Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экскурсия как метод опытно-экспериментальной деятельности школьников в обучении истории

Работа №149606

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Основы экскурсоведения. Экскурсия - составное звено в
обучении истории 14
§1. История экскурсоведения как науки 14
§2. Методическая основа экскурсии 24
2.1. Экскурсия - особый вид деятельности 24
2.2. Экскурсия как педагогический процесс 33
2.3. Особенности проектирования и проведения образовательной
экскурсии по истории 38
Глава 2. Экскурсия как практико-ориентированный метод внеурочной деятельности в обучении истории 47
§ 1. Экскурсионно-проектная работа в контексте внеурочной
деятельности как ключевое требование федерального государственного образовательного стандарта общего образования 47
§ 2. Экскурсионно-проектная деятельность - условие формирования компетенций у школьников 57
§ 3. Краеведческая экскурсия «Кладовая графа В.Н. Воейкова» как фактор, влияющий на формирование компетенций у учащихся 68
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 79
§ 1. Методическое обоснование исследований 79
§2. Экскурсия по временной экспозиции школьного музея «И они сражались за Родину» 82
§3. Тематическая экскурсия с элементом веревочного курса «Эх, разведка фронтовая!» 85
§ 4. Результаты реализации тематической экскурсии «И они
сражались» и модели веревочного курса «Эх, разведка фронтовая!» 98
Заключение 102
Список использованных источников и литературы 107
Приложение 115

Актуальность темы исследования. Последние несколько лет отечественное образование находится в фазе перехода на новые стандарты, подходы и методы.
В начале XXI века проблема современной школы, прежде всего, состояла в том, что учебная деятельность, в традиционном понимании направленная в первую очередь на усвоение учащимися норм базовой школьной программы, не связанная на должном уровне с творческой деятельностью, не способна к полноценному развитию личности учащегося. Привыкая к выполнению шаблонных заданий, ориентированных на закрепление базовых навыков, у учащихся нет шансов действовать самостоятельно, эффективно применять и развивать свой интеллектуальный потенциал.
С 1 сентября 2012 ряд образовательных организаций начали реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования (на основании приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» и приказов министерств образования субъектов Российской Федерации). В связи с этим, цель системы образования состояла не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить школьников учиться самостоятельно. При этом формирование учебной деятельности подразумевает развитие духовной стороны личности.
Методологической основой стандарта общего образования нового поколения стал системно-деятельностный подход. В основу подхода лег принцип формирования личности ученика и продвижение его в развитии, который происходит в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Помимо этого, системно-деятельностный подход направлен на формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и
конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, на формирование гражданской идентичности, указывает на цели, которые постепенно встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС) основная образовательная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Если добиваться предметных результатов непосредственно в процессе изучения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её исходя из своих интересов, мотивов.
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации закреплены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно­
эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность. Таким образом, итогом внеурочной деятельности может стать проект. К примеру, результатом проектной деятельности по истории в старших классах может стать школьная экскурсия, для младшего и среднего звена, по достопримечательностям города. Реализовать данную проектную деятельность можно посредством создания в образовательном учреждении кружка «Юнных экскурсоводов».
Во внеурочной работе, в данном случаи, на занятиях группы «Юнных экскурсоводов» шире, чем на уроке истории, осуществляется связь с современностью, разнообразнее общественно-полезная деятельность учащихся. В последние годы в преподавании истории все чаще стали 5
применяться школьные экскурсии. Экскурсии являются важным источником знаний. Они конкретизируют представления учащихся об исторических процессах, знакомят с обстановкой, в которой эти процессы развиваются, с местом их действия, с памятниками материальной и духовной культуры....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В России экскурсионная деятельность возникла во второй половине XIX века. Причиной последующего развития туристической деятельности послужила необходимость в организации продолжительных путешествий для решения образовательных задач по исследованию и изучению дальних мест нашей страны и планеты.
Формирование экскурсионной деятельности сопровождалось учреждением исторических, природоведческих памятников, музеев, экспозиций, чему в свою очередь способствовала работа научных обществ демократической интеллигенции. В 70-е годы XIX века появляются первые музеи.
Этапы развития экскурсии шли по линии смены ее сущности. Изначально, экскурсией считалась прогулка, у которой были практические и образовательные цели. Это было связано с появлением экскурсии уже как метода обучения в учебных учреждениях. Позже перед ней возникли научные задачи, исследование географических, этнических, ботанических особенностей местностей.
Со временем экскурсия превратилась в вид культурно-образовательной деятельности, формируя культурные и нравственные качества человека. Сегодня экскурсия - это целенаправленный процесс познания, в базе которого находится опыт визуального и творческого восприятия. Таким образом, у учащихся закладываются только положительные эмоции от обучения, а это в свою очередь станет залогом формирования у школьников познавательных мотивов, т.е. они будут стремиться познать что-то новое.
Многие исследователи отмечают, что экскурсия как метод деятельности учащихся, при правильном использовании, является сильной мотивацией к обучению. Благодаря экскурсии процесс активизации познавательного интереса происходит быстрее, так как мотивов в экскурсии 102 больше, чем в обычной учебной деятельности. Помимо этого, в ходе экскурсии внимание, запоминание, интерес, восприятие и мышление получают большее развитие.
Затронув тему методов обучения, нельзя не обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту.
Проанализировав ФГОС общего образования, можно сделать вывод, что методологической основой в нем заявлен деятельностный подход. Благодаря ему у обучающегося формируется готовность к саморазвитию, непрерывному образованию и самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителями цель: активизировать познавательную деятельность учеников, способных и готовых к проектированию и конструированию своей образовательной среды. Обучающийся на уроках должен овладеть необходимыми предметными и ключевыми компетенциями, чтобы в будущем, умея их применять, стать успешным человеком.
Системно-деятельностный подход обращает внимание учителя на окончательный отход от восприятия ребенка объектом образования. Теперь, педагог, учитывая индивидуальные, возрастные, психологические особенности и здоровье учеников, должен создавать на уроке ситуации, позволяющие ребенку самому найти ответы и решить задачи.
Данные требования и условия толкают методистов-практиков на поиски оптимальных методических форм и средств реализации деятельностного подхода в процессе обучения.
В настоящее время существует обширное поле различных технологий и методик, призванных достичь поставленных системно-деятельностным подходом задач. Масса методистов отдают предпочтение использованию интерактивных методик, групповым формам работы с материалами, развитию критического мышления, а также игровым технологиям....


