Подвижные игры как средство поддержания двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Методы и принципы формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста 7
1.1 Двигательная активность и ее понятие 7
1.2 Особенности развития организма дошкольника 10
1.3 Основы гармоничного психофизического развития ребенка 13
1.4 Развитие основных движений у детей дошкольного возраста 20
1.5 Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста 22
1.6 Построение занятий по физической культуре с детьми дошкольного
возраста 25
ГЛАВА II. Методы и организация исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 30
ГЛАВА III. Результаты исследований двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста 35
3.1. Оценка физиологических показателей детей старшего дошкольного возраста 35
3.2 Особенности физической подготовленности дошкольников 37
3.3. Оценка уровня двигательной активности с помощью шагомера 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ГЛАВА I. Методы и принципы формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста 7
1.1 Двигательная активность и ее понятие 7
1.2 Особенности развития организма дошкольника 10
1.3 Основы гармоничного психофизического развития ребенка 13
1.4 Развитие основных движений у детей дошкольного возраста 20
1.5 Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста 22
1.6 Построение занятий по физической культуре с детьми дошкольного
возраста 25
ГЛАВА II. Методы и организация исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 30
ГЛАВА III. Результаты исследований двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста 35
3.1. Оценка физиологических показателей детей старшего дошкольного возраста 35
3.2 Особенности физической подготовленности дошкольников 37
3.3. Оценка уровня двигательной активности с помощью шагомера 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Движение - эффективнейшее средство для поддержания и укрепления здоровья. В своих трудах Степаненкова Э. Я. доказывает, что система работы по физическому воспитанию дошкольников занимает особое место во всей системе образовательной работы. Именно в старшем дошкольном возрасте в результате целенаправленной работы педагогов происходит тренировка физиологических функций организма, укрепления здоровья ребенка, активно развиваются движения, физические качества и двигательные навыки, необходимые для всестороннего развития личности[57].
Развитость движений - это один из показателей правильного нервно- психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего по средствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Актуальность данной проблемы в том, что дети в современном мире в эпоху информатизации общества испытывают недостаток движения.
Через двигательные умения и навыки у детей проявляются физические качества, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Обе стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны. Если двигательные навыки будут формироваться у детей при низком уровне развития двигательных качеств, то это может привести к закреплению неправильно сформированных навыков выполнения движения .
Таким образом, двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит физическое и общее развитие детей, уровень здоровья.
Такое положение выявляет противоречия между:
- необходимостью укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирования у них разносторонней двигательной активности и физической подготовленности и малой эффективностью современных методик физического воспитания детей;
- наличием методического материала и практического опыта учебно-воспитательного процесса по развитию двигательной активности детей и его не востребованностью при подготовке детей в детском саду.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: какова методика развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Актуальность, практическая и теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на основе занятий подвижными играми».
Цель: разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и определить ее результативность применения опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: методика развития двигательной активности детей дошкольного возраста на основе занятий подвижными играми.
Гипотеза. Предполагается, что развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если:
на теоретическом уровне:
- обосновать необходимость внедрения методики;
- сформировать критерии оценки уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; на практическом уровне:
- проверить результативность применения авторской методики в процессе физического воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические источники касающееся
избранной темы.
2. Изучить особенности физического развития и психофизического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Сформировать критерии оценки уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием средств физической культуры.
4. Разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить результативность методики опытно-экспериментальным путем.
Теоретико-методологической основой исследования явились теории о физическом воспитании и развитии дошкольников (С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.); теория и методика физического воспитания и развития ребенка (Э.Я. Степаненкова; В.М. Смирнов ); здоровье и физическое воспитание детей и подростков (А.Г. Сухарев); двигательная активность ребенка в детском саду (М.А. Рунова; О. Бар-Ор).
В контексте темы исследования большое значение имеют труды авторов, освещающие основы физического воспитания детей (З.Н. Власова; Т.Е. Виленськая; Л.В. Филиппова; М.В. Мащенко)
Практическая значимость работы заключается в следующем, что были рассмотрены и проанализированы методики оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Согласно которым были исследованы уровни двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования физической подготовленности детей шести - семи лет к школе.
Использование алгоритма оптимизации двигательных процессов по физической подготовке детей к обучению в школе способствует повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Научная новизна работы заключается в том, что проведено исследование резервов функций организма (ФРО) детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной оценки состояния дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и результатов функциональных тестов при различных уровнях двигательных режимов разной направленности и развития физических качеств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью его исходных данных, позволяющих реализовывать научный подход к исследованию проблемы и доказательства выдвинутой гипотезы; использованием современных методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам; длительностью экспериментальной проверки.
Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании вы-двинутых положений; участии в проведении, медико-биологических и педагогических обследований детей старшего дошкольного возраста; в организации педагогических экспериментов; в математико-статистической обработке полученных данных; в анализе и обобщении теоретических и экспериментальных материалов, формулировании выводов и рекомендаций.
Развитость движений - это один из показателей правильного нервно- психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего по средствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Актуальность данной проблемы в том, что дети в современном мире в эпоху информатизации общества испытывают недостаток движения.
Через двигательные умения и навыки у детей проявляются физические качества, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Обе стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны. Если двигательные навыки будут формироваться у детей при низком уровне развития двигательных качеств, то это может привести к закреплению неправильно сформированных навыков выполнения движения .
Таким образом, двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит физическое и общее развитие детей, уровень здоровья.
