Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения депрессии 6
1.1. История изучения и современное состояние науки в исследовании
эмоциональной сферы и аффективных расстройств 6
1.2. Возрастные особенности развития эмоциональной сферы в норме и в
патологии 12
1.3. Понятие депрессии и исторические аспекты ее изучения 17
1.4. Категория представлений в психологии 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2. Эмпирическое исследование выраженности депрессии у учащихся и их представлений об этом состоянии 29
2.1. Описание процедуры и методов исследования 29
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования выраженности
депрессии у учащихся и их представлений об этом состоянии 35
2.3. Рекомендации по профилактике аффективных расстройств у
учащихся 93
Выводы 97
Заключение 100
Список используемых источников 104
Приложение 1 109
Приложение 2 111
Приложение 3 112
Приложение 4 114
Приложение 5 120
Приложение 6 122
В последнее время в окружении и в СМИ появляется много новостей о суицидальных попытках или о завершенных суицидах подростков и юношей. Согласно статистическим данным, только за девять месяцев 2018 года в России покончили с собой 583 несовершеннолетних. Больше всего детских самоубийств пришлось на 2014 год - 800 случаев [40]. В возрастной группе от 15 до 19 лет по числу самоубийств лидируют представительницы слабого пола. Однако из года в год разрыв между показателями суицида у женщин и у мужчин нивелируется [33]. Не обходят стороной суицидальные попытки и более взрослых людей. В целом, количество самоубийств с 2019 года в России составляет около 2000 человек [30]. Причем завершенные суициды характерны более для мужчин, нежели для женщин. По данным Института демографии Высшей школы экономики от 2017 года, наибольшее число самоубийств - за гражданами в возрасте от 15 до 54 лет [33].
Принято считать, что суицидальные попытки совершаются людьми, отличающимися от других наличием депрессии [29, с. 9]. Статистика утверждает, что наиболее распространенным заболеванием считается именно депрессия. Согласно данным ВОЗ, такая тенденция ведет к тому, что депрессия обгонит по популярность онкозаболевания и болезни сердца. По различным данным, в нашей стране депрессия распространена среди 5-15% населения. Именно это заболевание является главной причиной заболеваемости и нетрудоспособности подростков. А распространенность депрессии в юношеском возрасте составляет 40%. Не менее популярен этот недуг среди пожилых людей (44% случаев). Что касается половых различий, женщины болеют депрессией как минимум в 2 раза чаще мужчин. Обычно первый депрессивный эпизод у представительниц слабого пола возникает в молодом возрасте, при этом заболевание протекает достаточно тяжело, и лечение требует усилий [35].
Наше исследование касается именно тематики депрессивных проявлений у учащихся в раннем юношеском возрасте. Тем самым актуальность данной работы подтверждается остро вставшей перед педагогами школ, ссузов и вузов в профилактике суицида. А профилактика невозможна без всестороннего изучения вопроса о причинах того или иного явления. К тому же на данный момент проблема изучения юношеских депрессией мало изучена, так как исследования по этому вопросу обычно проводятся на юношах и подростках вместе.
Цель данной работы - исследование выраженности депрессии у учащихся и их представлений об этом состоянии для разработки рекомендаций, направленных на профилактику аффективных расстройств и выявление группы суицидального риска.
Объект исследования - аффективная сфера учащихся.
Предмет исследования - выраженность депрессии у учащихся и их представлений о ней.
Гипотезы исследования: в целом для юношеского возраста характерно увеличение выраженности депрессии при переходе от старшего школьного к студенческому возрасту. Также для учащихся характерны реалистичные представления о депрессии.
Задачи исследования:
• изучить теоретический материал об аффективной сфере, о депрессии и представлениях о ней;
• организовать эмпирическое исследование, подобрать психодиагностический комплекс по проблеме исследования;
• исследовать выраженность депрессии и ее структуру, выраженность чувства безнадежности;
• изучить представления учащихся о депрессии;
• провести анализ и интерпретацию результатов по проблеме исследования;
- разработать рекомендации, направленные на профилактику аффективных расстройств и выявление группы суицидального риска.
