ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Методы и принципы формирования двигательной активности у детей дошкольного возраста 7
1.1 Двигательная активность и ее понятие 7
1.2 Особенности развития организма дошкольника 10
1.3 Основы гармоничного психофизического развития ребенка 13
1.4 Развитие основных движений у детей дошкольного возраста 20
1.5 Значение подвижных игр для детей дошкольного возраста 22
1.6 Построение занятий по физической культуре с детьми дошкольного
возраста 25
ГЛАВА II. Методы и организация исследования 28
2.1 Организация исследования 28
2.2 Методы исследования 30
ГЛАВА III. Результаты исследований двигательной активности детей старшего
дошкольного возраста 35
3.1. Оценка физиологических показателей детей старшего дошкольного возраста 35
3.2 Особенности физической подготовленности дошкольников 37
3.3. Оценка уровня двигательной активности с помощью шагомера 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
Движение - эффективнейшее средство для поддержания и укрепления здоровья. В своих трудах Степаненкова Э. Я. доказывает, что система работы по физическому воспитанию дошкольников занимает особое место во всей системе образовательной работы. Именно в старшем дошкольном возрасте в результате целенаправленной работы педагогов происходит тренировка физиологических функций организма, укрепления здоровья ребенка, активно развиваются движения, физические качества и двигательные навыки, необходимые для всестороннего развития личности[57].
Развитость движений - это один из показателей правильного нервно- психологического развития в раннем возрасте. Познание окружающего по средствам движения наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Актуальность данной проблемы в том, что дети в современном мире в эпоху информатизации общества испытывают недостаток движения.
Через двигательные умения и навыки у детей проявляются физические качества, а они, в свою очередь, обусловлены достаточным уровнем их развития. Обе стороны двигательной функции тесно взаимосвязаны. Если двигательные навыки будут формироваться у детей при низком уровне развития двигательных качеств, то это может привести к закреплению неправильно сформированных навыков выполнения движения .
Таким образом, двигательная активность - это биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой зависит физическое и общее развитие детей, уровень здоровья.
Такое положение выявляет противоречия между:
- необходимостью укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста, формирования у них разносторонней двигательной активности и физической подготовленности и малой эффективностью современных методик физического воспитания детей;
- наличием методического материала и практического опыта учебно-воспитательного процесса по развитию двигательной активности детей и его не востребованностью при подготовке детей в детском саду.
Выявленные противоречия определили проблему нашего исследования, которая сформулирована следующим образом: какова методика развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Актуальность, практическая и теоретическая значимость, недостаточная разработанность данной проблемы позволили определить тему исследования: «Развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на основе занятий подвижными играми».
Цель: разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста и определить ее результативность применения опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: методика развития двигательной активности детей дошкольного возраста на основе занятий подвижными играми.
Гипотеза. Предполагается, что развитие двигательной активности детей старшего дошкольного возраста будет результативным, если:
на теоретическом уровне:
- обосновать необходимость внедрения методики;
- сформировать критерии оценки уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста;
- разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; на практическом уровне:
- проверить результативность применения авторской методики в процессе физического воспитания.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогические источники касающееся
избранной темы.
2. Изучить особенности физического развития и психофизического развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Сформировать критерии оценки уровня развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием средств физической культуры.
4. Разработать методику развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста.
5. Проверить результативность методики опытно-экспериментальным путем.
Теоретико-методологической основой исследования явились теории о физическом воспитании и развитии дошкольников (С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др.); теория и методика физического воспитания и развития ребенка (Э.Я. Степаненкова; В.М. Смирнов ); здоровье и физическое воспитание детей и подростков (А.Г. Сухарев); двигательная активность ребенка в детском саду (М.А. Рунова; О. Бар-Ор).
В контексте темы исследования большое значение имеют труды авторов, освещающие основы физического воспитания детей (З.Н. Власова; Т.Е. Виленськая; Л.В. Филиппова; М.В. Мащенко)
Практическая значимость работы заключается в следующем, что были рассмотрены и проанализированы методики оптимизации двигательной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе.