Такое положение выявляет противоречия между:
- необходимостью укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирования у них разносторонней двигательной активности и физической подготовленности и малой эффективностью современных методик физического воспитания детей;
- наличием методического материала и практического опыта учебно-воспитательного процесса по развитию двигательной активности детей и его не востребованностью при подготовке детей в детском саду.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: какова методика развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Актуальность, практическая и теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на основе занятий подвижными играми».
Цель: разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и определить ее результативность применения опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: методика развития двигательной активности детей дошкольного возраста на основе занятий подвижными играми.
Гипотеза. Предполагается, что развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если:
на теоретическом уровне:
- обосновать необходимость внедрения методики;
- сформировать критерии оценки уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; на практическом уровне:
- проверить результативность применения авторской методики в процессе физического воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические источники касающееся
избранной темы.
2. Изучить особенности физического развития и психофизического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Сформировать критерии оценки уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием средств физической культуры.
4. Разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить результативность методики опытно-экспериментальным путем.
Теоретико-методологической основой исследования явились теории о физическом воспитании и развитии дошкольников (С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.); теория и методика физического воспитания и развития ребенка (Э.Я. Степаненкова; В.М. Смирнов ); здоровье и физическое воспитание детей и подростков (А.Г. Сухарев); двигательная активность ребенка в детском саду (М.А. Рунова; О. Бар-Ор).
В контексте темы исследования большое значение имеют труды авторов, освещающие основы физического воспитания детей (З.Н. Власова; Т.Е. Виленськая; Л.В. Филиппова; М.В. Мащенко)
Практическая значимость работы заключается в следующем, что были рассмотрены и проанализированы методики оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Согласно которым были исследованы уровни двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования физической подготовленности детей шести - семи лет к школе.
Использование алгоритма оптимизации двигательных процессов по физической подготовке детей к обучению в школе способствует повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Научная новизна работы заключается в том, что проведено исследование резервов функций организма (ФРО) детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной оценки состояния дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и результатов функциональных тестов при различных уровнях двигательных режимов разной направленности и развития физических качеств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью его исходных данных, позволяющих реализовывать научный подход к исследованию проблемы и доказательства выдвинутой гипотезы; использованием современных методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам; длительностью экспериментальной проверки.
Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании вы-двинутых положений; участии в проведении, медико-биологических и педагогических обследований детей старшего дошкольного возраста; в организации педагогических экспериментов; в математико-статистической обработке полученных данных; в анализе и обобщении теоретических и экспериментальных материалов, формулировании выводов и рекомендаций.
1. При сравнении физической подготовленности мальчиков и девочек можно сделать вывод, что скоростные качества находятся примерно на одном уровне, если судить по концу года.
Результаты девочек и мальчиков укладываются в норматив и даже немного лучше его. Смотря на результаты теста на выносливость, можно судить о том, что девочки 5-6 лет более выносливые, чем мальчики данного возраста, а в возрасте 6-7 лет, наоборот — мальчики выносливее девочек.
2. При выполнении теста «Прыжок в длину с места» результаты как у девочек, так и у мальчиков одинаковы, это обосновывается тем, что данному виду упражнений было уделено больше времени, занятий, на которых дети оттачивали движения, необходимые для выполнения данного теста. Силовые качества девочек и мальчиков так же в норме.
У девочек и мальчиков 6-7 лет результаты динамометрии левой руки выше нормы, так как в данных группах по несколько человек с ведущей левой рукой. Результаты теста на гибкость говорят о том, что девочки более гибкие, чем мальчики, так как для девочек гимнастики проводится больше, чем для мальчиков, тем самым показатели гибкости девочек выше.
3. При исследовании динамики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста занимающихся по программе раннего развития детей разработанной совместно с академией спорта «Я Чемпион» , мы пришли к выводу, что регулярные занятия по данной программе приводят к улучшению физических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения более высоких результатов нужно строго придерживаться программы и плана работы с детьми, выполнять все режимные моменты, на прогулках детей занимать активными играми.
Результаты девочек и мальчиков укладываются в норматив и даже немного лучше его. Смотря на результаты теста на выносливость, можно судить о том, что девочки 5-6 лет более выносливые, чем мальчики данного возраста, а в возрасте 6-7 лет, наоборот — мальчики выносливее девочек.
2. При выполнении теста «Прыжок в длину с места» результаты как у девочек, так и у мальчиков одинаковы, это обосновывается тем, что данному виду упражнений было уделено больше времени, занятий, на которых дети оттачивали движения, необходимые для выполнения данного теста. Силовые качества девочек и мальчиков так же в норме.
У девочек и мальчиков 6-7 лет результаты динамометрии левой руки выше нормы, так как в данных группах по несколько человек с ведущей левой рукой. Результаты теста на гибкость говорят о том, что девочки более гибкие, чем мальчики, так как для девочек гимнастики проводится больше, чем для мальчиков, тем самым показатели гибкости девочек выше.
3. При исследовании динамики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста занимающихся по программе раннего развития детей разработанной совместно с академией спорта «Я Чемпион» , мы пришли к выводу, что регулярные занятия по данной программе приводят к улучшению физических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения более высоких результатов нужно строго придерживаться программы и плана работы с детьми, выполнять все режимные моменты, на прогулках детей занимать активными играми.
Подобные работы
- Развитие ловкости детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Подвижные игры как средство формирования основ ЗОЖ у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Повышение двигательной активности детей 5-6 лет посредством
подвижных игр и развлечений
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО
ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Народные подвижные игры как средство развития физической подготовленности и социализации учеников начальной школы
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019



