ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Самооценка как объект психолого-педагогических исследований у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2.Особенности формирования самооценки детей дошкольного возраста... 16 1.3. Педагогические приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1 Организация и методы изучения формирования уровня развития
самооценки у детей старшего дошкольного возраста 35
2.2 Анализ результатов исследования уровня развития самооценки у детей
старшего дошкольного возраста 37
2.3 Практика формирования самооценки у детей старшего дошкольного
возраста в разных видах деятельности40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ55
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Дошкольный возраст - это время, когда начинает формироваться личность. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Одной из центральных задач развития личности является формирование самосознания, понимания того, кто «я» и какое место занимаю в обществе.
Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.
Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.
Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный и младший школьный возраст. По мнению психологов данный период является критическим для формирования самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте.
Ученый Л.С. Выготский предполагал, что у детей, начиная с семи лет формируется самооценка, обобщенное устойчивое, внеситуативное и дифференцированное отношение ребенка к себе [1].
Проблемой формирования самооценки исследовали такие ученые как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Л.И. Божович, О.А. Шаграева, А.И. Липкина, А.В. Захарова, А.Ф.Лазурский, Л.В.Бороздина, 3
М.И. Лисина, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, И.И. Чеснокова и многие другие авторы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития...», где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.
Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появляется автоматически: родителям и воспитателю надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.
Ребенок, по мнению психолога Л.И. Божович, стремится стать именно таким, каким его видит взрослый. Следовательно, одним из аспектов понимания тенденции развития и возможного прогнозирования динамических изменений в самосознании, в том числе в развитии общей и частной самооценки ребенка, может служить изучение отношения к нему со стороны социальной среды, и в первую очередь со стороны родителей.
...
Дошкольный возраст - это время, начала формирования личности. За период дошкольного детства ребенок приобретает большое количество навыков и умений, которые остается с ним на протяжении всей его жизни. Постепенно ребенок становится более самостоятельным и независимым от взрослых. Отношения с окружающими его людьми расширяются и усложняются, что дает ему большую возможность понять и оценить себя.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самооценки у детей дошкольного возраста, были конкретизированы понятия, выделены условия и показатели сформированности данной психологической характеристики. Раскрыты способы формирования самооценки. Также был подобран диагностический инструментарий для оценки уровня развития самооценки и проведения эмпирического исследования.
В результате анализа научной литературы по проблеме исследования были сделаны следующие выводы. Анализируя научные труды различных авторов, направленные на изучение самооценки, мы считаем, что в отечественной, и в зарубежной литературе нет единого и одинакового определения личностной самооценки, каждый автор представляет понятие «самооценки» в своем собственном понимании. Также существует огромное множество методов определения уровня развития личностной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Уровень формирования самооценки у детей 5-7 лет, зависит от степени реализации педагогических условий, предусматривающих: включение детей в разноплановую педагогически целесообразно организованную образовательную деятельность. Насыщение учебно-воспитательного процесса активизирующими средствами, методами, формами и приемами. Также в дошкольном учреждении необходимо организовать образовательную среду и условия, побуждающие ребенка к проявлению самостоятельности и инициативности. Самооценка личности в старшем дошкольном возрасте находится на начальном этапе своего развития и становления. Только к концу дошкольного возраста оно становится по-настоящему дифференцированным, что позволяет личности ребенка самостоятельно и произвольно контролировать свое поведение и подчинять его новейшим требованиям.
Огромное значение представляет личностное развитие понимания собственных эмоций и эмоций других людей и их конкретного адекватного выражения, и понимания. В общем большинстве дети старшего дошкольного возраста имеют повышенное поле локации и позитивное отношение к себе, но возбудимая область по-прежнему уязвима к появлению неблагоприятным факторам и личностным конфликтам. Развитие соображений ребенка о личных чувствах и чувствах других, их адекватный оборот, имеет значение на высшем уровне.
Поэтому в старшем дошкольном возрасте преобладающее значение уделяется формированию нравственных норм развития личности и представлений, что является основным залогом успешной социализации в обществе и имеет большой потенциал в формировании самооценки личности. Дошкольники в этом возрасте уже знают социальные нормы, но только теоретически, без глубокого их понимания и применения в личном опыте. Дети старшего дошкольного возраста очень впечатлительны, склонны к сопереживанию, так как это привносит особую форму для успешного социально-нравственного развития в социализирование специальных психолого-педагогических контрактов. Главное для этого - создать специальные тренировочные и моделирующие условия во время непосредственно-образовательной деятельности.
С учетом изучения выявленных особенностей и на основе теоретических предположений нами были подобраны приемы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
В результате применения данных приемов в образовательном процессе дети показали положительную динамику в понимании и применении социальных норм, развитие произвольного социального поведения, а личностная самооценка развития стала более адекватной и обоснованной.
Таким образом, поставленные нами исследовательские задачи решены, следовательно, цель работы достигнута. Гипотеза, высказанная в начале нашей работы, получила свое подтверждение.
1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самооценки
URL:http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev izbrannye-trudy t2 1980/fs,1/ (дата
обращения: 22.02.2022).
2. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я /под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. С. 56-65.
4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста / Вопросы психологии. 2001. № 4. С.31-38.
5. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание М.: Прогресс 1986. 80с.
6. Щетинина А.М. URL: http://window.edu.ru/resource/168/ 48168/ files/novsu207.pdf (дата обращения: 5.05.2022)
7. Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях ее решения / Вопросы методологии. 1999. № 1-2. C. 35-54.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich_lichnost-i-ee-formirovanie_2008/go,4;fs,0/ (дата обращения: 01.03.2022).
9. Бороздина Л.В. Что такое самооценка URL:http:// msupsyj.ru/ articles/ detail.php?article=1903 (дата обращения: 1.05.2022).
10. Варшава Б.Е. Психологический словарь М.: Издательское
товарищество «Академия», 2008. 122 с. 58
11. Васина Е.Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 146 - 149. 13.
12. Волков Б.С. Задачи и упражнения по детской психологии / учеб. пособие для студентов педагогических институтов / М.: ТЦ Сфера. 1991. 256 с.
13. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология URL: https://studfile.net/preview/1726571/ (дата обращения: 23.04.2022).
14. Гипперейтер Ю.Б. О чувстве самоценности или самооценки ребенка //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №2. С.115-123.
15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога URL: https://libking.ru/books/ref-/ref-ref/360768-2-s-golovin-slovar-prakticheskogo- psihologa.html#book (дата обращения: 26.01.2022).
... всего 50 источников