ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
Введение 3
Глава I. Развитие словаря в норме и развитие речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие лексического строя в норме 5
1.2. Дети с общим недоразвитием речи 11
1.3. Нарушение словарного запаса у детей с ОНР 23
Глава II. Особенности усвоения эмоциональных лексических значений детьми дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, организация эксперимента 26
2.2. Оценка результатов 28
Глава III. Основные направления логопедической работы по
формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
3.1. Цели, задачи и структура обучающего эксперимента 32
3.2. Содержание обучающего эксперимента и его результаты 33
3.3. Анализ результатов экспериментального обучения 55
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 65
Глава I. Развитие словаря в норме и развитие речи у детей с общим недоразвитием речи
1.1. Развитие лексического строя в норме 5
1.2. Дети с общим недоразвитием речи 11
1.3. Нарушение словарного запаса у детей с ОНР 23
Глава II. Особенности усвоения эмоциональных лексических значений детьми дошкольного возраста
2.1. Цели, задачи, организация эксперимента 26
2.2. Оценка результатов 28
Глава III. Основные направления логопедической работы по
формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи
3.1. Цели, задачи и структура обучающего эксперимента 32
3.2. Содержание обучающего эксперимента и его результаты 33
3.3. Анализ результатов экспериментального обучения 55
Заключение 59
Список литературы 61
Приложение 65
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придаётся большое значение. Развитие словаря, уточнение значений слов, формирование лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления.
Литературные данные по проблемам исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса.
Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи показал, что данная область исследовалась в различных аспектах: педагогическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Разработанные специальные методики способствуют развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в контексте развития игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации фразовой речи детей.
Однако, вопросы изучения и формирования у детей с речевыми нарушениями эмоциональной лексики, которая в дошкольном возрасте является наиболее адекватным средством выражения личного субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а так же является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний, не являлись предметом специального исследования.
Всё вышесказанное позволяет считать данную проблему актуальной.
Цель исследования: изучить уровень сформированности словаря эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и подобрать игры и упражнения, направленные на ее формирование.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР.
2. Выявить особенности овладения эмоциональной лексикой и её употребления детьми дошкольного возраста с ОНР и детьми с нормальным речевым развитием.
3. Разработать систему упражнений, направленную на формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР.
4. Проверить эффективность разработанной системы упражнений на практике и проанализировать полученные результаты.
Для успешной реализации поставленных задач используются следующие методы: изучение документации, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент, метод диагностических заданий, сравнительный, комплексный, математико-статистический методы.
Объект исследования: словарный запас у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: система игр и упражнений, направленных на формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.
Гипотеза: у дошкольников с ОНР имеются некоторые трудности в овладении эмоциональной лексикой и специальная система игр и упражнений позволит сформировать словарный запас у детей данной категории.
Литературные данные по проблемам исследования особенностей речевого развития детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса.
Особенности лексики, как правило, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы словом, имеющим иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Анализ специальной литературы последних лет по проблеме исследования речевого развития детей с нарушениями речи показал, что данная область исследовалась в различных аспектах: педагогическом, психологическом, лингвистическом, психолингвистическом. Разработанные специальные методики способствуют развитию связной речи детей. Проблема обогащения лексики решается в контексте развития игровой деятельности, различных форм вербальной коммуникации фразовой речи детей.
Однако, вопросы изучения и формирования у детей с речевыми нарушениями эмоциональной лексики, которая в дошкольном возрасте является наиболее адекватным средством выражения личного субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а так же является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний, не являлись предметом специального исследования.
Всё вышесказанное позволяет считать данную проблему актуальной.
Цель исследования: изучить уровень сформированности словаря эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и подобрать игры и упражнения, направленные на ее формирование.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме формирования эмоциональной лексики у детей с ОНР.
2. Выявить особенности овладения эмоциональной лексикой и её употребления детьми дошкольного возраста с ОНР и детьми с нормальным речевым развитием.
3. Разработать систему упражнений, направленную на формирование эмоциональной лексики у детей с ОНР.
4. Проверить эффективность разработанной системы упражнений на практике и проанализировать полученные результаты.
Для успешной реализации поставленных задач используются следующие методы: изучение документации, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент, метод диагностических заданий, сравнительный, комплексный, математико-статистический методы.
