Реферат
Введение 3
Глава 1. Информационная культура подростков 9
1.1 Характеристика информационный культуры 9
1.2 Анализ путей формирования информационной культуры
подростков 18
Выводы по главе 1 22
Глава 2. Культуротворческие технологии социально-культурной деятельности как способ формирования информационной культуры подростков 23
2.1 Специфика культуротворческих технологий социально-культурной
деятельности 23
2.2 Проектное решение: проект «Гуляй» 30
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список литературы 40
Приложение А 50
Приложение Б 57
Приложение В 58
Приложение Г 61
Приложение Д 63
Приложение Е 64
Приложение Ж 67
Приложение И 69
Приложение К 72
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире информация выходит на первый план. Развитые цифровые технологий и огромный поток информации уже являются неотъемлемой частью нашей жизни. В подростковом периоде данная среда может как помочь в развитии личности, так и привести её к разрушению.
Очень важно понимать роль и значимость развитой информационной культуры уже на этапе «взросления». Именно это явление в последствии окажет огромное влияние на социализацию и профессиональную деятельность личности. Сейчас информационная культура отходит от понятия только информатики и информационной среды. Оно всё больше проникает и в другие сферы жизни.
Подростки должны не только уметь пользоваться компьютером, как это преподносят с точки зрения информатики, но и должны осознавать роль информации, владеть определёнными навыками и умело оперировать ей. Развитие сети Интернет, социальных сетей, открытой доступ к информации привели к формированию новой культуры - кибер-этики, которая позволяет отсеивать информацию и содержит определённый набор правил общения в виртуальной среде, что несёт за собой определённые последствия.
Негативными факторами развития информационной среды и показателями низкой информационной культуры являются:
• упрощение речи и культуры общения;
• атомизация общества;
• шаблонность мышления.
Именно это убивает в личности творческое начало, подавляет креативность и к ведёт деградации общества.
В подростковом возрасте особую опасность представляет «информационный мусор», это связанно с эмоциональной нестабильностью данного возраста. Насилие, жестокость, терроризм, подмена ценностей - въедается в подсознание и становится частью неокрепшего сознания подростка.
В целях развития информационной культуры и недопущения разрушения личности, необходимо подростка научить работать с информацией, находить актуальную, достоверную информацию, уметь её анализировать.
Здесь огромную роль играют культуротворческие технологии. Они включают в себя механизмы, которые способны развить мышление, внедрить новые методы обучения и воспитания, а также помочь адаптироваться в постоянно меняющейся среде, без особой нагрузки на психику подростка.
Влияние культуротворческих технологий на информационную культуру огромное. Они помогают включить подростка в творческий процесс и повысить уровень не только общей, духовно-нравственной культуры, но и такой важной на настоящий момент информационной.
Степень научной разработанности:
Развитие информационной культуры в процессе развития общества можно проследить в работах Суханова А. П., Семенюка Э. П., Вохрышевой М. Г., Колина К. К.
Первым подходом к изучению информационной культуры был информационный подход. Зубов Ю. С., Семенюк Э. П. дали наиболее полные определения информационной культуры.
В связи с развитием информационной сферы, данный вид культуры получил широкое распространение и проник в разные сферы жизнедеятельности человека, что и привело к необходимости рассматривать информационную культуру в других сферах. Педагогический подход подчеркивал роль данной культуры в процессе воспитания и образования личности, что прослеживается в работах Розенберга Н. М., Воробьёва Г. Г., Луканкина Г. Л., Сергеевой Т. Ф., Щегловым А. В., Якуниным Е. А., Семёновым А. Л. и др..
Культурологический подход подчеркивает связь развития информационной культуры и развития общества. Его представляют Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А.,
Информационные технологии и их влияние на подростков в своих трудах рассматривали Селиванова О. Г., Пешнина Е. М., Баданова Н. М.,
Патраков Э. В. и др....
1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. От 01.04.2020).
2. «Вконтакте» раскрыла принципы работы с информацией пользователей //ТАСС. - 05.10.2018 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: /Ла88.ги/оЬзс 11 е81уо/5644572?1 Лт_8оигсе=ухпем8&1 Лт_те (литлеэМор.)
3. Агранович В.Б. Содержание понятия «инновация» как социально- философской категории // Известия Томского политехнического университета. - 2008. - № 6. - С. 111-112.
4. Алексеева И.Ю., Шклярик Е.Н. Что такое компьютерная этика? //Вопросы философии. - 2007. - №9. - С.60-72.
5. Аракчеева С.А., Рожков М.И. Социально-педагогическое
сопровождение саморазвития подростков в условиях санаторной школы-интерната // Социальная педагогика в России. - 2015. - № 5. - С. 39-43.
6. Аракчеева, С. А. К вопросу о готовности подростков к саморазвитию / С. А. Аракчеева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2018. — № 1. — C. 159-161.
7. Афанасьев, С.В. Информационная культура: типологический анализ/ С.В. Афанасьев // Философская мысль. - 2018. - № 1. - С. 59 - 70.
8. Бабинович В.С. Идентичность геймера в виртуальном пространстве // Вестник Томского государственного университета. - 2019.
9. Белякова Е.Г. Информационная культура и информационная безопасность школьников //Образование и наука. - 2017. - Том 19. - №8. - С.147-162.
10. БордовскийГ.А. Извозчиков В.А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - №5. - С. 1216.
11. Винарик, Л.С [Текст]: учеб. Пособие / Л.С. Винарик, Н.Ф. Васильева. - Москва: Школьная б-ка, 2002. - 89 с.
12. Водяникова И.Ф. Аксиологические аспекты компьютерной этики //Социально-гуманитарное познание в контексте философской инноватики. Сборник трудов Международной научной конференции /Научный редактор - А. М. Старостин. - Ростов-на-Дону: Донское книжное издательство, 2013. - С.344-347.
13. Войскунский А.Е., Дорохова О.А. Становление кибер-этики. Исторические основания и современные проблемы //Вопросы философии. - 2010. - №5. - С.69-83.
14. Войскунский, А. Е., Нафтульев А. И. Актуальные психологические проблемы кибер-этики //Гуманитарная информатика. - 2007. - Выпуск
3. - С.31-39.
15. Воробьев, Г.Г. Твоя информационная культура. - Москва: Молодая гвардия, 1988. - 303 с....100