ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Характеристика и классификация подвижных игр 6
1.2. Методическое обоснование применения подвижных игр на уроках
физической культуры в начальных классах 8
1.3. Особенности развития двигательных способностей у детей начальной
школы 12
1.4. Психофизиологические особенности развития детей начальной школы 14
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 22
З. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 25
3.1. Разработка подвижных игр для обучающихся начальной школы,
направленных на развитие двигательных способностей 25
3.2. Проверка эффективности разработанных подвижных игр для развития
двигательных способностей 45
ВЫВОДЫ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Приложение
Подвижные игры, важное средство всестороннего развития и воспитания учащихся. Главная особенность этих игр, является комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка, то есть здесь одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетичное и трудовое воспитание.
Из этого следует, что игра должна присутствовать в составе уроков физической культуры с образовательно-обучающей направленностью в начальной школе, как одно из основных средств, для корректировки и стимуляции всех сторон детского развития.
Подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания. Простота правил, а так же возможность изменять их в зависимости от условий, инвентаря, возраста, пола играющих, возможность управлять величиной нагрузки делают подвижные игры доступными всем, от младшего дошкольника до взрослых людей. Подвижные игры позволяют воспитывать все физические качества, присущие человеку, поэтому их используют на физкультурных занятиях в детских садах, уроках физической культуры в школе, в различных физкультурно-массовых мероприятиях, а также в учебно-тренировочном процессе по различным видам спорта. Подвижные игры - это отличное средство активного отдыха, потому как практически все они проводятся на открытом воздухе и многие из них не требуют никакого инвентаря или времени на подготовку. Кроме того, подвижные игры являются мощным источником положительных эмоций [А.В. Попов, 2012].
Бег, прыжки, метание, борьба - всё это элементы подвижных игр. В играх развиваются такие двигательные способности, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, причем это развитие происходит значительно интенсивнее, поскольку в игре оно связано с сильными эмоциональными переживаниями.
Перед другими видами физических упражнений подвижные игры имеют также и то преимущество, что играющие сами регулируют физическую нагрузку: устал - можешь отойти в сторону, в других случаях, наоборот, можешь по желанию быть более активным. Необходимо отметить, однако, что отсутствие должного самоконтроля в игре часто ведет к перегрузке. Только при правильном руководстве игры могут принести пользу детскому организму [Н.А. Федорова, 2016].
Ученым доказано, что 75 % болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть младший школьный возраст как самый важный [Е.М. Елизарова, 2014].
Развить двигательные способности, сидя на одном месте не под силу. Поэтому нами были разработаны подвижные игры, направленные на развитие двигательных способностей.
Объект: учебно-воспитательный процесс с обучающимися начальной школы.
Предмет: подвижные игры, направленные на развития двигательных способностей обучающихся начальной школы на уроках физической культуры.
Цель исследования: научное обоснование разработанных подвижных игр для развития двигательных способностей обучающихся начальной школы на уроках физической культуры и проверка их эффективности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по развитию двигательных способностей посредством подвижных игр.
2. Разработать подвижные игры для развития двигательных способностей обучающихся начальной школы.
3. Применить разработанные подвижные игры на уроках физической культуры и оценить степень их эффективности.
Гипотеза: мы предположили, что целенаправленное и систематическое использование подвижных игр на уроках физической культуры с обучающимися начальной школы позволит значительно повысить уровень их двигательных способностей, если будут соблюдены следующие условия:
- учет анатомо - физиологических и индивидуальных особенностей обучающихся;
- характер интервалов отдыха между подвижными играми;
- уровень двигательной подготовленности.
1. В результате изучения научной и научно-методической литературы по подвижным играм, были подобраны подвижные игры, которые влияли на развитие всех физических качеств;
2. Были разработаны подвижные игры, направленные на развитие двигательных способностей, с учетом физиологических и возрастных особенностей обучающихся начальной школы.
3. В конце эксперимента при сравнении показателей физической подготовленности контрольной и экспериментальной групп по методам математической статистики были выявлены достоверные различия в обеих группах. Конечный результат в тесте челночный бег 3х10 м, в контрольной группе -9,5 прирост составил 0,9%, а в экспериментальной - 9,31 прирост составил 0,9%. Конечный результат в тесте прыжок в длину с места, в контрольной группе -151,1 прирост составил 0,9%, а в экспериментальной - 155,8 прирост составил 1%. Конечный результат в тесте подтягивания, в контрольной группе -10,3 прирост составил 1% а в экспериментальной - 9,7 прирост составил 1,1%. Конечный результат в тесте наклон из положения стоя, в контрольной группе -10,9 прирост составил 0,9% а в экспериментальной - 11,4 прирост составил 1,1%. Конечный результат в тесте подъем туловища за 30 сек, раз, в контрольной группе -38,6 прирост составил 1% а в экспериментальной - 37,1 прирост составил 1%. Можно сделать вывод, что наш комплекс, является благоприятным для развития двигательных способностей у обучающихся начальной школы.
1. Аксенова, Н.И. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физических занятиях/ Н.П. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6.- С. 37-39.
2. Аникиеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникиеева. - М.:
Просвещение, 2002. - 149 с.
3. Барбара, Л.В., ФергюсонБ.Ж.Волейбол. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2004 г.
