КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ школьников ГРУППЫ РИСКА СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ
|
Реферат
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования
изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска 8
1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению
проблемы школьной тревожности 8
1.2 Причины и проявление школьной тревожности у младших
школьников группы риска 13
1.3 Возможности использования изотерапии для коррекции школьной
тревожности у младших школьников группы риска 20
2 Экспериментальное изучение возможностей использования
изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 26
2.2 Описание системы занятий с использованием изотерапии,
направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников группы риска 40
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 44
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А Результаты первичной диагностики 67
Приложение Б Содержание системы занятий «Мы не боимся» 71
Приложение В Результаты повторной диагностики 85
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения возможностей использования
изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска 8
1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению
проблемы школьной тревожности 8
1.2 Причины и проявление школьной тревожности у младших
школьников группы риска 13
1.3 Возможности использования изотерапии для коррекции школьной
тревожности у младших школьников группы риска 20
2 Экспериментальное изучение возможностей использования
изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска 26
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 26
2.2 Описание системы занятий с использованием изотерапии,
направленных на коррекцию школьной тревожности у младших школьников группы риска 40
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 44
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложение А Результаты первичной диагностики 67
Приложение Б Содержание системы занятий «Мы не боимся» 71
Приложение В Результаты повторной диагностики 85
На современном этапе развития психологии проблема тревожности является весьма актуальной. В настоящее время увеличилось число тревожных детей младшего школьного возраста, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Всё это приводит учеников к школьной дезадаптации.
Актуальность исследования тревожности у младших школьников группы риска определяется тем, что данные дети являются особой категорией детей, которая в большей степени подвержена школьной и социальной дезадаптации. О школьной дезадаптации может свидетельствовать высокий уровень школьной тревожности. Наиболее распространенными причинами школьной тревожности у детей группы риска становятся авторитарный стиль воспитания, конфликты в семье, страх школьной неуспешности, деструктивные отношения со сверстниками и учителями. Это может негативно отражаться на эмоциональном состоянии младших школьников группы риска.
В связи с этим становится актуальным вопрос коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска. Изотерапия может стать эффективным методом снижения школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Цель исследования: изучение школьной тревожности у младших школьников группы риска и возможности её коррекции средствами изотерапии.
Объект исследования: школьная тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: коррекция школьной тревожности у младших школьников группы риска средствами изотерапии.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению проблемы школьной тревожности;
2. Выявить причины и описать проявления школьной тревожности у младших школьников группы риска;
3. Рассмотреть возможности использования изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска;
4. Организовать экспериментальное исследование, направленное на изучение школьной тревожности у младших школьников группы риска, проанализировать полученные результаты;
5. Разработать и реализовать систему занятий с использованием изотерапии, направленную на снижение уровня школьной тревожности у младших школьников группы риска, оценить ее эффективность для выборки исследования.
Для достижения цели и задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Р. Филлипс); методика «Шкала личностной тревожности учащихся» (автор - А.М. Прихожан)).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологическая база исследования по проблеме тревожности представлена работами Н.Е. Аракелова, Е.Е. Малковой, А.М. Прихожан; по проблеме использования изотерапии в качестве метода работы с младшими школьниками А.В. Микляевой, З.Я. Назаровой и др.
Экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников группы риска проводилось на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие 20 младших школьников. Из них: 10 человек - экспериментальная группа, в которую вошли младшие школьники группы риска и 10 человек - контрольная группа, включающая в себя младших школьников, не относящихся к группе риска. Возраст испытуемых - 9 - 10 лет....
Актуальность исследования тревожности у младших школьников группы риска определяется тем, что данные дети являются особой категорией детей, которая в большей степени подвержена школьной и социальной дезадаптации. О школьной дезадаптации может свидетельствовать высокий уровень школьной тревожности. Наиболее распространенными причинами школьной тревожности у детей группы риска становятся авторитарный стиль воспитания, конфликты в семье, страх школьной неуспешности, деструктивные отношения со сверстниками и учителями. Это может негативно отражаться на эмоциональном состоянии младших школьников группы риска.
В связи с этим становится актуальным вопрос коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска. Изотерапия может стать эффективным методом снижения школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Цель исследования: изучение школьной тревожности у младших школьников группы риска и возможности её коррекции средствами изотерапии.
Объект исследования: школьная тревожность как психологический феномен.
Предмет исследования: коррекция школьной тревожности у младших школьников группы риска средствами изотерапии.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению проблемы школьной тревожности;
2. Выявить причины и описать проявления школьной тревожности у младших школьников группы риска;
3. Рассмотреть возможности использования изотерапии для коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска;
4. Организовать экспериментальное исследование, направленное на изучение школьной тревожности у младших школьников группы риска, проанализировать полученные результаты;
5. Разработать и реализовать систему занятий с использованием изотерапии, направленную на снижение уровня школьной тревожности у младших школьников группы риска, оценить ее эффективность для выборки исследования.
Для достижения цели и задач исследования были определены следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме
исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Р. Филлипс); методика «Шкала личностной тревожности учащихся» (автор - А.М. Прихожан)).
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Теоретико-методологическая база исследования по проблеме тревожности представлена работами Н.Е. Аракелова, Е.Е. Малковой, А.М. Прихожан; по проблеме использования изотерапии в качестве метода работы с младшими школьниками А.В. Микляевой, З.Я. Назаровой и др.
Экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников группы риска проводилось на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска. В исследовании приняли участие 20 младших школьников. Из них: 10 человек - экспериментальная группа, в которую вошли младшие школьники группы риска и 10 человек - контрольная группа, включающая в себя младших школьников, не относящихся к группе риска. Возраст испытуемых - 9 - 10 лет....
