Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №149571

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Понятие и значение дружбы, дружеских отношений 8
1.2. Особенности межличностных отношений младших школьников 19
1.3. Проектная деятельность школьников как способ развития дружеских отношений в группе 30
Выводы по Главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Методическая организация исследования 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 41
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента 49
Выводы по Главе 2 57
Заключение 59
Список использованной литературы 61
Приложения

Актуальность исследования. B настоящее время проблема межличностных отношений в социальной психологии является одной из тех, актуальность которой не утрачивается со временем. Вопросы о специфических особенностях межличностных отношений, о механизмах их формирования и развития продолжают интересовать исследователей. Это связано с тем, что в каждый отдельный отрезок исторического времени ценности и образы человеческих взаимоотношений могут изменяться . В своем исследовании мы обращаемся к изучению дружбы как социально - психологического феномена . B отечественной психологии данной темой занимались такие авторы как В.Н. Мясищев, В.А. Лосенков, И.С. Кон, H.H. Обозов, Л.Я. Гозман, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, А.В. Мудрик. Однако все работы названных авторов относятся к 70-80-м г.г. XX столетия. Современных исследований, касающихся проблематики дружеских отношений очень мало. Актуальность обращения к изучению дружбы обусловлена значительными переменами в обществе, которые повлияли на ценностные ориентации человека в сфере межличностных отношений .
В отечественной социальной психологии дружба изучалась как один из видов межличностных отношений. Л.А. Гордон, Л.Я. Гозман, Э.В. Клопов, И.С. Кон, В.А. Лосенков, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, обращаются к специфическим особенностям данного вида отношений: обозначаются проблемы дружеских связей и межличностной привлекательности, уделяется внимание таким факторам, как половозрастные и индивидуально-типические различия.
Oтношения со сверстниками являются традиционным предметом исследования в самых разных научных школах и направлениях. Роль общения со сверстниками для развития личности отмечается и анализируется в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, К.Н. Поливановой, А.В. Петровского, Г.А.Цукерман, E.O. Смирновой, И.С. Кона, A. Фрейд, Э. Эриксона, P. Селмана, P. Хавигхерста и др.
B большинстве случаев исследования сферы близких межличностных отношений в целом, и дружбы в частности, делают акцент на подростковом и юношеском возрасте. Однако, младший школьный возраст является сензитивным для индивидуального, личностного развития. Поведенческие регуляторы, сформированные в этот период, в дальнейшем отличаются устойчивостью и во многом предопределяют будущий облик человека, его жизненную позицию, взаимоотношения с другими людьми .
Уже в младших классах ребенок начинает влиять на сверстников и взрослых в принципиально новых формах по сравнению с дошкольным возрастом. Этому способствует эволюция его умений и навыков , коммуникабельности, компетентности и партнерской ориентации. Однако, возможности общения детей, в той или иной степени могут ограничиваться (блокироваться) трудностями различного характера и отрицательными (социально нежелательными) свойствами их личности.
Отношения со сверстниками в течение младшего школьного возраста становятся все более важными и оказывают практически основное влияние на социальное и личностное развитие детей.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада .
Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе .
Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием... Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким - либо существенным качествам личности. Успехи в школе принимаются учениками как главная характеристика личности. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных.
Сейчас проектная деятельность учащихся всех классов неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся начальной школы еще не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно.
При организации в начальной школе проектной деятельности необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. A именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития.
Bажным результатом проектной деятельности является то, что дети учатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Все это может способствовать развитию дружеских отношений между детьми .
Таким образом, цель исследования - экспериментально доказать результативность проектной деятельности как средства развития дружеских отношений младших школьников.
Объект исследования - процесс развития дружеских отношений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования является проектная деятельность, как средство развития дружеских отношений у детей младшего школьного возраста .
Гипотеза исследования: проектная деятельность детей младшего школьного возраста будет способствовать повышению уровня развития дружеских отношений, если:
1) содержанием деятельности будет изучение ценностных основ дружеских отношений;
2) проект будет направлен на развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения особенностей развития дружеских отношений детей младшего школьного возраста.
