Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ МАЛОГО
БИЗНЕСА 9
1.1. Тенденции развития мирового рынка малого бизнеса 9
1.2. Значение малого предпринимательства для развития экономики РФ..13
1.3. Особенности и тенденции развития малого бизнеса Свердловской
области 20
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИП ЛЕОНОВА Е.Г.
«МИНИ-ПЕКАРНЯ» 24
2.1. Основные направления деятельности организации 24
2.2. Анализ финансовых показателей деятельности фирмы 27
2.3. Анализ маркетинговой среды 32
2.4. Анализ комплекса маркетинга 42
3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ДЛЯ ИП ЛЕОНОВА Е.Г.
«МИНИ-ПЕКАРНЯ» 48
3.1. Рекомендации по улучшению комплекса маркетинга 48
3.2. Предложения по разработке мероприятий в рамках комплекса
маркетинга 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
На сегодняшний день наша страна пребывает в сложной экономической ситуации. Антироссийские санкции со стороны Евросоюза, США и стран-сателлитов Запада, снижение цены на нефть, и как следствие, под влиянием этих факторов, нестабильность курса рубля наносят ощутимый ущерб деятельности предприятия и экономике страны в целом. В условиях экономического кризиса и усиления конкуренции сфера малого бизнеса испытывает все большую необходимость отстаивать свою позицию в социальной и маркетинговой среде.
Актуальность исследования обуславливается тем, что на данный момент эффективное функционирование предприятия во многом зависит от разработанного комплекса маркетинга в организации, поскольку каждое предприятие должно знать какую продукцию, в каком количестве, месте, в какое время и по каким ценам производить. Ориентироваться при этом необходимо на потребителя. Чем качественнее на предприятии разработан комплекс маркетинга, тем успешнее будет его деятельность.
Как правило, руководители предприятий не в полной мере осознают возможности современных методов управления комплексом маркетинга. Все это приводит к тому, что предприятия работают на рынке «вслепую», то есть без знания своих возможностей и возможностей конкурентов, своих сильных и слабых сторон, без учета возможных угроз и т.п.
Весомый вклад в теоретические и методологические основы исследования вопросов маркетинга внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. В ходе выпускной квалификационной работы использовалась зарубежная и отечественная литература, материалы научных периодических изданий, ежегодники статистической информации, электронные источники. В работе применялись такие методы как: описательно - сопоставительный метод, методы сбора количественных данных и др.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в проведении анализа маркетинговой среды и разработке предложений в рамках комплекса маркетинга для ИП Леонова Е.Г. «МИНИ-ПЕКАРНЯ».
Для реализации, обозначенной в дипломной работе цели, предстоит решить следующие задачи:
1. Рассмотреть динамику развития рынка малого предпринимательства
2. Рассмотреть организационно - экономическую характеристику организации
3. Провести анализ маркетинговой деятельности ИП Леонова Е.Г.«МИНИ-ПЕКАРНЯ»
4. Разработать предложения в рамках комплекса маркетинга для ИП Леонова Е.Г. «МИНИ-ПЕКАРНЯ»
Объектом исследования выступает ИП Леонова Е.Г. «МИНИПЕКАРНЯ».
Предметом исследования является разработка комплекса маркетинга для предприятия сферы малого бизнеса.
Информационной базой исследования послужили нормативные, методические материалы, касающиеся рассматриваемых вопросов, научные разработки зарубежных и отечественных ученых, публикации периодической печати, Интернет-ресурсы, а также собственные наблюдения автора за деятельностью ИП Леонова Е.Г. «МИНИ-ПЕКАРНЯ».
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в исследовании рекомендации могут быть использованы для совершенствования маркетинговой деятельности и эффективного функционирования ИП Леонова Е.Г. «Мини-пекарня».
