ВВЕДЕНИЕ 3-4
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У обучающихся младшего
школьного возраста.
1.1. Анатомо-физиологические и психические особенности обучающихся
младшего школьного возраста 5
1.2. Гибкость как физическое качество 11
1.3. Средства и методы развития гибкости 17
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ
3.1. Разработка и обоснование специализированных физических
упражнений 34
3.2. Выявление результативности применения разработанного комплекса
упражнений 45
ВЫВОДЫ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Относительно недавно в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных учреждений всех видов и типов ввёлся третий час физической культуры.
Это нововведение обусловлено необходимостью увеличить двигательную активность обучающихся, укрепить состояние их здоровья, развить физические качества а далее продолжить работать над совершенствованием данного развития.
Третий урок физической культуры включается в сетку расписания учебных занятий, и содержание его определяется общеобразовательной программой, разрабатываемой образовательным учреждением самостоятельно на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и примерных основных образовательных программ.
Так как третий урок физической культуры внедрили в учебный план не так давно, практически все общеобразовательные учреждения, используя его, преследуют разные цели. До сих пор нет единого мнения, для чего конкретно это было сделано. Именно поэтому тема нашего исследования является весьма актуальной.
Кто-то использует третий урок физической культуры для углубленного изучения определенных видов спорта, кто-то для совершенствования отдельных физических качеств.
Мы предлагаем направить третий урок физической культуры на развитие такого физического качества, как гибкость. Ведь именно это качество целенаправленно развивать у школьников 7-9 лет, так как оно развивается почти в 2 раза результативнее в этом возрасте, чем у старших школьников. Кроме того, гибкость является практически основным физическим качеством у ребенка, иначе говоря, неким фундаментом, на котором строится вся его жизнедеятельность. Ведь недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной координации и снижению экономичности работы.
Объект исследования: образовательный процесс в школе у обучающихся младших классов.
Предмет исследования: комплекс специализированных физических упражнений, влияющих на развития гибкости у обучающихся младших классов.
Цель работы: разработка и внедрение на уроках физической культуры комплекса физических упражнений направленных на развитие гибкости, и проверка результативности его применения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать комплекс специализированных упражнений, направленный на развитие гибкости и реализовать в образовательном процессе.
3. Проверить результативность применения специализированного комплекса упражнений на развития гибкости у обучающихся младших классов.
В работе мы использовали следующие методы: изучение и анализ литературных источников, педагогическое тестирование, методы математической статистики, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: Разработка комплекса упражнений и его применение на уроках физической культуры будет способствовать развитию гибкости у обучающихся младших классов.
1. После того, как мы провели анализ литературных источников, были выявлены основные методы развития гибкости: метод совмещенного развития силы и гибкости; метод многократного растягивания; статический метод. Основными средствами развития гибкости являются: активные упражнения (махи руками и ногами, рывки, наклоны и круговые движения туловищем), при этом наибольший эффект достигается с помощью выполнения этих упражнений с отягощениями; пассивные упражнения, выполняемые в большинстве случаев с помощью партнера и статические упражнения, которые требуют обязательного сохранения неподвижного положения с максимальной амплитудой в течение определенного времени.
2. Был разработан комплекс с использованием специализированных физических упражнений для развития гибкости у обучающихся младших классов, включающий 42 специальных упражнения.
3. Результаты педагогического эксперимента показывают более высокий прирост результатов у занимающихся экспериментальной группы. Кроме того, различия результатов контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента по всем тестам достоверны по методам математической статистики.
Таким образом, разработанный комплекс позволяет значительно повысить эффективность развития гибкости у обучающихся младшего школьного возраста, что и подтверждает гипотезу нашего исследования.
1. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика /Игорь Сергеевич Барчуков, Авенир Александрович Нестеров. - Москва: Академия, 2006. - 528с.
2. Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике. - М. 2001.
3. Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта /Борис Романович Голощапов. - Москва: Academia, 2001. - 312с.
4. Елесеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики: учебник /Под ред. Чл.корр. РАН И.И. Елисеевой.-4изд.перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 480 с., ил.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2002г.
6. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте: методическое пособие. - Томск, 2001. - 125 с.
7. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности /Бейниш Хаймович Ланда. - Москва: Сов. спорт, 2004. - 192с.
8. Лях В.И. Координационные способности школьников//теория и практика
9. Макарова, Г.А. Спортивная медицина /Галина Александровна Макарова. - Москва: Советский спорт, 2003. - 480с.
10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет /Лев Павлович Матвеев. - Санкт-Петербург: Лань, 2004. - 160с.
11. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001. - 39 с.
12.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агенство.
13. Педагогика физической культуры /М.В. Прохорова [и др.]. - Москва: Путь, 2006. - 288с.
14. Решетников, Н.В. Физическая культура /Николай Васильевич Решетников, Юрий Леонидович Кислицын. - Москва: Изд-во "Мастерство", 2002. - 152с.
15. Сиваков, Ю.Л. Формирование современной индивидуальной физической культуры человека с учетом всего многообразия факторов, влияющих на его здоровье /Юрий Леонидович Сиваков. - Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 26с.
16. Теория и методика физической культуры /под ред. Ю.Ф. Курмашина. - Москва: Советский спорт, 2003. - 464с.
17. Физическая культура /сост. В.А. Коледа и др. - Минск: РИВШ, 2008. - 59с.
18. Физическая культура /сост. С.В. Макаревич, Р.Н. Медников, В.М. Лебедев и др. - Минск: РИВШ, 2002. - 38с.
19. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура /Александр Григорьевич Фурманов, Михаил Борисович Юспа. - Минск: Тесей, 2003. - 528с.
20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов вузов. - М.: "Академия", 2000.
21. Холодов, Ж.К. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта /Жорж Константинович Холодов, Василий Степанович Кузнецов. - Москва: Academia, 2001. - 144с.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /Жорж Константинович Холодов, Василий Степанович Кузнецов. - Москва: Академия, 2006. - 480с.
23. Анатомия человека: Учебник М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 - 624 с.
24. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. - М.: Академия, 2000. - 72 с.
25. Освальд К. Стретчинг для всех / К. Освальд, С. Баско. - М.: Эксмо-Пресс, - 2002. - 192 с .
26. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / П.К. Петров. - М.: ВЛАДОС, 2000.- 448 с.
27. Гилев, Г. А. Физическое воспитание в вузе : учебное пособие / Г. А. Гилев. - М. : МГИУ, 2007. - 376 с.
28. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.; Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
29. Ветрова И.В. Спортивная гимнастика и музыкальная ритмика: учебное пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007. 280 с
30. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: Просвещение, 2001. 130 с.