ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РОЛИ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. Понятие детско-родительских отношений в психологии 7
1.2. Сущность совместной деятельности родителей и детей 17
1.3. Совместная деятельность детей и родителей как средство развития
детско-родительских отношений 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 34
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯРАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 35
2.1. Организация и методики исследования 35
2.2. Состояние детско-родительских отношений младших дошкольников 39
2.3. Программа развития детско-родительских отношений посредством
совместной деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста 45
2.4. Анализ эффективности программы развития детско-родительских
отношений в совместной деятельности 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи, что проявляется в росте неполных и неблагополучных семей, структурной неустойчивости семьи, ценностно-нормативной девиантности, росте числа разводов, с одной стороны, и утратой теплых, доверительных отношений родителей и детей, с другой стороны.
В детско-родительском сообществе ребенок включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Нарушение детско-родительских отношений влечет за собой значительные неблагоприятные последствия для личностного развития ребенка. Поэтому одной из актуальных проблем является проблема поиска путей гармонизации отношений между родителями и детьми еще в дошкольном возрасте.
Проблема детско-родительских отношений активно рассматривается в рамках клинико-психологических исследований (А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, В.И. Гарбузов, А.С. Спиваковская, В. А. Петровский).
Последнее десятилетие характеризуется активным развитием психолого-педагогических теорий и систем воспитания и образования детей, ( Бабаева Т.И., Воробьева Д.И., Змановский Ю.Ф., Кенеман А.В., Логинова В.И., Ноткина Н. А, Хухлаева Д.В. и др.). Многочисленные исследования И.И. Бецкого, E.H. Водовозовой, Е. И. Конради, A.C. Макаренко, Н.И. Новикова, A.C. Симонович и др.) посвящены многообразию родительского поведения и проявления родительского отношения во взаимодействии с ребенком, однако в этих исследованиях не в полной мере представлены технологии и средства, которые были бы направлены на развитие детско - родительских отношений.
Взаимодействие в современной семье становится проблемой: в последнее время в современных семьях почти нет места совместности родителя и ребенка, хотя совместная деятельности детей и родителей создаёт позитивное поле общения, совместное проживание положительных эмоций и тёплую атмосферу во взаимоотношениях родителей с детьми, что способствует развитию детско-родительских отношений.
В практической деятельности ДОУ недостаточно уделяется внимания организации помощи родителям по взаимодействию с детьми. Обучение родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком приводит к заметному улучшению отношения родителей к детям, гармонизуются отношения в детско-родительском сообществе. Акцент необходимо делать на изменение отношений родителей к самому ребенку, к его деятельности, к методам воспитательного воздействия, к личностному и нравственному развитию ребенка, с учетом его возрастных и психологических особенностей.
Далее мы будем говорить о детско-родительских отношении в контексте/имя ввиду родительско-детские отношения.
Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями между:
- потребностью общества в крепкой, нравственно здоровой семье и ростом числа семей с деструктивными детско-родительскими отношениями;
- потребностью родителей в эффективных взаимоотношениях с ребенком и недостаточным развитием у них навыков конструктивных межличностных отношений;
- возрастающей потребностью практики в теоретико-методологическом обосновании развития детско-родительских отношений и недостаточностью использования совместной деятельности детей и родителей в практике дошкольных учреждений.
Решение данных противоречий и определило проблему нашего исследования: каковы возможности организованной совместной
деятельности родителей и детей младшего дошкольного возраста в развитии детско-родительских отношений.
Цель исследования: разработка методов/технологий развития детско- родительных отношений путем совместной деятельности родителей и детей..
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: совместная деятельность родителей и детей как средство развития детско-родительских отношений.
Мы предполагаем, что организованная в дошкольной образовательной организации совместная театрализованная, игровая, продуктивная и проектная деятельность родителей и детей будет способствовать развитию детско-родительских отношений
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ понятия «детско-родительские отношения» в психологии.
2. Изучить сущность совместной деятельности детей и родителей и ее возможности в коррекции детско-родительских отношений в научной литературе
3. Эмпирическим путем выявить особенности детско-родительских отношений в семьях дошкольников.
4. Разработать и экспериментально проверить программу совместной деятельности детей и родителей в ДОО для коррекции детско-родительских отношений и проверить ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения отечественных и зарубежных психологов:
- субъективно-деятельностный подход к изучению социально - психологических явлений (Б.Г.Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Б.Ф.Ломов и др.);
- теория семейных отношений и детско - родительских отношений как их важнейшей составляющей (А.Я.Варга, В.Н.Дружинин, И.С.Кон, А.С. Спиваковская, Э.Г.Эйдемиллер);
- проблемам коррекции детско-родительских отношений (Д. Байярд, Р. Байярд, X. Джайнотт, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Рахматшаева, Р.В. Овчарова);
- концепции совместной деятельности (А.Л. Журавлев, Г.М. Андреева и др).
Методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение и обобщение научной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: метод опроса, тестирование, эксперимент.
- методы математической статистики: метод парных сравнений Манна- Уитни.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 37 «Теремок» г. Железногорска Красноярского края.
В исследовании принимали участие 20 детей это в возрасте 3-4 лет (средний возраст выборки - 3,7 лет), лет, их родители (70% - матери, 30% - отцы).
Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы в процессе подготовки педагогов дошкольного образования, а также в системе повышения квалификации работников образования. Непосредственное практическое значение имеет разработанная программа совместной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, направленная на оптимизацию и гармонизацию детско-родительских, может применяться в работе дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Важнейшим фактором, влияющим на формирование личности ребенка, являются гармоничные детско-родительские отношения родителей и детей, принятие родителей детей, заинтересованность родителя в планах ребенка, его будущем, воспитание независимости, самостоятельности ребенка, вера в успешность ребенка.
Детско - родительские отношения включены в систему значимых отношений ребёнка определяет то, что родители могут влиять на успешность либо неуспешность ребёнка
В психолого-педагогической литературе отождествляются понятия «детско-родительские отношения» и «родительское отношение». Родительское отношение составляет важнейшую подсистему семьи и может рассматриваться как отношения непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя.
Понятие «родительское отношение» имеет наиболее общий характер, указывая на взаимную связь, принадлежность, зависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности восприятия ребенка, способ общения с ним, характер приемов воздействия.
Детско-родительские отношения - это такие отношения, которые включают в себя систему разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга.
Проведенное собственное экспериментальное исследование развития детско-родительских отношений в совместной деятельности детей и родителей позволяет сделать следующие выводы:
Правильно организованная система совместной деятельности детей и родителей (родительский клуб, тренинги, и прочее) способствует позитивной перестройке отношений родителей к ребенку, гармонизирует детско-родительские отношения в целом, помогает редукции их негативных переживаний.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Академия, 2015. 359 с.
2. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4 .С12-17.
3. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: дис. канд. психол. Паук.- М., 1992.-212 с.
4. Багрецов С.А., Оганян К.М., Львов В М., Наумов В.В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999. 639 с.
5. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности: Дис. ... докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 419 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
7. Боулби Дж., Мельникова М., Бенедек Т., Эйнсворт М. Психология привязанности. - М.: ERGO, 2016. 360 с.
8. Братчикова Ю.В., Волошина Н.С. Развитие эмоционального интеллекта дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями.// Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 19-23.
9. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого / Е.В. Буренкова - Пенза, 2010. 205с.
10. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис.канд. психол.наук. - М., 1987. - 206 с.
11. Ганцева Х.Х. Совместная деятельность.// Медицинский вестник Башкортостана. 2010. Т. 5. № 1. С. 76.
12. Герасимова Т.Ф. Оптимизация способов взаимодействия ребенка и родителя. Семейная психология и семейная терапия, № 1, 1999.
13. Григории Н.В. Связующая нить: коррекция детско-родительских
отношений.// Школьный психолог. 2010. №8.
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200002806
14. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 61-71.
15. Еничева И.В., Дровникова М.Ю. Совместная деятельность родителей и детей.// Вестник научных конференций. 2017. № 1-5 (17). С. 78¬79.
16. Ефременко Т.В., Толстенко Л.Г., Папкова Т.А. Программа работы с родителями "школа совместной деятельности".// Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. № 4 (10). С. 273-275.
17. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 640 с.
18. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в
современной психологии // Совместная деятельность в условиях организационно- экономических изменений. М.: Изд-во «Институт
психологии РАН», 1997. С. 7-15.
19. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 448 с.
20. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: Аспект Пресс, 1995. 317 с.
21. Кириллова М.А., Волкова М.А. Совместная деятельность как способ развития родительского отношения. // Материалы конференции «Сельская школа и модернизация образования». 26 октября - 16 ноября 2009 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL - http://textarchive.ru/c- 2527492.html
22. Козимирова Г.М. Интерпретация феномена совместной деятельности отечественными психологами.//. Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 2
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А.Г. Рузской. (Серия «Психологи Отечества»). -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 384 с.
24. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С.124-135.
25. Ломов Б.Ф. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими //Правовые и социально психологические аспекты управления / Под ред. В.Г. Шорина. М.: Знание, 1982. С. 211-240.
26. Люблинская А.А. Семейные отношения и их влияние на детей / А.А. Люблинская. - Москва // Отечественная социальная педагогика: хрестоматия : учебное пособие / сост. Л.В. Мардахаев. - Москва : Академия,
2003. - С. 145-155.
27. Марыгина Н.А., Сысоева О.В. Вместе с детьми по ступенькам личностного роста // Дополнительное образование. - 2002. - № 11. - С. 34-37.