Согласно которым были исследованы уровни двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, приведены их оценки уровня физического развития и результаты тестирования физической подготовленности детей шести - семи лет к школе.
Использование алгоритма оптимизации двигательных процессов по физической подготовке детей к обучению в школе способствует повышению эффективности организации двигательной активности детей в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Научная новизна работы заключается в том, что проведено исследование резервов функций организма (ФРО) детей старшего дошкольного возраста на основе комплексной оценки состояния дыхательной системы, сердечно-сосудистой системы и результатов функциональных тестов при различных уровнях двигательных режимов разной направленности и развития физических качеств.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью его исходных данных, позволяющих реализовывать научный подход к исследованию проблемы и доказательства выдвинутой гипотезы; использованием современных методов исследования, адекватных цели, предмету и задачам; длительностью экспериментальной проверки.
Личный вклад автора заключается в теоретическом обосновании вы-двинутых положений; участии в проведении, медико-биологических и педагогических обследований детей старшего дошкольного возраста; в организации педагогических экспериментов; в математико-статистической обработке полученных данных; в анализе и обобщении теоретических и экспериментальных материалов, формулировании выводов и рекомендаций.
1. При сравнении физической подготовленности мальчиков и девочек можно сделать вывод, что скоростные качества находятся примерно на одном уровне, если судить по концу года.
Результаты девочек и мальчиков укладываются в норматив и даже немного лучше его. Смотря на результаты теста на выносливость, можно судить о том, что девочки 5-6 лет более выносливые, чем мальчики данного возраста, а в возрасте 6-7 лет, наоборот — мальчики выносливее девочек.
2. При выполнении теста «Прыжок в длину с места» результаты как у девочек, так и у мальчиков одинаковы, это обосновывается тем, что данному виду упражнений было уделено больше времени, занятий, на которых дети оттачивали движения, необходимые для выполнения данного теста. Силовые качества девочек и мальчиков так же в норме.
У девочек и мальчиков 6-7 лет результаты динамометрии левой руки выше нормы, так как в данных группах по несколько человек с ведущей левой рукой. Результаты теста на гибкость говорят о том, что девочки более гибкие, чем мальчики, так как для девочек гимнастики проводится больше, чем для мальчиков, тем самым показатели гибкости девочек выше.
3. При исследовании динамики физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста занимающихся по программе раннего развития детей разработанной совместно с академией спорта «Я Чемпион» , мы пришли к выводу, что регулярные занятия по данной программе приводят к улучшению физических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения более высоких результатов нужно строго придерживаться программы и плана работы с детьми, выполнять все режимные моменты, на прогулках детей занимать активными играми.
1. Антонов, Ю.Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. - изд. 2-е испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2001. - 80 с.
2. Арефьев, В.Г. Основы теории и методики физического воспитания / В.Г. Арефьев: учебник. Каменець-Подольський: ИИ Буйницький, 2011. - 368с.
3. Аршавский, И.А. Ваш малыш может не болеть: физкультура для здоровья / И.А. Аршавский; - М.: Советский спорт, 1990. - 30 с.
4. Бар-Ор, О. Здоровье детей и двигательная активность: от физиологических основ до практического применения / О. Бар-Ор, Т. Роуланд; пер. с англ. И Андреев. - К.: Олимп. л-ра, 2009. - 528 с.
5. Барчуков, И. С. Физической культура: учебное пособие для вузов / И.С. Барчуков. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 255 с.
6. Баршай, В. М. Физкультура в школе и дома / В. М Баршай. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 256 с.
7. Безносиков, И. Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Мн.:«Четыре четверти», 1998. - 66с.
8. Безруких, М.М. Возрастная физиология: учебное пособие для студ. высш. учеб. зав./ М. М. Безруких. - 3-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2008. - 416 с.
9. Билецкая, В.В. Теоретико-методическое обоснование тестирования физической подготовленности младших школьников в процессе физического воспитание: Автореф. дне... .канд. наук по физическому воспитанию и спорту.:(24.00.02.)/ В.В. Билецкая.- НУФВСУ, К., 2008.- 20 с.
10. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие/ Я.С. Вайнбаум - М.: Академия, 2003.- 240 с.
11. Введение в теорию физической культуры: Учебное пособие для
институтов физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. — М.:
Физкультура и спорт, 1983. — 128 с.
12. Виленськая, Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: факторы риска и пути их устранения/ Т.Е. Виленськая.-
М.: Советский спорт, 2006.- 150 с.
13. Власова, З.Н. Развитие физических способностей младших школьников подготовительной группы / З.Н. Власова, Т.В. Забалуева // Технологии образования в области физической культуры: сб. науч. метод. труд.
- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - С. 160 - 164.
14. Волков, Л.В. Спортивная подготовка младших школьников: учебное пособие / Л.В. Волков. - Киев: Образование Украины, 2010. - 390 с.
15. Воронова, Е.К. Игры - эстафеты для детей 5 - 7 лет: практическое пособие / Е.К. Воронова. - М.: Аркти, 2009. - 88 с.
16. Глухенька, Т. Оценка скоростно-силовых качеств детей младшего школьного возраста / Татьяна Глухенька // Спортивный вестник Приднепровья.
- 2011. - №2. - С. 207-209.
17. Горащук, В. П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика) / В. П. Горащук. - Луганск: Альма-матер, 2003. - 376 с.
18. Грохольский, Г. Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. рекомендации, АФВ и СРБ. - Минск: Физкультура и спорт, 1992. - 44с.
19. Губа, В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов: [пособие] / В. П. Губа - Москва: Физкультура и спорт, 2009. - 278 с
20. Гужаловский, А. А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352с.
21. Давиденко, Д. Н. Социальные и биологические основы физической культуры: учебное пособие / Д. Н. Давиденко, А. И. Зорин, В. Е. Борилкевич. - СПб.: СПб.ун., 2001. - 208 с.
22. Деминский, А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания / А. Ц. Деминский. - Донецк: Донеччина, 1995. - 520 с.
23. Денисова, Л.В. Измерения и методы математической статистики в физическом воспитании и спорте: Учебное пособие для вузов / Л.В. Денисова. - К.: Олимп. л-ра, 2008. - 127 с.
24. Е. А. Короткова, Т. П. Завьялова, Л. А. Архипова, Е. В. Хромин. Теория и методика физической культуры: учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. - 120 с.
25. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 382 с.
26. Ермолаева, Ю.А Возрастная физиология: учебное пособие для
средних профессиональных учебных заведений физ. культуры/ Ю.А.
Ермолаева. - Москва: Спорт Академ-Пресс, 2001.- 444 с.
27. Жуков, М. Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.
28. Зайцев, А.А., Конеева Е.В., Полещук Н.К., Соллогуб С.А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Калининградский университет. - Калининград, 1997. - 71 с.
29. Запорожец, А. В. и Т. А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980.- 48с.
30. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Е.Н. Захаров - Москва: Лептос, 1994. - 368 с.
31. Здоровьесберегающие физическое развитие: Развивающие
двигательные программы для детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Филиппова Л.В., Лебедев Ю.А., Шилкова И.К., Силкин Ю.Р., Большев А.С. и др. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 с.
32. Калинкин Л.А., Матов В.В. Физкультурно-рекреационная стратегия развития современного общества // Теория и практика физической культуры, 1987. № 8, с. 22-24.
33. Кенеман, А. В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». - М: Просвещение, 1985.- 144с.
34. Кенеман, А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика ФВ детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение, 1985.- 271с.
35. Комков, А.Г. Особенности физической активности школьников различных стран / А. Г. Комков // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2007. - Ч. 1. - С. 533-536.
36. Коробейников, Н. К. Физическое воспитание: учебное пособие для средних спец. учеб.заведений / Н. К. Коробейников. - М.: Высш.шк., 1989. - 384 с.
37. Коряковский, И. М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно - учебных заведений. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1998.-271с.
