Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО
ТУРИЗМА 7
1.1. Специфика гастрономического туризма как вида туризма 7
1.2. Развитие гастрономического туризма в России 20
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ 3 5
2.1. Рынок гастрономического туризма в г. Екатеринбурге 35
2.2. Гастрономический тур «Татарский вечер в деревне Акбаш» 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Протоколы интервью с экспертами 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Памятка для пассажиров автобуса 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Гастрономические туры, реализуемые в г. Екатеринбурге 72
Тема нашей дипломной работы «Проблемы и перспективы развития гастрономического туризма». Данный вопрос в настоящее время является актуальным, поскольку гастрономический туризм- явление новое и его развитие в мире поэтапно набирает обороты, но уровень изучения данной темы пока ничтожно низок .
Гастрономический туризм подходим тем, кто желает внести в свою поездку что-то необычное, прочувствовать культуру страны и людей через пищу, которую они едят. В последнее время мода на гастрономические туры активно формируется. Самые большие поклонники этого вида туризма - немцы, англичане, американцы и японцы .
Гастрономический туризм является единством экологии, культуры и производства, он отлично организован во Франции, Италии, Испании и Японии, где имеется развитая сеть винногастрономических туров .
Такой вид туризма пока только начинает появляться в России, и подобных туров в чистом виде еще нет, поэтому компоненты гастрономических туров добавляют в основные программы. В нашей стране такой туризм пока явление уникальное: нет продуманных гастрономических маршрутов, россиян, готовых платить деньги за подобное путешествие, очень мало .
Однако и у нас все большее количество людей начинает осознавать перспективность этого направления турбизнеса.
Объект - гастрономический туризм как вид туризма.
Предмет - проблемы и перспективы развития гастрономического туризма.
Цель - анализ проблем и перспектив развития гастрономического туризма в России.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть историю развития гастрономического туризма;
2) изучить понятие и виды гастрономического туризма, проблемы и перспективы;
3) проанализировать рынок гастрономического туризма г. Екатеринбурга;
4) разработать гастрономический тур «Татарский вечер в деревне Акбаш».
Эмпирической базой исследования послужили материалы полуформализованного интервью с менеджерами туристских фирм. В работе были использованы статистические данные развития гастрономического туризма в России и Екатеринбурге, а также результаты социологических исследований по близким проблемам.
Практическая значимость работы. Результаты и материалы исследования могут быть использованы предпринимателями в сфере туристкой индустрии.
Дипломная работа состоит из 2 глав, введения, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении рассматривается актуальность поставленной темы, ставятся цели и задачи ВКР.
В первой главе обозначена специфика гастрономического туризма, как вида туризма и его развитие.
Во второй главе приводится анализ рынка гастрономического туризма, результаты интервью с экспертами (представителями турфирм, реализующих гастрономические туры) и разработан гастрономический тур.
В заключении освещены выводы по дипломной работе.
Гастрономический туризм в России, да и в мире в целом, получил своё развитие не так давно. Россия, как многонациональная, поликультурная, с богатой историей страна, обладает огромным потенциалом развития гастрономического туризма.
Для регионов России характерны свои уникальные национально-культурные и природные особенности, которые носят неповторимый характер и могут вызвать интерес у энтузиастов. О развитии гастрономического туризма в России заговорили примерно 5-6 лет назад. В настоящее время его рассматривают в двух направлениях: во- первых, гастрономическому туризму стали уделять внимание как отдельному виду мирового туризма; во-вторых, развитие гастрономического туризма в некоторых регионах России до сих пор осуществляется в рамках развития этнического или культурного туризмов.
На данный момент в России наибольшей популярностью обладают туры, которые характеризуются тем, что на них затрачивается небольшое количество времени на организацию мероприятий по посещению мест, где можно употребить различные блюда и напитки, а также разного рода гастрономические продукты. Такие туры, как и любые другие гастрономические, включают в себя посещение таких объектов гастрономического туризма как рестораны, музеи, посвященные тому или иному продукту пищевой промышленности или сельского хозяйства, а также предприятия, фермы и другие места национально-культурной значимости.
Но не только особые музеи могут привлечь туристов, но также рестораны, ориентированные на приготовление национальной кухни поддерживающий весь сервис в духе национального колорита. В последние годы в России заметно расширилась сеть ресторанов кухни коренных народов.
Ещё один вклад в развитие гастрономического туризма в России могут внести предприятия по производству различного рода продуктов питания. В частности, особым интересом у людей пользуются такие товары народного потребления, как: кондитерские изделия, алкогольные и тонизирующие напитки.
В последние годы в России начали развиваться этнографические заповедники - места, где в полной мере сохраняются поселения малых коренных народов нашей Родины со всеми соответствующими им обычаями и традициями. В таких заповедниках туристы могут познакомиться не только с культурой, языком, историй народа, но также с его бытом, в частности, национальной кухней. В пределах заповедника устраиваются культурные мероприятия, где посетители могут окунуться в атмосферу бытовой и праздничной жизни коренного народа. Такие заповедники, как правило, включаются во всевозможные туры, в том числе и гастрономические.
