Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование вариативности мышления младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач

Работа №149666

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у младших школьников вариативности мышления при обучении решению текстовых задач 7
1.1. Психолого-педагогические основы формирования мышления
младших школьников 7
1.2. Вариативность как одно из свойств мышления 11
1.3. Анализ ФГОС НОО 15
Глава 2. Методические основы формирования у младших школьников вариативности мышления в процессе обучения решению текстовых задач 20
2.1. Понятие «задача» в начальном курсе математики 20
2.2. Методика работы над текстовой арифметической задачей 22
2.3. Из опыта работы учителей 28
2.4. Методические рекомендации по формированию у младших
школьников вариативности мышления в процессе обучения решению текстовых задач 29
Глава 3. Описание опытно-экспериментальной работы 33
3.1. Констатирующий эксперимент 33
3.2. Формирующий эксперимент 35
3.3. Контрольный эксперимент 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение № 1 48
Приложение №2 49
Приложение №3 53
Приложение №4 67

В последние годы заметно увеличилось количество детей, испытывающих трудности в обучении, это касается и начальной школы тоже. Одной из причин является слабое развитие таких психических процессов как память, восприятие, воображение, внимание и мышление.
В современных условиях обучения значительно увеличилось умственная нагрузка детей на уроках математики, это заставляет задуматься над тем, как поддержать у них интерес к изучению этого предмета, как сохранить активность на протяжении всего урока. Ведь любить и интересоваться математикой, значит уметь решать задачи. Из этого следует, что научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к математике, следовательно, и на развитие мышления тоже.
Начальный курс математики направлен на развитие логического мышления, а это значит, что значительное место в этой системе занимают текстовые, сюжетные задачи. Они являются важным средством развития познавательных процессов и овладения приёмами умственной деятельности. Текстовые задачи способствуют формированию у учащихся мотивации к учебной деятельности, интересов и способности к этой деятельности. Ведь текстовые сюжетные задачи обеспечивают связь математики с реальной жизнью.
Современный человек постоянно оказывается в ситуации выбора, в ситуации поиска оптимального варианта решения проблемы. И успешнее это будет делать тот, кто умеет искать и видеть эти разнообразные решения и сумеет выбрать наиболее оптимальное и рациональное. Поэтому решить проблему неуспеваемости можно, в том числе, и через развитие вариативности мыслительной деятельности.
Поскольку текстовые задачи приближенны к жизненным ситуациям, можно активно формировать вариативность мышления при обучении их решению. Об этом мы и хотели бы поговорить в нашей работе.
В настоящее время эта тема актуальна еще и потому, что формирование у младших школьников вариативности мышления при обучении решению текстовых задач является одной из составляющих целей начального образования, так как решение задач способствует формированию у детей полноценных знаний, определяемых программой. А так же потому, что задачи дают возможность связать теорию с практикой, а обучение с жизнью.
Цель работы: рассмотреть возможности организации деятельности, способствующей формированию вариативности мышления у младших школьников на уроках математики в процессе обучения решению текстовых задач.
Объект исследования: процесс обучения решению текстовых задач на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: формирование вариативности мышления у младших школьников на уроках математики при обучении решению текстовых задач.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
-изучить психолого-педагогическую, методическую и математическую литературу по теме исследования;
-охарактеризовать основные понятия по теме исследования;
• изучить современное состояние исследуемой проблемы в психолого­педагогической и методической литературе, а также в практике начальной школы;
-выявить сущность формирования вариативности мышления при обучении решению текстовых задач младшими школьниками;
• определить критерии и уровни сформированности умений у младших школьников решать текстовые задачи, записывать их решение и выполнять краткую запись условия разными способами;
• изучить возможности использования различных методов и приемов организации деятельности учащихся на уроках математики при решении текстовых задач для формирования вариативности мышления;
• ознакомиться с опытом работы учителей начальных классов;
-разработать и экспериментально проверить эффективность разработанных рекомендаций по формированию вариативности мышления у младших школьников при решении текстовых задач;
-проанализировать ФГОС НОО с точки зрения формирования вариативности мышления при решении текстовых задач, у младших школьников.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сейчас, главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личностей, готовых к жизни в таком высокотехнологичном и конкурентном мире. И с раннего возраста, в начальных классах школа стремится научить детей самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, и умело реагировать на разные жизненные ситуации, решать возникающие проблемы. Именно младший школьный возраст является наиболее продуктивным в развитии мышления. Мышление, как мы уже выяснили, это познавательный процесс. Чтобы воспитать людей, способных быстро находить решение поставленной проблемы, ориентироваться в современном мире и многовариативно мыслить, просто необходимо развивать у детей вариативность мышления, уже в начальной школе. Вариативность мышления - это способность находить разнообразные пути и способы решения проблем. Наиболее эффективно будет развивать вариативность мышления при работе с текстовыми задачами, так как они приближены к жизненным ситуациям.
В своей работе мы рассмотрели проблему развития вариативности мышления у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач. Проведенный нами анализ ФГОС НОО показал, что эта тема отражена в государственных стандартах начального общего образования, и новый стандарт выдвигает определенные требования к формированию вариативности мышления у младших школьников.
Текстовые задачи, которые включает в себя начальный курс математики, классифицируется по разным основаниям. Это позволяет построить учебный процесс так, что бы можно было сформировать вариативность мышления у всех школьников.
Методика работы над текстовыми задачами позволяет знакомить детей с разными способами решения задачи, с разными способами записи условия и решения задачи, учить детей использовать разные подходы к разбору задачи, учить разным приемам проверки, моделированию и т.д.
Опрос учителей показал, что преподаватели с большим стажем и опытом работы в школе считают просто необходимым формировать вариативность мышления у младших школьников. И эти учителя на своих уроках формируют и развивают вариативность мышления. Использование вариативного подхода к решению задач позволяет улучшить качество обучения и активизировать работу детей, вызвать у них интерес к обучению.
Для реализации цели нашей работы мы не только изучили методику работы над текстовыми задачами, но и провели практическое исследование. В этом исследовании мы выяснили, что уровень сформированности вариативности мышления у младших школьников низкий. Разработали систему упражнений, с использованием методик работы с текстовыми задачами, которая бы могла помочь повысит уровень вариативности мышления. И после, мы доказали, что эта система упражнений эффективна. Результаты, полученные в ходе нашего практического исследования, позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности вариативности мышления у младших школьников существенно повысился.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать выводы, что цель, которую мы ставили перед собой, достигнута. Задачи, поставленные перед нами, выполнены, а гипотеза подтверждена [15].
И последнее, что хочется отметить, материал нашей работы, данные нами рекомендации и составленные технологические карты, могут использоваться учителями и студентами в их деятельности.


