МЕСТО НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В СИБИРСКОМ КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ИСКУСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ)
|
Реферат
Введение 5
1. Теоретико-методологические основания исследования национального
изобразительного искусства коренных народов Центральной Сибири 12
1.1. Особенность Сибирского концептуального искусства 12
1.1.1 .Понятие «концептуальное искусство» 12
1.1.2. Сибирское концептуальное искусство: история возникновения,
представители, особенности художественного образа картин 22
1.2. Культурные практики коренных народов: зарубежный и российский
опыт 28
1.2.1. Национально-художественные школы коренных народов за рубежом.28
1.2.2. Национально-художественные школы коренных народов в России ....32
2 глава. Эвенкийская художественная школа: особенности национального
изобразительного искусства 39
2.1. История развития эвенкийской художественной школы 39
2.2. Философско-искусствоведческий анализ наиболее репрезентативных
картин эвенкийских художников 48
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Введение 5
1. Теоретико-методологические основания исследования национального
изобразительного искусства коренных народов Центральной Сибири 12
1.1. Особенность Сибирского концептуального искусства 12
1.1.1 .Понятие «концептуальное искусство» 12
1.1.2. Сибирское концептуальное искусство: история возникновения,
представители, особенности художественного образа картин 22
1.2. Культурные практики коренных народов: зарубежный и российский
опыт 28
1.2.1. Национально-художественные школы коренных народов за рубежом.28
1.2.2. Национально-художественные школы коренных народов в России ....32
2 глава. Эвенкийская художественная школа: особенности национального
изобразительного искусства 39
2.1. История развития эвенкийской художественной школы 39
2.2. Философско-искусствоведческий анализ наиболее репрезентативных
картин эвенкийских художников 48
Заключение 62
Список литературы 64
Приложение А 72
Приложение Б 73
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Актуальность исследования
Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин. Во- первых, концептуальное искусство, появившееся в 60-70-х годах XX века является относительно молодым художественным направлением в истории мирового искусства и до сих пор остается не до конца изучено. Концептуальное искусство во многом полностью изменило привычные способы коммуникации зрителя и художественного произведения, а также в целом заставило пересмотреть свое отношение ко многим произведениям искусства. Впервые в истории искусства в основу произведения легла его идея, или концепция, а форма ее художественного выражения ушла на второй план.
Во-вторых, на сегодняшний день концептуальное искусство является одним из наиболее приоритетных направлений современного искусства. На данный момент интенсивное распространение концептуализма пришлось на территорию Сибири. Для того, чтобы сибирский концептуализм обрел вид, в котором мы можем наблюдать его сейчас, все концептуальное искусство в целом испытало множество трансформаций. Привычное для всех классическое понимание концептуального искусства за рубежом, в России ушло на второй план. Произошло это после его проникновения на территорию нашей страны и в дальнейшем оформилось в московский «романтический» концептуализм. Наконец, дошедшее концептуальное искусство до Сибири, перешло в направление Сибирского концептуального искусства. Оно впитало в себя множество региональных и этнических особенностей и практически полностью трансформировалось.
В-третьих, большой интерес вызывает среда, которая воздействовала на Сибирское концептуальное искусство. В сибирских регионах на формирование художественного потенциала художников большое внимание всегда оказывала национально-художественная школа. Результаты ее воздействия можно увидеть в произведениях художников, работающих в данном направлении на территории Сибири.
Таким образом, данное исследование действительно является актуальным на сегодняшний день. Зачастую авторы в своих художественных произведениях пытаются передать современные смыслы через рефлексии культурно-региональной идентичности. Поэтому важно изучить место национально-художественных школ в Сибирском концептуальном искусстве.
Степень изученности
В настоящее время существует множество работ, посвященных исследованиям концептуального искусства. Большой интерес вызывает к изучению само понятие «концептуальное искусство».
Первые упоминания термина «концептуальное искусство» принято относить к фигуре философа и музыканта Г. Флинта1. Он впервые дал не только название новому направлению в искусстве, но и описал его основные характеристики. Следом за Г. Флинтом свойства концептуального искусства выделили Д. Кошут2 и С. Левитт3. Не остались в стороне и российские теоретики искусства. Так, например, Б. Гройс4 дал определение
концептуальному искусству в России и назвал его московским
«романтическим» концептуализмом. На сегодняшний день московским «романтическим» концептуализмом интересуются такие авторы, как А.А. Титкина5, М.А. Гладкова6 и др.
На сегодняшний день понятие «концептуальное искусство» знакомо многим, поэтому феномен «концептуального искусства» остается интересным до сих пор.