Наиболее распространённым видом гастрономического тура в России является сельский, или зелёный. Эти туры характеризуются тем, что туристы направляются на фермы и посевные поля, где можно не только полакомиться местными сельхозпродуктами, но и принять активное участие в их сборе, а так же в других видах сельскохозяйственной деятельности.
В настоящее время помимо государства активный интерес в развитии гастрономического туризма проявляют все фирмы бизнеса, начиная с малого и заканчивая крупным.
В последние годы городе Екатеринбурге активно развиваются гостиничный и ресторанный бизнесы. Существует большинство ресторанов, ориентированных на национальные кухни народов Свердловской области. Наличие в области особых ферм, которые почти нигде не встречаются в России, создают предпосылки для развития гастрономических и иных видов туров. В настоящее время в целях популяризации национальных кухонь Свердловской области местное правительство совместно с бизнесом, некоммерческими организациями университетами разрабатывают и развивают гастрономические туры по Свердловской области.
Развитие туризма в нашем регионе создает альтернативную экономику, которая основывается не только на добыче природных ресурсов или производства сельскохозяйственной продукции, но и на развитии системы отдыха и культуры, которые в целом составляют туризм.
Развитие гастрономического туризма в Свердловской области - это ещё один плюс к экономике родной области, которая помимо рабочих мест, туров, доходов и объектов культуры, создаёт положительный образ региона в России.
1. Абрамкина Т. Н. Гастрономическая составляющая регионального турпродукта / Материалы II Международной студенческой научнопрактической конференции «Туризм как фактор социальноэкономического развития территорий» / Т. Н. Абрамкина. Иркутск: Иркутский государственный университет. 2012. 43 с.
2. Аганина А. А. Гастрономический туризм как перспективное направление развития туристской деятельности в Санкт - Петербурге / автореферат / А. А. Аганина, Саратов, 2016. 13 с.
3. Драчева Е. Л., Христов Т. Т. Гастрономический туризм: современные тенденции и перспективы // Журнал Российские регионы: взгляд в будущее.2015. №3. 36-50 с.
4. Кляп М. П. Современные разновидности туризма / учебное пособие / М.П. Кляп, М.: Знание, 2011, 334 с.
5. Королева И. С., Маркова И. Д. Инновационные виды туризма / Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции / И. С. Королева, И. Д. Маркова. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. 2013. 22 с.
6. Линькова А. А., Максименко А. Г. Актуальность включения гастрономических туров в программу туристских путешествий // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. Краснодар: Кубанский государственный университет. 2014. №1. 187-190 с.
7. Малыгина М. В., Герасева А. Ю. К вопросу о формировании
винногастрономических туров в Крыму / Сборник статей и тезисов докладов международной научно-практической конференции
студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей «От синергии знаний к синергии бизнеса» / М. В. Малыгина, А. Ю. Герасева. Омск: Полиграфический центр КАН. 2015. 67-70 с.
8. Мударисов Р. Г., Кобитев А.Д. Гастрономический туризм по татарской национальной кухне города Казани // Современные проблемы сервиса и туризма. Казань: Казанский национальный исследовательский технологический университет. 2015. № 4/Том 9. 95-103 с.
9. Нехаева Н. Е., Терехова Ю. С. Гастрономический туризм как
перспективное направление развития регионов России / сборник статей по материалам XXXIV международной научно-практической
конференции «Естественные и математические науки в современном мире» /Н. Е. Нехаева, Ю. С. Терехова. Новосибирск: СибАК. 2015. 8287 с.
10. Сычева В. О,Шпенькова К. С. Условия развития гастрономического туризма в России и в мире // Журнал Концепт. Саратов. 2014. № 7. 126130 с.
11. Тюрина И. Д., Васильева Н. П. Гастрономический туризм как
инновационный сегмент в сфере питания и сервиса / Сборник статей Международной научно-практической конференции
«Продовольственный рынок: состояние, перспективы, угрозы» / И. Д. Тюрина, Н. П. Васильева.Екатеринбург: УрГЭУ. 2015. 180-186 с.
12. УрядоваА. В., Савин Д. А. Специальные виды туризма / учебноое пособие / А. В. Урядова, Д. А. Савин, Ярославль: Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2013. 128 с.
13. Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 4 октября 1996 г
14. Щеникова Н. В. Традиции и культура питания народов мира / учебное пособие / Н.В. Щеникова, М.:Инфра-М, 2015, 296 с.
15. «Вкусная карта России» стартует с ярославского хрена [Электронный
ресурс] // Биржевой лидер. Режим доступа: http://www.profi-
forex.org/novosti-rossii/entry1008140220.html...48