (60%), при таком же количестве проводимых уроков в неделю, как в экспериментальном классе. Прирост показателей развития волевых качеств у учащихся экспериментальной группы составил 70%, а контрольной - 30%.
Показатели успеваемости у большинства учащихся контрольной группы на начало и конец исследования остались на среднем уровне (60%). В экспериментальной группе учащиеся, имеющие средний (50%) и низкий (50%) уровни успеваемости, смогли улучшить свои оценочные показатели до высокого уровня (80%). Занятия с использованием специальных упражнений по развитию волевых качеств положительно влияют на рост успеваемости по физической культуре, способствуют развитию и целостному формированию физических качеств.
Результаты исследования позволяют нам практически убедиться в эффективности предложенной методики физических упражнений на развитие волевых качеств юношей с нарушением слуха и на их успеваемость по физической культуре в целом. При этом наблюдается прямо пропорциональная зависимость роста показателей развития волевых качеств и успеваемости по физической культуре у слабослышащих юношей подросткового возраста. При увеличении показателей волевых качеств к концу эксперимента произошел рост успеваемости: снижение неудовлетворительных и удовлетворительных оценок и повышение оценочных показателей хорошо и отлично.
Упражнения «волевой направленности» внесли разнообразие в учебный процесс по физическому воспитанию в экспериментальном классе, повысили заинтересованность юношей, снизили пропуски уроков.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается. Действительно, целенаправленное и систематическое применение в учебном процессе по физическому воспитанию слабослышащих детей подросткового возраста системы специальных физических упражнений (перечень упражнений представлен в тексте), позволит эффективно повысить уровень развития их волевых качеств.
Поэтому упражнения для развития волевых качеств в сочетании с соответствующими педагогическими воздействиями учителя могут и, как показал эксперимент, должны найти свое достойное место в практике школьного физического воспитания.
И, наконец, дипломную работу хотелось бы закончить словами В.И. Флери: «Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше прочих людей. Он носит в себе одинаковые зародыши страстей, владеет одинаковыми стихиями усовершенствования...»
1. Бабаян К.Л. Анализ структуры волевых качеств и особенности их проявления в процессе воспитания спортсменов: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1970. - 20 с.
2. Воронин А.Б. Стимуляция волевых усилий личности на занятиях спортом: Учеб. метод. пособие /Под ред. проф. В.И. Селиванова. - Рязань, 1975. - 34 с.
3. Гогунов Е.Н., Мартынов Б.И. Психология физического воспитания
и спорта: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
4. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988.
5. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
6. Дьячков А.И. Системы обучения глухих детей. - М.: Изд-во академии пед. наук РСФСР, 1981. - 241с.
7. Есипов А.И. О механизме проявления волевых усилий: В кн.: Формирование волевых качеств учащейся молодежи в процессе физического воспитания. - М., 1982. - С. 11-14.
8. Жаров К.П. Волевая подготовка спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1976.
9. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов. - М.: ФиС, 1970. - 199 с.
10. Колашников Г.А. Некоторые пути преодоления страха в процессе физического воспитания. - Калинин, 1961. - 129 с.
11. Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать!: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 112 с.: ил.
12. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1988.
13. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для
ин-тов физ. культ. - М., 1991.
15. Михайлов Е.П. Настойчивость и выдержка юного спортсмена. - Петрозаводск, 1969. - 14 с.
16. Настольная книга учителя физической культуры /Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
17. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсменов. - М.: ФиС, 1959.
18. Определение физической подготовленности школьников /Под ред. Б.В. Сермеева. - М.: Педагогика, 1973.
19. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физ. культ. /Под ред. А.А. Гужаловского. - М., 1986.
20. Пеганов Ю.А., Спицин А.Г. Способы повышения уровня физической подготовленности глухих и слабослышащих старших школьников // Дефектология.-1998.-№2, март-апрель. С.37-48.
21. Педагогические ситуации в физическом воспитании школьников: Учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1985. - 142 с.
22. Полянцева О.И. Психология. Серия «Медицина для вас». - Ростов н/Д: «Феникс», 2002.
23. Применение тренажеров в физическом воспитании школьников /Составители В.С. Николаев, Б.В. Сермеев. - Горький, 1979.
24. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф.. Произношение: школа глухих. - М.: Просвещение, 1989. - 175с.: ил.
25. Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения; Науч.-исслед. Ин-т дефектологии Акад. Пед. наук СССР. - М.:
Педагогика, 1991.-176 с.: ил.
26. Темпераментова В.Г. Воспитание волевых качеств у школьников: Учеб. пособ. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - 43 с.
27. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ. В 2 т. /Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.
28. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пед. институтов /Под ред. Б.А. Аммарина. - М., 1990.
29. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1978. - 206 с.
30. Учебный план на 2001-2002 год, специально-коррекционной (общеобразовательной) школы первого вида №1, г. Улан-Удэ.
31. Физическое воспитание учащихся 5-7 классов: Пособие для учителя /Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. - М., 1997.
32. Физическое воспитание учащихся 1-11 классов в общеобразовательной школе с направленным развитием двигательных способностей /Сост. В.И. Лях, Г.Н. Миксон. - М., 1993. - 22 с.
33. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: ФиС, 1974.
34. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1972. - 176 с.
35. Черникова О.А. Вариативность двигательного темпа у спортсменов различной специализации /Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - С. 57-63.
36. Чернов Ю.А. Физическое воспитание школьников в связи с подготовкой к службе в армии: автореферат диссертации канд. пед. наук. - М., 1974. - 22 с.