38. Круцевич, Т. Ю. Управление физическим состоянием подростков в системе физического воспитания: дис. ... д-ра наук по физ. воспитанию и спорту: 24.00.02/НУФВСУ / Т. Ю. Круцевич — Киев, 2000.— 510с.
39. Круцевич, Т. Ю. Общие основы теории и методики физического
40. Кузнецова, М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей дошкольных образовательных учреждений [Текст]: пособие для медработников и воспитателей / М.Н. Кузнецова; - М.: АРКТИ, 2003. - 64 с.
41. Лопатина, Т.А. Развитие силы, быстроты, выносливости в процессе самостоятельных занятий: учебное пособие/Т.А. Лопатина, Ю.Е. Лопатин. - Крас.: КрасГАСА, 2006. - 67 с.
42. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физ. культуры / А. М. Максименко. - М.: Физическая культура, 2009. - 496 с.
43. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения : книга для учителя / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1990. - 191 с.
44. Матвеев А. П. ,Мельников С. Б. Методика ФВ с основами теории: учеб. Пособие для студентов пед. институтов и учащихся пед. училищ. - М.:Просвещение, 1991.- 191с.
45. Мащенко, М. В., Шишкина В. А. Физическая культура дошкольника. - Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.
46. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений, методистов по физ. воспитанию / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. - Минск: Ураджай, 2000. - 156 с.
47. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин. - Ростов-н/Д. Феникс, 2002. - 382 с.
48. Молоткова, М. Ю. Воспитание здорового образа жизни через обеспечение рациональным уровнем двигательной активности в детском саду семье детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования / М. Ю. Молоткова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/05/30/vospitanie-zorovogo-obraza-zhizni-cherez-obespechenie-ratsionalnym.
49. Осокина, Т.И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников : книга для воспитателей детского сада / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1971. - 159 с.
50. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
51. Платонов, В. Н. Сохранение и укрепление здоровья здоровых людей - приоритетное направление современного здравоохранения / В.Н. Платонов // Спортивна медицина. — 2006. — № 2. — С. 3—14.
52. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ /М.А. Рунова; - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.
53. Рунова, М.А. Движение день за днем; Двигательная Активность - Источник здоровья детей :пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М.А. Рунова; - М.: Линка - Пресс, 2007. - 96 с.
54. Рунова, М.А. Дошкольные учреждения: оптимизация режима двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 1998. - №6. - С. 81-86.
55. Смирнов, В. М. Особенности физиологии детей и подростков / В. М. Смирнов, В. И. Дубровский. // Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - З43 с.
56. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
57. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Издательский центр «Академия» 2001.-368с.
58. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: учебное пособие для студентов / Э.Я. Степаненкова; - М.: Академия, 2008. - 368 с.
59. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 368 с.
60. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. - М.: Медицина, 1991. - 272 с.
61. Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. Технология выполнения научно-исследовательской работы педагогом по физической культуре: содержание, представление, защита: учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. -128 с.
62. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. — Т. 2. — 392 с.
63. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник для ин-тов физ. культуры. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова, том 2. - М.: ФиС, 1976. - 256 с.
64. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.О. Филиппова, Т.В. Волосникова, О.А. Каминский и др. ; под ред. С.О. Филипповой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.
65. Фомин, Н.А. Фолин, В.Е. Возрастные основы физического
воспитания.- М.: Физиология и спорт.-1972.- С.5-20.
66. Фролов, В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.Г. Фролов В, Г.П. Юрко. - М.: Просвещение, 1983. - 191 с.
67. Холодов, Ж. К. Теория и методика физ. воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Изд. центр «Академия», 2008 - 480 с.
68. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. - М.: Просвещение, 1990. -320 с.
69. Шарманова, С.Б. Оздоровительная направленность художественной гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста / С.Б. Шарманова, Г.К. Калугина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - №2. - С. 9-12.
70. Шебеко, В. Н. и Ермак Н. Н., а так же Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. М.: ACADEMIA, 2000. - 176с.