Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА 6
1.1.Образовательный туризм: сущность, подходы к определению, основные разновидности и функции 6
1.2. Образовательный потенциал Чешской республики 18
2. СОСТОЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЧЕШСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ 32
2.1 Рынок образовательного туризма Свердловской области 32
2.2 Мнение туристов о проблемах и перспективах развития
образовательного туризма в Чехии 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Программа исследования 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Сценарий интервью 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Образовательный туризм в Европе 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Сведения об информантах 64
Актуальность выбранной темы заключается в том, что каждый год растет количество абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения за рубежом, в том числе будущие студенты задумываются о получении элитарного образования в Чешской республике. Развитие сферы образовательного туризма в частности в Чешской республике способствует развитию многих видов образовательного туризма, которые до сегодняшнего дня были не слишком востребованы. Изучение Чехии как объекта образовательного туризма в настоящее время является актуальным, так как, развитие образовательного туризма в Чешской республике каждый год набирает все большую популярность. Стремление людей получить качественное высшее образование в Чехии приводит к росту туристических компаний, предлагающих широкий спектр услуг, направленных на организацию данного образовательно тура.
Объект исследования: Образовательный туризм как вид туризма.
Предмет: Проблемы и перспективы развития образовательного туризма в Чехии.
Цель: Проанализировать проблемы и перспективы развития образовательного туризма в Чехии
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность, подходы к определению, основные разновидности и функции образовательного туризма.
2. Рассмотреть образовательный потенциал Чешской республики.
3. Проанализировать рынок образовательного туризма Свердловской области.
4. Выявить мнение туристов о проблемах и перспективах развития образовательного туризма в Чехии
Степень научной разработанности темы исследования освещение темы образовательного туризма рассматривались в учебной, методической и периодической литературе таких авторов: И. В. Зорин, В. А. Квартальное, М. Б. Биржаков, В. С. Новиков, Колбовский Е. Ю., Кекушев В.П.
Анализ степени научной разработанности темы дипломной работы позволяет сделать вывод о том, что, развитие и сущность образовательного туризма в Чехии изучен отечественными и зарубежными авторами недостаточно и в связи с этим ограничено количество литературы по данной теме.
Эмпирической базой исследования является исследование проведенное методом полустандартизированного интервью со студентами и абитуриентами, совершающими образовательный тур, в т. ч. в Чешскую республику. Всего опрошено 10 информантов, опыт в образовательном туризме имеется у 8, учились в ВУЗе 6 респондентов, а 2 респондента проходили каникулярные языковые курсы.
Также эмпирическую базу составили: информация и анализ сайтов туристических фирм, размещенных в сети Интернет: Официальный сайт МО «Город Екатеринбург», Официальный сайт ООО «Центр «Обучение за рубежом».
Практическая значимость исследования состоит в исследовании рынка образовательного туризма Свердловской области, образовательного туризма в Чешской республике, анализ проблем и перспектив развития данного направления в образовательном туризме. На основе анализа можно разработать программы, помогающие ввести коррективы в образовательный рынок Свердловской области и повысить его эффективность.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы пришли к следующим выводам:
В настоящее время в научной литературе наблюдается терминологический плюрализм определения «образовательный туризм». Это связано с отсутствием единого базового термина образовательного туризма, различные авторы предлагают разнообразные трактовки рассматриваемого понятия. В рамках данной работы под образовательным туризмом мы понимаем, согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией- «поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связанные с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов».
Чешская республика всегда занимала лидирующие позиции среди образовательных центров Европы. ВУЗы Чешской республики каждый год, привлекают студентов и абитуриентов из более 40 стран мира. Необходимо выделить элитарность образования не только высшего, но и среднего, а также престижность гимназий в Чешской республике.
Можно выделить следующие преимущества образования в Чехии: доступность, качество, перспективность, поддержка студентов, безопасность и перспективы после окончания ВУЗа.
Несомненно, приезжая в другую страну, в иную культурную среду русским студентам приходится проходить этапы адаптации. В работе было выявлено, что адаптация русских студентов к образовательной среде чешского вуза - это комплексное явление, включающее в себя несколько видов адаптации (социальную, социокоммуникативную и социобытовую). Успешность процесса адаптации обеспечивает адекватное взаимодействие русских студентов с социокультурной и интеллектуальной средой ВУЗа, психоэмоциональную стабильность, формирование новых качеств личности и социального статуса, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей, осмысление значимости традиций будущей профессии.