Е.И. Кузнецова7 анализирует современное концептуальное искусство, его пути и тренды развития. В своем исследовании она делает акцент на творчестве трех современных художниках концептуалистах. Юрий Татьянин, Василий Ложкин и Дамир Муратов, по мнению автора, считаются актуальными художниками России на сегодняшний день. Главными героями их произведений являются не только знаменитые люди, такие как Казимир Малевич, Винсент Ван Гог и Йозеф Бойс, но и обычные коты, где каждый изображен со своей историей и характером. Д. Муратов изменил привычный образ милого героя всеми любимого мультика - Чебурашки. На произведениях художника он крайне воинственный, в беретке и с автоматом Калашникова наперевес....
Актуальность данного исследования обусловлена рядом причин. Во- первых, концептуальное искусство, появившееся в 60-70-х годах XX века является относительно молодым художественным направлением в истории мирового искусства и до сих пор остается не до конца изучено. Концептуальное искусство во многом полностью изменило привычные способы коммуникации зрителя и художественного произведения, а также в целом заставило пересмотреть свое отношение ко многим произведениям искусства. Впервые в истории искусства в основу произведения легла его идея, или концепция, а форма ее художественного выражения ушла на второй план.
Во-вторых, на сегодняшний день концептуальное искусство является одним из наиболее приоритетных направлений современного искусства. На данный момент интенсивное распространение концептуализма пришлось на территорию Сибири. Для того, чтобы сибирский концептуализм обрел вид, в котором мы можем наблюдать его сейчас, все концептуальное искусство в целом испытало множество трансформаций. Привычное для всех классическое понимание концептуального искусства за рубежом, в России ушло на второй план. Произошло это после его проникновения на территорию нашей страны и в дальнейшем оформилось в московский «романтический» концептуализм. Наконец, дошедшее концептуальное искусство до Сибири, перешло в направление Сибирского концептуального искусства. Оно впитало в себя множество региональных и этнических особенностей и практически полностью трансформировалось.
В-третьих, большой интерес вызывает среда, которая воздействовала на Сибирское концептуальное искусство. В сибирских регионах на формирование художественного потенциала художников большое внимание всегда оказывала национально-художественная школа. Результаты ее воздействия можно увидеть в произведениях художников, работающих в данном направлении на территории Сибири.
Таким образом, данное исследование действительно является актуальным на сегодняшний день. Зачастую авторы в своих художественных произведениях пытаются передать современные смыслы через рефлексии культурно-региональной идентичности. Поэтому важно изучить место национально-художественных школ в Сибирском концептуальном искусстве.
Степень изученности
В настоящее время существует множество работ, посвященных исследованиям концептуального искусства. Большой интерес вызывает к изучению само понятие «концептуальное искусство».
Первые упоминания термина «концептуальное искусство» принято относить к фигуре философа и музыканта Г. Флинта1. Он впервые дал не только название новому направлению в искусстве, но и описал его основные характеристики. Следом за Г. Флинтом свойства концептуального искусства выделили Д. Кошут2 и С. Левитт3. Не остались в стороне и российские теоретики искусства. Так, например, Б. Гройс4 дал определение
концептуальному искусству в России и назвал его московским
«романтическим» концептуализмом. На сегодняшний день московским «романтическим» концептуализмом интересуются такие авторы, как А.А. Титкина5, М.А. Гладкова6 и др.
На сегодняшний день понятие «концептуальное искусство» знакомо многим, поэтому феномен «концептуального искусства» остается интересным до сих пор.
Е.И. Кузнецова7 анализирует современное концептуальное искусство, его пути и тренды развития. В своем исследовании она делает акцент на творчестве трех современных художниках концептуалистах. Юрий Татьянин, Василий Ложкин и Дамир Муратов, по мнению автора, считаются актуальными художниками России на сегодняшний день. Главными героями их произведений являются не только знаменитые люди, такие как Казимир Малевич, Винсент Ван Гог и Йозеф Бойс, но и обычные коты, где каждый изображен со своей историей и характером. Д. Муратов изменил привычный образ милого героя всеми любимого мультика - Чебурашки. На произведениях художника он крайне воинственный, в беретке и с автоматом Калашникова наперевес....
Целью данной работы было исследование места национально- художественных школ в Сибирском концептуальном искусстве.
Именно поэтому в данном исследовании для достижения цели были поставлены определенные задачи. В первой главе был сделан обзор литературы и исследований, посвященных концептуальному искусству, рассмотрена история его развития и различные трансформации. Появление концептуального искусства в 60-70-х годах XX века осуществило полный переход от вещественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей. Новое направление со временем начинает рассматриваться, как способ визуального философствования, а концепция произведения выходит на первый план. Художники концептуалисты посредством своих произведений начинают поднимать важные проблемы для искусства. Они заставляют думаться зрителя об идеи, которая отражена в произведении. В связи с приходомконцептуализма на территории России, искусство освобождается от идеологических установок и развивается в более свободной манере. Все больше художники обращаются к народному творчеству и древнему искусству Сибири.