1. Байрамукова, П.У.Методика обучения математики в начальных классах: курс лекций/ Байрамукова П.У. Уртенова А.В. - Ростов на Дону: Феникс, 2009.-229 с.
2. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе:
курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»/
Белошистая А.В. -М.: Гуманитарное издательство Центр ВЛАДОС, 2007.- 455с.-Глава 8
3. Белошистая, А.В. Обучение математике в начальной школе: метод. пособие./Белошистая А.В.-М.: Айрис-пресс,2013.200с.
4. Быкова, Т.П. Овладение навыком смыслового чтения как метапредметный результат обучения математике./Быкова Т.П.//-2012-№8- с.37-40
5. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок/ Выготский Л.С., Лурия А.Р.-М.: Педагогика-Пресс,1993-224 с.
6. Демидова,Т.Е. Решение текстовых задач геометрическим методом в курсе математики начальной школы./Демидова Т.Е., Тонких А.П.//Начальная школа плюс до и после.-2003-№07-с.27-34
7. Демидова, Т.Е. Математика 1-4 класс./Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. 3-е изд., испр. -М.: 2016
8. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.- Стандарты второго поколения.-М.: Просвещение,2009.-24 с.
9. Дорофеев, Г.В. Оценка решений стандартных задач в старшей школе/ Дорофеев, Г.В //Математика в школе.- 1999.№2 с.2
10. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов специальных и высших педагогических учебных заведений. Истомина, Н.Б./4-е изд.,Стереотип.-М.: Издательский центр «Академия»,2001.-288с.
11. Истомина, Н.Б. Математика 1-4 класс./Истомина Н.Б., 15-е изд. -
Смоленск: 2015
12. Карпов, Л.В. Общая психология. Учебник. Карпов, Л.В. /-М.: Гардарини, 2005.-232 с.
13. Каирова, Л.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учебно-методическое пособие для студентов отделения.-2-е изд., В2-х частях, Ч.2/ Каирова Л.А., Заяц Ю.С. -Барнаул.: АлтГПА, 2011.-82с.
14. Каирова, Л.А. Технологии обучения математики: учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения./ Каирова, Л.А., Заяц Ю.С. - Барнаул.: АлтГПА, 2012.-72 с.
15. Климова, С.А. Методические рекомендации по выполнению выпускной
квалификационной работы для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль подготовки»Начальное образование»: Методические рекомендации /С.А. Климова, Н.Н.
Осипова- Пенза,2015-39с....35


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