ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концептуальные основания байесовской эпистемологии 6
1.1. Степень рациональной уверенности как характеристика
доксастического состояния 6
1.2. Субъективная (персоналистская) интерпретация вероятности 11
1.3. Байесовская интерпретация рациональности 19
2. Специфические проблемы байесовской эпистемологии 26
2.1. Связь вероятностной логики и байесовской эпистемологии 26
2.2. Проблема априорных вероятностей 32
2.3. Вопросы понимания норм когерентности 34
2.4. Проблемы отображения изменений степени уверенности 36
3. Положение байесовской эпистемологии в современной теории познания 40
3.1. Историко-философские истоки байесовской эпистемологии 40
3.2. Использование дихотомии «байесовский/традиционный» в
классификации эпистемологий 47
3.3. Критика основоположений байесовской эпистемологии
и ее значение 54
3.4. Перспективные задачи байесовской эпистемологии 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Возникновение и совершенствование формальных подходов в рассмотрении философской проблематики является одной из ведущих тенденций развития современной философии как исследовательской дисциплины. На сегодняшний день фиксируются успехи применения формальных средств в сферах изучения проблемных комплексов, выработанных во множестве философских отраслей — от онтологии до моральной философии. Формализация способствует увеличению степени теоретической строгости рассмотрения и фактически представляет собой совокупность мер по усовершенствованию используемых языковых средств. Следствием такого усовершенствования становится расширение наличествующих у представителей философского знания возможностей создания абстрактных объектов и работы с ними.
Одним из ведущих современных формально-философских направлений является байесовская эпистемология. Данное наименование обобщает совокупность эпистемологиеских проектов, основанных на использовании формальных средств исчисления вероятностей и математической логики и принятии «субъективной» (предпочтительнее называть ее «персоналистская» [90,p.68]) интерпретации вероятностей. Достаточно распространенной (в среде как зарубежных, так и отечественных авторов) является позитивная оценка байесовской эпистемологии как перспективного направления формальной философии: ей приписывается ряд теоретически и практически значимых возможностей, начиная от преодоления парадоксов подтверждения [37,p.6] и создания моделей научного вывода [27], и заканчивая построением целостной теории правдоподобных рассуждений [19,с.90].
Однако, достаточно актуальным, хотя и практически не представленным в русскоязычном поле исследований является вопрос обоснования байесовских проектов в эпистемологии, т.е. философского анализа основоположений, базовых допущений, на которых строятся соответствующие философские теории. Подобное исследование с необходимостью предполагает экспликацию содержания концептуального аппарата байесовской эпистемологии, анализ используемых формальных средств, правил и условий их применения, собственных базовых проблем направления вкупе с теоретическими источниками их возникновения, а также целевых установок байесовских эпистемологических проектов.
Объектом исследования является байесианство как специфическое направление формальных исследований в области проблем теории познания и философской логики.
Предметом исследования выступает совокупность базовых принципов и допущений, полагаемая в основу байесовских эпистемологических проектов.
Целью работы является экспликация содержания основоположений байесовской эпистемологии, а также рассмотрение того, как ими детерминируется положение байесовской эпистемологии в современной теории познания.
В связи с указанной целью можно выделить следующие задачи:
1.Проанализировать содержание основополагающих единиц
концептуального аппарата байесовской эпистемологии.
2.Определить специфику и характерные проблемы использования формальных средств исчисления вероятностей в байесовской эпистемологии.
3. Рассмотреть круг собственных проблем байесовской эпистемологии, обратившись к вопросу об источниках их возникновения.
4. Выявить прагматические установки целеполагания, существующие в байесовской эпистемологии и определяющие ее положение в современной теории познания.
Разработка проблем обоснования байесовской эпистемологии осуществлялась рядом представителей современной зарубежной и отечественной философии. Следует выделить несколько направлений их деятельности. Одно из них — анализ истоков и специфики персоналистской интерпретации вероятности, положительных следствий ее использования и границ ее применимости. В этой связи примечательными являются работы таких авторов, как Д. Гиллис (D. Gillies) [54], Я. фон Плато (J. von Plato)[99], М.К. Галавотти (M.K. Galavotti)[51], Б.Скёмз (B. Skyrms) [92], Д.Х. Меллор (D.H. Mellor) [85], Р. Джеффри (R.Jeffrey) [72], Г.Кайберг (H. Kyburg) [8],[81]. Среди отечественных исследований, затрагивающих данные вопросы, особый интерес представляют работы В.М. Резникова [25], [26], Л.Б. Макеевой [19].
В качестве второго направления можно выделить исследования основных механизмов моделирования рациональности познающего субъекта, принятых в байесовской эпистемологии. Постановку, выявление и решение проблем в данном контексте осуществляли такие авторы, как К. Хоусон (C. Howson) [65], 3. Домотор (Z. Domotor) [47], П. Диаконис (P Diaconis) и С.Л. Забелл (S.L. Zabell) [44], Б.К. Ван Фраассен (B.C. Van Fraassen) [97], Э.Т. Джейнс (E.T. Jaynes) [71], Р. Джеффри (R. Jeffrey) [73]. Связанных вопросов также касались и вышеупомянутые авторы в связи с первым направлением рассмотрения.....
На основании осуществленного рассмотрения можно сделать несколько результирующих выводов, касающихся оснований байесовской эпистемологии и ее положения в современной теории познания:
1. )Отличительной особенностью байесовской эпистемологии является переход от анализа доксастических состояний (в общем виде — убеждений) к исследованию их количественных параметров. Следствием такого смещения акцентов в эпистемологическом рассмотрении становится расширение возможностей моделирования динамики изменений доксастических состояний.