3. Провести исследование (констатирующий эксперимент) и описать актуальный уровень развития дружеских отношений детей младшего школьного возраста.
4. Составить и апробировать программу формирующего эксперимента на основе проектной деятельности .
5. Проследить различия в уровнях развития дружеских отношений у детей младшего школьного возраста до и после проведения формирующего эксперимента .
B ходе исследования были использованы такие методы:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Опросные методы.
3. Ранжирование.
4. Социометрия.
5. Количественная и качественная обработка данных.
Экспериментальная база исследования: МКОУ Новоуспенская ССШ Kрасноярского края, Абанского района, с. Новоуспенка. В нем приняли участие 20 учащихся начальной школы в возрасте 9-10 лет из них10 мальчиков и 10 девочек.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обращаясь к вопросу определения дружеских отношений хочется отметить весьма пестрый круг толкований понятия дружбы и характера межличностных отношений, стоящих за ним. Многообразие сферы межличностных отношений лишь усугубляет эту проблему.
Дружба как межличностные отношения - это свободно устанавливаемые взаимные отношения, характеризующиеся эмоциональной насыщенностью, эмоциональной и инструментальной поддержкой, эксклюзивностью, близостью и личностным отношением к партнеру .
Таким образом, следует отметить, что дружеские отношения являются важной составляющей системы межличностных отношений; дружба является значимой для человека на протяжении всей жизни, независимо от пола, возраста, социально-культурных условий.
Дружеские отношения являются в сущности половозрастными . Возрастная динамика ориентировки ребенка в дружеских отношениях выражается в переходе от ориентации на внешние относительно оснований дружеских отношений характеристики в старшем дошкольном возрасте к преимущественной ориентации на особенности взаимодействия с другом в младшем школьном возрасте, и, наконец, к ориентации на характеристики, связанные собственно с межличностными отношениями при переходе к подростковому возрасту.
В начале младшего школьного возраста наблюдается постепенное оформление интереса к другу, возникает представление об исключительности дружеских отношений , в конце младшего школьного возраста в представлениях детей дружба выступает как взаимоприятное и бесконфликтное взаимодействие в совместной деятельности , а рефлексия особенностей общения и взаимоотношений с другом на пороге подросткового возраста сопровождается ориентацией на взаимное доверие, поддержку, понимание чувств и переживаний партнера .
Мальчики и девочки в целом обозначают одинаковые качества личности на первых и последних позициях: на первых местах у мальчиков и девочек есть совпадения по таким качествам как дружелюбие, честность и веселость, по обесцениваемым качествам у мальчиков и девочек также совпадение по трем качествам - организованность, обаяние, деловитость.
Для мальчиков важными качествами выступают «честный», «верный», «справедливый», «общительный», «трудолюбивый». Для девочек такими качествами выступают «верный», «общительный», «добрый», «веселый», «честный». Отвергаемыми качествами для мальчиков выступают «предприимчивый», «энергичный», «ласковый», «умный», «скромный» и «веселый». Девочки на последние места разместили качества «скромный», «ласковый», «предприимчивый», трудолюбивый», «справедливый». Эти различия статистически значимы (р<0,05).
По выбору ценностей дружеских отношений статистически значимых различий между мальчиками и девочками выявлено не было .
Для мальчиков значимыми занятиями являются : смотреть телевизор, возиться с техникой, общаться с друзьями, заниматься спортом, гулять. Для девочек наиболее значимыми занятиями оказались : общаться с друзьями, слушать музыку, веселиться, помогать по хозяйству, играть с малышами . Избегаемыми занятиями для мальчиков выступают: играть с малышами, помогать по хозяйству, заботиться о животных, читать, веселиться. Для девочек избегаемыми занятиями выступают: возиться с техникой, заниматься спортом, смотреть телевизор, читать, заботиться о животных. Эти различия статистически значимы (р<0,01).