Методологическая база: изучением феномена депрессии занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как А. Бек, Э. Крепелин, К. Кальбаум, К. Шнайдер, П.Б. Ганнушкин, Н.В. Зверева, Э.И. Плотичер, С.С. Мнухин, И.С. Кон и другие...
В данной работе было проведено исследование выраженности депрессивной симптоматики у учащихся и представлений об этом состоянии. В ходе изучения теоретической базы по данной теме было установлено, что на сегодняшний момент существует множество точек зрения на природу эмоций и на их функции в жизни человека. Исследования в области эмоциональной сферы велись еще со времен Древнего мира (Платон, Аристотель). Наука двигалась вперед, и по мере ее развития выдвигалось множество теорий и подходов к изучению эмоций - интеллектуалистический подход (И.В. Гербарт), в рамках которого создана трехкомпонентая теория эмоций (В. Вундт), эволюционная теория (Ч. Дарвин), органическая теория (У. Джемс, Г. Ланге), поведенческий подход (Дж. Уотсон), таламическая теория (У. Кеннон, П. Бард), когнитивно-физиологическая теория (Э. Шехтер, Д. Сингер), психоаналитический подход (Д. Рапапорт), информационная теория (П.В. Симонов), биологическая теория (П.К. Анохин) и множество других.
Что касается непосредственно депрессии, то она представляет собой психическое расстройство, сопровождающееся сниженным настроением, утратой способности переживать радость, негативными суждениями, пессимизмом, двигательной заторможенностью. Сопоставленная с меланхолией, депрессия начала изучаться еще со времен Ветхого Завета. В Древнем мире она стала объектом теоретических воззрений Гиппократа, Аристотеля. Гиппократ считал меланхолию спокойным состоянием, но связанную с боязнью света и людей. Он также считал, что в подобных ситуациях необходима психологическая поддержка и фитотерапия. Аристотель считал, что негативные чувства можно побороть с помощью направленных в правильное русло мыслей, что похоже на современную когнитивную терапию депрессии. Также меланхолия (а в последующем отдельно депрессия) изучались У. Гарвеем (говорил о связи между нарушением деятельности сердца и эмоциональным напряжением), Лорри (указал на истероформный характер протекания депрессии у женщин и ипохондричный - у мужчин), Ф. Пинелем (говорил о роли наследственности и воспитания в возникновении депрессии), П. Пизани (отметил факт необходимости искреннего и открытого подхода к каждому депрессанту, самостоятельно пережив это состояние), Б. Рашом (связывал депрессию с сосудистыми нарушениями в головном мозге и говорил о необходимости заинтересованного слушания врачом пациентов), К. Кальбаумом,
Э. Крепелином (рассматривали депрессию в рамках маниакальнодепрессивного психоза). Выделяют 3 основных подхода к исследованию природы депрессии
• психоаналитический (З. Фрейд, М. Кляйн), согласно которому депрессия возникает при утрате объекта либидиозной привязанности;
• бихевиористский, при котором депрессия понималась как обученная беспомощность;
• когнитивистский (А. Бек, Г. Гельмгольц), согласно которому депрессия - следствие ложных «бессознательных умозаключений». Именно А. Бек построил алгоритм борьбы с депрессией, на основе в настоящий момент которого работают многие психотерапевты.
Представления как психологические явления представляют собой обобщенных образ действительности, ее отражение, сохранившееся в памяти человека. Представление может сформироваться как в результате одномоментно воспринимающегося предмета, человека или явления, так и в результате восприятия в течение продолжительного времени. Затем данное когнитивное образование проявляет себя на уровне автоматизма и может формировать некую установку по отношению к тому или иному предмету, человеку, явлению. При этом установка является поведенческим образованием. То есть определенный алгоритм мыслей человека провоцирует его вести себя определенным образом в определенных ситуациях. Изучением представлений как психологического явления занимались такие ученые, как В. Келлер, М. Вертгеймер, К. Коффка, С.Л. Рубинштейн, С.Ю. Головин.
В ходе исследований было установлено, что 1/3 часть выборки - лица с выраженной депрессии, чаще всего в легкой ее степени....