Экскурсия как метод опытно-экспериментальной деятельности школьников в обучении истории
|
Введение 4
Глава 1. Основы экскурсоведения. Экскурсия - составное звено в
обучении истории 14
§1. История экскурсоведения как науки 14
§2. Методическая основа экскурсии 24
2.1. Экскурсия - особый вид деятельности 24
2.2. Экскурсия как педагогический процесс 33
2.3. Особенности проектирования и проведения образовательной
экскурсии по истории 38
Глава 2. Экскурсия как практико-ориентированный метод внеурочной деятельности в обучении истории 47
§ 1. Экскурсионно-проектная работа в контексте внеурочной
деятельности как ключевое требование федерального государственного образовательного стандарта общего образования 47
§ 2. Экскурсионно-проектная деятельность - условие формирования компетенций у школьников 57
§ 3. Краеведческая экскурсия «Кладовая графа В.Н. Воейкова» как фактор, влияющий на формирование компетенций у учащихся 68
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 79
§ 1. Методическое обоснование исследований 79
§2. Экскурсия по временной экспозиции школьного музея «И они сражались за Родину» 82
§3. Тематическая экскурсия с элементом веревочного курса «Эх, разведка фронтовая!» 85
§ 4. Результаты реализации тематической экскурсии «И они
сражались» и модели веревочного курса «Эх, разведка фронтовая!» 98
Заключение 102
Список использованных источников и литературы 107
Приложение 115
Глава 1. Основы экскурсоведения. Экскурсия - составное звено в
обучении истории 14
§1. История экскурсоведения как науки 14
§2. Методическая основа экскурсии 24
2.1. Экскурсия - особый вид деятельности 24
2.2. Экскурсия как педагогический процесс 33
2.3. Особенности проектирования и проведения образовательной
экскурсии по истории 38
Глава 2. Экскурсия как практико-ориентированный метод внеурочной деятельности в обучении истории 47
§ 1. Экскурсионно-проектная работа в контексте внеурочной
деятельности как ключевое требование федерального государственного образовательного стандарта общего образования 47
§ 2. Экскурсионно-проектная деятельность - условие формирования компетенций у школьников 57
§ 3. Краеведческая экскурсия «Кладовая графа В.Н. Воейкова» как фактор, влияющий на формирование компетенций у учащихся 68
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 79
§ 1. Методическое обоснование исследований 79
§2. Экскурсия по временной экспозиции школьного музея «И они сражались за Родину» 82
§3. Тематическая экскурсия с элементом веревочного курса «Эх, разведка фронтовая!» 85
§ 4. Результаты реализации тематической экскурсии «И они
сражались» и модели веревочного курса «Эх, разведка фронтовая!» 98
Заключение 102
Список использованных источников и литературы 107
Приложение 115
Актуальность темы исследования. Последние несколько лет отечественное образование находится в фазе перехода на новые стандарты, подходы и методы.
В начале XXI века проблема современной школы, прежде всего, состояла в том, что учебная деятельность, в традиционном понимании направленная в первую очередь на усвоение учащимися норм базовой школьной программы, не связанная на должном уровне с творческой деятельностью, не способна к полноценному развитию личности учащегося. Привыкая к выполнению шаблонных заданий, ориентированных на закрепление базовых навыков, у учащихся нет шансов действовать самостоятельно, эффективно применять и развивать свой интеллектуальный потенциал.
С 1 сентября 2012 ряд образовательных организаций начали реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (на основании приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» и приказов министерств образования субъектов Российской Федерации). В связи с этим, цель системы образования состояла не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить школьников учиться самостоятельно. При этом формирование учебной деятельности подразумевает развитие духовной стороны личности.
Методологической основой стандарта общего образования нового поколения стал системно-деятельностный подход. В основу подхода лег принцип формирования личности ученика и продвижение его в развитии, который происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Помимо этого, системно-деятельностный подход направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и
конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, на формирование гражданской идентичности, указывает на цели, которые постепенно встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Если добиваться предметных результатов непосредственно в процессе изучения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации закреплены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно
эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, итогом внеурочной деятельности может стать проект. К примеру, результатом проектной деятельности по истории в старших классах может стать школьная экскурсия, для младшего и среднего звена, по достопримечательностям города. Реализовать данную проектную деятельность можно посредством создания в образовательном учреждении кружка «Юнных экскурсоводов».
Во внеурочной работе, в данном случаи, на занятиях группы «Юнных экскурсоводов» шире, чем на уроке истории, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность учащихся. В последние годы в преподавании истории все чаще стали 5
применяться школьные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры....
В начале XXI века проблема современной школы, прежде всего, состояла в том, что учебная деятельность, в традиционном понимании направленная в первую очередь на усвоение учащимися норм базовой школьной программы, не связанная на должном уровне с творческой деятельностью, не способна к полноценному развитию личности учащегося. Привыкая к выполнению шаблонных заданий, ориентированных на закрепление базовых навыков, у учащихся нет шансов действовать самостоятельно, эффективно применять и развивать свой интеллектуальный потенциал.
С 1 сентября 2012 ряд образовательных организаций начали реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (на основании приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» и приказов министерств образования субъектов Российской Федерации). В связи с этим, цель системы образования состояла не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить школьников учиться самостоятельно. При этом формирование учебной деятельности подразумевает развитие духовной стороны личности.
Методологической основой стандарта общего образования нового поколения стал системно-деятельностный подход. В основу подхода лег принцип формирования личности ученика и продвижение его в развитии, который происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Помимо этого, системно-деятельностный подход направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и
конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, на формирование гражданской идентичности, указывает на цели, которые постепенно встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Если добиваться предметных результатов непосредственно в процессе изучения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации закреплены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно
эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, итогом внеурочной деятельности может стать проект. К примеру, результатом проектной деятельности по истории в старших классах может стать школьная экскурсия, для младшего и среднего звена, по достопримечательностям города. Реализовать данную проектную деятельность можно посредством создания в образовательном учреждении кружка «Юнных экскурсоводов».
