ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста 5
1.2. Закономерности развития двигательных способностей и их характеристика 9
1.3. Средства и методы развития силовых способностей 13
1.4. Средства и методы развития выносливости 21
1.5. Средства и методы развития координационных способностей 28
1.6. Средства и методы развития гибкости 37
2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Методы исследования 42
2.2. Организация исследования 45
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ 12-13 ЛЕТ 47
3.1. Комплексы упражнений для развития двигательных способностей у
подростков 12-13 лет 47
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 50
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. У современных подростков наблюдается низкий уровень двигательных способностей. Это связано с тем, что они ведут малоподвижный образ жизни - в основном все свободное время проводят за компьютером.
Выходя из начальной школы, подростки уже не играют в подвижные игры, которые помогают развивать двигательные способности у детей. Не все подростки занимаются в спортивных секциях, что снижает возможность улучшения уровня развития двигательных способностей.
Особенно наблюдается снижение таких двигательных способностей как сила, координация, гибкость, выносливость.
Поэтому значительная часть времени должна отводиться развитию двигательных способностей на уроках физической культуры.
Существует множество средств развития двигательных способностей, но для каждой группы занимающихся должен быть разработан определенный комплекс физических упражнений в соответствии с их физической подготовленностью.
В основном, существуют упражнения для какой - либо одной двигательной способности, например, упражнения для развития гибкости, силы, координации. Иногда на одном занятии невозможно одновременно воздействовать на все перечисленные виды двигательных способностей из-за недостатка времени. Поэтому идея разработки физических упражнений комплексного воздействия является актуальной на сегодняшний момент.
Следует учесть, что подростковый возраст является сензитивным для развития большинства двигательных способностей, поэтому применения физических упражнений комплексного воздействия на уроках физической культуры позволит развивать силу, гибкость, координацию и выносливость.
Цель исследования: обоснование упражнений для развития двигательных способностей у подростков 12-13 лет.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс с подростками 12-13 лет.
Предмет исследования: упражнения для развития двигательных способностей у подростков 12-13лет, применяемые на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: мы предположили, что применение разработанных упражнений на уроках физической культуры позволит повысить уровень двигательных способностей у подростков 12-13лет, если будут учитываться следующие факторы:
- индивидуальные особенности подростков;
- условия выполнения упражнений.
Задачи исследования.
1. Изучить состояние имеющихся методик по развитию двигательных способностей.
2. Разработать экспериментальные комплексы упражнения для развития двигательных способностей.
3. Провести педагогический эксперимент и проверить эффективность экспериментальных комплексов упражнений для развития двигательных способностей у подростков 12-13лет.
1. Изучив литературу по данному вопросу, нами было выявлено, что подростковый возраст позволяет развить двигательные способности за короткий промежуток времени.
2. Разработаны упражнения, с учетом возрастных особенностей подростков, способствующие развитию двигательных способностей.
3. В результате математической обработки были получены достоверные показатели (Р<0,05), которые подтверждают, что в результате проведенного эксперимента различия во всех тестах между контрольной и экспериментальной группами достоверны, а также наблюдался следующий прирост в показателях тестов: в контрольной группе он составил: в динамометрии - 11%; в пробе Штанге - 10%; в пробе Ромберга - 23%; в наклоне из положения стоя - 23%; а в экспериментальной он составил: в динамометрии -17%; в пробе Штанге - 14%; в пробе Ромберга - 33%; в наклонах из положения стоя 37%.
Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу и говорит об эффективности разработанных нами упражнений.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова; Г.И.Оксенгердер - М.: Академия, 2006. - 93 с.
2. Алпацкая Е.В. К вопросу о тестировании двигательных способностей детей / Е.В.Алпацкая // Здоровье. Физическая культура. Спорт: Сб. науч. тр. Смоленск: СГИФК, 2002. - С. 12-15.
3. Барчуков, И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков; В.М. Богушас; О.В. Матыцин.- М.: Кронус, 2011.- 247 с.
4. Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006.
5. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- М.: Ростов Н/Д Феникс, 2008. - 263 с.
6. Вишневский В.А. Динамические характеристики организма как системы
на различных этапах школьного онтогенеза. Статистический и синергетический подходы / В.А.Вишневский // Теория и практика
физической культуры. 2010. - № 8. - С. 99.
7. Горбунов С.А. Реализация инновационных подходов в системе
физического воспитания / С.А.Горбунов, С.С.Горбунов // Теория и практика физической культуры. 2010. - № 5. - С. 33.
8. Горская И.Ю. Базовая координационная способность школьников с разным уровнем здоровья / И.Ю.Горская, Л.А.Суянгулова.- Омск, 2000. С 47-85.
9. Дворкин Л.С. Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, паурлифтинг, гиревой спорт. Серия «Хит сезона» . - Ростов н / Д: Феникс, 2001. - 384 с.
10. Дубровский В. И.. Федорова В. Н. Биомеханика: Учеб. для сред. и высш. учеб. заведений. - М.: Изд - во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 672 с.: ил.
11. Дубровский В. И. Спортивная физиология. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. - 462 е.:ил.
12. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно - методической
деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 264 с.
13. Кенеман A.B. Теория и методика физического воспитания. М.: Сфера, 2002.-С. 45-58.
14. Корягина Л. В. Содержание уроков физического воспитания в сельской школе / Л. В. Корякина. - М., 2007.
15. Костолл, Д.Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. - М.: Олимпийский спорт, 2008. - 421 с.
16. Курысь В. Н. Основы силовой подготовки юношей. - М.: Советский спорт, 2004. - 264 с.: ил.
17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Омега - Л, 2004. - 215 с.
18. Лях. В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма« Издательство АСТ», 2008. 272с.
19. Майкели Лайл, Дженкинс Марк. Энциклопедия спортивной медицины / Обложка художника С. Шикина. - СПб.: Издательство «Лань», 2007. - 400.: ил.
20. Медведев И. А. Управление оптимальной двигательной активностью учащихся в режиме дня и физической подготовкой на уроках физической культуры:Учебно - методическое пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2000. - 124 с.
21. Невский А. Как стать Шварцнегером в России. - М.: Граоль, 2007.
22. Регулян В.Д. Стать сильнее сильного. - Екатеренбург: ИНН «Уральский рабочий», 2003.
23. Солодков, А.А. Физиология человека / А.А. Солодков. - М: Советский спорт, 2008. - 619 с.
24. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е.А. Сорокоумова. - М: Питер, 2008. - 207 с.
25. Теория и методика обучения по предмету «Физическая культура». учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Ю. Д. Железняк, В. М. Минбулатов, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина ]: под ред. Ю.Д. Железняка. - 4 - е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 210. - 272 с.
26. Теория методика физического воспитания в 2- х томах. Том 1 под редакцией Т. Ю. Круцевич.- Киев. Олимпийская литература, 2003.
27. Теория методика физического воспитания. Учебник / под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 3 - е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
28. Тяжелая атлетика: Учеб. Для ин - тов физ культ. - Изд. 4 - е, перераб., доп. / Под ред. А.Н.Воробьева. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 238 с., ил.319.
29. Тяжелая атлетика [текст] : Справочник. - М.: Советский спорт, 2006. - 436 с.
30. Физическое воспитание детей школьного возраста / Под ред. Ю. Ф. Луури. М.: Феникс, 2003. - С. 74-85.
31. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов; В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 2003. - 436 с.
32. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры / К.Д. Чермит. - М.: Советский спорт, 2005. - 458с.
33. Щедрина Ю.С. Физическая культура. - М.: Юнити, 2005. - 350 с.