28. Матис Т.А. Психологические особенности организации совместной учебной деятельности школьников // Психологические проблемы учебной деятельности школьника. М.: Педагогика, 1977. С. 126-132.
29. Михайленко Н.Я. Наука детских игр.// Обруч, 1996. № . С, 69-73.
30. Насонова Е.Б. Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное поведение младшего школьника : автореф. дис. ... канд. психол. н., 1990.- 16 с
31. Нестик Т.А., Журавлев А.Л. Управление совместной деятельностью: новые направления исследований в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 5-15.
32. Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами.//Сб.: Семья и формирование личности./Под ред.А.А.Бодалева, - М., 1981.
33. Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых.// Начальная школа. 2008. № 5. С. 34-38.
34. Обозов Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. - Л., 2007.
35. Овчарова Р.В. Психология родительства. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
36. Одинцова И.Г., Ефремов И.А. "Познакомимся и поиграем" - один из блоков в рамках реализации проекта "event - студия "моя семья", направленный на гармонизацию детско - родительских отношений через совместную игровую деятельность детей и их родителей. // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. № 6-2 (87). С. 55-57.
37. Печникова Л. С., Жуйкова Е. Б. Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 2(2). URL: http://psystudy.ru
38. Платонов, К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность / под ред. К.К. Платонова. - М., 2005.
39. Полуэктова Н. М., Тихонов Б. Л. Влияние характера взаимодействия на эффективность совместной групповой мыслительной деятельности // Психологические исследования общения / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1985. С. 273-285.
40. Прищепа, С. С. Шатверян Т.С. Технология гармонизации детско- родительских отношений.// Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №4. С.14-19
41. Проблемы субъектов в постнеклассической науке / Отв. ред. В.И. Аршинов, В.Е. Лепский. М.: Когито-центр, 2017. 190 с.
42. Психологические аспекты совместной деятельности и общения / под ред. А.С. Чернышева. Курск: КГПИ, 2010. 124 с.
43. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М., 1998.
44. Психология индивидуальности и группового субъекта / Отв. ред. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова. М.: ПЕР СЭ, 2013.
45. Психология совместного труда детей: Книга для воспитателя детского сада, учителя / под ред. Я.Л. Коломинского. Мн: Нар. асвета, 1997. 239 с.
46. Психология совместной жизнедеятельности малых групп и организаций / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Шорохова. М.: Социум; Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. 288 с.
47. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. -М.: ЭКСМО- Пресс, 2009. - 423 с.
48. Родители и дети: психология взаимоотношений: сборник. / Под ред. Е. А. Савиной и Е. О. Смирновой. - М.: Когито-Центр, 2010. - 228 с.
49. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. 1999. № 3. С. 7-16.
50. Сарычев С.В., Мирошниченко О.А. О динамическом подходе к исследованию многоуровневого группового субъекта // Актуальные проблемы исследования массового сознания: материалы международной научно-практической конференции (Пенза, 14-15 марта 2013 г.). Пенза, 2013. С. 181-186.
51. Сафронова М.В. Сотрудничество дошкольника со взрослым и со
сверстником как возможность свершения акта развития.// Материалы Международной конференции «Пятые чтения памяти Л.С.Выготского. Культурно-исторический подход и исследование процессов
социализации».15 - 17 ноября 2004 г.
52. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования/ Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
53. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: монография. - Волгоград, 2008.
54. Совместная деятельность: Методология, теория, практика / Отв. ред. А.Л. Журавлев, П.Н. Шихирев, Е.В. Шорохова. М.: Наука, 1998.
55. Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребенка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультативной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1989. С. 16-37.
56. Сорокоумова С.Н. Формирование эмоциональной культуры в детско-родительском взаимодействии // Психология образования: профессионализм и культура. Докл. регион, научно-практ. конференции. — Н.Новгород, НИРО, 2005. С. 71-80.
57. Спиваковская А.С. Педагогика родителям // Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Педагогика, 2006. - 160с.
58. Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики // Семья и формирование личности. 1981. №3. С.26-38.
59. Субботский Е. В. Психология отношений партнерства у дошкольников. — М., 1996.—143 с.
60. Фрейд А. Детский психоанализ. СПб. : Питер, 2004. 477 с.
61. Фрейд З. Введение в психоанализ. -М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2015. - 480 с.
62. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Смысл,
2004. - 600 с.
63. Фуряева Т.В., Старосветская Н.А. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. Красноярск, 2003. 216 с.
64. Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза.. М.: Академический проект 2007. 290 с.
65. Цукерман Г.А. От умения сотрудничать к умению учить себя // Психологическая наука и образование. 1996. № 2. С. 56-63.
66. Чернышев А.С., Лунев Ю.А. Оптимизация жизнедеятельности как основа социально-психологической помощи молодежи. Курск: КГПУ, 1998. 90 с.
67. Эриксон Э. Детство и общество. СПб. : Речь, 2000. 390 с.