Во внеурочной работе, в данном случаи, на занятиях группы «Юнных экскурсоводов» шире, чем на уроке истории, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность учащихся. В последние годы в преподавании истории все чаще стали 5
применяться школьные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры....
В России экскурсионная деятельность возникла во второй половине XIX века. Причиной последующего развития туристической деятельности послужила необходимость в организации продолжительных путешествий для решения образовательных задач по исследованию и изучению дальних мест нашей страны и планеты.
Формирование экскурсионной деятельности сопровождалось учреждением исторических, природоведческих памятников, музеев, экспозиций, чему в свою очередь способствовала работа научных обществ демократической интеллигенции. В 70-е годы XIX века появляются первые музеи.
Этапы развития экскурсии шли по линии смены ее сущности. Изначально, экскурсией считалась прогулка, у которой были практические и образовательные цели. Это было связано с появлением экскурсии уже как метода обучения в учебных учреждениях. Позже перед ней возникли научные задачи, исследование географических, этнических, ботанических особенностей местностей.
Со временем экскурсия превратилась в вид культурно-образовательной деятельности, формируя культурные и нравственные качества человека. Сегодня экскурсия - это целенаправленный процесс познания, в базе которого находится опыт визуального и творческого восприятия. Таким образом, у учащихся закладываются только положительные эмоции от обучения, а это в свою очередь станет залогом формирования у школьников познавательных мотивов, т.е. они будут стремиться познать что-то новое.
Многие исследователи отмечают, что экскурсия как метод деятельности учащихся, при правильном использовании, является сильной мотивацией к обучению. Благодаря экскурсии процесс активизации познавательного интереса происходит быстрее, так как мотивов в экскурсии 102 больше, чем в обычной учебной деятельности. Помимо этого, в ходе экскурсии внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление получают большее развитие.
Затронув тему методов обучения, нельзя не обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту.
Проанализировав ФГОС общего образования, можно сделать вывод, что методологической основой в нем заявлен деятельностный подход. Благодаря ему у обучающегося формируется готовность к саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителями цель: активизировать познавательную деятельность учеников, способных и готовых к проектированию и конструированию своей образовательной среды. Обучающийся на уроках должен овладеть необходимыми предметными и ключевыми компетенциями, чтобы в будущем, умея их применять, стать успешным человеком.
Системно-деятельностный подход обращает внимание учителя на окончательный отход от восприятия ребенка объектом образования. Теперь, педагог, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические особенности и здоровье учеников, должен создавать на уроке ситуации, позволяющие ребенку самому найти ответы и решить задачи.
Данные требования и условия толкают методистов-практиков на поиски оптимальных методических форм и средств реализации деятельностного подхода в процессе обучения.
В настоящее время существует обширное поле различных технологий и методик, призванных достичь поставленных системно-деятельностным подходом задач. Масса методистов отдают предпочтение использованию интерактивных методик, групповым формам работы с материалами, развитию критического мышления, а также игровым технологиям....
Формирование экскурсионной деятельности сопровождалось учреждением исторических, природоведческих памятников, музеев, экспозиций, чему в свою очередь способствовала работа научных обществ демократической интеллигенции. В 70-е годы XIX века появляются первые музеи.
Этапы развития экскурсии шли по линии смены ее сущности. Изначально, экскурсией считалась прогулка, у которой были практические и образовательные цели. Это было связано с появлением экскурсии уже как метода обучения в учебных учреждениях. Позже перед ней возникли научные задачи, исследование географических, этнических, ботанических особенностей местностей.
Со временем экскурсия превратилась в вид культурно-образовательной деятельности, формируя культурные и нравственные качества человека. Сегодня экскурсия - это целенаправленный процесс познания, в базе которого находится опыт визуального и творческого восприятия. Таким образом, у учащихся закладываются только положительные эмоции от обучения, а это в свою очередь станет залогом формирования у школьников познавательных мотивов, т.е. они будут стремиться познать что-то новое.
Многие исследователи отмечают, что экскурсия как метод деятельности учащихся, при правильном использовании, является сильной мотивацией к обучению. Благодаря экскурсии процесс активизации познавательного интереса происходит быстрее, так как мотивов в экскурсии 102 больше, чем в обычной учебной деятельности. Помимо этого, в ходе экскурсии внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление получают большее развитие.
Затронув тему методов обучения, нельзя не обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту.
Проанализировав ФГОС общего образования, можно сделать вывод, что методологической основой в нем заявлен деятельностный подход. Благодаря ему у обучающегося формируется готовность к саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителями цель: активизировать познавательную деятельность учеников, способных и готовых к проектированию и конструированию своей образовательной среды. Обучающийся на уроках должен овладеть необходимыми предметными и ключевыми компетенциями, чтобы в будущем, умея их применять, стать успешным человеком.
Системно-деятельностный подход обращает внимание учителя на окончательный отход от восприятия ребенка объектом образования. Теперь, педагог, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические особенности и здоровье учеников, должен создавать на уроке ситуации, позволяющие ребенку самому найти ответы и решить задачи.
Данные требования и условия толкают методистов-практиков на поиски оптимальных методических форм и средств реализации деятельностного подхода в процессе обучения.
В настоящее время существует обширное поле различных технологий и методик, призванных достичь поставленных системно-деятельностным подходом задач. Масса методистов отдают предпочтение использованию интерактивных методик, групповым формам работы с материалами, развитию критического мышления, а также игровым технологиям....