Проведенный анализ предложений турфирм г. Екатеринбурга позволил также оценить состояние рынка образовательного туризма в Екатеринбурге. Конкуренция на рынке образовательного туризма не столь сильная, как в сфере других туристических продуктов. Такой вывод можно сделать, анализируя сайты туристических фирм Екатеринбурга. Это связано с недостаточным развитием рынка образовательного туризма Екатеринбурга и отсутствия крупных туристических фирм, специализирующихся именно на образовательном туризме. Существующие культурно-ознакомительные туры чаще всего имеют культурно-просветительную и общеобразовательную цель.
Для того чтобы успешнее функционировать на международном рынке образовательного туризма, туристическим фирмам Екатеринбурга необходимо создать партнерские отношения с предприятиями, учебными заведениями, гостиницами, отелями, транспортными компаниями, негосударственными образовательными учреждениями, исследовательскими институтами в России и за рубежом. Кроме того, существенным фактором, замедляющим развитие активных продаж туристического продукта с направлением в образовательном туризме города Екатеринбурга, является низкая степень информированности потенциальных потребителей услуг образовательных туров. Туристическим фирмам, предоставляющим образовательные туры необходимо размещать разнообразные информацию о деятельности фирмы в средствах массовой информации, в Интернет и других источниках.
Опираясь на результаты исследования, мы выявили основные достоинства и недостатки получения образования в Чехии.
В исследовании выявлены достоинства и недостатки получения образовательного тура в Чешской республике.
Основным достоинством является престижность полученного образования, а также легкость дальнейшего трудоустройства в любой стране мира.
Из основных недостатков было выделена трудность в получении визы Чешской республики, а также в поступлении в государственные университеты страны. Следует выделить финансовые трудности, с которыми сталкивается будущий студент. Несмотря на выявленные недостатки студенты, прошедшие обучение в Чешской республике, выделяют большее количество достоинств.
Историческим связям Чехии и России уже не одна сотня лет, а в нынешних условиях эти две страны связывают тесные экономические отношения. Можно предположить, что в будущем образовательный туризм в Чешской республике будет развиваться. Развитие данного направления зависит от политики и мировой экономики.
1. Баумгартен Л. В. Стратегический менеджмент в туризме: Учебник для студентов вузов / Л. В. Баумгартен. Москва: Академия, 2014. 345 с.
2. Беляков С. А. Новые лекции по экономике образования / С. А. Беляков. Москва: МАКС Пресс, 2016. 167 с.
3. Биржаков М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. Санкт- Петербург: «Издательский дом Герда», 2013. 320 с.
4. Бобкова А. Г., Кудреватых С. А. Безопасность туризма: Учебник / А. Г. Бобкова, С. А. Кудреватых. Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 272 с.
5. Вавилова Е. В. Основы международного туризма: Учебное пособие. /Е. В. Вавилова. Москва: Гардарики, 2015. 160 с.
6. Вестник ТвГУ// Серия «География и геоэкология». 2015. №2, 130 с.
7. Власова Т. И. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма: Учебное пособие для студентов вузов /Т. И. Власова, А. П. Шарухин. Москва: Академия, 2015. 380 с.
8. Воскресенский В. Ю. Международный туризм / В. Ю. Воскресенский. Москва: Юнити-Дана, 2013. 464 с.
9. Горбылева З. М. Экономика туризма: Учебное пособие / З. М. Горбылева. Минск: БГЭУ, 2016. 167 с.
10. Гуляев В. Г. Организация туристкой деятельности. / В. Г. Гуляев. Москва: Нолидж, 2014. 143 с.
11. Джанджугазова Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е. А. Джанджугазова. Москва: Издательский центр «Академия», 2015. 249 с.
12. Дмитриенко С. А. Формирование навыков адаптации к профессиональной деятельности: Среднее профессиональное образование / С. А. Дмитриенко. Москва: АльбукПресс, 2015. 250 с.
13. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие / А. П. Дурович. Москва: Новое знание, 2013, 496 с.
14. Дурович А. П. Организация туризма / А. П. Дурович. Санкт- Петербург: Питер, 2013, 320 с.
15. Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения // Системы здравоохранения: Время перемен. Москва: Рокосова, П. Гава, 2015. 41 с...40