1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования на 2013-2020 годы», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации №792-р от 15.05.2013г. [Электронный ресурс] - Москва, 2013. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/3409/файл/2228/ 13.05.15-Г оспрограмма- Развитие образования 2013-2020.pdf
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят
Государственной Думой 21.12.2012г., одобрен Советом Федерации 26.12.2012г. [Электронный ресурс] - Москва, 2012. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/2974/файл/1543/12.12.29-
ФЗ Об образовании в Российской Федерации^Г
3. Историко-культурный стандарт: проект [Электронный ресурс] -
Москва, 2013. - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/3483/файл/2325/13.07.01- Проект_Историко-культурного_стандарта.рйГ.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ №1897 от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2010. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/документы/938.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего (полного) общего образования, утвержден приказом Минобрнауки РФ № 413 от 17 мая 2012 г. [Электронный ресурс] - Москва, 2012. - Режим доступа: ййр://минобрнауки.рф/
документы/ 2365/.
6. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. №03-296.
Периодическая печать
7. Брославская, Т. Л. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО / Т. Л. Брославская // Молодой ученый. - 2015. - №2.1. - С. 5-6.
8. Васильева, Р. К. Экскурсия-урок / Р. К. Васильева // Преподавание истории в школе. - М., 1973. - №4.
9. Короткова, М. В. Экскурсионная работа со школьниками: рекомендации и справочные материалы / М. В. Короткова // Преподавание истории и обществознания в школе. - М., 2011. - № 3. - С. 50-53.
10. Пономарицкий, В. Ф. Организация учебных экскурсий / В. Ф. Пономарицкий // Преподавание истории в школе. - М., 1973. - №4. - С. 32­38.
11. Соколовский, Ю. Е. Об организации познавательной деятельности учащихся на экскурсии / Ю. Е. Соколовский // Преподавание истории в школе. - М., 1966. - №3. - С. 26-31.
12. Старобинская, Г. И. Культурное наследие в фокусе образовательных методик: школьный музей, школьная экскурсия / Г. И. Старобинская // Культурное и природное наследие и его освоение в учебно­воспитательной работе / Сб. научно-методических статей. Выпуск 1. Экскурсионное краеведение. - М., 2006. - С. 18-19.
13. Вода «Кувака» // Горный журнал. - 1915. - №7.
Статьи и монографии по теме исследования
14. Айчувакова, Е. Р., Путилова, Н. В. Организация внеурочной деятельности в общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность обучающихся в
условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II
Всероссийской научно-практической конференции / Е. Р. Айчувакова, Н. В. Путилова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2014. - С. 69.
15. Арефьева, Т. Г. Практико-ориентированное обучение в преподавании истории. Практико-ориентированное обучение: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции / Т. Г. Арефьева. - Омск, 2011. - С. 58-61....64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