У младших школьников сформированы отношения на высоком уровне у 40% мальчиков и девочек соответственно, средний уровень отношений о дружбе имеют 40% мальчиков и 30% девочек. Менее всего представлен низкий уровень развития отношений - у 20% мальчиков и у 30% девочек.
При проведении встреч программы мы в соответствии с планом провели занятия где, работа была направлена на развитие навыков сотрудничества, повышения коммуникации и умения работать в коллективе. Ученики проявили большой интерес к работе, задавали вопросы и интересовались тем, как мы будем заниматься. Класс был заинтересован не только занятиями, но и созданием книги. Работа прошла успешно и принесла свой результат. Этот опыт в дальнейшем пригодится учащимся и поможет им при построении дружеских отношений.



I. Алексеева, А.В. Преподавание в начальных классах. Психолого-педагогическая практика / А.В. Алексеева, Е.Л. Бокуть, Т.Н. Сидалева. М.: ЦГЛ, 2013. 208с.
2. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
3. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. М., 1995. 47 с.
4. Божович Л.И. / Личность и ее формирование в детском возрасте., М., 199. 198-216 с.
5. Бережковская, Е.Л. Становление отношения к другу в школьном возрасте / Е.Л. Бережковская // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. №7. С. 140-160.
6. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. М.: ЭксмоПресс, 2001. 576 с.
7. Большой психологический словарь/сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
8. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г. М. Бреслав. М.: Смысл: Академия, 2004. 544 с.
9. Быкасова, Е. Круги дружбы : арт-терапия как средство развития социальных навыков / Е. Быкасова // Школьный психолог - Первое сентября. 2014. № 1. С. 8-10
10. Болотина Л.Р. , Комарова Т. С. , Баранов С. П. "Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.". - М: Издательский центр "Академия", 1997. 47 с.
II. Буре Р. С., М. В. Воробьева и др. - Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников . М. - 2004.
12. Васильева Л. - Гангус. "Азбука вежливости". - М.- 2005. 7- 9 с.
13. Васильева М. А., Гербова В. В., Т. С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. - 2005. 76 с.
14. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под.ред. Виноградовой А.М. - М., 1999. 65-71 с.
15. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций Выготский Л.С. М.: Знание, 2000. 328с.
16. Дружба и любовь / ФранческоАльберони; пер. с итал. Т. З. Клебановой; общ.ред. А. В. Мудрика. М.: Прогресс, 1991. 314 с.
17. Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения / А.К. Дусавицкий // Вопросы психологии, 1983. № 1. С. 58-65.
18. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998.
19. Ельницкий, К.В. Отношения между ученицами / К.В. Ельницкий // Лицейское и гимназическое образование . 2010. № 4. С. 92-99.
20. Забегайлова, С.И. С детства дружбой дорожить / С.И. Забегайлова // Счастливые родители. 2012. № 9. С. 130-134.
21. Захараш Т. В. "Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста".// Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М.- 2004
22. Клецина, И.С. Межличностные отношения и гендерные стереотипы: партнерство или манипуляция / И.С. Клецина, Е.В. Юркова //Материалы второй межвузовской студенческой конференции Гендерные отношения в современном российском обществе. СПб.: Владос, 2002. С.253-258.
23. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах/ Я.Л. Коломинский. Минск: ТетраСистемс, 2000.432 с.
24. Кон, И.С. Дружба / И.С. Кон. М.: Просвещение, 2005. 303 с.
25. Кравцова, Е.Е. Психологические особенности детей младшего
школьного возраста / Е.Е. Кравцова. М: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
26. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2002. 544 с.
27. Летягина, С.К. Социальные представления о дружбе в различных возрастных группах / С.К. Летягина // Известия саратовского университета. новая серия. акмеология образования. психология развития. 2010. №3. С. 78-86.
28. Лаврентьева Т.П. Культура общения дошкольников. Киев, 2005. 35-57 с.
29. Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.И. Лисиной. М., 2005. 112 с.
30. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. М., 2004. 69- 82 с.
31. Межличностное общение. Уч. для вузов. В.Н. Куницина и др. СПб. 2001. 73 с.
32. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс . - пер. с англ. З. Замчук. СПб : Питер, 2008. 793 с.
33. Массен, П. Развитие личности ребенка // Психология подростка. Хре стоматия / под ред. Фролова М.: Прогресс, 1997. 151с.
34. Медведкова, А.Н. Ролевая игра во внеклассной работе как средство развития дружеских отношений между учащимися // Фестиваль педагогических идей «1 сентября» [Электронный ресурс]: http: //fe sti val. 1 september.ru/articles/573554/
35. Морозова, Т.В. Коллективная творческая деятельность // Фестиваль педагогических идей «1 сентября» [Электронный ресурс]: ttp://festival.1september.ru/articles/643047/
36. Мохов, В.А. Особенности дружбы младших школьников и младших подростков / В.А. Мохов, Е.Е. Мохова // Учитель и ученик: проблемы, поиск, находки: Сборник ОМЦ МКО ЮЗАО. 2000. - №23. сер. 7.
37. Мохова, Е.В. Возрастная динамика представлений о друге и дружбе в младшем школьном возрасте : Дис. ... канд. психол. наук. - 19.00.13. М, 2004. 235 с.
38. Мудрик, А.В. Формирование личности школьника в процессе общения
39. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры./ Дошкольное воспитание. 1989, №4 стр. 23
40. Мудрик А. В. M.: Знание, 1997. 78 с.
41. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.
42. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. - 1980 - №5Немов, Р.С. Дружба.
43. Психология в 3 кн. - Кн.1: Общие основыпсихологии / Немов Р.С. М.: Владос, 2001. 688 с.
44. Орлова, Л. Законы дружбы : занятие для дошкольников и младших школьников / Л. Орлова // Школьный психолог - Первое сентября.2013.№ 3. С. 47-48.
45. Петровский, А.В. Категории психологии: Дружеское общение // Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: ACADEMIA, 2001. С.253-255.
46. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие дляучителя / К.Н. Поливанова.М.: Просвещение, 2008. 192 с.
47. Педагогическая диагностика по программе «Развитие», М., 2000. 47-53 с.
48. Смирнова, Е.О. Соотношение непосредственных и
опосредствованныхпобудителей нравственного поведения детей / Е.О.
Смирнова, В.М. Холмогорова // Вопросы психологии. 2001. №6. С. 26-36.
49. Смык, И.В. Дружба... за компанию? / И.В. Смык // Крестьянка. 2007.
№ 1. С. 88-91.
49. Социальная психология : учеб.пособие для вузов / под ред. А. Л. Журавлева. М. : ПЕР СЭ, 2002. 350 с.
50. Стандарты второго поколения «Внеурочная деятельность школьников»Методический конструктор под ред. Д.В. Григорьева, П.В. Степанова. - М.: Просвещение, 2011. 146 с.
51. Стрыгина, М.Н. Психологические особенности осознания себя в системе межличностных отношений младшего школьника / М.Н. Стрыгина // Наука и школа. 2011. № 6. С. 117-123.
52. Субботский Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников . - М.: Просвещение , 1981. 247 с.
53. Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев: «Радяньска школа», 1985. 17 с.
54. Тархова, Л. Дети не могут не дружить. Дети не могут не конфликтовать
/ Л. Тархова // Нарконет. 2012. № 9. С. 44-47
55. Трофимова, М. Секреты дружного класса / М. Трофимова // Здоровье школьника. 2010. № 6. С.10-16.
56. Цукерман, Г.А. Десяти-двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 17-31.
57. Шкуричева, Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников / Н. А. Шкуричева // Начальная школа. 2010. № 11. С. 6-8.
58. Шкуричева, Н.А. Воспитание гармоничных межличностных отношений младших школьников / Н.А. Шкурычева // Народное образование. 2009. № 7. С. 224-229.
СпиваковскаяАС. Игра это серьезно. М., 1981
59. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999. 219-226 с.
60. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2000. 384с.
61. Юркова, Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2004. 21 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