Объект исследования: словарный запас у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: система игр и упражнений, направленных на формирование эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР.
Гипотеза: у дошкольников с ОНР имеются некоторые трудности в овладении эмоциональной лексикой и специальная система игр и упражнений позволит сформировать словарный запас у детей данной категории.
Изучению особенностей овладения эмоциональной лексикой дошкольниками с общим недоразвитием речи придаётся большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирования лексической системы играют важную роль в развитии познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение являются средством не только речи, но и мышления. В свою очередь, речь, как одно из главных, необходимых условий психического и личностного развития ребёнка, полноценным средством общения является лишь тогда, когда сохранены или в случае речевой патологии скорригированы все её структурные компоненты.
Изучение специальной литературы по данному вопросу, а так же проведённое исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи показало, что у дошкольников имеются специфические особенности овладения лексикой в процессе дизонтогенеза речи, а так же выявлены недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания, отмечены признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний.
В ходе дипломной работы был проведен эксперимент с участием экспериментальной и контрольной групп, позволяющий выявить особенности развития словаря эмоциональной лексики у детей- дошкольников с ОНР в сравнении с детьми, речевое развитие которых в норме. Результаты эксперимента показали, что словарь эмоциональной лексики дошкольников с ОНР ограничивается простыми обозначениями эмоций и чувств, сложности возникают с дифференциацией некоторых названий эмоций, введением слов, обозначающих эмоции, в речь детей. Ограниченность словарного запаса словаря эмоциональной лексики обуславливается бедностью опыта, а так же проблемами в речевом развитии.
На основании полученных данных была разработана и апробирована система упражнений, направленных на формирование эмоционального пласта лексики на основе развития вербальных и невербальных средств общения, по своему содержанию дополняющее существующую систему коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в условиях специального дошкольного образовательного образования.
В результате проведённого коррекционного обучения детей данной категории произошла автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществлено введение в экспрессивную речь, было достигнуто расширение диапазона эмоциональной лексики за счёт нюансирующих лексем, что позволило детям достаточно свободно владеть данной лексикой и применять её в связной речи.
Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная диагностическая и коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволило качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения.
Изучение специальной литературы по данному вопросу, а так же проведённое исследование, направленное на изучение особенностей развития эмоциональной лексики детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи показало, что у дошкольников имеются специфические особенности овладения лексикой в процессе дизонтогенеза речи, а так же выявлены недостатки в выражении эмоционально-смыслового содержания, отмечены признаки гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице эмоциональных состояний.
В ходе дипломной работы был проведен эксперимент с участием экспериментальной и контрольной групп, позволяющий выявить особенности развития словаря эмоциональной лексики у детей- дошкольников с ОНР в сравнении с детьми, речевое развитие которых в норме. Результаты эксперимента показали, что словарь эмоциональной лексики дошкольников с ОНР ограничивается простыми обозначениями эмоций и чувств, сложности возникают с дифференциацией некоторых названий эмоций, введением слов, обозначающих эмоции, в речь детей. Ограниченность словарного запаса словаря эмоциональной лексики обуславливается бедностью опыта, а так же проблемами в речевом развитии.
На основании полученных данных была разработана и апробирована система упражнений, направленных на формирование эмоционального пласта лексики на основе развития вербальных и невербальных средств общения, по своему содержанию дополняющее существующую систему коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи в условиях специального дошкольного образовательного образования.
В результате проведённого коррекционного обучения детей данной категории произошла автоматизация слов, обозначающих эмоции, и осуществлено введение в экспрессивную речь, было достигнуто расширение диапазона эмоциональной лексики за счёт нюансирующих лексем, что позволило детям достаточно свободно владеть данной лексикой и применять её в связной речи.
Таким образом, систематическая, поэтапная, специально организованная диагностическая и коррекционная работа по формированию эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволило качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ
ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, КАК СРЕДСТВО ОБОГОЩЕНИЯ
СЛОВАРНОГО ЗАПАСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Формирование словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОБОГАЩЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ИЗО-ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Особенности активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АНТОНИМАМИ
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ
АТРИБУТИВНОГО СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017





