ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие трудовой деятельности в современной науке и
практике 7
1.2. Особенности развития трудовой деятельности детей среднего
дошкольного возраста 12
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1. Способы изучения развития трудовой деятельности детей среднего
дошкольного возраста 22
2.2. Анализ и интерпретация результатов
исследования 24
2.3. Рекомендации по развитию трудовой деятельности детей среднего
дошкольного возраста 29
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Общество на рубеже тысячелетий столкнулось с рядом социальных проблем развития подрастающего поколения: недостаточная
подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности;
несформированность готовности к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели; приверженность определенной части молодежи к «легкой жизни», иждивенчеству; подверженность влиянию пропаганды культа силы и насилия, ведущейся средствами массовой информации.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными принципами. Поэтому проблема развития трудовой деятельности детей на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость [5, с. 4-8].
Большой вклад в развитие трудовой деятельности детей внесли А.С. Макаренко, В.Г. Нечаева, Т.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, Л.И. Захаревич. Ими разработаны: классификации трудовой деятельности детей, сформулированы задачи овладения трудовой деятельностью (освоение структуры деятельности, приобретении трудовых навыков, умений) и развития личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности, формирование взаимоотношений и приобретение сознательного опыта взаимодействия), описаны виды детского труда: самообслуживание,
хозяйственно-бытовой, труд в природе, ручной и художественный труд, описаны разнообразные средства приобщения детей к труду (индивидуальные поручения, контроль за действиями ребенка, оказание помощи, дополнительный показ, дежурства, длительные трудовые поручения, коллективный труд).
Трудовая деятельность имеет большой потенциал для всестороннего развития детей, расширения их интересов, проявления простейших форм сотрудничества, формирования таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей. В связи с этим трудовая деятельность может рассматриваться как универсальное средство развития ребенка-дошкольника, что требует изучения особенностей ее развития у современных детей [12, с. 78-84].
Можно говорить о существовании противоречий между:
• требованиями ФГОС ДО к проведению психолого-педагогической диагностики развития ребенка (в том числе развития трудовой деятельности) и отсутствием критериев их изучения в современных ООП ДО;
• потребностью педагогов в способах изучения трудовой деятельности и отсутствием необходимого методического обеспечения;
• педагогическим потенциалом трудовой деятельности и недостаточностью ее организации трудовой деятельности в практике детских садов.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: выявление критериев и способов изучения особенностей развития трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Изложенное послужило основанием для избрания в качестве темы настоящего исследования «Особенности развития трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста».
Цель исследования - выделить и описать особенности развития трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Объект - трудовая деятельность детей среднего дошкольного возраста.
...
Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека, специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание. Основными характеристиками трудовой деятельности, отличающими ее от других видов деятельности являются: функционально - технологический набор трудовых операций; набор качеств, которыми должен обладать субъект труда; материально-технические условия и пространственно-временные рамки реализации; способы связи субъектов труда со средствами и условиями его реализации; нормативно- алгоритмизированный способом организации субъектов труда. Структуру трудовой деятельности включает: субъект труда; содержание труда; условия труда; средства труда орудия труда; организацию труда.
Особенностями трудовой деятельности детей среднего
дошкольного возраста можно назвать: зарождение общественных мотивов труда, когда дети пытаются объяснить свои трудовые побуждения; расширяются и усложняются трудовые умения детей, формируется целеполагание, планирование и самоконтроль трудовой деятельности; расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы трудовой деятельности средних дошкольников; появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, складывается совместный со сверстниками труд.
С целью изучения особенностей развития трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста была использована методика «Трудовое поручение», представляющая собой карту включенного наблюдения за трудовой деятельностью детей. Результаты наблюдения, занесенные в карту, затем обрабатывались, что позволило выделить и зафиксировать уровень развития трудовой деятельности детей.
Исследование проводилось на базе средней группы муниципального дошкольного образовательного учреждения г.Боготола Красноярского края.
В исследовании приняла участие 20 детей данной возрастной группы.
Включенное наблюдение проводится по заранее намеченному плану в соответствии с выделенными критериями, представленным в карте наблюдения. Уровень развития трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста изучался по следующим критериям: умения трудиться в коллективе; интерес к трудовому поручению; самоорганизация труда; выполнение последовательности действий; выбор необходимого инструмента для трудовой деятельности; навыки уборки рабочего места.
В карту наблюдения вносилась бальная оценка развития трудовой деятельности ребёнка, в которой: 1 балл обозначал отсутствие или фрагментарное присутствие выделенного критерия в труде ребенка; 2 балла означало, что выделенный критерий проявляется в труде ребенка, но не регулярно или не в полном объеме; 3 балла означало, что выделенный критерий регулярно и систематически присутствует и проявляется в труде ребенка.
Полученные ребенком по каждому из 6 критериев баллы суммировались и выводился уровень развития трудовой деятельности ребенка. На основе выделенных критериев развития трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста были выделены и охарактеризованы три уровня: высокий, средний и низкий.
Полученные результаты исследования особенностей развития трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста, позволяют утверждать, что преобладает средний уровень развития трудовой деятельности детей, что ниже реальных возможностей детей исследуемой возрастной группы, о чём свидетельствует наличие детей, показавших достаточно высокие результаты; наиболее развитым критерием трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста оказался «интерес к трудовому поручению», наименее развитым критерием трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста оказался «умение трудиться в коллективе» и «выполнение последовательности трудовых действий».
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи решены.
...
1. Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: «Медицина», 1991. С. 288.
2. Васильева М.А. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). М.: «Просвещение», 1984. 204 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2009. 265с.
4. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 2009. 240 с.
5. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Книга для воспитателя детского сада / Под ред. В.В. Холмовской. М.: Просвещение, 1986. 144 с.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ЧеРо, 2014. 240 с.
7. Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде. М.: «Просвещение», 2017. С. 115.
8. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. М.: «Педагогика», 2006. 205 с.
9. Детский сад и семья / Под ред. Т.А. Марковой. М.: «Педагогика», 2016. 205 с.
10. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. СПб: Союз, 2017. 346с.
11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М.: «Академия», 2012. 416 с.
12. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. М.: Просвещение, 2007. 426с.
13. Комарова, Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2015. 48с.
14. Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 276с.
15. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой. М.: «Академия», 2002. С. 1-50.
... всего 22 источника