ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ стр. 6-21
1.1. Понятие гибкости и особенности ее развития у обучающихся
13-14 лет на уроках физической культуры стр. 6 - 10
1.2. Анатомо-физиологические особенности у обучающихся 13-14 лет
1.3. Методика проведения занятий по физической культуре в школе средствами
стрейчинга
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Этапы и организация экспериментальной работы стр.21-22
2.2. Диагностика уровня развития гибкости у обучающихся 13-14 лет
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ГИБКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ
СТРЕЙЧИНГА
3.1. Проведение стрейч-занятий, направленных на развитие гибкости учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры
3.2. Результаты экспериментальной работы стр. 33 - 39
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности.
Средний школьный возраст - благоприятный период для развития практически всех групп мышц. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.
При развитии гибкости будут учитываться возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.
На современном этапе жизни общества, особенно актуальными являются исследования здорового образа жизни. Поэтому наиболее важным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, а так же способов повышения интереса к занятиям стретчингом.
В качестве средств развития гибкости будут использоваться упражнения на растягивание - стретчинг. Стретчинг составляет упражнения, направленные на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий опорно-двигательного аппарата, выполняемых в статическом режиме. Стретчинг (от.англ. stretching- растягивание) возник в 50 -е гг. XX в. в Швеции, но только спустя 20 лет стал активно применяться в оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила признание во всем мире и почти вытеснила многие другие, так как построена с учетом всех занятий анатомии и физиологии, максимально использует скрытые способности организма человека, и поэтому наиболее эффективна. Суть упражнений стретчинга заключается в растягивании расслабленных мышц или чередовании напряжения и расслабления растянутых мышц. Выполнение упражнений стретчинга не требует специальных снарядов и приспособлений и выполняется как в положении стоя, так и в положении сидя и лежа. В системе оздоровительной физической культуры стретчинг используется как составная часть оздоровительной тренировки (в подготовительной части занятия - как средство разминки и в заключительной части - как средство расслабления и релаксации), а также является самостоятельной системой упражнений.
В выпускной квалификационной работе мы будем раскрывать, и освещать понятие стретчинга, его влияние на организм и на развитие гибкости обучающихся 13-14 лет.
Более подробно будут изучены методики развития гибкости у обучающихся, средствами стретчинга в процесс физического воспитания. Изменение двигательных показателей при применении этих методик, результат влияния двигательной активности на различные системы организма, а так же выявить насколько же эффективными являются занятия применение этих методик в улучшение здоровья детей и повышения физических способностей.
Многие согласятся с тем, что качество жизни, благополучие, в первую очередь зависит от способности человека вести полноценный, активный образ жизни, не ограниченный проблемами со здоровьем. Именно по этому, в настоящие время занятия стретчингом приобретают все большую популярность и набирают все большую известность, так как носят оздоровительный и общеукрепляющий характер.
Проблема ухудшения здоровья детей, особенно актуальна в настоящее время, по причине плохой экологии, неправильным питанием, малоподвижным образом жизни, и пагубным влиянием вредных привычек.
Для того что бы повысить эффективность занятий стретчингом, и улучшить методики ее проведения, мною и был, затронут вопрос о «Внедрение методики развития уровня гибкости средствами стретчинга в процесс обучения и воспитания обучающихся» и увидеть изменение двигательных показателей обучающихся под влиянием занятий стретчингом. В данной работе мы раскроем понятие стретчинга, его влиянии на организм обучающихся среднего школьного возраста.
Мы постараемся выявить, насколько же эффективными являются занятия стретчингом в улучшение здоровья обучающихся и повышения их физических способностей.
Актуальность данной темы исследования заключается в том, что недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
Цель работы: конкретизировать методику развития гибкости у обучающихся 13-14 лет на уроках физической культуры и проверить экспериментальным путем эффективность её применения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования: методика развития гибкости у обучающихся 13-14 лет средствами стретчинга.
Гипотеза исследования: развитие гибкости обучающихся на уроках физической культуры будет эффективным, если в программе по физической культуре в школе будут использованы комплексы упражнений стретчинга. Задачи:
1. проанализировать научно и учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. определить уровень развития гибкости у обучающихся 13-14 лет;
3. конкретизировать методику развития гибкости обучающихся 13-14;
4. проверить экспериментальным путём эффективность методики развития гибкости у обучающихся 13-14 лет.
Методы исследования:
1. анализ литературных данных;
2. педагогический эксперимент;
3. количественная и качественная обработка данных.