При рассмотрении вопроса, касающегося национально- художественных школ коренных можно прийти к выводу, что существенное развитие национально-художественных школ коренных народов России и ближнего зарубежья, происходит только лишь ближе к середине XX века. Объясняется это тем, что в данный период профессиональное художественное образование только начинает набирать свои обороты. Для художников отдаленных регионов открывается возможность получения профессионального художественного образования не только на территории своего региона, но и на территории всей страны, а также и за ее пределами.
Вторая глава исследования посвящена разбору эвенкийской художественной школы, а также философско-искусствоведческому анализу наиболее репрезентативных художественных произведений эвенкийских художников. В их число вошли живописные работы В.И. Донченко «Охотник Кировуль, огненный соболь» и «Как Хавэки дал людям пищу», произведение С.И. Казанцева «Дыхание Севера» и произведение С.А. Горбунова «Спуск».
При рассмотрении истории развития эвенкийской художественной школы, мы пришли к выводу, что предпосылки к развитию эвенкийской художественной школы начинают зарождаться со второго десятилетия XX века в связи с принятым решением об открытии уникального учебного заведения - Института народов Севера. Ведущими мастерами эвенкийской художественной школы являются такие художники, как Р. Пикунов, Н. Ботулу, А. Эмидак, С. СалаткищН. Хукочар, А. Амелькин, В. Старцев, В. Донченко и А. Попов.
Через произведения эвенкийской художественной школы, зритель может рассмотреть:
1. Определенную картину мира, свойственную только представителям эвенкийского народа (деление мира на Верхний, Средний и Нижний)
2. Значение богов-демиургов для эвенкийского человека (Высшие божества - это прародители человека);
3. Визуализацию определенных знаков и символов;
4. Бережное отношение человека к природе.
Следовательно, можно сделать вывод, что национально- художественные школы в Сибирском концептуальном искусстве занимают одно из главенствующих мест.
Именно поэтому в данном исследовании для достижения цели были поставлены определенные задачи. В первой главе был сделан обзор литературы и исследований, посвященных концептуальному искусству, рассмотрена история его развития и различные трансформации. Появление концептуального искусства в 60-70-х годах XX века осуществило полный переход от вещественных произведений к созданию более или менее свободных от материального воплощения художественных идей. Новое направление со временем начинает рассматриваться, как способ визуального философствования, а концепция произведения выходит на первый план. Художники концептуалисты посредством своих произведений начинают поднимать важные проблемы для искусства. Они заставляют думаться зрителя об идеи, которая отражена в произведении. В связи с приходомконцептуализма на территории России, искусство освобождается от идеологических установок и развивается в более свободной манере. Все больше художники обращаются к народному творчеству и древнему искусству Сибири.
При рассмотрении вопроса, касающегося национально- художественных школ коренных можно прийти к выводу, что существенное развитие национально-художественных школ коренных народов России и ближнего зарубежья, происходит только лишь ближе к середине XX века. Объясняется это тем, что в данный период профессиональное художественное образование только начинает набирать свои обороты. Для художников отдаленных регионов открывается возможность получения профессионального художественного образования не только на территории своего региона, но и на территории всей страны, а также и за ее пределами.
Вторая глава исследования посвящена разбору эвенкийской художественной школы, а также философско-искусствоведческому анализу наиболее репрезентативных художественных произведений эвенкийских художников. В их число вошли живописные работы В.И. Донченко «Охотник Кировуль, огненный соболь» и «Как Хавэки дал людям пищу», произведение С.И. Казанцева «Дыхание Севера» и произведение С.А. Горбунова «Спуск».
При рассмотрении истории развития эвенкийской художественной школы, мы пришли к выводу, что предпосылки к развитию эвенкийской художественной школы начинают зарождаться со второго десятилетия XX века в связи с принятым решением об открытии уникального учебного заведения - Института народов Севера. Ведущими мастерами эвенкийской художественной школы являются такие художники, как Р. Пикунов, Н. Ботулу, А. Эмидак, С. СалаткищН. Хукочар, А. Амелькин, В. Старцев, В. Донченко и А. Попов.
Через произведения эвенкийской художественной школы, зритель может рассмотреть:
1. Определенную картину мира, свойственную только представителям эвенкийского народа (деление мира на Верхний, Средний и Нижний)
2. Значение богов-демиургов для эвенкийского человека (Высшие божества - это прародители человека);
3. Визуализацию определенных знаков и символов;
4. Бережное отношение человека к природе.
Следовательно, можно сделать вывод, что национально- художественные школы в Сибирском концептуальном искусстве занимают одно из главенствующих мест.
Подобные работы
- МЕСТО НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В СИБИРСКОМ КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ИСКУСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020