Проанализировав психологическую литературу, вслед за А.М. Прихожан, в нашей работе мы определяем школьную тревожность как отличительный вид тревожности, который свойственен ситуациям взаимодействия школьника с разного рода компонентами образовательной среды школы. На основе этого выделяются следующие виды школьной тревожности: учебная, самооценочная и межличностная. Также отметим, что высокий уровень школьной тревожности может свидетельствовать об отрицательном эмоциональном состоянии учащихся.
Таакже, вслед за М.Е. Масловой, мы определяем группу риска как категорию детей, которые характеризуются слабой устойчивостью к факторам социального риска и проявлением социальной дезадаптации. К группе риска относятся дети из многодетных, неполных семей; детей из семей с инвалидами; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с хроническими заболеваниями; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи; дети, проявляющие социальную и психолого-педагогическую дезадаптацию. Школьная тревожность у младших школьников группы риска возникает вследствие различных факторов, таких как: недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе, несформированность психофизиологических и психологических предпосылок, неблагоприятные отношение учителей, отклонения в психосоматическом развитии и здоровье, деструктивные взаимоотношения в семье.
Таким образом, вслед за И.В. Дубровиной, можем сделать вывод о том, что изотерапия является методом терапии, который основан на воздействии на личность средствами изобразительной деятельности. Также отметим, что в изотерапии существуют техники, приёмы и упражнения, которые способствуют снижению уровня школьной тревожности у младших школьников группы риска. Основными техниками изотерапии являются: кляксография, монотипия, рисование пальцами. В изотерапии могут использоваться следующие приемы: изображение героев сказок, знакомых людей; изображение героя тревоги и последующее его закрашивание; рисование на больших листах широкой кистью либо руками, рисунок глиной, рисунок водой, рисование ладонями, рисование пальчиками, рисование мятой бумагой, рисование своих чувств и своего настроения и др.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников группы риска на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирск среди 20 младших школьников. Из них - 10 человек экспериментальной группы, в которую вошли дети группы риска из неблагополучных и асоциальных семей (по классификации Дементьевой И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульги Т.И.), и 10 человек - контрольной группы, в которую вошли дети, не относящиеся к группе риска. Возраст испытуемых 9-10 лет.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Р. Филлипс); методика «Шкала личностной тревожности учащихся» (автор - А.М. Прихожан).
Таким образом, обобщая результаты первичной диагностики, мы можем отметить, что младшим школьникам группы риска в большей степени характерен повышенный либо высокий уровень школьной тревожности. Чувство тревоги вызывают у них ситуации, которые связаны со взаимодействием со сверстниками, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Следовательно, возникает необходимость коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий «Мы не боимся», направленную на коррекцию школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Анализируя результаты повторной диагностики, мы констатируем снижение количества младших школьников группы риска (экспериментальной группы) с высоким уровнем тревожности.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу о том, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Таакже, вслед за М.Е. Масловой, мы определяем группу риска как категорию детей, которые характеризуются слабой устойчивостью к факторам социального риска и проявлением социальной дезадаптации. К группе риска относятся дети из многодетных, неполных семей; детей из семей с инвалидами; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с хроническими заболеваниями; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи; дети, проявляющие социальную и психолого-педагогическую дезадаптацию. Школьная тревожность у младших школьников группы риска возникает вследствие различных факторов, таких как: недостаточный уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе, несформированность психофизиологических и психологических предпосылок, неблагоприятные отношение учителей, отклонения в психосоматическом развитии и здоровье, деструктивные взаимоотношения в семье.
Таким образом, вслед за И.В. Дубровиной, можем сделать вывод о том, что изотерапия является методом терапии, который основан на воздействии на личность средствами изобразительной деятельности. Также отметим, что в изотерапии существуют техники, приёмы и упражнения, которые способствуют снижению уровня школьной тревожности у младших школьников группы риска. Основными техниками изотерапии являются: кляксография, монотипия, рисование пальцами. В изотерапии могут использоваться следующие приемы: изображение героев сказок, знакомых людей; изображение героя тревоги и последующее его закрашивание; рисование на больших листах широкой кистью либо руками, рисунок глиной, рисунок водой, рисование ладонями, рисование пальчиками, рисование мятой бумагой, рисование своих чувств и своего настроения и др.
Нами организовано и проведено экспериментальное исследование школьной тревожности у младших школьников группы риска на базе МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирск среди 20 младших школьников. Из них - 10 человек экспериментальной группы, в которую вошли дети группы риска из неблагополучных и асоциальных семей (по классификации Дементьевой И.Ф., Олиференко Л.Я., Шульги Т.И.), и 10 человек - контрольной группы, в которую вошли дети, не относящиеся к группе риска. Возраст испытуемых 9-10 лет.
В качестве диагностического инструментария мы использовали следующие методики: методика «Диагностика уровня школьной тревожности» (автор - Р. Филлипс); методика «Шкала личностной тревожности учащихся» (автор - А.М. Прихожан).
Таким образом, обобщая результаты первичной диагностики, мы можем отметить, что младшим школьникам группы риска в большей степени характерен повышенный либо высокий уровень школьной тревожности. Чувство тревоги вызывают у них ситуации, которые связаны со взаимодействием со сверстниками, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Следовательно, возникает необходимость коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска.
На основе результатов первичной диагностики мы разработали и реализовали систему занятий «Мы не боимся», направленную на коррекцию школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Анализируя результаты повторной диагностики, мы констатируем снижение количества младших школьников группы риска (экспериментальной группы) с высоким уровнем тревожности.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы пришли к выводу о том, что реализованная нами система занятий может быть эффективна при коррекции школьной тревожности у младших школьников группы риска.
Цели и задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы в ходе исследования.
Подобные работы
- Снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста в процессе группового психологического консультирования
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2019 - Творческие технологии (арт-терапия) в работе с разными категориями клиентов
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022