2. )Байесовская эпистемология представляет собой одну из возможных линий в создании нормативной теории рациональности. Байесовские нормативные принципы (синхронические и диахронические нормы когерентности) первоочередно реализуют свое функциональное значение в рамках идеальных моделей поведения рационального эпистемического агента. Несмотря на то, что байесовские модели являются достаточно ограниченными для полноценного описания и объяснения ситуаций поведения реальных эпистемических агентов, их базовые принципы оправданно должны быть включены в нормативную теорию рациональности [75], т. к. они эксплицируют значимые фундаментальные закономерности причинно-следственных оснований рациональных решений эпистемического агента.
3. )Собственное проблемное поле байесовской эпистемологии отчасти определяется ее принадлежностью к области формальной философии, особенность которой заключается в наличии опоры на математические инструменты анализа поставленной проблемы [7,c.236], или, если расширить и уточнить эту характеристику — в наличии опоры на дополнительные инструменты повышения уровня теоретической строгости исследования. Для байесовской эпистемологии таким инструментом является не только исчисление вероятностей, но и язык пропозициональной логики. Некоторыми авторами применяются более серьезные инструменты математического моделирования и графического отображения полученных результатов. Но, поскольку формализация является инструментом повышения продуктивности рассмотрения заснет увеличения его строгости, она становится источником ряда методологических проблем, которые, собственно, и составляют автономное проблемное поле байесовской эпистемологии. Это проблемы адекватности применяемого формального аппарата и его интерпретации, вопросы, связанные с существующими ограничениями его применения и возможностями его расширенного использования. Наконец, сюда относятся вопросы понимания и применения получаемых моделей. Данные вопросы анализируются на стыке соответствующих дисциплин (теории вероятностей, математической логики и т. д.) и эпистемологии. Остальную часть проблемного поля байесовской эпистемологии составляют непосредственно охватываемые ею вопросы теоретико-познавательного характера.
^Прагматические установки, определяющие целеполагание байесовских эпистемологических исследований, проистекают из непосредственных интересов теории познания и дополняются стремлением к достижению определенного уровня строгости получаемых заключений. Основаная цель байесовской эпистемологии — экспликация норм рациональности, управляющих осуществлением правдоподобных умозаключений (индуктивных, редуктивных [36,p.91-92] и т. п.). Байесовская эпистемология исследует различные возможности описания поведения рационального эпистемического агента в условиях неполной информации. Таким образом, она представляет собой современную область исследования некоторых аспектов проблем, традиционно составляющих предмет интереса теории познания. Данное обстоятельство обнаруживает несостоятельность любой критики байесовской эпистемологии, стремящейся доказать ее удаленность от целей и интересов теории познания как философской дисциплины.
5. )С точки зрения историко-философских детерминант своего возникновения и развития, байесовская эпистемология является «вписанной» в контекст развития философской теории познания как таковой. Предпосылки для ее возникновения могут быть обнаружены еще на ранних этапах истории развития философии, а некоторые из характерных для нее задач и значимых принципов стали формулироваться еще задолго до ее возникновения в рамках нововевропейской философии. В то же время, конкретизация содержания сферы интересов байесовской эпистемологии, а также ее методологические особенности позволяют говорить о формировании байесианства как самостоятельной (и в то же время — теоретически взаимосвязанной с иными направлениями) эпистемологической традиции.....
1. Айер А. Дж. Истина и вероятность / А. Дж. Айер // Язык, истина и логика. Пер.с англ. В. А. Суровцева, Н.А. Тарабанова. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. — С.125-146.
2. Амстердамский С. Об объективных интерпретациях понятия вероятности // Закон. Необходимость. Вероятность. Сборник статей. / Пер.с польск. А.П. Ермилова. — М.: «Прогресс», 1968. — С.13—105.
3. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 2. / Под ред. З.Н. Микеладзе — М.: «Мысль», 1978. — 687 с.
4. Бунге М. Философия физики. / Пер.с англ. Ю.Б. Молчанова. — М.: «Прогресс», 1975. — 352 с.
5. Васильев В.В. Эпистемология Дэвида Юма и ее современное значение // Эпистемология и философия науки. 2020. Т.57. № 1. С. 166 — 180.
6. Декарт Р. Сочинения. / Под ред. Я.А. Слинина — СПб.: «Наука», 2015.— 650 с.
7. Долгоруков В.В., Шумилина В.А. Что такое формальная философия? // Эпистемология и философия науки. 2021. Т.58. № 3. С. 235 — 241.
8. Кайберг Г. Вероятность и индуктивная логика.— М.: «Прогресс», 1978.— 375 с.
9. Катасонов В.Н. Метафизическая математика XVII в. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.— 144 с.
10. Колмогоров А.Н. Основные понятия теории вероятностей. — М.: ЛЕНАНД, 2021. — 120 с.
11. Кравец А.С. Природа вероятности (философские аспекты).— М.: «Мысль», 1976.— 173 с.
12. Куайн УВ.О. Философия логики. / Пер.с англ. В.А. Суровцева — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2008. — 192 с.
13. Лаплас П.С. Опыт философии теории вероятностей. — М.: ЛЕНАНД, 2021. — 208 с.
14. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х т. Т. 2. / Под ред. И.С. Нарского — М.: «Мысль», 1983. — 686 с.
15. Леибниц Г.В.Сочинения в 4-х т. Т. 3. / Под ред. Г.Г. Майорова,
A. Л.Субботина — М.: «Мысль», 1984. — 734 с....99