4. Бауэр,О.П., Денисов,В.С.,Лубкин,Ю.В., Перов,В.А., Смирнова,Г.Н. , Соколов, В.Н., Фитисова, С.Л. Подвижные игры - организация и методика проведения: Учебное пособие / О.П. Бауэр, В.С Денисов, Ю.В. Лубкин и др.; Под ред. Е.А. Митина, С.Л. Фитисовой. - Спб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004. - 5 с.
5. Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании. ФиС 2000 г.
6. Большаков, В.Г. Подвижные игры с мячом./ В.Г.Большаков// библиография. - 2006. - С. 17.
7. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 2000. - 260с.
8. Борисова, Л.Е. Здоровый ребенок - хороший ученик! // Начальная школа: плюс-минус / Л.Е. Борисова. - М.: 2000. - 105 с.
9. Бухтояров, И.М. Спортивные и подвижные игры в вузе: (практ. рекомендации)/ М-во образования Рос.федерации, Моск. гос. ун-т печати; [Сост. Бухтояров И.М. ]. - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2003. - 17с.
10. Васильев, Г.В.; Значение общей физической подготовки для
спортсмена. ФиС 2004 г.
11. Васягина, Н.В. Подвижные игры как средство повышения двигательной активности: учебно-методическое пособие / Н.В. Васягина; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского - Саратов: Изд-во Саратовского университета. - 2016.-14 с.
12. Володин, В.А.; Энциклопедия для детей. Т20 Спорт. - М.: Аванта, 2001 г.
13. Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида физической культуры : учебное пособие / В.М. Выдрин ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2001. - 70 с.
14. Гутникова, Л.В. Спорт плюс игра - радость / Л.В. Гутникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 12. - С. 36-41.
15. Добрынин, И.М. Основы развития физических качеств: учеб.пособие / И.М. Добрынин, М.С. Бородулина - Екатеринбург : УрФУ, 2012. - 43 с.
16. Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. - М.: Академия, 2004.¬160 с.
17. Ильинича, В.И. Физическая культура студента / В.И. Ильинича. - М.: Дрофа, 2003. - 246с.
18. Кузекевич, В.Р., Русаков А.А. Теория и методика преподавания подвижных игр: учебно-методическое пособие / Кузекевеч В.Р., Русаков А.А.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федергос.бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Иркут. гос. ун-т», Пед. ин-т.- Иркутск: Аспринт, 2016.- 98 с.
19. Кузнецов, В.С. Теория и методика физической культуры: учебник для студ. учрежд. ВПО / В.С. Кузнецов. - М.: «Академия», 2012, - 216 с.
20. Кузнецов, В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры на занятиях в начальной школе: метод.пособие. - М.: изд-во НЦЭНАС, 206. - 170 с.
21. Курамшин, Ю.Ф.Теория и методика физической культуры: учебник / под.ред. проф. Курамшин, Ю.Ф. - М.: Советский спорт, 2010. - 346 с.
22. Левченко, А.Н., Матысов В.Ф. Игры, которых не было. Сборник спортивно-подвижных игр. - М: Педагогическое общество России, 2008. - 3,5 - 6,10 с.
23. Макаров, Ю.М., Луткова Н.В., Минина Л.Н., и др.. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные игры : учебник для студ. учреждений высш. образования / [Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова, Л.Н. Минина и др.] ; под ред. Ю.М. Макарова. - 3-е изд. , стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. 8, 21, 22 с.
24. Немов, И.А., Атькова И.Е. 250 подвижных игр: Учебно-методическое пособие для школьников и студентов // Сост. И.А. Немов, И.Е. Атькова - Саранск, 2008. - 22 с.
25. Прокопенко, В.И., Ковалевский, А.К., Прокопенко, В.В. Подвижные игры для учащихся начальной школы : Учебное пособие. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 6, 42 - 43, 48, 52, 93-96 с.
26. Румянцева, О.В., Конеева Е.В. Подвижные игры: учебно¬
методическое пособие / О.В. Румянцева, Е.В. Конеева ; Рос.гос. ун-т им. И. Канта - Калининград : изд-во Российского государственного университета, 2007. 15с.
27. Смирнов, В.М.,Дубровский, В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС,2008.
28. Смирнова, Е.А. Теория и методика подвижных игр : Учебно-методическое пособие / сост. Е.А. Смирнова. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 11, 36 с.
29. Теория и методика физической культуры: Учебно-методический комплекс/ И.И. Кипрушина, Г.Н. Пономарев, С.А. Хисматуллин. - СПб:Изд- во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 133 с.
30. Фатеева, Л.Л. Подвижные игры для школьников. - Ярославль : Академия развития, 2008. 45 с.
31. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. - 3-е изд.,перераб. - М.: Просвещение, 2016. 47 с.
32. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб.пособие для студ. вузов / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М. : Академия, 2006. - 480 с
33. Чермит, К.Д. Теория и методика физической культуры : опорные схемы : учебное пособие / К.Д. Чермит. - М. : Советский спорт, 2005. - 72 с.
34. Шаулина, Е.Б., Шаулин, В.Н. Подвижные игры / Е.Б. Шаулина, В.Н. Шаулин //библиография. - 2012. - № 3. - С.19.
35. Энциклопедия спорта Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Москва: Спортивная книга, 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD- ROM).