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, а также содержит таблицы, рисунки, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе на тему «Разработка комплекса маркетинга для предприятия сферы малого бизнеса» подлежали разработке следующие вопросы:
- Динамика развития предприятий сферы малого бизнеса;
Сектор МП имеет огромный потенциал для содействия экономическому росту. Формирование предпринимательского сектора для стабильности нашей страны очень важный период в развитии экономики России. В Свердловской области за последнее десять лет заложены основы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Созданы определенная правовая база, специализированная инфраструктура содействия малому бизнесу, осуществлен переход от отдельных мероприятий к программно-целевому методу поддержки малого предпринимательства.
- Анализ маркетинговой деятельности ИП Леонова Е.Г. «Минипекарня»
Организационная особенность производства хлеба заключается в том, что предприятие выпускает продукцию в соответствии с ежедневно изменяющимся спросом.
Основные экономические показатели деятельности хлебопекарни имеют тенденцию роста, хотя и незначительную. Организации стоит задуматься об автоматизации отдельных участков производства, тем самым сократить издержки на оплату труда.
Организационной структуре присутствует уменьшение дублирования усилий в функциональных областях, но отмечается узкая специализация работников. Главным недостатком для потребителей является ассортимент продукции, занимаемая доля рынка и отсутствие рекламы ИП Леонова Е.Г. «Мини-пекарня», а главными достоинствами цена и качество продукции. В ходе исследования было выявлено существование двух надежных поставщиков сырья и сопутствующих товаров. Слабыми сторонами, относительно конкурентов исследуемого предприятия, является: отсутствие торговой марки, фирменного логотипа, узкий ассортимент выпускаемой продукции, отсутствие маркетинга на предприятии.
Организации необходимо завоёвывать большую долю рынка за счет более качественной продукции, укреплять долгосрочные отношения с поставщиками, увеличивать объемы производства, используя при этом все мощности пекарного цеха, а также разработать мероприятия по продвижению продукции организации.
В главе номер 3 был рассмотрен комплекс маркетинга, были даны рекомендации по его улучшению, выделены маркетинговые цели организации, предложен конкретный план маркетинговых мероприятий (для обеспечения реализации комплекса маркетинга), а также конкретные предложения по разработке мероприятий в рамках комплекса маркетинга.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Москва: Ось-89, 2012. - 32с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 25 ноября 2012г. Москва: Эксмо, 720. - 656с.
2. Литература
3. Алещенко В.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России: пространственные проблемы // Пространственная экономика. 2015. № 1. С. 123-134.
4. Аникеев, С.Н. Методика разработки плана маркетинга / С.Н. Аникеев - М.: Фолиум, 2012. - 131 с.
5. Анимица Е.Г. Малый бизнес в России / Е.Г. Анимица. — М.: Новосибирск, 2011 - С.17-34.
6. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 2015. 519 с.
7. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: Учебник для магистров / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. - М.: Юрайт, 2013. - 424 с.
8. Ассель, Г. Маркетинг: принципы и стратегии: учебное пособие / пер. с англ. % Г. Ассель. % Москва.: ИНФРА-М, 2014. - 564 с.
9. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: Форум, 2013. - 336 с.
10. Голубков, Е.П. Маркетинг. Учебное пособие / Е.П. Голубков - М.: Изд. дом "Дриада", 2012. - 262 с.
11. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Контуры нового экономического пространства // Вопросы экономики. 2014. № 11. С. 140-155.
12. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов, В.Е. Демидов - М.: ЮНИТИ, 2013. -387 с
13. Каньшина Н.Н. Перспективы развития малого бизнеса на примере Липецкой области // Экономика и социум. - 2014. - № 3-2. - С. 100-103.
14. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев, В.В. Войленко -М.: Центр экономики и маркетинга 2014. - 176 с.
15. Котлер Ф., Гари Армстронг, Вероника Вонг, Джон Сондерс: Основы маркетинга, 5-е европейское издание / Филип Котлер, Гари Армстронг, Вероника Вонг, Джон Сондерс; 752 стр., с ил.; 2014, 4 кв.; Вильямс...35