По результатам теоретического анализа научно и учебно-методической литературы по исследуемой теме было выявлено, что средний школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития гибкости у детей. Однако недостаточная подвижность в суставах и малоподвижный образ жизни отрицательно влияют на уровень развития гибкости у детей, а так же малоизученные методики по развитию гибкости являются причиной низкого её уровня. Поэтому наиболее важным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, включающих в себя упражнения на растягивание, т.е. стретчинг.
По итогам тестирования на констатирующем этапе эксперимента был определён уровень развития гибкости у обучающихся: выявлено, что её уровень достаточно низкий.
С опорой на признанную методику Т.И. Дудиной «Йога-стретчинг: развитие уровня гибкости для начинающих основной курс» была конкретизирована методика развития гибкости у обучающихся 13-14 лет средствами стретчинга и дополнена основными упражнениями для развития уровня гибкости детей в домашних условиях.
По результатам применения методики развития гибкости у обучающихся средствами стретчинга был проведен контрольный этап тестирования. Результаты эксперимента выразились в следующем: низкий уровень развития гибкости в плечевом суставе уменьшился с 19 % до 9 %, средний уровень - с 62 % до 48 %, а высокий уровень вырос с 19 % до 43 %; низкий уровень развития гибкости с позвоночном столбе уменьшился с 29 % до 14 %, средний уровень - с 38 % до 20 %, а высокий уровень вырос с 33% до 66%; низкий уровень развития гибкости в тазобедренном суставе уменьшился с 43% до 24%, средний уровень вырос с 24 % до 43 %, высокий уровень остался прежним - 33%.
Итак, на контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика развития уровня гибкости обучающихся. Следует также отметить, что эффективность целенаправленной не только коллективной работы с обучающимися будет выше, если её сочетать с индивидуальной. Так же большое значение имеют ежедневные самостоятельные тренировки с применением упражнений на растяжку. По результатам проведенных диагностик можем сделать вывод, что запланированная и осуществленная работа с обучающимися на формирующем этапе была подобрана правильно. Это свидетельствует о подтверждении выдвинутой в начале исследования гипотезы.
1. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка,
A. А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. — М.: Тера-Спорт, 2003 - 624 с.
2. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов / В.П.Артемьев,
B. В.Шутов. -Могилёв: МГУ им.А.А. Кулешова, 2004. -284 с.
3. Батышев, А.С. Практическая педагогика для начинающих преподавателей/ А.С. Батышев. - М.: Ассоциация Профессиональное образование, 2003. - 200 с.
4. Бондаренко Е.В., Ревякин Ю.Т. Развитие гибкости и силовых способностей на занятиях аэробикой // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №9. - с.37.
5. Бубэ, Х. Тесты в спортивной практике [Текст] / Х. Бубе. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 240 с.
6. Глахан, Л. М. Две стороны одной монеты /Л. М. Глахан. // Сила и красота. - 2000. - № 10. - с.76-80.
7. Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 2005. - 56 с.
8. Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 3. - 18-19.
9. Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников /В.М. Демидов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 1.- 47с.
10. Дудина, Т. П. Стретчинг основной курс /Sova films // -2008 год.
11. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров - учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
12. Закарьян, Л. Х. Фитнес - путь к совершенству / Л. Х. Закарьян, А. Л. Савенко. - Ростов н/ Учебное издание.
13. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания/ В.М, Зациорский. - М.: Советский спорт, 2008. - 200с.
14. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. - с. 43.
15. Козлова, В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 2005.- с. 31.
Матвеев, Л.П. - Теория и методика физического воспитания:
Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 2005. - с. 65.
17. Мартовский, А.Н. Гимнастика в школе/ А.Н. Мартовский - М.: Физкультура и спорт, 2004. 168 с.
18. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТП: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2003-с.173 Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 2004. № 5.- 41с.
19. Лаврик Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков и девочек 11-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г.Лаврик, Р.Э.Зимницкая // Мир спорта. -2010. - No3. -С. 67-71
20. Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 2004.- 34 с.
21. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта/ А.В. Родионов - М.: Мир, 2004. - 555 с.
22. Санин, М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков/ М.Р. Санин, З.Г. Брыскина. - М.: Академия, 2002. - 145 с.
23. Солонкин, А.А. Развитие двигательных качеств. Сб.науч.тр.// А.А.Солонкин. - Смоленск: СГИФК, 2006. № 6.
24. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 2000.- С. 32.
25. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 2005.- 24с.
26. Смоленский, В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 2004.- 123 с.
27. Холодов, Ж. К. - Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.
28. Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. - 2005. - №5. - 3 с.
29. Шакина, Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина// Физическая культура в школе. - 1994. - № 7. - 15 с.
30. Шашурин А.В. Физическая подготовка. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 317 с.